Государственные долговые обязательства

Что такое долговое обязательство? Государственные долговые обязательства

В ходе коммерческой деятельности имеют место разнообразные взаимоотношения между предпринимателями. Следствием их может стать долговое обязательство. Оно свидетельствует о вовлечении заемных средств в оборот. Далее рассмотрим подробнее, что собой представляет долговое обязательство.

Юридический аспект

По ст. 307, п. 1 ГК, обязательство – гражданское правоотношение, в соответствии с которым одному лицу надлежит совершить в пользу другого определенные действия или воздержаться от них. В первом случае это может быть исполнение работы, передача имущества, выплата денег и так далее. В рамках данного правоотношения кредитор может требовать выполнения обязанности, возложенной на должника.

Общая характеристика

Договорные обязательства могут возникнуть вследствие действий лиц, не предусмотренных законодательством. Однако при этом они не должны противоречить нормам права, если вследствие них появляются условия, регулируемые общими правилами и нормами ГК.

Классификация

В рамках односторонней сделки долговое обязательство может возникнуть только относительно лица, заключившего контракт. Данное положение установлено в ст. 155 ГК. В частности, это может быть действие в чьих-либо интересах без поручения. Обязательства могут возникнуть вследствие принятия актов публичной властью. К ним, например, относят административные положения госорганов и структур местного самоуправления. Долговое обязательство также может исходить из факта причинения ущерба другим лицам либо необоснованного обогащения за счет них. Эти обстоятельства могут появиться вследствие действий как юрлиц и граждан, так и структур публичной власти, в том числе в случае принятия ими локальных или иных актов, противоречащих законодательству и прочим нормам. В качестве основания могут также выступать юридические обстоятельства-события. В соответствии со ст. 307, п. 2 ГК, обязательства возникают только из фактов, прямо предусмотренных законом. Данная классификация обладает большим практическим значением. Некоторые из обязательств определяются волей сторон или диспозитивными нормами ГК, другие же образуются преимущественно на основании императивных предписаний.

Бухгалтерский учет

Информация о тех обязательствах, которые имеет организация, должна отражаться в пассиве баланса (форма № 1) и в приложении (форма № 5). Однако ни в Федеральном законе, регулирующем порядок бухучета, ни в соответствующем положении нет трактовки данного показателя. В связи с этим наиболее целесообразным представляется обращение к МСФО (международным стандартам). В соответствии с ними обязательства классифицируются в качестве элемента, который относится непосредственно к оценке финансового статуса компании.

Они также выступают как часть пассива, возникающего из предшествующих событий, оплата которой предполагается вследствие выбытия ресурсов. Кроме того, обязательства являются результатом прямых событий либо прочих операций. Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что, в отличие от гражданско-правовой точки зрения, в соответствии с которой рассматриваемый элемент правоотношений выступает как условие совершения или несовершения действий, бухгалтерский подход характеризует их как последствия того или другого поведения, вследствие чего возникает необходимость выбытия ресурсов. Согласно данному положению, в качестве пассивов организации следует рассматривать:

  • Долговые обязательства (кредиты и займы, задолженность и другое).
  • Собственные средства, которые не вошли в состав капитала (доход будущего периода, резерв предстоящих расходов и так далее).

Обязательства, которые имеет покупатель перед продавцом, необходимо признавать, учитывая дату непосредственного приобретения продукции или перехода прав собственности, но не на момент вступления договора поставки в действие.

Виды долговых обязательств

В бухгалтерской отчетности используются следующие категории:

  • Краткосрочные и долгосрочные.
  • Просроченные и срочные.
  • Необеспеченные и обеспеченные.

Правила бухгалтерского учета требуют, чтобы погашение долговых обязательств было обоснованным.

Особенности фиксирования

Большинство из долговых обязательств следует отражать в отчетности в тех суммах, которые вытекают из отчетных записей организации и признаются ею правильными. В качестве исключений выступают расчеты с бюджетом и банками. Они должны быть согласованы с соответствующими структурами. Долговые обязательства включаются в сумму основного долга. Исключением в данном случае являются займовые и кредитные средства. Они отражаются совместно с суммой, отражающей проценты по долговым обязательствам. Заем может быть привлечен посредством выдачи векселя либо эмиссии облигации. В этом случае обязательства могут отражаться с учетом процентов, причитающихся по долгу. Средства, приобретенные в иностранной валюте, подвергаются переоценке по курсу. Они отражаются в рублях.

Требования

В бухгалтерской отчетности указывается отсутствие условий признания дохода при оказании услуг, исполнении работ и продаже продукции. К ним относят:

  • Наличие у предприятия права получать доход, вытекающий из конкретного соглашения либо подтвержденный прочим образом.
  • Возможность определить сумму прибыли.
  • Уверенность в том, что вследствие осуществления конкретной операции будет увеличена экономическая выгода организации.
  • Переход прав собственности, распоряжения, пользования либо владения товаром к покупателю от предприятия, принятие заказчиком результата работы, факта оказания услуги.
  • Возможность определить расходы, которые уже были либо будут произведены в соответствии с операцией.

Если относительно денежных средств или прочих активов, которые получены организацией в оплату, не будет выполнено хотя бы одно из вышеприведенных условий, это отражается в бухгалтерской отчетности. Вместе с этим указывается срок долговых обязательств. По его истечении средства списываются в соответствии с данными проведенной инвентаризации, письменным обоснованием и распоряжением (приказом) руководства предприятия с отнесением к внереализационным доходам.

Долговые обязательства РФ

Для их выражения существует три формы. Они закреплены в ст. 2 ФЗ, регулирующем государственные долговые обязательства. Эти формы следующие:

  • Кредиты, получаемые Правительством.
  • Займы, осуществляемые за счет выпуска ценных бумаг от правительственного имени.
  • Другие формы, гарантированные властью.

Более конкретно долговые обязательства государства определены в Бюджетном кодексе. В частности, в нем предусмотрены следующие формы:

  • Договоры и соглашения, которые заключены от имени России с кредитными компаниями, зарубежными странами и финансовыми международными организациями в их пользу.
  • Государственные ценные бумаги, выпущенные от лица РФ.
  • Договора о предоставлении гарантий, поручительства по обеспечению исполнения условий третьими лицами.
  • Переоформление обязательств сторонних участников в государственный долг.
  • Договора и соглашения, международные в том числе, о реструктуризации и продлении условий.

Аналогичным образом могут выражаться долговые обязательства региона или муниципального образования. Однако для МО исключением является последняя из приведенных форм (международных соглашений и договоров). При этом обязательства муниципальных образований, в отличие от государственных, могут выражаться в форме переоформления долгов юридических лиц в муниципальные, согласно нормативных актов местной власти. Положения о способах обращения ценных бумаг закреплены в ст. 4 соответствующего ФЗ.

Читайте так же:  Компенсация за неиспользованный отпуск сотрудникам полиции

Специфика Бюджетного кодекса

После его введения в 2000 году долговые обязательства России соответствуют тем формам, которые приведены в ст. 98. В частности, использование кредитов Правительства обуславливается недостаточностью средств бюджета. До того как был принят ФЗ, регулирующий вопрос о внутреннем государственном долге России, прямое указание на наличие возможности покрыть дефицит за счет внедрения заемных ресурсов содержалось в Законе РСФСР, регламентировавшем основы бюджетного устройства и процесса в стране.

Но принятый впоследствии указанный выше ФЗ о государственном долге впервые урегулировал данный вопрос комплексно. Вместе с этим следует напомнить о том, что до 26 апреля 1995 года – момента принятия новой редакции Закона «О Центробанке России» — предоставление кредитов Правительству осуществлялось непосредственно Центральным банком. Данная организация в качестве ресурсов использовала и собственные средства, и отчисления, поступавшие от прочих коммерческих банковских и кредитных структур. Эти выплаты, в свою очередь, составляли часть сумм привлеченных средств юридических лиц и граждан согласно нормативам для передачи в ЦБ на хранение, а также свободные (временно) вклады населения в филиалах Сбербанка в объемах, определенных в ежегодных соглашениях.

Источник: http://businessman.ru/new-chto-takoe-dolgovoe-obyazatelstvo.html

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Большой юридический словарь. — М.: Инфра-М . А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева . 2003 .

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА» в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА — любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления … Юридическая энциклопедия

Государственные долговые обязательства — государственные облигации с продолжительным сроком до погашения. Их считают краткосрочными, если этот срок менее 5 лет, среднесрочными при периоде погашения от 5 до 15 лет и долгосрочными, если этот срок превышает 15 лет … Словарь терминов по экспертизе и управлению недвижимостью

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА — любые государственные ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления … Энциклопедический словарь экономики и права

государственные долговые обязательства — любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа (см. заем), в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления … Большой юридический словарь

ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ — ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА … Юридическая энциклопедия

ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ — (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ — (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ — государственные ценные бумаги, облигации, удостоверяющие отношения займа, в которых в качестве должников выступает государство, органы государственной власти и управления. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

обязательства государственные долговые — государственные ценные бумаги, облигации, удостоверяющие отношения займа, в которых в качестве должников выступает государство, органы государственной власти и управления … Словарь экономических терминов

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДОЛГОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ — ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА … Юридическая энциклопедия

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/14041

Государственный долг: понятие, классификация и управление им

Когда государство привлекает заемные средства, возникает государственный долг. У государства появляются долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями, включая государственные гарантии, которые предоставляются государством. Система учета и регистрации государственных займов в России является единой, ее осуществляет Министерство финансов РФ. Существуют специальные требования к структуре долговой книги и порядку ее заполнения.

В Минфине разработан Порядок ведения Государственной долговой книги Российской Федерации.

Существует еще субфедеральный долг, его необходимо отличать от государственного. Это долговые обязательства определенного региона. По долговым обязательствам субъектного характера Российская Федерация не несет ответственности, исключением являются случаи, когда государство гарантирует выплату долга. Субъекты не несут ответственности за долговые обязательства РФ.

Государство ведет кредитную политику, госдолг – прямое следствие этой политики. Какие формы государственного кредита выберет государство, от того сколько свободных денежных средств привлекается в распоряжение публичной власти зависит состояние государственного долга страны.

В государственный долг Российской Федерации включены: основной долг по кредитам, номинальный долг по государственным ценным бумагам и по гарантийным обязательствам. Проценты, непроцентные доходы по займам в госдолг не входят, так как являются самостоятельной формой расходов федерального бюджета. Только те обязательства Российской Федерации, которые являются объектами правоотношений по государственному кредиту, можно отнести к государственному долгу.

Выплата долга государством должна быть гарантирована, гарантом является казна, за счет которой полностью и безусловно обеспечивается госдолг.

Платежеспособность субъекта гарантирует имущество субъекта РФ, составляющее его казну.

Долг обеспечивается казной государства, но погашение долга происходит за счет доходов федерального бюджета, за счет этих же средств происходит обслуживание долга.

Классификация государственного долга

Госдолг классифицируется по сроку погашения на капитальный, текущий.

Капитальный долг – это общая задолженность государства. Текущий долг – расходная сумма по долговым выплатам, наступившим по сроку.

Краткосрочными, среднесрочными, долгосрочными бывают кредиты по сроку привлечения. В России долговые обязательства не могут быть больше срока в 30 лет. Госдолг может быть внутренним и внешним в зависимости от валюты обязательств.

Иногда разделителем внешнего и внутреннего долга является субъектный состав. Если кредитные средства предоставлены резидентами, это указывает на внутренний долг, если не резидентами – внешний. Взаимодействия внешнего и внутреннего долга в современном мире усилились. В России часть внутренних долговых обязательств по краткосрочным облигациям преобразовалась во внешний долг краткосрочного порядка. Одновременно с этим для погашения внешнего долга происходит эмиссия государственных ценных бумаг, размещенных на федеральном рынке.

Формы государственного долга

Государственный долг существует в определенных формах, которые закреплены законодательно и проверены экономической практикой. Госдолг структурируется по видам обязательств, они могут быть следующими:

  • по кредитам от кредитных организаций иностранных государств;
  • по государственным ценным бумагам;
  • по кредитам бюджета, которые привлечены в федеральный бюджет из других бюджетов РФ;
  • по государственным гарантиям;
  • по другим, ранее не причисленным к государственному долгу, обязательствам.

Определение 3

Государственный долг – это комплекс, состоящий из экономических и правовых норм с особым регулированием финансовых отношений. Методы регулирования различны.

Методы регулирования государственного долга

Управление госдолгом – финансовые государственные операции, обеспечивающие единое планирование и учет операционных действий по внешнему и внутреннему долгу и предоставлению государственных гарантийных обязательств.

Управлением госдолгом занимается Правительство РФ, непосредственно Минфин России. Министерство разрабатывает программы заимствований государством, осуществляет их от имени государства. Совместно с Банком России Минфин осуществляет операции по обслуживанию долга. Управление государственным долгом вменено в обязанности Банка России. Все операции, связанные с обслуживанием госдолга осуществляются Банком России без комиссии.

Читайте так же:  Воинская и альтернативная гражданская служба

К методам регулирования относятся: реструктуризация, конверсия, новация, пролонгация, уступка права требования.

Реструктуризация государственного долга

Это прекращение исполнения долговых обязательств, основанное на соглашении сторон, с заменой на другие долговые обязательства с наиболее приемлемыми условиями обслуживания и погашения. В ходе реструктуризации может быть произведено частичное списание суммы, составляющей основной долг. Если случается долговой кризис, реструктуризация становится главным управленческим механизмом, поскольку предоставляет такие возможности, как отсрочка платежа, изменение графика выплат и обслуживания эмитированных ценных бумаг.

Должнику предоставляется льготный период, когда он имеет возможность выплачивать только процентные суммы. Льготный период выгоден не только должнику, кредитор тоже заинтересован в скорейшем и беспрепятственном возврате денег. Так в 1996 году внутренний долг России был переоформлен в государственные облигации, это упорядочило работу с долгом.

Погашение долговых обязательств происходит путем выпуска новых долговых обязательств с новыми условиями и сроками погашения.

Внешний долг реструктуризируется при согласии международных финансовых кредитных структур, если существуют условия для проведения данного мероприятия. В США существуют специальные фонды, которые предоставляет льготные кредиты странам-должникам. Главное условие – нахождение на грани банкротства государства-должника. Тогда будет предложена программа финансовой стабилизации, которая в свое время была разработана и финансируется МВФ, программа совершенствования системы государственного управления, программа повышения эффективности экономической политики, которые были разработаны МБР.

Конверсия и новация

Конверсия – это мероприятия по сокращению долга финансово-правового характера.

Внешний долг заменяется на другие виды обязательств, они могут быть финансово-правовыми и гражданско-правовыми. Например, перевод государственного долга в инвестиции промышленного сектора государства-кредитора; погашение долга поставками товаров; выкуп собственного долга ; обмен; взаимозачет.

Конверсия не направлена на отсрочку платежей, ее целью является сокращение денежного объема долга. Россия выдает множество кредитов другим странам, метод конверсии наиболее оптимален при управлении госдолгом, так как создается возможность для льготного режима вывоза прибыли, инвестирования в приоритетные отрасли хозяйствования, доступа на закрытые рынки. Следует опасаться чрезмерной конверсии, это может повлечь за собой потерю контроля за валютными средствами, поступающими в страну и дешевыми импортными товарами, что чревато прогрессирующими инфляционными явлениями.

Новация – замена первоначального кредитного договора другими обязательствами.

Новое обязательство имеет другой предмет и способ исполнения. Обязательство всегда должно быть субъектным. В 2005 году была осуществлена новация облигаций внутреннего государственного займа на облигации государственного валютного облигационного займа. В качестве новации может быть осуществлен переход в заемные обязательства из обязательств купли-продажи, аренды. В 1993 году вновь образовавшиеся государства, бывшие республики СССР имели государственные долги перед Россией и погашали их поставками товаров, передачей собственности. Госдолг России перед странами, членами бывшего СЭВ, погашался поставками российских товаров. В 2007 году обязательства по облигациям внутреннего государственного валютного облигационного займа были прекращены, с владельцами данных обязательств были заключены договоры об отступном.

Пролонгация – продление срока действия долгового обязательства.

Уступка права требования – замена одного кредитора другим. Такой метод применим, когда государство продает свою дебиторскую задолженность третьим лицам.

Бюджетный кодекс устанавливает предельный объем государственных заимствований и госдолга. Максимальная сумма государственных заимствований не должна быть больше, чем годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга России.

Источник: http://zaochnik.com/spravochnik/pravo/bjudzhetnoe-pravo-rossii/gosudarstvennyj-dolg/

Государственные долговые обязательства

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА — любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа (см. Заем), в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления … Юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА — любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления … Юридическая энциклопедия

Государственные долговые обязательства — государственные облигации с продолжительным сроком до погашения. Их считают краткосрочными, если этот срок менее 5 лет, среднесрочными при периоде погашения от 5 до 15 лет и долгосрочными, если этот срок превышает 15 лет … Словарь терминов по экспертизе и управлению недвижимостью

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА — любые государственные ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления … Энциклопедический словарь экономики и права

государственные долговые обязательства — любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа (см. заем), в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления … Большой юридический словарь

ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ — ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА … Юридическая энциклопедия

ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ — (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ — (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ — государственные ценные бумаги, облигации, удостоверяющие отношения займа, в которых в качестве должников выступает государство, органы государственной власти и управления. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

обязательства государственные долговые — государственные ценные бумаги, облигации, удостоверяющие отношения займа, в которых в качестве должников выступает государство, органы государственной власти и управления … Словарь экономических терминов

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДОЛГОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ — ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА … Юридическая энциклопедия

Источник: http://translate.academic.ru/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5+%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0/en/ru/

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА» в других словарях:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА — любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа (см. Заем), в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления … Юридический словарь

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА — любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления … Юридическая энциклопедия

Государственные долговые обязательства — государственные облигации с продолжительным сроком до погашения. Их считают краткосрочными, если этот срок менее 5 лет, среднесрочными при периоде погашения от 5 до 15 лет и долгосрочными, если этот срок превышает 15 лет … Словарь терминов по экспертизе и управлению недвижимостью

государственные долговые обязательства — любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа (см. заем), в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления … Большой юридический словарь

ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ — ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА … Юридическая энциклопедия

ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ — (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ — (см. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА) … Энциклопедический словарь экономики и права

Читайте так же:  Узнай долги у пристава по алиментам

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ — государственные ценные бумаги, облигации, удостоверяющие отношения займа, в которых в качестве должников выступает государство, органы государственной власти и управления. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

обязательства государственные долговые — государственные ценные бумаги, облигации, удостоверяющие отношения займа, в которых в качестве должников выступает государство, органы государственной власти и управления … Словарь экономических терминов

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ДОЛГОВЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ — ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА … Юридическая энциклопедия

Источник: http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_economic_law/2729/%D0%93%D0%9E%D0%A1%D0%A3%D0%94%D0%90%D0%A0%D0%A1%D0%A2%D0%92%D0%95%D0%9D%D0%9D%D0%AB%D0%95

Тема 3. Облигации. Государственные долговые обязательства

3.3. Общая характеристика государственных долговых обязательств

Рынок правительственных заимствований имеет разные названия, в их числе:

— рынок государственных облигаций;

— рынок государственного или национального долга;

— рынок правительственных займов;

— рынок государственных инструментов с фиксированной ставкой.

Государственные долговые обязательства могут обозначаться различными терминами: облигация, казначейское обязательство, казначейский вексель, сертификат задолженности, займ.

Функции государственных долговых обязательств:

1) финансирование дефицита государственного бюджета на неинфляционной основе, т.е. без дополнительного выпуска денег в обращение;

2) финансирование целевых государственных программ в области жилищного строительства, инфраструктуры, социального обеспечения;

3) регулирование экономической активности: денежной массы в обращении, воздействие на цены и инфляцию, направления инвестирования.

Государственные долговые обязательства могут быть классифицированы по различным критериям. (табл. 5):

Размещение государственных долговых обязательств:

— через центральные банки или министерства финансов (казначейства). Основными инвесторами являются население, пенсионные фонды, страховые компании, банки, инвестиционные компании и фонды;

— в бумажной (документарной) или безбумажной (бездокументарной) формах. Безбумажная технология выпуска ведет к экономии эмиссионных издержек, в этом случае ценные бумаги существуют в виде записей на электронных счетах в уполномоченных депозитариях;

— разнообразными методами: аукционные торги, открытая продажа по установленным ценам, закрытое распространение среди ограниченного круга инвесторов.

В практике заимствования правительств зарубежных государств используются, как правило, разнообразные долговые инструменты. Так, в США наиболее распространенными долговыми инструментами являются:

— векселя казначейства — выпускаются сроком на 52 недели, являются дисконтными;

— билеты казначейства — выпускаются на срок от одного года до десяти лет с выплатой процентов по полугодиям;

— облигации казначейства — выпускаются на срок более десяти лет, приносят купонный доход;

Видео (кликните для воспроизведения).

— сберегательные облигации имеют длительные сроки обращения (18-20 лет), могут быть дисконтными и купонными;

— бескупонные расписки казначейства выпускаются в результате трастового соглашения с банком о передаче облигаций казначейства на хранение. Являются обязательством по купонным выплатам или погашению на определенную дату;

— ценные бумаги федеральных агентств (облигации с различной степенью государственного обеспечения);

— облигации учреждений, финансируемых из федерального бюджета.

Рынок государственных долговых обязательств в России имеет специфическую историю и современную практику.

— Федеральные органы исполнительной власти;

— специализированные учреждения (в том числе кредитно-финансовые), находящиеся в федеральной собственности;

— специализированные учреждения, находящиеся в иной, чем федеральная, собственности и пользующиеся финансовой поддержкой правительства в силу выполнения ими социально-значимых функций

2. Границы заимствования

— Облигации внутренних государственных займов;

— внешних государственных займов

— На выполнение конкретных масштабных проектов, имеющих общегосударственное значение;

— на выполнение национальных программ поддержки определенных групп населения, секторов экономики;

— с целью финансовой поддержки кредитных институтов, ведущих социально важные операции с недвижимостью и землей;

— на привлечение финансовых источников в качестве ресурсной базы кредитных институтов, имеющих общегосударственное значение;

— на замещение бюджетных расходов, связанных с реструктурированием терпящих бедствие отраслей, предприятий и кредитных институтов

— Процентные купонные (фиксированная и плавающая ставка процента);

— беспроцентные целевые займы;

5. Возможность обращения

6. Статус владельца

— размещение исключительно среди физических лиц;


Источник: http://www.aup.ru/books/m225/3_3.htm

В-40. Формы и виды государственных долговых обязательств

В результате финансово-правовых отношений в области государ­ственного кредита формируется государственный и муниципальный долг. Государственным долгом РФявляются долговые обязательства РФ перед физ. и юр. лицами, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными го­сударствами, международными организациями и иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по предоставленным государственным гарантиям и долговые обязательства, возникшие в результате принятия законодательных актов РФ об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц.

Структура государственного долга РФ представляет собой груп­пировку долговых обязательств по видам. Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств:

— по кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кре­дитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;

— по государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

— по бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов БС РФ;

— по государственным гарантиям РФ;

— по иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответ­ствии с российским законодательством на государственный долг РФ.

Государственный долг субъекта РФвключает в себя долговые обязательства субъекта РФ, которые осуществляются в виде обязательств:

— по государственным ценным бумагам субъекта РФ;

— по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ;

— по кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организа­ций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

— по государственным гарантиям субъекта РФ.

Совокупность долговых обязательств муниципального образова­ния об­разует муниципальный долг.Долговые обязательства муниципального образования выступают в виде обязательств:

— по ценным бумагам муниципального образования (муници­пальные ценные бумаги);

— по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов БС РФ;

— по кредитам, полученным муниципальным образованием от кре­дитных организаций;

— по гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Основные виды долговых обязательств РФ:

Кредиты, привлеченные от имени РФ,выступающей в качестве за­емщика, осуществляются с целью привлечения денежных средств для преодоления дефицита бюджета. Кредиторами в этом случае выступают коммерческие банки России и иностранных государств, а также сами иностранные государства.

Обязательства по государственным ценным бумагам.Реше­ние об эмиссии государственных ценных бумаг РФ принимается Пра­вительством РФ.

Бюджетные кредитыпредоставляется на условиях возмездности и возвратности.

Гос.гарантиейпризнается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в которых гарантом выступает РФ. Гос.гарантия может предоставляться для обеспечения как уже возникших обязательств, так и обязательств, которые могут возникнуть в будущем. Письменная форма договора о предоставлении гос. гарантии является обязательной. Решение о предоставлении гос.гарантий РФ принимается в форме акта Правительства РФ.

Читайте так же:  Требуемые документы на предприятии по охране труда

— К иным долговым обязательствамотносятся обязательства по соглашениям, в том числе международным, заключенным от имени РФ о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, которые в основном касаются вопросов, связанных с погашением государственного долга бывшего СССР.

Гос. долг может подразделяться на капитальный и текущий. Капитальный гос. долг представляет собой нею сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств госу­дарства, включая %, которые должны быть уплачены по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по пога­шению обязательств, срок оплаты которых наступил.

По срокам государственный долг делится на краткосрочный — диодного года, среднесрочный — от одного года до пяти лет и долго­срочный — от пяти до 30 лет (включительно).

Долговые обязательства РФ и субъектов РФ погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут пре­вышать 30 лет. Долговые обязательства муниципальных образований погашаются в сроки, определенные условиями займа, и также делятся на краткосрочные (менее одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные (от пяти до десяти лет включительно).

Обеспечение долговых обязательств РФ, субъекта РФ, муниципального образования осуществляется полно­стью и без условий всем находящимся в собственности имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняется за счет средств соответствующего бюджета. При этом РФ не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов РФ и муниципальных об­разований, если указанные обязательства не были ею гарантированы. Субъекты РФ и муниципальные образования не отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные обязательства не были га­рантированы ими, а также по долговым обязательствам РФ.

В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг делится на внутренний и внешний.

В-43. Государственный и муниципальный долг: понятие и порядок формирования**********

Государственный или муниципальный долг — обязательства, возникающие из государственных или муниципальных заимствований, гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства в соответствии с видами долговых обязательств, установленными БК РФ, принятые на себя РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием;

Внешний долг — обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

Внутренний долг — обязательства, возникающие в валюте РФ, а также обязательства субъектов РФ и муниципальных образований перед РФ, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);

К государственному долгу РФ относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований РФ, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ.

Долговые обязательства РФ могут существовать в виде обязательств по:

1) кредитам, привлеченным от имени РФ как заемщика от кредитных организаций, ин.государств, в том числе по целевым ин.кредитам (заимствованиям) международных фин.организаций, иных субъектов международного права, ин.юр.лиц;

2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени РФ;

3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов БС РФ;

4) государственным гарантиям РФ;

5) иным долговым обязательствам.

Долговые обязательства РФ могут быть краткосрочными (менее 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).

Долговые обязательства субъекта РФ могут существовать в виде обязательств по:

1) государственным ценным бумагам субъекта РФ;

2) бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта РФ от других бюджетов БС РФ;

3) кредитам, полученным субъектом РФ от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций;

4) государственным гарантиям субъекта РФ.

Долговые обязательства субъекта РФ могут быть краткосрочными (менее 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 30 лет).

Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по:

1) ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам);

2) бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов БС РФ;

3) кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций;

4) гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям).

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет) и долгосрочными (от 5 до 10 лет).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:


Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8986 — | 7271 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/11_44153_v—formi-i-vidi-gosudarstvennih-dolgovih-obyazatelstv.html

Государственное долговое обязательство

Государственное долговое обязательство представляют собой ценные бумаги, подтверждающие факт заимствования правительством или иным органом государственного управления. Данные средства используются в подавляющем большинстве случаев для финансирования бюджетного дефицита. Общая сумма заимствований и составляет государственный долг страны и может выражаться как в национальных денежных единицах, так и в иностранной валюте.

В законодательстве, в частности, в Бюджетном кодексе, имеется юридическое определение этого понятия как обязательства Российской Федерации перед частными или юридическими лицами, правительствами или иными органами иностранных государств, а также международными организациями или другими субъектами права. Заимствования делаются на определенный срок и подлежат погашению в установленном порядке.

Государственные долговые обязательства имеют разные формы в зависимости от способа привлечения средств. Ценные бумаги, выпущенные правительством страны, предполагают определенную доходность в соответствии с установленной процентной ставкой по ним. В каждом государстве существует система учета обязательств и порядок погашения долгов перед кредиторами.

Виды государственных долговых обязательств

Дефицит бюджета вынуждает правительство страны искать разные способы его погашения. Государственные долговые обязательства классифицируются в первую очередь по форме заимствований:

  • Соглашения кредитные с правительствами иностранных государств международными фондами и другими финансовыми организациями, а равно и договора, заключенные с указанными субъектами международных отношений.
  • Ценные бумаги, выпущенные органами государственного управления страны.
  • Государственные и правительственные гарантии, а также договора о поручительстве в пользу третьих лиц.
  • Признание долговых обязательств юридических и частных лиц государственным долгом с соответствующим переоформлением на основе национального законодательства.
  • Договора и иные формы соглашений о продлении и изменении порядка выплат по государственным долговым обязательствам.

Перечисленные выше формы заимствований, в свою очередь, делятся на внутренние и внешние, ценные бумаги и нерыночные займы. Займы, которые производятся региональными органами власти, а также муниципалитетами на покрытие собственных расходов не имеют статуса государственных обязательств. Такой порядок существует в большинстве стран с федеративным и конфедеративным устройством.

Читайте так же:  Запасы дебиторская задолженность кредиторская задолженность

К числу крупнейших организаций кредиторов относятся: Международный валютный фонд, Европейский банк реконструкции и развития, Группа Мирового банка и другие. Они обычно выделяют деньги правительствам государств на определенных условиях. Средства их формируются разными способами и чаще всего за счет взносов государств доноров. Так, наибольший ежегодный взнос в МФО делают Соединенные Штаты Америки.

Государственные ценные бумаги

Правительства большинства стран используют и достаточно широко для привлечения средств фондовые рынки. Выпуск государственных ценных бумаг осуществляется в целях:

  • покрытия бюджетного дефицита;
  • компенсации кассового разрыва;
  • финансирования инфраструктурных и других дорогостоящих проектов, а также некоторых национальных программ;
  • привлечение финансовых средств до погашения процентов и тела кредита по ранее сделанным заимствованиям.

Виды ценных бумаг, эмитируемых государственными органами, соответствуют их целевому назначению:

  • Ценные бумаги долговые рассчитаны на длительные и средние сроки погашения.
  • Краткосрочные векселя государственных органов управления.
  • Целевые облигации под конкретные проекты.
  • Казначейские обязательства.

Перечисленные выше ценные бумаги, как правило, имеют свободное обращение на фондовых рынках. Более того, в международных государственных отношениях существует такое понятие, как рынок государственных обязательств участниками которого являются следующие организации:

  • частные и корпоративные инвесторы;
  • банковские учреждения и паевые фонды;
  • страховые компании;
  • пенсионные фонды государственные и иной правовой формы.

Крупнейший рынок государственных облигаций находится в Соединенных Штатах Америки. Именно это государство имеет самый большой государственный долг в мире, который два года назад превысил уровень ВВП на 8 %. Для сравнения сумма внешних и внутренних заимствований России не превышает 13, 4 %, то есть составляет не более седьмой части валового внутреннего продукта.

Нерыночные государственные долговые обязательства

Некоторые виды заимствований не могут свободно продаваться третьим лицам. В нашей стране к таким формам государственных долговых обязательств относятся:

  • Векселя Министерства финансов.
  • Целевые внутренние займы, приобретателями которых были граждане страны.
  • Долговые обязательства РФ по гарантированию накоплений населения.
  • Задолженность Правительства по кредитам ЦБ РФ.
  • Госгарантии и поручительства.
  • Долговые обязательства бывшего СССР, по которым правопреемником выступила Российская Федерация.

Перечисленные ценные бумаги не могут быть предметом торга на биржах, по ним в большинстве случаев не начисляются проценты. Целевые займы могут быть выигрышными, а по отдельным категориям заимствований производится лишь индексирование в соответствии с объявленным официально уровнем инфляции.

Сроки погашения государственных долговых обязательств

Условия предоставления займов правительствам могут различаться, в том числе и по периоду в течение, которого осуществляется возврат средств и процентов по ним. По срокам погашения государственные долговые обязательства делятся на следующие виды:

  • Краткосрочные. Обычно это казначейские бумаги для компенсации кассовых разрывов, возврат денежных средства по ним производится в течение календарного или финансового года.
  • Среднесрочные. Сроки погашения по ним составляют период от одного года до пяти лет.
  • Долгосрочные.

По общему правилу сроки погашения нереструктуризированных задолженностей не может превышать 30 лет.

Процентные ставки по государственным обязательствам

Заимствования правительствами стран за редким исключением осуществляются в форме кредитных средств на разных условиях. Одним из важнейших факторов, определяющих привлекательность того или иного вида государственных обязательств , является процентная ставка. Ее размер зависит от множества факторов и в том числе следующих:

  • Срока погашения. По длительным займам этот показатель значительно ниже, нежели по краткосрочным.
  • Степени доверия к государственным органам данной страны. Инвесторы идут на определенный риск, предоставляя ресурсы правительствам своего или иностранного государства. Соответственно возрастает и цена заимствований.
  • Проводимой государством экономической политики.
  • Уровень ставки рефинансирования, установленной национальным банком. Этот показатель является одним из надежных индикаторов платежеспособности государственных органов.
  • Прогнозируемого роста уровня ВВП на текущий год и на ближайшую перспективу.

Существуют и другие факторы, оказывающие определенное влияние на уровень процентных ставок по государственным долговым обязательствам. Они могут иметь объективный и субъективный характер и во многом определяются таким понятием, как ожидания рынка. Нередко государства попадают в замкнутый круг, заимствования для компенсации дефицита бюджета превышают определенный границы.

После этого правительство вынуждено проводить дополнительные эмиссии ценных бумаг для привлечения всех ресурсов во всевозрастающих масштабах. Полученные деньги идут на обслуживание предыдущих обязательств, а процентные ставки по таким видам бумаг естественным образом растут. В конечном итоге такая финансовая политика приводит к объявлению правительством технического дефолта.

Порядок учета государственных долгов

Заимствования могут осуществляться как правительством страны, так и другими органами власти, субъектами федерации и муниципалитетами. В каждой стране существует своя система учета государственных долговых обязательств. В Российской Федерации установлен следующий порядок:

  • В Министерстве финансов существует Государственная долговая книга.
  • Региональные органы власти или местное самоуправление осуществляют заимствования из доступных им источников.
  • Выданные обязательства регистрируются в Минфине.

Такой порядок позволяет учитывать все долги органов государственной власти, проводить анализ и осуществлять оперативное управление ими. Так, значительный рост внутреннего долга сделал подобные заимствования невыгодными. Ряд мер предпринятых Правительством РФ позволил перевести часть задолженности во внешнюю. Здесь условия кредитования выгоднее, нежели на перегретом внутреннем рынке.

Погашение государственных долговых обязательств

Обслуживание заимствований , сделанных правительством, осуществляется за счет средств консолидированного бюджета. Структура государственных долговых обязательств включает в себя две основных составляющих: капитальной и текущей. Первая часть представляет собой общую сумму долгов на данный момент, а вторая складывается из платежей обязательных к погашению за указанный период.

При формировании расходной и доходной части государственного бюджета, эти средства предусматриваются в так называемых защищенных статьях. Выделение средств на эти цели производится в обязательном порядке зачастую за счет других выплат. Задержки погашения таких платежей недопустимы и подрывают доверие кредиторов к государственным долговым обязательствам. Это чревато оттоком капиталов и осложнением экономической ситуации в стране и другими крайне неприятными последствиями.

Государственные долговые обязательства одним из самых эффективных инструментом управления развитием экономики. Правительство за счет краткосрочных обязательств имеет возможность быстро ликвидировать кассовый разрыв, возникающий из-за неравномерности налоговых и иных поступлений. Погашение дефицита бюджета позволяет определенным образом воздействовать на валютный курс.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://utmagazine.ru/posts/9230-gosudarstvennoe-dolgovoe-obyazatelstvo

Государственные долговые обязательства
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here