Государственная служебная коммерческая тайна

Служебная, коммерческая и государственная тайна

Государственная тайна — сведения, распространение которых подрывает безопасность государства и общества в целом. Критерии отнесения информации к этой категории определяются соответствующим законом («О государственной тайне» 1993). Согласно 5-й статье, государственную тайну составляют 1.сведения в военной области (оперативные планы и документы боевого управления, дислокация войск, опытно-конструкторские работы по созданию и модернизации вооружения и др.); 2.сведения в области экономики, науки и техники, имеющие оборонное значение, а также информация об объемах запасов стратегических видов полезных ископаемых (за исключением золота); 3.сведения в области внешней политики и экономики, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства; 4.сведения в области разведывательной, контрразведовательной и оперативно-разыскной деятельности. Отнесение указанной информации к государственной тайне осуществляется путем специальной экспертной оценки, в соответствии с которой устанавливаются степени секретности: «особой важности», «секретно», «совершенно секретно» (Ст. 6, 8).

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает проверочные мероприятия по отношению к ним и принятие обязательств по нераспространению доверенных им сведений. Хотя сам допуск является добровольным (ст. 21), потому что он приводит к временному ограничению прав (выезд за границу – ст. 24) Распространение этих сведений сурово карается в соответствии с положениями статьи 283 и 284 УК. Однако лицо, случайно получившее секретные сведения, не несет ответственности за их распространение, поскольку не давало указанных выше обязательств. Такая же норма, несмотря на ее спорность, применяется и относительно случайно добытых сведений, составляющих служебную и коммерческую тайну.

Следует однако отметить, что информация, относящаяся к государственной тайне не является абсолютно закрытой. В соответствии с 15-й статьей, юридические лица и простые граждане вправе обратиться в органы государственной власти, на предприятия, в учреждения, организации, государственные архивы с запросом на рассекречивание. Получившие такой запрос обязаны в течение трех месяцев рассмотреть его и дать мотивированный ответ по существу вопроса. В результате возможно предоставление сведений на основе истечения срока засекречивания (он не должен превышать 30 лет) либо в результате изменения объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита информации является нецелесообразной (ст.13). Если инстанции не вправе решить вопрос о рассекречивании запрашиваемых сведений, то запрос в месячный срок с момента его получения передается в орган государственной власти, наделенный такими полномочиями. При этом уклонение должностных лиц от рассмотрения запроса влечет за собой административную ответственность.

Более того, отнесение информации к государственной тайне может быть обжаловано в суде. Признание судом необоснованности засекречивания сведений ведет к их рассекречиванию (Ст. 15), а также уголовной, административной или дисциплинарной ответственности должностных лиц, принявших необоснованное решение. Мотивом для обращения в суд является принадлежность искомой информации к перечню сведений, не подлежащих отнесению к государственной тайне. Этот перечень приводится в 7-й статье закона.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/10_303485_sluzhebnaya-kommercheskaya-i-gosudarstvennaya-tayna.html

Раскройте понятие и виды государственной, служебной и коммерческой тайны

В соответствии со ст.2 Закона РФ «О государственной тайне», государственная тайна — это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законах Российской Федерации «О безопасности» и «О государственной тайне».

Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом «О государственной тайне» (Раздел II), на основании которого межведомственная комиссия по защите государственной тайны формирует перечень сведений, отнесённых к государственной тайне.

На распространение таких сведений государством устанавливаются ограничения с момента их создания (разработки) или заблаговременно; государство с целью упорядочивания обращения таких сведений формирует необходимые нормативные акты (перечневую систему засекречивания).

Органы государственной власти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, разрабатывают в пределах своей компетенции развёрнутые перечни сведений, подлежащих засекречиванию. Руководствуясь данными перечнями, исполнители определяют степени секретности сведений, устанавливают грифы секретности разрабатываемых ими документов (носителей) и выполняют ограничительные мероприятия.

Законом «О государственной тайне» запрещается относить к государственной тайне и засекречивать сведения:

  • — о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях, а также о стихийных бедствиях, их официальных прогнозах и последствиях;
  • — о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности;
  • — о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям;
  • — о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
  • — о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах Российской Федерации;
  • — о состоянии здоровья высших должностных лиц Российской Федерации;
  • — о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами.

Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, соответствует степени тяжести ущерба, который может быть нанесён государственной безопасности вследствие разглашения указанных сведений. Устанавливаются три степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, и соответствующие этим степеням грифы секретности: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно». Использование перечисленных грифов секретности для засекречивания сведений, не отнесенных к государственной тайне, не допускается.

Основаниями для рассекречивания сведений, составляющих государственную тайну, (снятия ограничений на их распространение) являются:

  • — взятие на себя Российской Федерацией международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в Российской Федерации государственную тайну;
  • — изменение объективных обстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющих государственную тайну, является нецелесообразной.

Срок засекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не должен превышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен по заключению межведомственной комиссии по защите государственной тайны

Читайте так же:  Автокредит в орле

Лица, допущенные к сведениям степени «совершенно секретно» или «особой важности», могут быть частично ограничены в своих конституционных правах. Такие ограничения могут быть установлены исключительно в индивидуальном порядке органами безопасности на основании заключения об осведомлённости лица в сведениях, составляющих государственную тайну.

Четкого определения служебной тайны в действующем законодательстве не существует, но ссылки на нее во многих нормативных правовых актах дают возможность выделить некоторые признаки отнесения информации к служебной тайне. Так, служебной тайной считаются сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти в соответствии с федеральным законодательством. Также к служебной тайне относятся сведения, конфиденциальность которых диктуется служебной необходимостью.

Служебная тайна — это защищаемая по закону конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных органах и органах государственного самоуправления только на законных основаниях и в силу исполнения их представителями служебных обязанностей, а также служебная информация о деятельности государственных органов, доступ к которой ограничен федеральным законом или в силу служебной необходимости.

Информация является служебной тайной, если она отвечает следующим критериям [7, c.159]:

  • — отнесена федеральным законом к служебной информации;
  • — является конфиденциальной информацией третьих лиц (банковская, профессиональная тайна и др.);
  • — не является государственной тайной и не относится к перечню сведений, доступ к которым не может быть ограничен.

В соответствии со ст. 57 ТК РФ при заключении трудового договора могут быть предусмотрены условия о неразглашении охраняемой законом служебной тайны.

ТК РФ предусматривает наложение дисциплинарных взысканий (в том числе увольнение работника в случае разглашения охраняемой законом служебной тайны, ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей согласно подп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) аналогично ситуации о разглашении коммерческой тайны.

Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом конфиденциальности информации понимается введение и поддержание особых мер по защите информации.

Также под коммерческой тайной могут подразумевать саму информацию, которая составляет коммерческую тайну, то есть, научно-техническую, технологическую, производственную, финансово-экономическую или иную информацию, в том числе составляющую секреты производства (ноу-хау), которая имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности её третьим лицам, к которой нет свободного доступа на законном основании и в отношении которой обладателем такой информации введён режим коммерческой тайны.

Обладатель информации имеет право отнести её к коммерческой тайне, если эта информация отвечает вышеуказанным критериям и не входит в перечень информации, которая не может составлять коммерческую тайну (ст.5 закона «О коммерческой тайне»). Чтобы информация получила статус коммерческой тайны, её обладатель должен исполнить установленные процедуры (составление перечня, нанесение грифа и некоторые другие). После получения статуса коммерческой тайны информация начинает охраняться законом.

Разглашение информации, составляющей коммерческую тайну — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

За разглашение (умышленное или неосторожное), а также за незаконное использование информации, составляющей коммерческую тайну, предусмотрена ответственность — дисциплинарная, гражданско-правовая, административная, уголовная и материальная. Материальная ответственность наступает независимо от других форм ответственности.

Источник: http://studwood.ru/577434/pravo/raskroyte_ponyatie_vidy_gosudarstvennoy_sluzhebnoy_kommercheskoy_tayny

Государственная служебная коммерческая тайна

Государственная и коммерческая тайна.
Закон РФ от 21.07.93 г. «О государственной тайне» дает определение: «Государственная тайна- это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно- розыскной деятельности, распространение которых может нести ущерб безопасности РФ».

Отличия государственной тайны от коммерческой:

1.Сведения, составляющие государственную тайну, установлены соответствующим перечнем и подлежат защите со стороны государства. Коммерческая тайна перечнем не определена.

2.Государственная тайна охраняется силой государства в лице соответствующих органов, а коммерческая тайна — службой безопасности предприятия.

3.Коммерческие секреты могут быть государственной тайной, а государственные секреты не могут быть коммерческой тайной.

В повседневной жизни коммерческая тайна всегда выступает в форме коммерческих секретов. Поэтому всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.

Коммерческая тайна — преднамеренно скрываемые по коммерческим соображениям экономические интересы и сведения о различных сторонах и сферах производственно — хозяйственной, управленческой, научно — технической, финансовой деятельности фирмы, охрана которых обусловлена интересами конкуренции и возможными угрозами экономической безопасности фирмы. Коммерческая тайна возникает тогда, когда она представляет интерес для коммерции (т.е. товар!).

Коммерческие секреты — форма проявления коммерческой тайны. Представляют собой сведения в виде документов, схем, изделий, относящиеся к коммерческой тайне фирмы и подлежащие защите со стороны службы безопасности от возможных посягательств путем хищения, выведывания, утечки информации.
Они различаются по следующим признакам:
-по природе коммерческой тайны (технологические, производственные, маркетинговые)
-по принадлежности к собственнику (собственность предприятия, отдельного лица).

Документы, содержащие коммерческие секреты, могут иметь гриф «конфиденциально», «строго конфиденциально», «только адресату», др. Для сведения: документы, содержащие государственную тайну подразделяются на три категории: сведения особой важности, совершенно секретные сведения, просто секретные сведения. Составленные перечни секретных сведений доводятся до органов государственной власти, предприятий и организаций только в части, их касающейся сроком на 5 лет.
Носитель коммерческого секрета — лицо, осведомленное о коммерческих секретах предприятия.

Носителей коммерческих секретов следует отличать от источников закрытой коммерческой информации (ноу-хау, схемы, документы, технологии, изделия, др.)

Конфиденциальность (ограниченность доступа, секретность) защищает производителя от недобросовестной конкуренции, под которой следует понимать различные противоправные действия в виде скрытого использования торговой марки, подделки продукции конкурента, обманной рекламы, подкупа, шантажа, шпионажа.

Промышленный шпионаж — незаконный сбор сведений, составляющих коммерческую тайну, незаконное использование секретной информации лицом или предприятием на то не уполномоченным ее владельцем.

Читайте так же:  Что дает оформление производственной травмы

Существуют две формы конкуренции: добросовестная и недобросовестная. При добросовестной стремятся получить максимальную прибыль путем оказания более качественных услуг и создания лучших товаров. При недобросовестной используют незаконные методы: беззастенчиво прибегают к экономическому шпионажу, коррупции, ложной рекламе, подделкам продукции конкурента, демпингу с целью подрыва экономических интересов конкурента или вытеснения его с рынка.

Шпионаж в бизнесе не этическая проблема, а устоявшийся прием деловой конкуренции. Термин «шпионаж» означает активные действия, направленные на сбор или хищение ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц. Главная причина шпионажа — стремление к реализации конкурентного преимущества как важнейшего условия достижения успеха в рыночной экономике.

Предпосылками становления промышленного шпионажа в РФ являются:
-незащищенность цивилизованной коммерческой деятельности от негативного воздействия организованной преступности в РФ,
-усиление произвола коррумпированных чиновников,
-недобросовестное использование внешнеэкономических связей сторонами.
К наиболее типичным формам недобросовестной конкуренции относятся:
-невыполнение взятых на себя обязательств, срыв сделок,
дискредитация деятельности честных фирм,
-компрометация и шантаж руководителей,
-массовое использование дезинформации, слухов, сплетен,
-подкуп чиновников, конкурентов, саботаж,
-активное использование криминальных структур.

Понятие «коммерческая тайна» введено законом от 12.06.90 г. «О предприятиях и предпринимательской деятельности в СССР» (В связи с принятием ГК РФ данный закон утратил силу, кроме ст. 34, 35 с 1.01.95 г.).
Согласно ст.139 ГК РФ:
1.Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

2.Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.
Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.

Особенности толкования статьи:
1.Указанная статья предусматривает таким образом защиту прав обладателя сведений (информации), не подпадающих под охрану норм патентного, авторского или иного специального законодательства, защищающего особые объекты гражданского права (ст.151).

2.Статья не раскрывает содержание сведений, составляющих служебную или коммерческую тайну, указывая только на общий признак — коммерческую ценность информации.

3.Признание сведений конфиденциальными является прерогативой правообладателя. Исключения из этой нормы закрепляются законодательными или иными правовыми актами (см. постановление Правительства РСФСР от 5.12.91 г. №35 «О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну»; Указ Президента РФ от 6.03.97 г. №188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера»).

4.Статья распространяет условия охраны коммерческой тайны на служебную. На практике это не так, поскольку служебная тайна зачастую не является коммерческой ценностью. Запрет ее разглашения регулируется отдельными законодательными актами (законы РФ «О федеральных органах налоговой полиции», «О страховании», «О связи», др.).

5.Защита коммерческой тайны базируется на системе конфиденциальности. Нарушение защиты влечет прекращение исключительных прав обладателя.

6.Другие лица могут пользоваться конфиденциальной информацией, получив доступ к ней на законных основаниях, либо получив разрешение правообладателя («беспатентная лицензия»).

7.Статья прямо указывает на имущественную ответственность лица перед работодателем за разглашение служебной или коммерческой тайны. Реализация этого условия возможна только при включении его в трудовое соглашение (контракт).

При засекречивании информации следует исходить из принципа экономической выгоды и безопасности фирмы (принцип разумной достаточности). Информация ноу-хау должна всегда относиться к коммерческой тайне. Информация об изобретениях и рационализаторских предложениях относится к коммерческой тайне. .К коммерческой тайне относятся не только договоры, но в ряде случаев и сами факты их заключения. .Оптимальный размер затрат на охрану коммерческой тайны — до 15% к себестоимости.

Сегодня на первый план выдвигаются проблемы информационной безопасности: защищенности жизненно важных интересов субъектов в сфере информационных отношений.

Модель оценки засекречивания информации:
П = Ц х (1 — Р), где:
П — потери из — за несовершенства защиты,
Ц — ценность информации,
Р — уровень (вероятность) защиты.

Критериями, по которым определяется информация, относимая к перечню сведений, составляющих коммерческую тайну, могут быть следующие:
1.информация должна быть коммерчески выгодна вам или конкурентам.
2.информация не должна быть общедоступна на законных основаниях.
3.информация не должна быть государственной тайной или защищена нормами авторского или патентного права.
4.информация должна быть зафиксирована в материальной форме.
5.информация должна быть специально обозначена (загрифована).
6.информация не должна скрывать запрещенные законодательством действия.

Источник: http://www.lghost.ru/lib/security/kurs3/theme02_chapter01.htm

Информация, составляющая коммерческую или служебную тайну. Инсайдерская информация

Информация, составляющая коммерческую или служебную тайну, должна быть защищена.

В соответствии с законодательством информация составляет служебную или коммерческую тайну в том случае, когда она имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности.

Перечень информации, составляющей коммерческую или служебную тайну, условия доступа к такой информации, а также возможность ее использования определяются обществом с учетом необходимости соблюдения разумного баланса между открытостью общества и стремлением не нанести ущерба его интересам.

Регулирование отношений, связанных с отнесением информации к коммерческой тайне, осуществляется Федеральным законом «О коммерческой тайне» № 98-ФЗ от 29 июля 2004 г. (далее — Закон). К охраняемым отношениям Закон также относит передачу такой информации, охрану ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации, составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

В Законе используются следующие основные понятия:

Право на отнесение информации к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.

Читайте так же:  Уволиться без отработки выходом на пенсию

Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.

Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной незаконно, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации, а также если получающее эту информацию лицо знало или имело достаточные основания полагать, что эта информация составляет коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, и что осуществляющее передачу этой информации лицо не имеет на передачу этой информации законного основания.

Режим коммерческой тайны не может быть установлен лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, в отношении следующих сведений:

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну. Мотивированное требование должно быть подписано уполномоченным должностным лицом, содержать указание цели и правового основания затребования информации, составляющей коммерческую тайну, и срок предоставления этой информации, если иное не установлено федеральными законами.

В случае отказа обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, предоставить ее органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления данные органы вправе затребовать эту информацию в судебном порядке.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, а также органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, получившие такую информацию, обязаны предоставить эту информацию по запросу судов, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

На документах, предоставляемых органам и содержащих информацию, составляющую коммерческую тайну, должен быть нанесен гриф «Коммерческая тайна» с указанием ее обладателя (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Меры по охране конфиденциальности информации, принимаемые ее обладателем, должны включать:

  • • определение перечня информации, составляющей коммерческую тайну;
  • • ограничение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка;
  • • учет лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана;
  • • регулирование отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
  • • нанесение на материальные носители (документы), содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа «Коммерческая тайна» с указанием обладателя этой информации (для юридических лиц — полное наименование и место нахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилия, имя, отчество гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и место жительства).

Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если:

  • • исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;
  • • обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Режим коммерческой тайны не может быть использован в целях, противоречащих требованиям защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления в соответствии с законодательством обязаны создать условия, обеспечивающие охрану конфиденциальности информации, предоставленной им юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями.

Должностные лица органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственные или муниципальные служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, за исключением случаев, предусмотренных Законом, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях.

В случае нарушения конфиденциальности информации должностными лицами органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственными и муниципальными служащими указанных органов эти лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, лицо обязано принять меры по охране конфиденциальности информации. При отказе такого лица принять указанные меры обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

Невыполнение обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, законных требований органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления о предоставлении им информации, составляющей коммерческую тайну, а равно воспрепятствование получению должностными лицами этих органов указанной информации влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В этой связи важно, чтобы совет директоров общества утвердил документ, в котором был бы определен перечень информации, составляющей коммерческую или служебную тайну (конфиденциальная информация), критерии отнесения информации к конфиденциальной, а также порядок доступа к ней. Данный документ может стать составной частью Положения об информационной политике общества.

В договор с должностными лицами и работниками общества рекомендуется включать условия о неразглашении конфиденциальной информации.

В обществе должен осуществляться контроль за использованием инсайдерской информации.

Инсайдерской является существенная информация о деятельности общества, акциях и других ценных бумагах общества и сделках с ними, которая не является общедоступной и раскрытие которой может оказать существенное влияние на рыночную стоимость акций и других ценных бумаг общества.

Незаконное использование такой информации способно нанести существенный ущерб акционерам и повлечь за собой значительные негативные последствия для финансового состояния общества и его деловой репутации, а также нанести вред российскому фондовому рынку в целом.

Контрольно-ревизионная служба общества должна контролировать соблюдение членами совета директоров, исполнительными органами общества, а также другими сотрудниками норм действующего законодательства и специальных требований, предусмотренных внутренними документами общества, для недопущения конфликта интересов и ограничения злоупотреблений при использовании инсайдерской информации между сотрудниками и подразделениями общества.

Читайте так же:  Как оформить больничный лист после увольнения

Совет директоров должен утвердить документ по использованию инсайдерской информации, который может стать составной частью Положения об информационной политике общества.

В договор с должностными лицами и работниками общества рекомендуется включать условия о неразглашении инсайдерской информации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studref.com/471368/pravo/informatsiya_sostavlyayuschaya_kommercheskuyu_sluzhebnuyu_taynu_insayderskaya_informatsiya

ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ, СЛУЖЕБНУЮ, КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНЫ

Закон РФ «О государственной тайне» — регулирует отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием или рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ.

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Органы государственной власти и должностные лица, определяющие перечень сведений, составляющих государственную тайну:

1. Палаты Федерального Собрания;

3. Правительство РФ;

4. органы государственной власти РФ;

5. органы государственной власти субъектов РФ;

6. органы местного самоуправления во взаимодействии с органами защиты государственной тайны, расположенными в пределах соответствующих территорий;

7. органы судебной власти.

Перечень сведений, составляющих государственную тайну:

1. Сведения в военной области : стратегические и оперативные планы, планы строительства Вооруженных Сил РФ; вопросы, касающиеся ядерных боеприпасов; о тактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения; данные по режимным и особо важным объектам.

2. Сведения в области экономики, науки и техники: о содержании планов подготовки РФ к военным действиям, об использовании инфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства; о силах и средствах гражданской обороны, о достижениях науки и техники, о научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение, влияющих на безопасность государства; об объемах запасов, добычи, передачи, потребления стратегических видов полезных ископаемых, платины, металлов платиновой группы, природных алмазов РФ.

3. Сведения в области внешней политики и экономики, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства.

4. Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности; о лицах, сотрудничавших или сотрудничающих на конфиденциальной основе с органами; об организации, о силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственной охраны; о системе президентской, правительственной, шифрованной, в том числе кодированной и засекреченной связи; о шифрах, о разработке, изготовлении шрифтов и обеспечении ими, о методах и средства анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, об информационно-аналитических системах специального назначения; о методах и средствах защиты секретной информации; об организации и фактическом состоянии защиты государственной тайны; о защите государственной границы РФ, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ; о расходах федерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасности государства и правоохранительной деятельности государства; о подготовке кадров, обеспечивающих мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасности государства.

Органы защиты государственной тайны:

1. Межведомственная комиссия по защите государственной тайны.

2. Органы федеральной исполнительной власти. Служба внешней разведки РФ, Государственная техническая комиссия при Президенте РФ и их органы на местах (организуют и обеспечивают защиту государственной тайны в соответствии с функциями, возложенными на них законодательством РФ).

3. Органы государственной власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны (обеспечивают защиту сведений, составляющих государственную тайну, в соответствии с возложенными на них задачами и в пределах своей компетенции).

Коммерческая тайна –введение в законодательство этого понятиязафиксировало право собственника охранять свои интересы во взаимоотношениях с государством (федеральный закон «О коммерческой тайне»).

Право на отнесение информации к составляющей коммерческую тайну и способы получения такой информации:

1. Право на отнесение к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю таковой.

2. Информация, самостоятельно полученная лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности , считается полученной законным способом.

3. Информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или другом законном основании, считается полученной законным способом.

4. Информация, составляющая коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо, считается полученной НЕЗАКОННО, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, мер по охране конфиденциальности этой информации.

Сведения, которые НЕ МОГУТ составлять коммерческую тайну:

1. подтверждающие факт внесения записей о юридическом лице и об индивидуальных предпринимателях в соответствующие государственные реестры;

2. содержащиеся в документах, дающих право на осуществление предпринимательской деятельности;

3. о составе имущества государственного или муниципального унитарного предприятия;

4. о загрязнении окружающей среды, состоянии противопожарной безопасности, санитарно-эпидемиологической и радиационной обстановке;

5. о численности, о составе работников, о системе опалты труда, об условиях труда, в том числе об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, о наличии свободных рабочих мест;

6. о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам;

7. о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих правонарушений;

8. об условиях конкурсов или аукционов по приватизации объектов государственной или муниципальной собственности;

9. о размерах и структуре доходов некоммерческих организаций, о размерах и составе их имущества, об их расходах, о численности и об оплате труда их работников;

10. о перечне лиц, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица;

11. обязательность раскрытия которых или недопустимость ограничения доступа к которым установлена федеральными законами.

Дата добавления: 2015-06-28 ; Просмотров: 432 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник: http://studopedia.su/19_91350_osnovi-zashchiti-delovoy-informatsii-i-svedeniy-sostavlyayushchih-gosudarstvennuyu-sluzhebnuyu-kommercheskuyu-tayni.html

Тема 24. Правовые основы защиты государственной, служебной и коммерческой тайны

Конституция РФ (ст.29) гарантирует каждому гражданину право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Конституция также закрепляет право на тайну.

В числе видов тайн, охраняемых законом, наибольшее значение имеют государственная и коммерческая тайна, и тайна частной жизни

Читайте так же:  Как платят алименты если второй брак

1. Государственная тайна

Основывается на Конституции РФ, Законе «О безопасности». Согласно Федеральному закону «О государственной тайне» государственной тайной признаются защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ.

Закон определяет систему защиты государственной тайны – это совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях.

К государственной тайне относятся:

1) сведения о содержании стратегических и оперативных планов;

2) сведения в области экономики, науки и техники, что касается оборонного значения;

3) сведения о внешнеполитической, внешнеэкономической деятельности, финансовой политике в отношении иностранных государств, распространение которых может нанести ущерб безопасности государства;

4) сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыской деятельности.


В Законе оговаривается, что не подлежит засекречиванию. Это сведения о чрезвычайных происшествиях и их последствиях; о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, преступности, привилегиях и льготах, предоставляемым государством гражданам, должностным лицам, организациям, о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина, о размерах золотого запаса и государственных валютных резервах, о состоянии здоровья высших должностных лиц, о фактах нарушения законности.

Отнесение к государственной тайне информации, находящейся в собственности организаций, граждан, возможно только в том случае, если эта информация включает сведения, перечисленные в Перечне сведений, отнесенных к государственной тайне. Перечень утверждается указом Президента РФ. В Перечень могут вноситься определенные изменения и дополнения. Этими вопросами занимается Межведомственная комиссия по защите государственной тайне, в которую входят руководители федеральных органов исполнительной власти, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ.

В зависимости от уровня секретности установлены три степени секретности (гриф секретности, проставляемые на самом носителе сведений отсюда и формы допуска для носителей): «особой важности», «совершенно секретно», «секретно». Степени секретности должны соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ, вследствие распространения сведений.

— взятие на себя РФ международных обязательств по открытому обмену сведениями;

— изменение объективных обстоятельств, вследствие нецелесообразности.

Пересмотр не реже чем через 5 лет.

Закон определяет полномочия органов и должностных лиц в данной области. Например: палаты Федерального собрания осуществляют законодательное регулирование в области государственной тайны; Президент РФ, утверждает государственные программы в области защиты и структуру межведомственной комиссии, Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

Контроль за соблюдением требований по защите осуществляют Президент и Правительство РФ, межведомственный и ведомственный контроль, надзор органами прокуратуры.

Нарушение государственной тайны лицом, обладающим этой тайной, может повлечь за собой привлечение виновного к уголовной ответственности (ст. 283, 284 УК РФ).

2. Служебная и коммерческая тайна

Распространенным и значимым видом конфиденциальной информации является информация, составляющая служебную и коммерческую тайну. Конфиденциальность – секретный, доверительный.

Под служебной тайной понимается информация, которой работник владеет в силу своих служебных обязанностей и которая в силу трудового договора или закона не подлежит разглашению (врачебная тайна, банковская тайна, тайна следствия и т. д.).

В соответствии со ст. 139 ГК информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Служебная и коммерческая тайна имеют определенные различия. Считается, что состав и объем сведений, составляющих служебную тайну, порядок ее защиты определяются государственными органами управления, а коммерческой тайны — предпринимателями.

В ведомственных нормативных актах служебной тайной именуются служебные сведения, доступ к которым ограничен органами государственной власти. Если сведения, которые принято относить к государственной тайне, носят обобщенный, межведомственный характер, то институт служебной тайны призван защищать отраслевую, ведомственную информацию. Отличие служебной от государственной тайны в том, что общественная опасность распространения сведений, составляющих служебную тайну, существенно ниже, чем государственной.

Законодательство о коммерческой тайне состоит из ГК РФ и Федерального закона «О коммерческой тайне».

Коммерческая тайна – конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Право на отнесение информации, к информации, составляющей коммерческую тайну и на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю такой информации.

Вместе с тем закон ограничивает полномочия и определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну. В частности:

— содержащихся в учредительных документах юридического лица подтверждающих факт внесения о юридическом лице в соответствующие государственные реестры;

— о составе имущества;

-о загрязнении окружающей среды;

— о численности, составе работников, системе оплаты труда и условиях труда;

— о задолжности и др.

Информация незаконна, если ее получение осуществлялось с умышленным преодолением принятых обладателем информации мер по охране конфиденциальности этой информации, или лицо знало, что информация составляет коммерческую тайну и не имеет на передачу законного основания.

Меры по охране конфиденциальности включают:

— определение перечня информации, составляющих коммерческую тайну;

— ограничение доступа к информации;

— нанесение на материальном носителе или сопроводительном документе грифа «коммерческая тайна» с указанием обладателя;

— заключение с соответствующими лицами соглашений (обязательств) о неразглашении коммерческой тайны.

Лицо, которому коммерческая тайна стала известна в силу трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны, в случае ее разглашения несет дисциплинарную или гражданско-правовую ответственность.

Все споры о нарушении прав на тайну рассматриваются судами.

Дата добавления: 2015-03-20 ; просмотров: 2377 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://helpiks.org/2-116812.html

Государственная служебная коммерческая тайна
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here