Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел

Юридическая ответственность сотрудников ОВД.

Правонарушения, совершаемые сотрудником органов внутренних дел, можно классифицировать на такие виды:

  • 1) совершаемые на службе;
  • 2) совершаемые в связи со службой;
  • 3) совершаемые вне службы.

Многочисленный персонал ОВД как часть населения страны подвергается воздействию общих факторов правонарушений, коренящихся в социальных противоречиях.

Особые условия, которые способствуют совершению правонарушений в системе правоохранительных органов, выражаются в следующих возможностях:

  • — употребление во зло властных полномочий (злоупотребление служебным положением);
  • — использование не по назначению табельного оружия;
  • — употребление во зло служебных помещений;
  • — использование не по назначению спецсредств, спецтехники;
  • — употребление во зло изоляторов временного содержания подозреваемых (ИВС) и следственных изоляторов (СИЗО).

Юридическая ответственность сотрудника ОВД является составной частью его специального правового статуса как должностного лица (наряду с полномочиями, т.е. правами и обязанностями). Она имеет вторичный характер: реализуется в результате совершенного правонарушения, представляет собой не просто нарушение исполнения долга, а и реакцию на правонарушение, которая влечёт наступление неблагоприятных последствий для виновного лица. Правда, действующее законодательство Украины не всегда конкретизирует ответственность отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел, за исключением уголовной и административной. Эффективности юридической ответственности сотрудника органов внутренних дел способствовало бы чёткое указание на составы правонарушений, влекущие дисциплинарную, материальную и иные традиционные виды ответственности.

Если рассматривать особенности юридической ответственности сотрудника органов внутренних дел в контексте общегражданской юридической ответственности, то вывод может быть один: он несёт одинаковую ответственность за одинаковые правонарушения с другими гражданами; для него существуют: одинаковые основания для привлечения к юридической ответственности (наличие состава правонарушения), единый процессуальный порядок, единое судопроизводство и др. Здесь действуют общие для всех граждан конституционные принципы: равенство перед законом, равная ответственность перед судом.

Если рассматривать особенности юридической ответственности сотрудника органов внутренних дел в контексте его служебной деятельности, то общим правилом является следующее: он несёт повышенную ответственность за нарушение норм права, так как наделен большим объемом прав и обязанностей — полномочий (правообязанностей) по отношению к личности и гражданину.

К особенностям юридической ответственности сотрудника внутренних дел можно отнести:

  • 1) более широкий круг оснований для ответственности;
  • 2) наличие оснований ответственности, применяемых только к сотрудникам внутренних дел как к служащим;
  • 3) повышенный уровень ответственности в отношении тех её видов, которые распространяются и на граждан;
  • 4) возникновение составов правонарушений как непосредственного результата наличия государственно-властных полномочий.

Виды юридической ответственности, применяемые к сотрудникам органов внутренних дел:

  • — уголовная — лишение свободы, конфискация имущества, исправительные работы без лишения свободы и др. — конкретные санкции применяются только за совершение преступлений, перечень которых содержится в уголовном законодательстве;
  • — административная — лица рядового и начальствующего состава несут ответственность за административные правонарушения по дисциплинарным уставам; за нарушения правил дорожного движения, охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду — на общих основаниях. К ним не могут быть применены такие меры, как штраф, административный арест, исправительные работы;
  • — дисциплинарная — налагается в порядке, предусмотренном правилами внутреннего распорядка, а также в соответствии с нормами Положения о службе в органах внутренних дел и Дисциплинарного Устава органов внутренних дел — в случае, если за такие нарушения не установлена административная или уголовная ответственность;
  • — материальная — наступает тогда, когда сотрудник (причинитель вреда) находится в трудовых или служебных отношениях с потерпевшим. Материальная ответственность распространяется на случаи причинения ущерба государственной собственности.

Её размер за ущерб, причиненный сотрудником (лицом рядового и начальствующего состава) государству при исполнении служебных обязанностей, зависит от состава правонарушения. Как правило, это — неполное возмещение вреда в порядке регресса соответствующему органу внутренних дел, поскольку ущерб причиняется при исполнении служебных обязанностей. А орган внутренних дел возмещает ущерб в полном объеме независимо от вины сотрудника (причинителя вреда) — в результате неправильного исполнения им служебных обязанностей — тем организациям, предприятиям, гражданам, которым он был нанесен; гражданско-правовая — наступает тогда, когда сотрудник (причинитель вреда) не находится в трудовых или служебных отношениях с потерпевшим; он возмещает любой имущественный вред, причиненный им не при исполнении служебных обязанностей.

Источник: http://vuzlit.ru/798491/yuridicheskaya_otvetstvennost_sotrudnikov

Нарушение служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел: актуальность проблемы, причины и некоторые пути её решения

Статья просмотрена: 9981 раз

Библиографическое описание:

Мальцев Е. П. Нарушение служебной дисциплины сотрудниками органов внутренних дел: актуальность проблемы, причины и некоторые пути её решения // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 382-384. — URL https://moluch.ru/archive/47/5874/ (дата обращения: 25.01.2020).

В истории России органы внутренних дел всегда занимали значительное место, в том числе и в системе органов государственной власти, оказывая заметное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. В этом отношении не является исключением и современный период развития российского общества. Данная государственная структура находится под пристальным вниманием руководства страны, политических сил самого различного спектра, общественности и рядовых граждан. Это объясняется, в первую очередь, функционально-целевым назначением органов внутренних дел, наличием у них широких полномочий по применению комплекса мер для конструирования систем общественной и личной безопасности и обеспечения их эффективного функционирования.

В связи с реформированием Министерства внутренних дел России и его территориальных органов, совершенствованием системы гарантий прав и основных свобод граждан, отмечается повышенное внимание государства и общества к вопросам правового статуса сотрудников органов внутренних дел, в том числе к повышенным требованиям, предъявляемым к служебной дисциплине сотрудников органов внутренних дел.

На проблему соблюдения служебной дисциплины было обращено и внимание Президента Российской Федерации, который потребовал от государственных и муниципальных служащих, чтобы они соотносили свои действия с установленными правилами поведения на службе, «…невыполнение данных правил должно влечь дисциплинарную ответственность, а в необходимых случаях административную или уголовную ответственность» [1]. В одном из своих выступлений Д.А. Медведев отметил, что «…значительная часть проблем, существующих и в Вооруженных силах и в правоохранительных органах, и в специальных службах, связана с падением дисциплины … Дисциплина – ключ к решению самых разных задач… Обратите внимание на дисциплину, потому что ею заниматься нужно всегда» [2].

Читайте так же:  Увольнение по собственному желанию главного бухгалтера пенсионера

Очевидно, что представление об органах правопорядка складывается в первую очередь на основе личного контакта с его сотрудниками. Поэтому очень важно, каким будет сотрудник органов внутренних дел (полиции). От этого во многом зависит и успех проводимой реформы МВД, в рамках которой особое внимание уделяется повышению профессиональных и личностных требований к кадровому составу.

Несмотря на принимаемые меры по профилактике, нарушения служебной дисциплины и законности в органах внутренних дел остаются еще на достаточно высоком уровне. Ряд происшествий произошедших с участием и по вине сотрудников полиции вызвали большой общественный резонанс и резкий рост критики в их адрес, что способствует формированию негативного отношения граждан к органам внутренних дел, снижению эффективности принимаемых мер по укреплению доверия граждан к органам правопорядка.

Среди причин роста числа дисциплинарных проступков сотрудниками органов внутренних дел, ученые выделяют ряд факторов носящих «объективно-субъективный» характер, оказывающих отрицательное влияние на состояние служебной дисциплины как отдельно взятого сотрудника, так и всего подразделения в целом, к их числу относят [3,4].

    Детальную правовую регламентацию деятельности сотрудников, которая означает необходимость руководствоваться заранее предписанными правилами (например, служебными инструкциями, приказами и т, д.). С одной стороны, несоблюдение этих правил может препятствовать успешному выполнению служебных обязанностей и соблюдению принципа законности. С другой стороны, высокая жесткость реализуемых предписаний и необходимость их точного выполнения могут вызвать стремление действовать по шаблону, не вникая глубоко в содержание той или иной правовой нормы и способствовать, тем самым, возникновению проявлений профессиональной деформации.

    Наличие властных полномочий, которые предоставлены сотрудникам органов внутренних дел для того, чтобы они могли более полно реализовать свои должностные обязанности, направленные, в частности, на обеспечение безопасности, благо­получия и спокойствия граждан. К подобным властным полномочиям отно­сятся, например, возможность применения санкций принуждения, выясне­ние подробных обстоятельств личной жизни людей, ограничение свободы отдельных граждан, и даже применение силы. В результате у сотрудников, реализующих данные полномочия, может выработаться склонность к их чрезмерному и недостаточно обоснованному применению.

    Повышенную социальную и юридическую ответственность за ха­рактер и результаты своей деятельности, когда успехи могут оказываться незамеченными, но почти каждая ошибка становится объектом пристально­го внимания со стороны общественности и может быть наказуема законом.

    Психические и физические перегрузки. Психофизиологические перегрузки могут быть вызваны нестабиль­ным графиком работы, длительным лишением сна, резкими колебаниями вынужденной активности или, напротив, монотонностью деятельности и продолжительными дежурствами, а также работой в неудобное или сверх­урочное время. В таких условиях труда происходит перенасыщенность информацией или, наоборот, наступает сенсорная изоляция. В результате организм не успевает адаптироваться к быстро изменяющимся условиям несения службы, что снижает продуктивность деятельности, повышает ве­роятность травматизма и происшествий.

    Организационный фактор, выраженный наличием неопределенных ролевых обязанностей и отсутствие точ­ных должностных инструкций. Нечеткий перечень служебных функций ставит сотрудников в уязвимую позицию. Если они не вмешиваются в ситуацию, то это может быть расценено как бездействие. Если же они проявляют инициативу, то это иногда понимается как превышение полномочий.

    Рассмотренные нами факторы, не охватывают всего многообразия отношений и сложных ситуаций, возникающих в деятельности сотрудников органов внутренних дел. Но учитывая влияние этих и других факторов, причин и условий необходимо проводить активную работу по поддержанию и укреплению служебной дисциплины по двум основным направлениям.

    Первое направление — внесение корректив в содержание, методы и принципы применения административно-правовых средств обеспечения и поддержания служебной дисциплины, путем внесения поправок в действующее законодательство. И здесь особое внимание должно быть уделено институту дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел, поскольку, являясь с одной стороны, средством обеспечения законности и эффективности деятельности в сфере исполнения возложенных на них задач, с другой стороны выступает юридической гарантией защиты правового статуса сотрудника. Оптимизация дисциплинарной практики и защита сотрудников от произвольного применения мер дисциплинарного воздействия обуславливает необходимость совершенствования этого института.

    В рамках данного направления необходимо решить ряд проблемных вопросов, а именно:

      Изложить определение нарушения служебной дисциплины в следующей редакции: «Нарушением служебной дисциплины понимается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей и непосредственного руководителя при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав, если за указанное действие (бездействие) законодательством Российской Федерации не установлена административная или уголовная ответственность».

      Исключить из перечня дисциплинарных взысканий, применяемых к сотрудникам органов внутренних дел, санкции, схожие по характеру последствий для нарушителя. Так, можно констатировать отсутствие какого-либо внятного различия между такими взысканиями как «выговор» и «строгий выговор». Можно сделать вывод о том, что подобное деление взысканий на виды весьма условно, и как правило, их применение основано от степени «психологического» воздействия, которое необходимо оказать на нарушителя служебной дисциплины. Мы предполагаем, что такая «развернутая» система дисциплинарных взысканий, скорее всего, является «данью традициям», архаизмом, и связана с тем, что на протяжении всего времени существования милиции система дисциплинарных отношений строилась применительно к дисциплинарным отношениям, сложившимся в Красной армии, и регулировалась дисциплинарными уставами, разработанными на основе уставов РККА [5]. По нашему мнению, дисциплинарное взыскание в виде строгого выговора необходимо исключить.

      На законодательном уровне, по-прежнему, остался не решенным вопрос об особенностях привлечения к дисциплинарной ответственности лиц, в отношении которых была произведена замена административной ответственности дисциплинарной. Нет также и указания на необходимость информировать должностное лицо, возбудившее дело об административном правонарушении, о примененном в отношении виновного сотрудника дисциплинарном взыскании.

      Думается, что в ст. 51 федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел» необходимо внести уточнение, какие взыскания следует применять в случае замены административной ответственности дисциплинарной, в целях обеспечения справедливости наказания. Очевидно, что при совершении административного правонарушения, влекущего для обычного гражданина административный штраф, ограничиться замечанием вряд ли возможно. С другой стороны, факт привлечения сотрудника к административной ответственности не влечет никаких последствий по службе, в отличие от дисциплинарного взыскания.


        Начальнику (руководителю) необходимо стремиться к тому, чтобы налагаемое на сотрудника взыскание соответствовало тяжести совершенного проступка и степени его вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимается во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение сотрудника, признание им своей вины, его отношение к службе, результаты деятельности, наличие либо отсутствие не снятого дисциплинарного взыскания.

        Читайте так же:  Как взять ипотеку с черной зарплатой

        Второе направление заключается в проведении эффективной работы по психологическому обеспечению профилактики деструктивного поведения среди сотрудников органов внутренних дел. Развитие психологического мониторинга девиантного поведения сотрудников ОВД и последующая коррекция этого поведения являются основой для дальнейшего совершенствования профилактики нарушений служебной дисциплины и законности личным составом. Как система она должна включать в себя два основных направления (превентивное и реабилитационное) и реализовываться в условиях:

          повышения у сотрудников уважения к избранной профессии и утверждения в ОВД прогрессивной организационной культуры;

          формирования правильного отношения руководства и всех сотрудников к профессиональной деформации, проведению периодического освидетельствования на её наличие и принятию соответствующих мер воздействия;

          создания инновационного климата для внедрения форм и методов, способствующих профессиональному и личностному росту личного состава ОВД;

          разнообразия форм проведения досуга, т. к. сегодня значительная часть правонарушений и чрезвычайных происшествий все еще совершается во внеслужебное время;

          создания мотивации у сотрудников органов внутренних дел на профессиональную деятельность.

          В рамках данного направления необходимо уделить особое внимание дисциплинарной практике руководителя (начальника, командира) по поддержанию высокого уровня организованности и дисциплинированности личного состава. Она достигает своей цели только тогда, когда осуществляется правильно и в ней используется все многообразие средств воздействия на личный состав и учитываются психологические особенности подчиненных. Эффективная дисциплинарная практика связана с умениями руководителя предъявлять обоснованные требования к подчиненным, справедливо применять поощрения за достижения в труде и налагать взыскания за совершенные дисциплинарные проступки.

          Успех в применении указанных мер профилактики нарушений дисциплины и законности среди личного состава ОВД, естественно, во многом зависит от позиции, занимаемой руководителями различного уровня. Если они сами не демонстрируют образцы ответственного и дисциплинированного отношения к делу (и тем самым не утверждают свой авторитет), вместо них активное влияние на подчиненных будут оказывать неформальные лидеры. В случае, если последние являются людьми недисциплинированными, их модель поведения будет накладывать негативный отпечаток на поведение других сотрудников. Крайне важно повысить роль руководителей в осуществлении ежедневной воспитательной работы с личным составом. От ее качества зависит, смогут ли сформироваться и проявиться у подчиненных такие нравственные характеристики, как чувство долга и ответственности, совести и непримиримости к антиобщественным проявлениям [6].

          Послание Президента РФ Медведева Д.А. Федеральному Собранию РФ. 5 ноября 2008 года // www . kremlin . ru

          Стенограмма выступления Президента РФ Д.А. Медведева на церемонии представления офицеров, назначенных на вышестоящие командные должности, и присвоения им высших воинских (специальных) званий // http : // ПрезидентРФ/ новости/ 9813

          Безносов С.П. Профессиональные деформации личности (подходы, концепции, метод): Автореф. дис. доктора психол. наук. — СПб: СПбГУ, 1997.

          Медведев В.С. Профессиональная деформация лично­сти как проблема ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. 1996. № 1 (3). С. 15 — 17.

          Горбунов С.П. Становление и развитие дисциплинарных отношений в милиции РСФСР (1917 — 1931 гг.): дисс…. канд. юрид. наук. — Москва, 2001.

          Психологическое обеспечение профилактики нарушений служебной дисциплины в органах внутренних дел: учебно-методическое пособие. — М.: ЦОКР МВД России, 2008. — С.3

          Источник: http://moluch.ru/archive/47/5874/

          Виды ответственности сотрудника органов внутренних дел

          Ответственность сотрудника органов внутренних дел в Российской Федерации закреплена в статье 15 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011г. № 342-ФЗ.

          Часть 1 статьи 15 Закона № 342-ФЗ указывает на несение сотрудником ОВД уголовной ответственности за совершение преступления. В Уголовном кодексе Российской Федерации (далее – УК РФ) устанавливается, что совершение преступления сотрудником ОВД является обстоятельством, отягчающим наказание (п. «о» в ч. 1 ст. 63). Одновременно УК РФ содержит ст. 286.1, устанавливающую уголовную ответственность сотрудника ОВД за неисполнение приказа начальника, отданного в установленном порядке и не противоречащего закону, в результате чего был причинен существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

          В части 2 статьи 15 Закона № 342-ФЗ регламентирована ответственность сотрудника ОВД за совершение административного правонарушения.В случае совершения административного правонарушения сотрудник ОВД несет дисциплинарную ответственность в соответствии с положениями Федерального закона № 342-ФЗ, Дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации, за исключением административного правонарушения, за совершение которого сотрудник ОВД подлежит административной ответственности на общих основаниях в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

          Изложенное регулирование соответствует нормам статьи 2.5 КоАП РФ «Административная ответственность военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания». Так, согласно ч. 1 указанной статьи за административные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 данной статьи, сотрудники ОВД, имеющие специальные звания, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение службы указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность (т.е. в соответствии с КоАП РФ). В части 2 указанной статьи установлено, что за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.1 — 5.26, 5.45 — 5.52, 5.56, 6.3, 7.29 — 7.32, 7.32.1, главой 8, статьей 11.16 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главой 12, статьей 14.9, частью 3 статьи 14.32, главами 15 и 16, статьями 17.3, 17.7 — 17.9, частями 1 и 3 статьи 17.14, статьями 17.15, 18.1 — 18.4, частями 2.1, 2.6 статьи 19.5, статьями 19.5.7, 19.7.2, частью 5 статьи 19.8, статьей 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) и частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, сотрудники ОВД, несут административную ответственность на общих основаниях.

          Часть 3 статьи 15 Закона № 342-ФЗ предусматривает, что за нарушения служебной дисциплины на сотрудника ОВД налагаются дисциплинарные взыскания. При этом в рамках регламентации наложения дисциплинарных взысканий сделана отсылка к следующим статьям Закона № 342-ФЗ: ст. 47, содержащей общие положения о служебной дисциплине; ст. 49, определяющей понятия нарушения служебной дисциплины и грубого нарушения служебной дисциплины; ст. 50, предусматривающей виды дисциплинарных взысканий; статей 51, 51.1 устанавливающей порядок наложения на сотрудников ОВД дисциплинарных взысканий.

          Читайте так же:  Трудовой кодекс рф график работы

          Часть 5 статьи 15 Закона № 342-ФЗ предусматривает, что вред, причиненный гражданам и организациям противоправными действиями (бездействием) сотрудника ОВД при выполнении им служебных обязанностей, подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством РФ.

          В основе данного регулирования лежат нормы статьи 52 Конституции Российской Федерации, устанавливающей, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом и что государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, а также статьи 53 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. В развитие данных конституционных норм в статье 16 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) закреплено, что убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Россией, соответствующим субъектом РФ или муниципальным образованием.

          В статье 1069 главы 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» части второй ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Там же предусмотрено, что вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

          Статья 1070 ГК РФ регламентирует ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. В соответствии с частью 1 указанной статьи вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста, а также вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

          В части 2 статьи 1070 ГК РФ установлено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных ч. 1 данной статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 ГК РФ.

          Предъявление иска о возмещении на основании ст. 1069 ГК РФ вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц этих органов, и рассмотрение этого иска судом общей юрисдикции или арбитражным судом осуществляются в соответствии с подведомственностью по общим правилам искового производства.

          Согласно ст. 1082 части второй ГК РФ, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (ч. 2 ст. 15 части первой ГК РФ). Как определено в норме, к которой сделана отсылка (ч. 2 ст. 15 части первой ГК РФ), под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

          Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, должностных лиц этих органов, регламентировано положениями гл. 24.1 «Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» Бюджетного кодекса Российской Федерации.

          Видео (кликните для воспроизведения).

          Часть 5 статьи 15 Закона № 342-ФЗ также устанавливает, что в случае возмещения Российской Федерацией вреда, причиненного противоправными действиями (бездействием) сотрудника ОВД, федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел имеет право обратного требования (регресса) к сотруднику ОВД в размере выплаченного возмещения. При этом предусмотрено, что данное право реализуется путем обращения указанного федерального органа в суд от имени Российской Федерации с соответствующим исковым заявлением.

          Изложенное основано на норме ч. 1 ст. 1081 ГК РФ, согласно которой лицо, возместившее вред, причиненный другим лицом (работником при исполнении им служебных, должностных или иных трудовых обязанностей, лицом, управляющим транспортным средством, и т.п.), имеет право обратного требования (регресса) к этому лицу в размере выплаченного возмещения, если иной размер не установлен законом. Соответственно, судебная практика исходила из того, что в случае, если вред, причиненный ненадлежащим исполнением служебных обязанностей сотрудниками ОВД, возмещен за счет казны Российской Федерации, прокурор в интересах Российской Федерации вправе в порядке регресса обратиться в суд с иском к тем сотрудникам ОВД, по чьей вине причинен вред.

          В части 6 статьи 15 Закона № 342-ФЗ предусмотрено, что сотрудник ОВД несет материальную ответственность за ущерб, причиненный федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальному органу, подразделению. В отношении порядка и случаев несения такой ответственности данная норма отсылает к трудовому законодательству.

          Материальная ответственность работника регламентирована главой 39 Трудового кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ), которую открывает статья 238, предусматривающая следующее:

          работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб. Неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию с работника не подлежат (ч. 1);

          под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества), а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ч. 2).

          Следует также отметить, что в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 16 ноября 2006г. № 52 (в ред. от 28.09.2010г.) «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» даны разъяснения по применению норм главы 39 ТК РФ.

          Читайте так же:  Замена военного билета в 45 лет

          Источник: http://27.xn--b1aew.xn--p1ai/Pravovoe_informirovanie/%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F-%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F/item/9409113

          Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности работников, федеральных государственных гражданских служащих, сотрудников органов внутренних дел

          Для того, чтобы не допустить нарушений установленного законодательством порядка, необходимо обратить внимание на следующее.

          Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников органов внутренних дел установлен Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

          Дисциплинарное взыскание должно быть наложено не позднее чем через две недели со дня, когда прямому руководителю (начальнику) или непосредственному руководителю (начальнику) стало известно о совершении сотрудником органов внутренних дел дисциплинарного проступка, а в случае проведения служебной проверки или возбуждения уголовного дела — не позднее чем через один месяц со дня утверждения заключения по результатам служебной проверки или вынесения окончательного решения по уголовному делу. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке.

          Дисциплинарное взыскание не может быть наложено на сотрудника органов внутренних дел по истечении шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности — по истечении двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время производства по уголовному делу. До наложения дисциплинарного взыскания от сотрудника органов внутренних дел, привлекаемого к ответственности, должно быть затребовано объяснение в письменной форме. В случае отказа сотрудника дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

          О наложении на сотрудника органов внутренних дел дисциплинарного взыскания издается приказ руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Дисциплинарное взыскание в виде замечания или выговора может объявляться публично в устной форме. В случае временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке приказ о наложении на него дисциплинарного взыскания издается после его выздоровления, выхода из отпуска или возвращения из командировки.

          Наложение дисциплинарных взысканий в устной форме в отношении ФГГС и работников не предусмотрено.

          Уполномоченный руководитель обязан в течение трех рабочих дней ознакомить сотрудника органов внутренних дел под расписку с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания. В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности сотрудника, нахождения его в отпуске или в командировке, а также время, необходимое для прибытия сотрудника к месту ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания или для доставки указанного приказа к месту службы сотрудника.

          Об отказе или уклонении сотрудника органов внутренних дел от ознакомления с приказом о наложении на него дисциплинарного взыскания составляется акт, подписываемый уполномоченными должностными лицами.

          Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих установлен Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

          Перед применением дисциплинарного взыскания в отношении ФГГС проводится служебная проверка. Привлечение к дисциплинарной ответственности ФГГС без проведения служебной проверки не предусмотрено.

          До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт.

          Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, времени проведения служебной проверки, а также (что не предусмотрено у сотрудников) других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам времени проведения служебной проверки.

          Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

          Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

          Срок ознакомления с приказом отличается от срока, установленного для сотрудников органов внутренних дел и работников, которые должны быть ознакомлены с приказом в течение трех рабочих дней.

          Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности работников установлен Трудовым кодексом Российской Федерации.

          Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. При этом, в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий.

          До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

          Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

          До применения взыскания от работника в обязательном порядке должно быть затребовано письменное объяснение. В случае не предоставления объяснений в течение двух рабочих дней, составляется акт.

          Существуют различия в видах дисциплинарных взысканий.

          За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

          1. замечание;
          2. выговор;
          3. увольнение по соответствующим основаниям.

          В отношении государственных гражданских служащих применяются следующие дисциплинарные взыскания:

          1. замечание;
          2. выговор;
          3. предупреждение о неполном должностном соответствии;
          4. увольнение с гражданской службы по определенным основаниям.

          На сотрудника органов внутренних могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания:

          1. замечание;
          2. выговор;
          3. строгий выговор;
          4. предупреждение о неполном служебном соответствии;
          5. перевод на нижестоящую должность в органах внутренних дел;
          6. увольнение со службы в органах внутренних дел по определенным основаниям.

          Источник: http://64.xn--b1aew.xn--p1ai/pravoinform/uridicheskaya-pomosh/item/10884358

          Ответственность органов внутренних дел, следственных органов и их должностных лиц

          Органы внутренних дел, следственные органы и их должностные лица несут ответственность за неправомерные действия или бездействие.

          Читайте так же:  Иск в суд о незаконном увольнении образец

          Правовые аспекты и характеристика субинститута ответственности должностных лиц органов внутренних дел и следственных органов

          Согласно законодательству, регламентирующему порядок и условия налогообложения, в частности НК РФ, налоговые органы являют собой систему, основное направление которой – это осуществление контроля над своевременной уплатой налоговых платежей и сборов.

          Представители налоговых структурных образований должны действовать в пределах своих полномочий и только в соответствии с законодательством РФ. При этом тот же нормативно-правовой акт четко определяет права и обязанности органов внутренних дел, а также следственных органов и их должностных лиц, которыми они наделены для выполнения своих служебных обязанностей.

          Невыполнение законодательных предписаний, что влечет за собой неправомерные действия или бездействие должностных лиц, является основанием для привлечения последних к правовой ответственности.

          Основанием для привлечения должностных лиц ОВД к юридической ответственности является совершение последними неправомерного действия или бездействия, последствия которого стали причиной нанесения налогоплательщику ущерба. При этом ущерб, нанесенный пострадавшему от правонарушения лицу, подлежит возмещению за счет средств из федерального бюджета.

          Порядок возмещения вреда регламентирован НК РФ, а также другими специальными нормативно-правовыми актами. Право граждан на возмещение ущерба, нанесенного как должностными лицами органов внутренних дел, так и должностными лицами следственных органов, гарантировано российским законодательством.

          При рассмотрении дел о возмещении ущерба, нанесенного в результате неправомерных действий должностных лиц или их бездействий, расчет суммы, подлежащей компенсации осуществляется на основании предоставленных доказательств. При этом доказательства должны соответствовать законодательным требованиям допустимости и относимости.

          В качестве доказательств возможно использование только тех документов, которые подтверждают непосредственно нанесение вреда и его размер. К тому же, для подтверждения этих сведений используются только те документы, основным предназначением которых является отображение расчетных операций. К примеру, это может быть смета затрат, разработанная для устранения недостатков услуг, работ и прочее.

          За совершение неправомерных действий или в случае преступного бездействия должностных лиц законодательными актами РФ предусмотрено привлечение правонарушителей к таким видам ответственности: административной, дисциплинарной, уголовной, а также материальной и гражданско-правовой.

          Виды юридической ответственности и основания привлечения к ней ОВД и следственных органов

          Сотрудники ОВД могут принимать участие в проведении налоговыми органами контролирующих операций и проверок в случае их привлечения к делу путем направления соответствующего запроса.

          В случае совершения представителями ОВД противозаконных действий во время реализации контролирующих и проверочных мероприятий, нарушители привлекаются к разным видам юридической ответственности.

          Виды ответственности ОВД за неправомерные действия и преступное бездействие их сотрудников во время исполнения служебных обязанностей:

          • дисциплинарная;
          • административная;
          • гражданско-правовая;
          • материальная;
          • уголовная.

          Основания для привлечения сотрудников ОВД и следственных органов к дисциплинарной ответственности

          Основания для привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности — непосредственное нарушение служебных порядков и пренебрежение обязанностями, то есть меры дисциплинарного взыскания применяются в случае несоблюдения правил служебной дисциплины.

          Общий порядок привлечения должностных лиц к данному виду ответственности, а также основания для назначения дисциплинарного взыскания регламентированы ТК РФ.

          Непосредственно составы дисциплинарных правонарушений, при наличии которых допускается привлечение лица к соответствующей юридической ответственности, предусмотрены специальными актами правотворчества. Так, для представителей органов внутренних дел таковыми являются:

          1. Закон «О милиции»;

          2. Соответствующие положения.

          За совершение дисциплинарных проступков на сотрудников органов внутренних дел налагаются следующие виды наказаний:

          • вынесение выговора;
          • вынесение строгого выговора;
          • предупреждение;
          • снижение должностного лица, совершившего проступок, в звании;
          • понижение правонарушителя в должности;
          • лишение нагрудного знака;
          • крайняя мера дисциплинарного взыскания — увольнение.

          Необходимый объем полномочий, позволяющий назначить меру дисциплинарного взыскания сотруднику ОВД, имеет лишь то должностное лицо, которое вправе принимать граждан на определенную должность.

          Основания привлечения должностных лиц к административной ответственности

          Основанием для наложения административного взыскания является совершение чиновником административного проступка. Данная норма закреплена и гарантирована КоАП РФ.

          Виды проступков, влекущие за собой привлечение к ответственности и сопутствующее применение мер административного взыскания:

          • невыполнение либо исполнение ненадлежащим образом служебных обязанностей;
          • совершение неправомерных действий или бездействия, что повлекло за собой нарушение законных прав граждан;
          • отказ сотрудника внутренних дел в рассмотрении заявления гражданина или в приеме документа;
          • нарушение порядка рассмотрения заявлений граждан, а также несоблюдение сроков;
          • принятие необоснованного решения, которое нанесло ущерб гражданину.

          Представленный перечень правонарушений не является исчерпывающим.

          Полный список оснований, а также порядок привлечения должностных лиц к административной ответственности изложены в КоАП РФ.

          Как правило, основной мерой административного взыскания в отношении должностных лиц является применение штрафных санкций, размер которых зависит от степени тяжести совершенного проступка, а также от других факторов, имеющих значение при определении наказания (повторность, размер ущерба, нанесенного правонарушением и т. д.).

          Гражданско-правовая и материальная ответственность должностных лиц

          Неправомерные действия или бездействие должностных лиц как внутренних органов, так и следственных, в результате совершения которых был нанесен ущерб гражданам, являются основанием для привлечения нарушителя к гражданско-правовой ответственности.

          Особенности привлечения должностных лиц к материальной и гражданско-правовой ответственности:

          • возмещение ущерба осуществляется за счет средств из государственного бюджета, должностное лицо при этом привлекается к материальной ответственности;
          • нарушитель, являющийся должностным лицом, не несет ответственности перед лицами, пострадавшими от его неправомерного действия или бездействия, поскольку, согласно законодательству, должностные лица не входят в число субъектов гражданских правоотношений;
          • возмещение вреда, причиненного незаконными действиями чиновника, происходит в порядке, установленном ГК РФ;
          • привлечение должностного лица к материальной ответственности не исключает возможности наложения на него меры административного взыскания или применения дисциплинарного наказания.

          Уголовная ответственность сотрудников органов внутренних дел и должностных лиц следственных органов

          Уголовная ответственность наступает при совершении чиновником неправомерных действий, что произошло с помощью использования полномочий, которыми наделен нарушитель в силу своего служебного положения. Должностное лицо является специальным субъектом преступления.

          Можно выделить несколько групп преступлений, за совершение которых возможно привлечение должностного лица к уголовной ответственности:

          • преступные деяния, объектом которых является нерушимость государственной власти, а также интересы госслужбы;
          • преступные деяния против правосудия;
          • общественно-опасные действия или бездействие, объектом посягательства которых являются права, интересы и свободы граждан.

          В отличие от других видов юридической ответственности, привлечение к уголовной ответственности допускается только на основаниях, предусмотренных УК РФ.

          Применение при назначении наказания других нормативно-правовых актов, равно как и использование аналогии права, недопустимо.

          Видео (кликните для воспроизведения).

          Источник: http://advokat-malov.ru/nalogovyj-kontrol/otvetstvennost-organov-vnutrennih-del-sledstvennyh-organov-i-ih-dolzhnostnyh-lic.html

          Дисциплинарная ответственность сотрудников органов внутренних дел
          Оценка 5 проголосовавших: 1

          ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

          Please enter your comment!
          Please enter your name here