Дизартрические нарушения речи у детей раннего и дошкольного возраста

Гипертонус у ребенка — это чрезмерное перенапряжение сгибательных мышц. Он обусловлен тем, что в течение долгого времени у еще не рожденного ребенка мышцы находятся в постоянном напряжении: в полости матки ручки, сжатые в кулачки, и ножки прижаты к туловищу, а подбородок — к груди. В утробе матери движения плода ограничены и не многообразны. Новорожденным уютнее сохранять позу эмбриона, так они чувствуют себя более защищенными и спокойными.

Напряжение мышц головы и шеи ребенка в мамином животе достаточно сильное, поэтому после рождения голова слегка откинута назад, а конечности согнуты и близко прижаты к телу. В девяти случаях из десяти у детей первых месяцев жизни наблюдается тонус в мышцах, который проходит бесследно сам собой. По мере роста и адаптации ребенка к условиям жизни вне материнской утробы мышцы расслабляются и появляются произвольные движения. Однако у некоторых младенцев состояние тонуса сохраняется и после 3 месяцев, что может говорить об отклонениях от нормы и необходимости лечения. Чаще всего это обусловлено тем, что во время внутриутробного развития или же при родах (сразу после них) нервная система ребенка пострадала. ЦНС не в состоянии в полной мере передавать импульсы в мышцы для их правильного функционирования из-за повреждения нейронов головного мозга.

Не стоит пугаться этого диагноза, так как нервная система ребенка не сформирована окончательно, и на ее состояние можно повлиять. Главное — вовремя обратить внимание на самочувствие и поведение малыша, рассмотреть отклонение и обратиться за помощью к специалисту.

Медики выделяют гипертонус следующих типов:

  • общий, то есть всего организма;
  • только верхних или нижних конечностей;
  • по гемитипу, то есть тонус конечностей с одной стороны: правой или левой.

Как распознать гипертонус у новорожденных

Важно следить за поведением ребенка и состоянием его здоровья, чтобы выявить отклонения и вовремя решить проблему. Родителям следует понаблюдать за малышом и обратиться к врачу, если прослеживаются такие симптомы:

  • новорожденный с первых дней держит голову, а не «роняет» ее назад;
  • при разведении в стороны ручек или ножек вы чувствуете сопротивление. При повторной попытке ребенок становится недовольным, плачет, а напряжение усиливается;
  • частые, обильные срыгивания после кормлений при общем плохом аппетите, колики;
  • беспокойный и непродолжительный сон, при котором сохраняется напряженная поза: руки и ноги плотно прижаты к телу, головка отведена назад, возможны нервные подергивания;
  • запрокидывание головы и выгибание тела, тремор подбородка и конечностей при плаче;
  • повышенная возбудимость ребенка, болезненная реакция даже на незначительные звуковые и световые раздражители;
  • взяв ребенка под ручки и поставив на ровную поверхность, чуть наклонив его вперед, вы можете наблюдать, что он рефлекторно начнет шагать. При этом малыш ставит ножку на полную стопу, а не идет на цыпочках.

Массаж лица

Правильная последовательность проведения расслабляющего массажа такая: сначала воздействуют на лицо и губы, затем на язык.

Массаж лица при дизартрии заключается в растирании, разминании, поглаживании. Перед процедурой снимите украшения, ногти должны быть коротко подстрижены. Первые сеансы короткие, постепенно продолжительность увеличивается.

Классический вариант начинается с разминающих движений в области лба. Движения плавные, от центральной части в сторону висков. Затем поглаживание от бровей к линии волос подушечками всех пальцев.

На веки нельзя сильно нажимать: все движения должны быть легкими, поглаживающими. Направление — круговое, по часовой стрелке.

В области щек необходимо расслабить мышцы путем их растягивая от рта в сторону висков, а от скул — книзу, к подбородку. После этого переходим к носу, плавно растирая крылья вверх и вниз, поглаживая носогубную складку в направлении от носа к уголкам губ.

Артикуляционный массаж губ при дизартрии заключается в разминании вибрационными движениями, затем растирании от середины губ к уголкам. Затем растирают подбородок, поглаживают уши.

Когда у ребенка имеется асимметрия лица, разный тонус мышц слева и справа, уделяйте пораженной стороне больше внимания, чтобы добиться нормализации мышечного тонуса при дизартрии.

Почему возникает гипертонус у младенцев

Причины возникновения гипертонуса у грудничков вызваны действием неблагоприятных факторов в период внутриутробного развития, при родах либо же в первые дни после рождения.

Во время беременности плод может пострадать из-за таких факторов:

  • гипоксия — длительный период кислородного голодания;
  • острые инфекционные заболевания, перенесенные матерью либо же ее хронические болезни;
  • общая интоксикация организма матери;
  • вредные привычки женщины: курение, распитие спиртных напитков, прием наркотических веществ;
  • ранний/поздний токсикоз, угроза прерывания беременности, тонус матки;
  • резус-конфликт между матерью и ребенком.

Тяжелые, стремительные или же, наоборот, затяжные роды также могут стать причиной повышенного тонуса мышц у малышей. Различные родовые травмы, обвития пуповиной, недостаток кислорода (гипоксия) — все это может привести к нарушению работы нервной системы новорожденного и стать причиной отклонений и болезни.

Симптомы и лечение

Основная симптоматика включает следующее:

  • малопонятная, невнятная речь;
  • спастические проявления в артикуляционных мышцах (постоянно напряжена шея, губы, лицо, язык, артикуляция ограничена, губы плотно сомкнуты);
  • гипотония артикуляционного аппарата (губы не смыкаются, язык неподвижно лежит во рту, рот немного открыт, повышено слюноотделение);
  • дистония артикуляционных мускул (когда ребенок пытается разговаривать, тонус его мышц из низкого переходит в превышенный);
  • смазанное произношение;
  • в сложных случаях ребенок пропускает звуки, заменяет их или произносит искаженными; Источник: О.Ю. Федосова Особенности звукопроизношения детей с легкой степенью дизартрии // Логопед в детском саду, 2005, №2, с.36-41
  • замедленность разговора;
  • невозможность говорить (при тяжелых формах);
  • гнусавый голос без признаков насморка;
  • изменение, пропуск, замена одних звуков другими;
  • затухание фразы к концу ее произнесения, частое дыхание во время разговора из-за нехватки воздуха;
  • очень высокий, почти «писклявый» голос;
  • быстрый или очень медленный поток слов, при этом ребенок не может менять тон.

Как лечить гипертонус у грудничка

Гипертонус у грудных детей встречается очень часто. Педиатр и невропатолог при обследовании ребенка с легкостью могут определить его. В некоторых случаях повышенный тонус проходит сам к 3–4 месяцам. Кроме основных симптомов, врачи основываются на таких рефлексах ребенка, которые при нормальном развитии должны исчезнуть к 3 месяцу жизни:

  • шаговый рефлекс. При вертикальном положении тела малыш начинает шаговые движения по ровной поверхности;
  • опорный рефлекс. На полу ребенок ставит ножку на всю стопу, а не на носочек;
  • рефлекс симметрии/асимметрии. Когда младенец лежит на спине и прижимает подбородок к груди, его ножки разгибаются, а ручки сгибаются. При наклоне головы влево — сгибаются левые конечности, при наклоне вправо — наоборот;
  • тонический рефлекс. В положении на животе руки и ноги сгибаются, на спине — выпрямляются.

Кроме педиатрии и невропатологии при лечении тонуса у детей широкой популярностью и эффективностью пользуется остеопатия. Это главная альтернатива традиционному лечению: массажам, физиотерапии, ароматерапии, лечебной гимнастике, медикаментозному лечению, которое в большинстве случаев лишь снимает симптомы. Главная задача остеопата в данном случае — найти причину отклонений у грудных детей и устранить гипертонус.

Врач собирает подробный анамнез, интересуется, как протекала беременность и роды. Для остеопатии человеческий организм — это единое целое, все его органы и системы неразрывно связаны друг с другом. Специалист обладает очень чувствительными пальцами, и все манипуляции, которые он проводит, чрезвычайно мягкие и щадящие.

Нарушения работы нервной системы, что и вызывает тонус мышц у младенцев, остеопат лечит специальным массажем. Эти процедуры не вызывают у детей боли или дискомфорта, потому они абсолютно безопасны. Положительный эффект будет заметен уже после первых сеансов. У ребенка наблюдается улучшение не только тонуса в мышцах, но и аппетита, сна, пищеварительных процессов. Врач-остеопат запускает необходимые механизмы в организме малыша, направленные на корректировку функционирования мозговых центров и метаболических процессов между ними.

Родители должны прислушиваться к рекомендациям врача, однако самолечение недопустимо, так как врач-остеопат проводит крайне деликатные и мягкие манипуляции с ребенком, требующие определенных знаний, навыков и квалификации. Длительность терапии для каждого пациента различна, по этому повторные визиты в клинику могут повторяться через одну-две недели.

Виды, уровни и формы речевой дизартрии у детей

Таблица видов заболевания по месту поражения

Название формы патологииОсобенности
МозжечковаяВозникает при вовлечении в процесс мозжечка. Речь растянута, невнятна, замедленна, громкость постоянно меняется, у ребенка дрожит язык, он разговаривает с выкриками, словно скандирует лозунги. Дополнительные симптомы: нарушенное равновесие, неустойчивая походка.
БульбарнаяВызывается параличом артикуляционных мышц, а также нервов – блуждающего, языкоглоточного, троичного, подъязычного и/или др. У детей отсутствуют некоторые рефлексы, нарушено сосание и глотание, мимика, им трудно пережевывать твердую пищу. Также отмечается повышенное слюноотделение, упрощение (все согласные «сливаются» в один щелевой) и невнятность звуков, гнусавое, хриплое звучание голоса, иногда – его отсутствие.
ПсевдобульбарнаяВозникает при централизованном параличе (спастическом) мышц и их гипертонусе. Речь становится монотонной, ребенку трудно поднять кончик языка, отвести его в сторону, удержать. Отмечается повышенное слюноотделение, першение, расстройство глотания (усиление рефлекса). Речь невнятная, гнусавая, резко нарушается произношение шипящих, свистящих и тоновых звуков.
ЭкстрапирамиднаяВозникает при нарушении функции подкорковых ядер, в связи с этим получила второе название – «подкорковая». Речь немного гнусавая, невнятная, смазанная. Присутствуют непроизвольные мышечные движения, мимика, артикуляционные спазмы. Тембр и сила голоса изменяются, нарушается темп разговора, присутствуют случайные гортанные выкрики.
КорковаяПоражение тех участков коры головного мозга, которые отвечают за артикуляционные мышцы. Дети выговаривают слова правильно по структуре, но с нарушенным произношением слогов. Отмечается расстройство дыхания при разговоре, голоса.
ХолодоваяПроявляется как один из симптомов миастении (быстрая утомляемость и слабость поперечнополосатых мышц). Речевые сбои происходят тогда, когда в помещении, где находится ребенок, повышается либо понижается температура воздуха.

Классификация по степеням развития патологии:

  • I (стертая) – неправильное произношение способен выявить только логопед при осмотре и обследовании, возможно почти полное излечение;
  • II – произношение понятно, но дефекты заметны;
  • III – ребенка понимают лишь близкие люди, посторонние – редко;
  • IV – произношение не понимают даже близкие либо речь отсутствует, чаще всего рассматривается в рамках ДЦП.

Важно! Для стертой формы характерны трудности при жевании твердой пищи. Родители не должны из-за этого менять рацион ребенка. Необходимо постепенно приучать его пережевывать наравне со всеми людьми. Источник: Е.Ф. Архипова Стертая дизартрия у детей: учебное пособие для студентов вузов // М.: АСТ: Астрель: ХРАНИТЕЛЬ, 2006, с.319

Чем опасен гипертонус

Как говорилось ранее, гипертонус грудничка может быть вызван нарушениями нервной системы. Очевидно, что такие отклонения будут усугубляться и развиваться, если не принимать меры. Сначала будут заметны двигательные нарушения у малыша, впоследствии проявятся отклонения в мелкой и крупной моторике, координации, речи. Возможны проблемы с походкой и осанкой, задержка развития. Все вышеперечисленное говорит о том, что проблема повышенного тонуса у грудных детей требует особого контроля, в первую очередь — со стороны родителей. Своевременное обнаружение нарушений, их причин, а также последующее правильное лечение — это залог здоровья и нормального развития маленького человека.

Противопоказания

Логопедический массаж для детей при дизартрии нельзя проводить, когда у ребенка имеются:

  • сыпь, отеки различного характера на коже;
  • обострение герпетической инфекции;
  • простудные, вирусные заболевания;
  • воспалительные процессы полости рта и губ — стоматит, гингивит, кариес, грибковая инфекция;
  • воспалительные процессы близлежащих органов — конъюнктивит, ринит, лимфаденит, фурункулез;
  • порезы, ссадины, гематомы;
  • тяжелые хронические заболевания — онкологические, сердечно-сосудистые, гематологические, неврологические, психиатрические.

Диагностика

Диагностирование заболевания проходит в два этапа: неврологическое обследование, выполняемое при помощи проведения клинических анализов, и логопедическое обследование.

Анализы и процедуры, через которые пациент должен пройти в ходе неврологического обследования, включают в себя следующие:

  • магнитно-резонансная томография головного мозга;
  • электронейрография;
  • электроэнцефалография;
  • электромиография;
  • транскраниальная магнитная стимуляция и другие процедуры.

Осмотр у логопеда направлен на выявление тех или иных дефектов речи и артикуляции у пациента. Оценивается деятельность артикуляционного аппарата и состояние мышц речевого аппарата и лицевых мышц, а также то, кто как пациент дышит.

Логопед также исследует изменения голоса в процессе звуковоспроизведения (тембр, темп, интонация), способность пациента к записыванию текста под диктовку, к списыванию текса, к чтению и пониманию того, что было прочитано.

Диагностика дизартрии включает в себя

Можно ли проводить массаж в домашних условиях

Специалисты рекомендуют проводить логопедический массаж в домашних условиях. Во-первых, это залог непрерывности лечения, что влияет на эффективность коррекции. Во-вторых, дети, особенно маленькие, в обычной обстановке более раскрепощены, а с незнакомым человеком даже заставить открыть рот бывает невозможно. В-третьих, дома вы можете выполнять массаж в любое время: не нужно подстраиваться под график, менять свой режим, что само по себе стрессовый фактор.

Лицо массируйте при помощи пальцев. Можно использовать чайные ложки. Вместо зондов при массировании языка вы можете использовать также подручные средства: ложки или те же зубные щетки. Разминание пальцами также будет полезным.

Необходимо, чтобы вы умели делать расслабляющий массаж при дизартрии. Важно правильно делать все движения, знать, куда нужно нажать сильнее, а где лучше использовать легкие прикосновения. Обучиться можно на курсах. Также основы вам может показать логопед. Если сочетать процедуры с обычным массажем, эффект будет в разы выше. Только учтите, что он бывает расслабляющим или тонизирующим.

Неправильная техника может спровоцировать ухудшение: могут появиться другие виды нарушения речи, кроме дизартрии.

Обследование

Для того чтобы доктор поставил диагноз “пищевое отравление”, как правило, достаточно внимательно опросить родителей и осмотреть ребенка. Иногда доктор может дополнительно назначить:

  • анализ крови, чтобы посмотреть не вызваны ли симптомы бактериальной или вирусной инфекцией;
  • анализ кала, чтобы исключить инфекцию, вызванную патологическими бактериями;
  • если потребовался осмотр хирурга, то он тоже может назначить дополнительное обследование.

Онлайн консультация Врача-педиатра Текутьевой Ольги Николаевны

Онлайн консультация Врача-педиатра Текутьевой Ольги Николаевны

Запись онлайн

В рамках консультации вы сможете озвучить свою проблему, врач уточнит ситуацию, расшифрует анализы, ответит на ваши вопросы и даст необходимые рекомендации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: