Бюджетное обязательство и денежное обязательство

Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях

с изменениями от 28.09.2018

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Согласно статье 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО).

В свою очередь, денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому (юридическому) лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162, п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов — оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 «Обязательства» (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н.

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «Красное сторно» на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование — это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219, п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н. Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ, порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно пункту 6 статьи 219 БК РФ.

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

  • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 140 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 «Принятые обязательства».
  • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 141 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 «Принятые денежные обязательства».
Читайте так же:  Как происходит увольнение работника

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.

Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых публикаций.

Остались вопросы? Позвоните и мы на них ответим 8-800-250-8837 . Звонок бесплатный.

Статья подготовлена

Источник: http://grnt.ru/blog/uchet-kazennye/byudzhetnyie-i-denezhnyie-obyazatelstva-v-kazennyih-uchrezhdeniyah/

Минфин России напомнил о штрафах за нарушение учета бюджетных и денежных обязательств

AllaSerebrina / Depositphotos.com

В числе недавних поправок в КоАП – изменения в ст. 15.15.6 и ст. 15.15.7 в части разграничения административной ответственности получателей бюджетных средств за нарушения установленного порядка учета бюджетных и денежных обязательств. В частности, ст. 15.15.6 теперь применяется при выявлении нарушения требований к бюджетному и бухгалтерскому учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной и бухгалтерской отчетности. А ст. 15.15.7 дополнена нормой, предусматривающей ответственность за нарушение более чем на десять рабочих дней установленных сроков постановки на учет бюджетных и / или денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное и / или денежное обязательство (письмо Минфина России от 2 июля 2019 г. № 02-09-07/48549).

Напомним: бюджетные и денежные обязательства должны быть отражены в бюджетном учете казенного учреждения по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета счета 1 502 00 000 в соответствии с требованиями Инструкций № 157н и № 162н.

Узнайте из «Энциклопедии решений», каковы особенности принятия бюджетных обязательств и постановки их на учет в казначейских органах и как правильно организовать учет:

  • бюджетных обязательств;
  • денежных обязательств;
  • санкционирования расходов.

Получить полный доступ к интернет-версии системы ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Одновременно с этим обязательства подлежат учету в казначейских органах. Порядок и сроки постановки на учет бюджетных и денежных обязательств получателей бюджетных средств устанавливаются финорганом публично-правового образования.

Соответственно, несоблюдение порядка ведения бюджетного учета обязательств рассматривается как нарушение требований к бюджетному учету и составлению бюджетной, отчетности, за которое предусмотрена административная ответственность по ст. 15.15.6 КоАП. Размер штрафа для должностного лица будет зависеть от того, насколько значительным окажется искажение показателей отчетности, вызванное нарушением ведения бюджетного учета, – от предупреждения до 30 тыс. руб.

В свою очередь, нарушение установленных сроков постановки на учет бюджетных и / или денежных обязательств либо сроков внесения изменений в ранее поставленное на учет обязательство следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 15.15.7 КоАП РФ, предусматривающего наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 30 тыс. руб.

Источник: http://www.garant.ru/news/1283144/

Бюджетные обязательства простыми словами

Пусть для заказчиков «бюджетное обязательство» понятие и не новое, но многие до сих пор теряются и совершают ошибки при работе с ними. Как и когда принимать, как изменить и как снять БО — такой вопрос возникает у каждого представителя заказчика, который занимается закупками. В некоторых организациях работа с БО — прерогатива финансовых служб — по принципу «всё, что напрямую касается денег — наше».

У некоторых заказчиков с БО работают контрактные управляющие по логике «всё что связано с ЕИС — наше». На практике же в любой организации действует принцип — «кто первый от себя это спихнул — тот и молодец». Возможно именно поэтому столько путаницы в работе с БО и существует до сих пор. А если почитать статьи на различных ресурсах в сети Интернет, то неразберихи в работе только добавиться.

В этом материале мы не претендуем на истину в последней инстанции, но основные моменты разберём и проясним. Надеемся многим данная статья поможет.

Бюджетное обязательство — что это такое?

Понятие бюджетного обязательства дано в Бюджетном кодексе РФ. Оно вполне кратко и лаконично. Это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. На практике БО это своего рода идентификатор на ряду с идентификационным кодом закупки.

При формировании торговой процедуры закупки номер БО указывается в:

  • плане-графике закупок;
  • извещении об осуществлении закупки;
  • карточке контракта.

Когда заказчик формирует и ставит на учёт БО, то органы казначейства эти денежные средства как бы блокируют на счетах заказчика. Таким образом, не может произойти ситуации при которой заказчик заключит контракт на оказание услуг, а оплатить его не сможет.

ПРИМЕР: в 2019 году заказчику выделено пятьсот тысяч рублей на приобретение бумаги. Было решено провести один электронный аукцион на всю сумму ЛБО. В начале, разумеется, вносим эти лимиты в плановые документы — план закупок и план-график закупок. Далее необходимо сформировать сведения о принимаемом бюджетном обязательстве (если вы уверены в расчёте НМЦК это можно сделать раньше подготовки документации об аукционе). Сформировать сведения можно напрямую из ПГЗ или сделать это в Личном кабинете ЕИС в разделе «Реестр принимаемых бюджетных обязательств».

ДАННЫЕ В ПЛАНОВОМ БО

Для торговых процедур закупок карточка планового бюджетного обязательства формируется на основании позиции ПГЗ либо из реестра бюджетных обязательств в личном кабинете заказчика в ЕИС. Сведения о БО требуют от заказчика минимального «ручного заполнения». Порой достаточно просто сформировать эти сведения и направить их на контроль в УФК.

Читайте так же:  Как взыскивают алименты за прошлые

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее.

Содержание планового БО следующее:

  • Общая информация: идентификационный код закупки, номер сведений о бюджетном обязательстве, дата документа, получатель бюджетных средств (наименование организации, номер лицевого счета, наименование и код ОФК).
  • Реквизиты документа-основания: вид, номер, дата, сумма, платеж требующий подтверждения, предмет по документу-основанию.
  • Расшифровка бюджетного обязательства — КБК, объект ФАИП, вид средств, сумма БО.

После того как заказчик сформирует сведения о БО необходимо отправить документ на контроль в органы Федерального казначейства. На проверку достоверности сведений о БО у сотрудников есть три рабочих дня. При правильном оформлении БО будет поставлено на учёт. Следующим этапом работы заказчика с этой закупкой будет формирование извещения и документации о закупке. Но это немного другая история, не по этой теме.

СВЕДЕНИЯ О ПРИНЯТОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕ

К работе с бюджетными обязательствами заказчик вернётся по итогам торговой процедуры закупки при заключении контракта. В карточке контракта взаимосвязано формируются два документа — сведения о заключенном контракте и сведения о принятом БО. Оба документа формируются последовательно, одновременно подписываются одной ЭЦП заказчика и направляются на контроль в местное УФК.

По регламенту первично проверяются сведения о заключенном контракте. Если с заполнением этого документа всё в порядке, то сведения о заключенном контракте ставятся на учёт, а сведения о принятом БО принимаются на проверку.

Содержание сведений о принятом БО:

  • общая информация: ИКЗ, номер сведений о БО, дата документа, наименование и коды получателя бюджетных средств, наименование и коды ОФК, номер лицевого счета, учётный номер БО, тип бюджетного обязательства;
  • реквизиты документа-основания: номер и дата документа-основания, идентификатор закупки (для определённого вида закупок), номер реестровой записи, сумма и валюты обязательства, предмет по документу-основанию;
  • контрагенты: наименование, ИНН и КПП организации, банковские реквизиты;
  • расшифровка обязательства: КБК, код и наименование ФАИП, вид средств, признак условности платежа, сумма обязательства с разбивкой по прошлым и будущим периодам.

Большинство полей при заполнении сведений о принятом БО формируются автоматически из извещения о закупке, сведений о заключённом контракте, данных плана закупок и плана-графика закупок.

Ответы на ТОП-5 вопросов про БО:

  1. Закупки по п.29 ч.1 ст. 93 ФЗ №44-ФЗ — сведения о плановом БО в ЕИС не принимаются, при регистрации контракта и формировании сведений о заключённом контракте формируются сведения о принятом БО.
  2. Чтобы отменить уже поставленное на учёт БО, необходимо отменить связанную позицию Плана-графика закупок. После прохождения контроля ПГЗ можно аннулировать сведения о принятом БО.
  3. Дата постановки на учёт сведений о БО не влияет на дату публикации извещения. Только десять календарных дней от размещения в открытом доступе ПГЗ для первичных торговых процедур закупок.
  4. Если контрагент по контракту бюджетная организация, то в карточке реквизитов необходимо заполнять номер лицевого счёта.
  5. Признак безусловности платежа устанавливается в зависимости от наличия авансовых оплат по контракту или их отсутствия. Безусловное — аванс, условное — окончательные расчёты.

Дата публикации: 08.05.2019

Автор статьи: Мария Петухова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Источник: http://good-tender.ru/poleznye-stati/781-byudzhetnye-obyazatelstva-prostymi-slovami

Тема: Бюджетное обязательство и Полученые ЛБО

Опции темы
Поиск по теме

Бюджетное обязательство и Полученые ЛБО

Уважаемые форумчане, уже целый год не могу разобраться что каким документом проводится: раздел Санкционирование расходов бюджета. так для каких же хоз операций какие документы применять? «Бюджетное обязательство» — это полученное финансирование (фактические деньги) или это только утвержденные расходы (еще не деньги). а «Полученые ЛБО» — деньги или смета? до сих пор думала что «БО» — это деньги. теперь сомневаюсь.

JINJER, а. статью 6 Бюджетного кодекса прочитать сначала. ни как

У вас юридически вообще нет денег, то что числится на лицевом счете -даже не безнал. Что касается бюджетных обзательств, ЛБО (есть еще и денежные обязательства), то действительно если просмотреть БК, то можно несколько запутаться.

Та же песня, провела Бюджетное обязательство и Полученные ЛБО. Но на счете отрзались только лимиты. Ну нет там денег, НЕТУ! Я понимаю, что это не мой счет, а казначейский, но в моем учете финансирование я же должна как-то отразить.

Я тоже лимиты по-разному отразила, а финансирование-не могу. с чего же мне тогда списывать?

Исходя из чего следует утвереждение что

Вопрос санкционирования действительно несколько темный, в основном из-за путаницы в терминах и отсутствии каких-либо разъяснений. Последних, насколько знаю, ждать от Минфина и не стоит.
Порядок отражения операций по 5 разделу ПС больше тяготеет к правилам Управленческого учета, а не бухгалтерского.
Основная задача счетов 5 раздела не допустить несанкционированных расходов, а финансирование и проч. тут не причем.

Насколько я понимаю — объемы финансирования вообще не предмет учета БУ. ЛБО — да. А какие еще бюджетные обязательства помимо ЛБО являются предметом учета БУ? Ведь по сути то, что идет как бюджетные обязательства в ст. 6 БК РФ это всего лишь расходные обязательства государства в пределах конкретного финансового года, предусмотренные в законе, а не ЛБО, и они не могут быть объектом бюджетного учета. Это обязательства скорее юридические, вы же учитываете не договор, например, как таковой, а конкретные финансовые обязательства из него.
Определение ЛБО данное в ст. 222 БК РФ ближе к сути, но не отражает в полной мере ЛБО как предмет учета и уж тем более не равняется с определением данным в ст. 6. В статье 6 речь как я уже выше сказал не про ЛБО.
Ну если говорить в целом о БК, то руки кое кому за него можно было бы оторвать вместе с головой, поскольку там специалистты то не сразу разбирутся, что к чему. Если кому интересно, то Минфин подготоваил новый проект измнений в БК РФ. Он есть на его сайте. Достаточно любопытно.

Не знаю, может быть так будет более понятно:
— федеральный закон о поставках для госнужд, финансирование госзаказа – расходное обязательство РФ

— «расходная строка» в законе о бюджете на 2006 год в сумме, условно, 2000 рэ на цели реализации федерального закона о поставках для госнужд, финансирование приобретения оборудования для учреждений науки — бюджетное обязательство РФ

Читайте так же:  Долг по кредиту переходит на родственников

— права по принятию денежных обязательств, т.е. обязательств по оплате за счет средств бюджета, доведенные до конкретного БУ на цели реализации о поставках для госнужд, финансирование приобретения оборудования для НИИ – лимиты бюджетных обязательств (если кому удобно, пусть воспринимает это по старинке как «те самые деньги»)

— возникновение обязательства БУ по оплате из ранее заключенного госконтракта в пределах ЛБО, документально подтвержденное – принятие денежного обязательства БУ

— оплата денежного обязательства казначейством – его исполнение, при этом как таковое государство в лице казначейства должно оплатить его, если оно принято в пределах ЛБО, а хватит или нет денег (безнала, речь идет уже действительно о деньгах, а не ЛБО) на едином казначейском счете в данный конкретный момент это уже проблема казначейства, а не клиента, поэтому с недавних пор на федеральном уровне объемы финансирования не объект учета конкретного учреждения.

Господа форумчане! С отличием ЛБО от финансирования все понятно, спасибо за конкретные разъяснения многих из Вас. Но вот ситуация : ЛБО получено (условно) на 31000000, а финансирование по расходному расписанию казначейства всего лишь на 8000000.Я же должна в своем учете отметить, что списать в настоящее время могу только 8, а не 31. Или в таком случае заглядывать постоянно в казначейскую выписку, а у меня в учете будут фигурировать «мертвые» 31млн.?

В принципе у Вас есть все основания заключить, например договор, на все 31 млн. И на эту же сумму Вы принимаете БО по соответствующей статье. Однако казначейство Вам может оплатить договор только в сумме доведенного расходного расписания.
И зачем тогда заглядывать в казначейскую выписку? И почему 31 млн. «мертвые»? ЛБО — это сумма ваших возможностей. БО — это то, насколько вы эти возможности реализовали (с одной стороны возникли обязательства бюджета, с другой стороны — денежные обязательства перед поставщиком).
А финансирование — это кассовый расход.

Ну вот. опять. «. смешались в кучу кони, люди. » (с) М.Ю. Лермонтов
Solaris прав. читать Бюджетный кодекс весьма непросто, да еще и ориентируясь на внесенные в него изменения

Т.е. это обязанность предоставить срества бюджета конкретным лицам или органам, в соответсвии с заключенными договорами и обязательствами.
Нет заключенного договора — нет и БО.
И ст. 222 БК ст. 6 не противоречит, тут Solaris не прав.

Определение ЛБО дано в п. 1 ст. 223 БК:

Т.е. по логике своей, ЛБО призваны были решить задачу планирования бюджетных расходов на более короткий отрезок времени, ориентируясь на прогноз пополнения доходной части бюджета.
Т.е. имея утвержденную смету расходов, вовсе не означало, что все расходы по одной из статей можно было осуществить в одном периоде.
Однако. 173-ФЗ на 2005 год и 189-ФЗ на 2006-й. действие данного пункта приостановлено.
Сие означает, что фактически ЛБО подменяют сейчас бюджетные ассигнования, хотя реально они должны соответствовать бюджетной росписи.

Источник: http://forum.klerk.ru/showthread.php?t=75206

Как разграничить понятия «бюджетное обязательство» и «денежное обязательство»?

На основании каких документов учреждение должно принимать эти обязательства?

В ходе своей служебной деятельности специалисты бухгалтерских служб учреждений (получателей бюджетных средств) постоянно сталкиваются с необходимостью разграничивать бюджетные и денежные обязательства, возникающие у организаций в процессе финансовой и хозяйственной деятельности.

Определения данных понятий приведены в ст. 6 БК РФ. Однако ни нормы бюджетного законодательства, ни положения Инструкций, утвержденных приказами Минфина России от 01.12.2010 N 157н, от 06.12.2010 N 162н, не позволяют учреждениям выработать единый, обоснованный и бесспорный подход как по вопросу определения даты возникновения соответствующих обязательств, так и по вопросу документального подтверждения факта их возникновения.

Вместе с тем при разработке соответствующих положений учетной политики безусловно должны учитываться положения правовых актов конкретных публично-правовых образований, определяющих порядок санкционирования оплаты денежных обязательств в соответствии с требованиями п.п. 2, 4, 5 ст. 219 БК РФ.

Кроме того, в последние годы органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, активизируют работу по организации учета бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств при исполнении бюджетов по расходам. Цель организации такого учета — проверка наличия у получателей бюджетных средств достаточного объема лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации, а также проверка соблюдения иных норм действующего законодательства при принятии бюджетного обязательства.

Свою позицию по рассматриваемому вопросу в 2010 году в рамках своих полномочий сформулировало и Федеральное казначейство (смотрите ст. 166.1 БК РФ, письмо Федерального казначейства от 30.06.2010 N 42-7.4-05/2.2-420). Появление таких разъяснений связано с утверждением новой формы бюджетной отчетности — Отчета о принятых бюджетных обязательствах (форма 0503128), в котором должны отражаться данные по принятым, исполненным (не исполненным) бюджетным и денежным обязательствам.

Видео (кликните для воспроизведения).

Обратите внимание, что, вырабатывая правовую позицию по рассматриваемому вопросу, должностные лица учреждений должны руководствоваться положениями упоминаемых выше правовых актов только во взаимосвязи с иными положениями действующего законодательства (прежде всего гражданского).

Читайте так же:  Возможна ли работа несовершеннолетнего по совместительству

При этом следует понимать, что не все документы, на основании которых возникает бюджетное (денежное) обязательство, могут истребоваться органом, осуществляющим кассовое обслуживание исполнения бюджета.

А отдельные бюджетные обязательства могут регистрироваться уполномоченными органами только в момент их оплаты (речь идет, например, о публичных нормативных обязательствах или об обязательствах по договорам, которые в соответствии с действующим законодательством могут не оформляться в письменной форме).

Итак, под бюджетными обязательствами понимается, в частности, обязанность действующего от имени публично-правового образования учреждения предоставить в соответствующем финансовом году средства из соответствующего бюджета:

— физическому или юридическому лицу;

— иному публично-правовому образованию;

— субъекту международного права.

Такое обязательство может быть принято на основании:

— иных нормативных правовых актов;

— государственных (муниципальных) контрактов;

— иных гражданско-правовых договоров, соглашений (в том числе и не оформляемых в письменной форме).

Документальное подтверждение факта принятия денежного обязательства может осуществляться, в частности, на основании:

1) государственных контрактов и иных договоров, заключенных в соответствии с действующим законодательством в виде единого документа;

2) заявок, оформленных должностными лицами учреждения — инициаторами платежей (иных документов, подтверждающих принятие предложения контрагента в соответствии с положениями ст.ст. 432, 433 ГК РФ) в тех случаях, когда договор в виде единого документа не оформляется;

3) судебных решений;

4) заявлений подотчетных лиц на выдачу аванса;

5) приказов руководителя бюджетного учреждения;

6) трудовых договоров (контрактов) и штатных расписаний (штатов) (в отношении обязательств по оплате труда);

7) регистров налогового учета и учета начисленных страховых взносов;

8) иных документов, устанавливающих расходные обязательства учреждения.

Как видим, принимая бюджетное обязательство, учреждение, по сути, осуществляет предварительное резервирование объема доведенных лимитов бюджетных обязательств под реализацию положений какого-либо закона (например под начисление в течение года определенного вида пособий в определенном размере определенному количеству получателей) или договора (например на строительство здания) (п. 3 ст. 219 БК РФ).

Однако в соответствии с положениями действующего законодательства или контракта обязанность по непосредственному перечислению денежных средств может возникнуть значительно позже. Например, обязанность по перечислению аванса по контракту (денежное обязательство) может быть предусмотрена по истечении определенного времени со дня заключения контракта. А денежные обязательства по окончательному расчету возникнут только после выполнения контрагентом всех условий контракта (по выполнению строительных работ, поставке товара).

Обратите внимание, что при окончательном расчете могут быть зафиксированы отклонения от первоначально зарезервированных в качестве бюджетных обязательств лимитов (объемов финансирования). Например, общая сумма командировочных расходов (по авансовому отчету) может быть меньше (больше) суммы, предусмотренной заявлением на выдачу аванса.

Другой пример. Выплата пособия может осуществляться с определенной периодичностью (ежемесячно, ежеквартально). Соответственно, денежные обязательства по непосредственному перечислению средств будут возникать с такой же периодичностью при начислении пособий. При этом они могут изменяться, в частности, при уменьшении (увеличении) по каким-либо причинам количества получателей, индексации пособий и т.п.

Практика показывает, что в качестве документов-оснований, подтверждающих возникновение денежных обязательств, могут применяться следующие документы:

1. При поставке товаров: государственный контракт (договор) на поставку товаров и (или) накладная, и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура;

2. При выполнении работ, оказании услуг: государственный контракт (договор) на выполнение работ (оказание услуг) и (или) акт выполненных работ (услуг), и (или) счет, и (или) счет-фактура;

3. При исполнении судебного решения: исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ);

4. При аренде: договор аренды;

5. По перечислению авансовых платежей: государственный контракт (договор) (в качестве дополнительного документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства по уплате аванса, может применяться также счет, оформленный поставщиком);

6. При расчетах с подотчетными лицами: заявления подотчетных лиц на выдачу аванса (в данном случае денежные обязательства принимаются одновременно с бюджетными);

7. В отношении обязательств по оплате труда: расчетно-платежные ведомости;

8. В отношении обязательств по уплате налогов (сборов): регистры налогового учета и учета начисленных страховых взносов;

9. В других случаях: иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и правовыми актами Минфина России.

Часть из таких документов необходимо обязательно предоставлять в органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов, для санкционирования оплаты денежных обязательств. Другие же документы используются только в качестве оснований для отражения соответствующих хозяйственных операций в бюджетном учете.

Кроме того, важно понимать, что бюджетные (денежные) обязательства могут корректироваться как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения. Основанием для таких корректировок могут служить перечисленные выше документы, а также иные документы.

Например, на основании авансовых отчетов и прилагаемых к ним документов может корректироваться величина бюджетных (денежных) обязательств, ранее учтенная на основании заявлений на выдачу авансов. Бюджетные обязательства по оплате труда, принятые в начале года на основании действующих трудовых договоров (контрактов) и размера выплат, причитающихся к перечислению по таким договорам (контрактам), могут корректироваться в течение года исходя из данных о фактах увольнений и приема на работу, индексации размеров окладов и т.п.

В заключение обращаем Ваше внимание на достаточно распространенное мнение, в соответствии с которым бюджетные обязательства по оплате труда и соответствующие обязательства по уплате страховых взносов следует принимать на дату утверждения документа об их начислении. При этом в качестве главного аргумента, как правило, указывают на то, что корректировка бюджетных обязательств, принятых в начале года, очень трудоемка, а ее осуществление только по итогам года не позволит соответствующим должностным лицам контролировать соблюдение объема прав на принятие обязательств (принятие обязательств только в пределах утвержденных учреждению лимитов бюджетных обязательств).

В то же время необходимость отражения бюджетных обязательств по оплате труда в начале года на основании положений действующих трудовых договоров (контрактов) предусмотрена в письме Федерального казначейства от 30.06.2010 N 42-7.4-05/2.2-420. Поэтому применение такого подхода в настоящее время представляется более предпочтительным, но при условии, что в рамках публично-правового образования выработана единая методика принятия и корректировки данных бюджетных обязательств.

Читайте так же:  Сбербанк рефинансирование кредита ставка

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Источник: http://www.bashinform.ru/m/likbez/384172/

Порядок учета бюджетных обязательств в 2016 году

Учет бюджетных обязательств в 2016 году осуществляется организациями бюджетной системы РФ в соответствии с нормами БК РФ и корреспондирующих с ним ведомственных правовых актов. В чем их специфика и какие виды обязательств подлежат учету учреждениями бюджетной системы?

Учет бюджетных обязательств: субъекты и классификация обязательств

Под бюджетными обязательствами в соответствии со ст. 6 БК РФ понимаются обусловленные законом или договором обязанности бюджетного учреждения предоставить гражданину или юридическому лицу денежные средства из бюджета в том или ином финансовом году.

Если говорить о бюджетных обязательствах по федеральному бюджету, обусловленных законом, то к таковым можно отнести те, что предусмотрены п. 2.2 порядка, который утвержден приказом Минфина РФ от 19.09.2008 № 98н, а именно:

  • социальные выплаты гражданам;
  • осуществление межбюджетных трансфертов;
  • осуществление международных платежей;
  • обслуживание долгов государства и муниципалитетов;
  • проведение мероприятий, связанных с правоохранительной деятельностью;
  • перечисление в федеральный бюджет дебиторской задолженности.

Учет бюджетных обязательств по федеральному бюджету, возникающих в силу закона, осуществляет Федеральное казначейство — в соответствии с нормами приказа № 98н и иными корреспондирующими с ним нормативными актами.

Стоит отметить, что основная часть положений приказа № 98н с 01.01.2016 утратила силу в связи с изданием приказа Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н. В течение 2016 года останутся актуальными положения отмеченного п. 2.2 приказа № 98н. Он, как и другие нормы данного НПА, утрачивает силу с 01.01.2017, когда все правоотношения, связанные с учетом бюджетных обязательств Федеральным казначейством, будут регулироваться приказом № 221н.

Самостоятельный бюджетный учет ведется учреждениями главным образом в тех случаях, когда речь идет об обязательствах бюджетной организации по договорам. Например, по трудовым, посредством которых осуществляется наем сотрудников в штат учреждения.

В случае заключения бюджетной организацией договора (в частности, трудового с физлицом) у нее появляется особый вид обязательства — денежное, предполагающее регулярную выдачу зарплаты нанятому сотруднику. В рамках его выполнения бюджетная структура должна вести самостоятельный учет финансовых операций.

Рассмотрим специфику учета денежных обязательств бюджетными структурами подробнее.

Оплата труда как главное денежное обязательство в бюджетном учете

Учет денежных обязательств — в частности, в виде оплаты труда, предполагает решение бухгалтерией учреждения следующих основных задач:

  • отражение операций по доведению лимитов (в казенных учреждениях) или прав на принятие обязательств (в автономных и «официальных» бюджетных учреждениях), то есть доступной величины денежных средств, имеющихся в распоряжении учреждения в целях исполнения обязательств;
  • отражение операций по принятию обязательств;
  • отражение операций по исполнению обязательств.

Данные операции фиксируются на различных счетах бюджетного учета по планам, которые утверждены:

  • приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н — данный нормативный акт регулирует учет в «официальном» бюджетном учреждении:
  • приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н, регулирующим учет в автономных учреждениях;
  • приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н, содержащим нормы бухучета в казенных учреждениях.

Узнать больше об использовании планов счетов бюджетного учета вы можете в статьях:

Типичная последовательность операций (или групп операций) по учету зарплаты — главного денежного обязательства бюджетной организации — может быть следующей:

1. Отражается тот факт, что до организации доведены лимиты по обязательствам.

2. Отражается принятие обязательств — в соответствии с трудовыми договорами.

3. Отражается начисление зарплаты сотрудникам в пределах лимитов или располагаемых бюджетной организацией прав на принятие обязательств.

4. Отражается фактический объем зарплаты, подлежащий выдаче.

5. Отражается факт поступления средств в кассу.

6. Отражается факт выдачи зарплаты.

7. При необходимости фиксируется депонирование невыплаченной зарплаты из кассы.

8. Отражается факт перечисления депонированных денежных средств на специальный счет.

9. Отражается факт возврата депонированных средств в кассу в целях последующей выдачи зарплаты.

10. Отражается факт выплаты зарплаты за счет депонированных средств.

Следует отметить, что некоторые из учитываемых в рамках указанной последовательности операций относятся не только к денежным обязательствам, но также к типичным бюджетным.

Чем они принципиально отличаются?

Денежные и бюджетные обязательства: принципиальные различия

Главный критерий разграничения бюджетных и денежных обязательств — первые подлежат исполнению исходя из расчетных данных. Если говорить об оплате труда — это могут быть сведения по окладам и надбавкам в соответствии со штатным расписанием учреждения.

Денежные обязательства принимаются только при условии юридически значимых оснований, актуальных на момент исполнения. Таких как, например, фактическое выполнение работы по договору с учетом возможных переработок, фиксируемое, к примеру, в табеле учета рабочего времени.

Узнать больше о специфике учета рабочего времени и использовании в этих целях унифицированных форм вы можете в статьях:

Таким образом, первые 3 операции или их группы по алгоритму, рассмотренному нами выше, соответствуют бюджетным обязательствам. Операции с 4-й по 10-ю — уже денежным.

Итоги

Обязательства бюджетных организаций классифицируются на те, что предусмотрены законом, и те, что возникают в силу договора. Учет первых ведется непосредственно Федеральным казначейством, вторых — как правило, самой организацией. В числе собственных обязательств бюджетных организаций — финансовые, чаще всего представленные зарплатой сотрудников. Порядок учета бюджетных обязательств предполагает последовательное отражение типичных бюджетных, а также финансовых обязательств исходя из используемых оправдательных документов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://nalog-nalog.ru/buhgalterskij_uchet/poryadok_ucheta_byudzhetnyh_obyazatelstv_v_2016_godu/

Бюджетное обязательство и денежное обязательство
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here