Композиты для изготовления постоянных конструкций зубных протезов

Чиликин Валентин Николаевич

УДК 616.314 Рецензенты: д-р мед.наук И.М.Макеева, Центральный научно-исследовательский институт стоматологии; д-р мед. наук, профессор Л. Н.Максимовская, Президент Национальной академии эстетической и косметической стоматологии, зав.каф. стоматологии общей практики ФПДО МГМСУ. Чиликин Валентин Николаевич, доцент кафедры госпитальной терапевтической стоматологии МГМСУ, профессор кафедры челюстно-лицевой хирургии и стоматологии МОНИКИ. Новейшие технологии в эстетической стоматологии. М.: ГУП НИКИЭТ. 2001.

ISBN 5-86324-034-2

В предлагаемом издании представлены современные подходы по организации работы стоматологического кабинета.

Рассмотрены основные принципы реставрационных технологий, дан анализ современных композитных материалов, обсуждены показания для их использования и методы применения в терапевтической стоматологии. Монография написана с приоритетным рассмотрением вопросов практического применения существующих методов лечения и реставрации зубов и предназначена как для врачей, так и для студентов стоматологических факультетов.

Хронология использования культевых вкладок в стоматологии: этапы

Этап 1

Поначалу стоматологи использовали композитные культевые вкладки под коронку, армированные полимерными волокнами. По сравнению с металлическими штифтами они провоцировали переломы корня реже, однако имели существенный эстетический недостаток – черный цвет армирующего волокна.

Технология также не отличалась простотой, поскольку необходим был адгезив или праймер, выполнялось протравливание, пятикратное нанесение адгезивов на стенки канала. Для маскировки черного цвета штифта использовали опаковый слой. Несмотря на все недостатки, волоконные конструкции имеют и ощутимое преимущество. В будущем их можно легко удалить из канала путем высверливания обычным бором.

Этап 2

Следующий шаг – армирующее волокно белого цвета. Материал стали использовать для изготовления мостовидных протезов и армированных композитных коронок. Эта технология прижилась в зуботехнических лабораториях и отошла в клиниках ортопедической стоматологии. Однако сегодня она все-таки нашла применение в пародонтологии и ортодонтии – для шинирования зубов.

Этап 3

С появлением стекловолоконных штифтов, изготавливаемых на специализированных линиях, стало возможно устанавливать надежные культевые вкладки. Эти материалы широко используются в военной и космической промышленности ввиду легкости, прочности, пластичности, упругости и способности долго противостоять нагрузке.

Структура стекловолоконного штифта приближается по гибкости и прочности к естественным тканям зуба. Поэтому с помощью материала можно создавать монолитные конструкции длительного периода функционирования. Такие штифты фиксируют с помощью прочных адгезивных композитных материалов.

Цветовое восприятие и воссоздание цвета в эстетических реставрациях зубов

Высокое качество восстановления зубов в терапевтической стоматологии, невозможно, сегодня, без точной передачи формы, цвета, внутренней и внешней структуры зуба и оптических его характеристик. Если вопросам анатомической формы мы уделяли внимания в наших предыдущих публикациях, то вопрос воссоздания цвета, остается во многом открытым.

Определение цвета зуба является весьма сложным и важным процессом. К сожалению, на клиническом приеме, восстановление цветовой композиции происходит, зачастую, так же как и при реконструкции формы, с учетом только собственной интуиции и субъективного восприятия цвета врачом стоматологом. Но если в первом случае врачи с хорошими природными мануальными возможностями в состоянии решать в эстетических реставрациях проблему «формы», то решение проблемы «цвета» происходит порой не осознано и с большим трудом. Зачастую врачи не знают даже самых начальных основ «цветоведения», например, что такое цвет, тон и насыщенность? В чем отличие теплых и холодных тонов цвета? Какие цвета называются дополнительными, а какие основными и в чем их характеристика? И если ко всему этому еще добавить различные методики и разную цветовую гамму одинаковых по характеристикам расцветок от производителей стоматологических материалов, то в вопросе подбора цвета и у самых продвинутых стоматологов может возникнуть большая путаница.

Изучение темы цвета в стоматологии не может быть поверхностным, как например призывают многие производители, предлагая определенные технологии и методики для применения ими разработанных материалов и не только потому что данная тема сегодня довольно актуальна и врачей стоматологов она волнует практически каждый день, но прежде всего потому, что любую проблему необходимо решать на основе цельных знаний и природных законов, а не отдельно наработанных навыков и технологий.

На страницах данной публикации, мы решили затронуть тему цвета в стоматологии и начать ее решение не с поверхностных практических методик с учетом конкретно рекламируемого материала, а с изначальных истоков: физики цвета, психологии восприятия цвета человеком, законов цветоведения и оптических свойств природных тканей. И только после этого, на основе данной информации определим их практическое применение в стоматологической практике и приведем уже понятные читателю клинические примеры, по которым сегодня мы ведем практические занятия и семинары.

Психологическое воздействие цвета было замечено людьми в тот же самый момент, когда был замечен и сам цвет.

В первобытные времена и в древности окраска служила для выделения некоторых вещей, акцентируя тем самым на них внимание. На протяжении длительного времени человечество создавало различные теории физики цвета. У древних народов вопрос о классификации цветов решался в тесной связи с вопросом об устройстве космоса, мира богов и людей. Позднее в эпоху Возрождения в Европе пользуются как античной (Альберти) так и средневековой классификациями цвета. Художник Леонардо да Винчи вводит «практически живописную» систему цветов исходя из минимальной палитры живописца

В 17 веке физическая характеристика восприятия цвета меняется. И. Ньютон вводит естественно научную (физическую) основу классификации цветов, а именно спектр белого цвета, в котором семь простых спектральных цветов и один пурпурный, образованный смешением крайних цветов спектра . Любопытен тот факт, что данное открытие было сделано совершенно случайно. На одном из английских рынков, ученый купил стеклянную призму и с удивлением обратил внимание, как падающий свет с одной поверхности отражался на другую, излучая при этом различные цвета. Довольно длительное время английский ученый не мог убедить своих коллег в многоцветности солнечного цвета. Даже его последователь Гете утверждал, что предположение И.Ньютона о спектральном составе солнечного света больше напоминают «детские сказки».

На основе спектра был построен цветовой круг, оказавшийся очень удобной системой для технических и научных целей

Чуть позже, в конце 18 века Гете предложил новый способ классификации цветов. Построенный им цветовой круг состоит из трех пар контрастный цветов. Основой круга служил треугольник главных цветов из красного, синего и желтого цветов, обнаружив тем самым явление цветовой индукции. В дальнейшем благодаря трудам Филиппа Отто Рунге цветовая система приобрела третье измерение и вышла в пространство. Немецкий художник построил «цветовой шар» в котором соединились спектральные и ахроматические цвета, разбеленные, зачерненные и ломаные. В19 веке благодаря трудам Г.Гельмгольца был уточнен вопрос об основных цветах , ими оказались красный зеленый, и синий, дающие в смесях все остальные цвета спектра любой насыщенности. Эти цвета нашли свое практическое применение в полиграфии, пуантиллической живописи, телевидении.

Очень важные исследования по данной теме внес английский врач Томас Юнг. Экспериментируя цветными проекторами во время элиминации, он установил, что для одного и того же спектра составные цвета могут быть уменьшены до трех основных цветов. Дневной свет может быть не только разделен на спектральные цвета, но и восстановлен в обратном порядке из трех основных (красного, зеленого и синего). В результате проведенных экспериментов Т.Юнг сделал важный вывод: природа стремиться к минимализации ( к оптимуму) при смешивании трех цветов: синего, красного и зеленого можно воссоздать любой оттенок . Человек в физиологической норме в состоянии различать около 150 цветов разделяя их по тону и яркости, в общей сумме это примерно около 1 миллиона оттенков , а для этого необходимо использовать большое количество зрительных клеток. Герман фон Хельмхолтц, основываясь на ключевых открытиях Юнга, выдвинул гипотезу о том, что в определенных участках глаза существуют структуры, реагирующие на три основных цвета: синий, зеленый и красный. Многочисленные зрительные клетки реагируют на световые раздражители. При этом каждая группа клеток воспринимает ту длину волны, которая соответствует их чувствительность. Клетки-колбочки отвечают за цветное (дневное) восприятие цвета, их три разновидности, действуя совместно, клетки образуют общий цветовой спектр. За черно-белое видение (ночное) отвечают специальные зрительные клетки-палочки. Ночное видение обладает меньшей четкостью, так как клетки располагаются по всей поверхности клетчатки и имеют меньшую плотность

Таким образом, на основе научных открытий многих художников, физиков и философов была определена физическая основа цвета, которая является сегодня актуальной не только для технической и промышленной деятельности человека, но и для стоматологии в частности. Важной задачей стоящей сегодня перед врачами-стоматологами, стоит в возможности правильного использования вышеперечисленных научных изысканий в области цвета, в ежедневной клинической практике.

Суть психофизического восприятия цвета человеком заключена в следующем: Все предметы мы видим в отраженном цвете. Спектр белого цвета состоит их семи основных цветов и выстраивается от фиолетового через синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, до красного (рис.1 ).

Любой окрашенный предмет, из общего спектра цветов отражает отдельный цвет (оттенок) поглощая при этом все остальные (абсорбция и отражение). Человеческий глаз читает отраженный от объекта луч, который фокусируется на сетчатку, анализируется мозгом и воспринимается человеком в виде цвета данного предмета или объекта. Следует при этом отметить, что человеческий глаз, способен воспринимать только определенный диапазон волны , в отличии от других живых существ, у которых диапазон длины волны иногда бывает значительно больше, чем у людей. Излучение в спектре длины волны, который человек в среднем готов воспринимать находится от 380 нм до 760нм.(1нм- 1/1000000мм) каждой длине волны соответствует определенный цвет спектра.

Цветные объекты различается по цвету, насыщенности и тону . Каждый из цветов при этом приближен к теплой ( красные тона) или холодной гамме (синие тона), к более светлым тонам (приближенные к белому) или более темным (приближенных к черному)

В слиянии друг с другом они создают различные сочетания и оттенки , разделяясь на основные красный, желтый, синий и второстепенные зеленый, оранжевый и фиолетовый, которые могут образовываться из слияния первых (рис.2)

Цвета в общей своей гамме могут как дополнять , так и подавлять/уничтожать/ своей цветовой активностью друг друга. Если из основных цветов спектра образовать цветовой круг то каждому из цветов можно найти дополнительный ,в сочетании с которым первый будет более восприниматься более насыщенно, чем в сочетании с другими цветами . (рис 3.).

Нарушая основные законы построения цвета, мы можем столкнуться с такими цветовыми композициями, которые создадут в нашем восприятии большую путаницу, поскольку один и тот же цвет, в сочетании другого цвета, может вести себя абсолютно по-разному.

На рисунке 4 можно увидеть, как могут изменяться одни и те же цвета в окружении других.

В стоматологии понятие дополнительных цветов особенно важно. Суть его заключается в том , что при сочетании одних цветов общая гамма становится более насыщенной и естественной , а при сочетании других, цвета окажутся не естественными и тусклыми. На клиническом приеме мы порой не замечаем тех факторов, которые могут оказывать негативное действие на наше цветовое восприятие предметов , это может быть и насыщенный цвет стен в кабинете, где врач ведет прием, яркая одежда или макияж пациента, либо просто цвет кофердама , который кардинально может изменить цвет реставрируемого зуба.

Экспериментируя с цветами расцветки VITA мы сфотографировали зубы на различном фоне . Результат нас очень удивил один и тот же цвет зуба на фоне пластины базисного воска и светлой бумаги воспринимался совершенно по-разному. Согласитесь, на клиническом приеме нам нет времени задумываться о соотношении основных и дополнительных цветов.

Общепризнанная шкала цветовой расцветки несет более ограниченное количество цветов, но сочетание у них происходит так же по принципу взаимного дополнения и контрастов.(рис 8)

Следует также обратить внимание на то, что во время определения цвета на врача стоматолога влияет определенное количество негативных факторов.

Перед изучением правильного восстановления цветовой гаммы в эстетической реставрации, необходимо определить некоторые из них:

1. Важное значение при определении цвета играет источник света. Существуют два источника света теплый и холодный, В природном источнике света преобладают холодные цвета, (цвета приближенные к синей гамме), в противоположность этому обычные лампы накаливания имеют теплые цвета (цвета приближенные к красной гамме). Поэтому при определении естественного цвета необходимо обращать внимание на то, чтобы источником света было естественное освещение (холодные тона) , в противном случае определение цвета будет не точным.

При очень низкой освещенности восприятие цвета человеческим глазом становится практически не возможным, так как палочки сетчатки глаза не чувствительны к цвету. При достаточном количестве света, в рецепторы попадают более интенсивные сигналы. В процесс зрения вовлекаются колбочки и возможность цветоощущения становится более четким. При чрезмерной яркости освещения , происходит частичное ослепление и человеческий глаз , достаточно длительное время не в состоянии правильно ощутить не только цвет, но зачастую и форму предметов. На это очень важно обращать внимание, когда врач ведет работу со светополимеризационной лампой или при очень ярком искусственном освещении. Прямое или боковое зрение доктора тоже очень чувствительно к чрезмерно яркому источнику света.

Природный источник света , в различный период времени и в различных регионах, имеет так же различный состав. Например, в северо-западных регионах нашей страны, в солнечный день, утром в природе преобладают тепло-розовые оттенки, днем ярко-серебристые, а вечером оранжево-красные. В пасмурный день преобладают нейтрально-серебристые тона. Для определения цвета ,важное значение имеет так же и время суток. Для оптимального восприятия лучше всего подходит нейтральный дневной свет, падающий с северной стороны здания с 11 до 13 часов дня.

2. На восприятие цвета, так же оказывает большое влияние возрастные и физиологические изменения человека.

Зрительный аппарат человека особенно чувствителен к его возрастным изменениям. После 30-35 лет у большого количества людей происходит накопление макулярного пигмента, покрывающего центральную часть сетчатки, что приводит к пожелтению хрусталика и нарушению правильного определения оценки цвета. Свет в данной ситуации изменяет свой спектральный состав еще до того как попадает на светочувствительные рецепторные клетки и человеческий глаз получает искаженное восприятие световой волны. Снижение подвижности глазного яблока, развитие с возрастом дальнозоркости и другие физиологические процессы приводит к субъективной оценке цвета , а следовательно к отсутствию объективной оценки цветовых и оптических свойств зубов.

Следует так же обратить внимание на то, что примерно 1.5% женщин и 7.5% мужчин встречаются с частичной цветовой слепотой, что приводит к не возможности правильного определения цвета.

3.На поверхность зубов кроме прямого источника света оказывает большое влияние отраженный свет-рефлекс, который оказывает очень большое влияние на определение цвета как одного отдельно стоящего зуба, так и всего зубного ряда в целом. Если, например, одежда врача или пациента, цвет стен в кабинете, кресла стоматологической установки, пола будет иметь очень яркую цветовую гамму, то определение цвета в данных условиях будет практически не возможным. Падая и отражаясь от окружающихся предметов, свет будет изменен в своем спектральном составе.

Природный свет, который как мы уже сказали, имеет сложный цветовой спектр, создает объемную форму любого освещенного предмета, образуя на его поверхности блик (прямое отражение луча света), свет, полутень, тень и рефлекс (отражение от рядом стоящей поверхности). Если предмет имеет однородную окраску, то визуальный размер предмета можно изменить при помощи света и тени.

Зубы,(например передняя группа) благодаря своей анатомической форме(линия экватора, медиальная и дистальная грани, линия первичного наклона и т. д.) так же имеют ярко выраженную градацию в тоне, при помощи которой мы можем менять форму улыбки создав из узкой формы лица широкий оскал улыбки, осветляя в тоне боковой участок зубов и наоборот осветляя в тональности передние зубы, из широкой формы лица, более «зауженную» форму зубного ряда, а следовательно и визуальное восприятие улыбки пациента с широким лицом. На практических занятиях по цвету мы разбираем подобные ситуации на примере построения зубного ряда в тональном решении.

4.Кроме источников света на цветовое восприятие оказывает большое влияние и ряд других факторов. Одно из них это явление метомерии. Суть его заключается в следующем если состав материала является не однородным, то при одном источнике света два различных по составу материала могут иметь одинаковую цветовую окраску , а при другом источнике цвета двух предметов могут быть различными. Внутренний состав двух материалов под разными источниками света совершенно по-разному себя проявляют. Это явление становится особенно актуальным если обратить внимание на то, что композиционные материалы расцветки и натуральные зубы, различные по своей структуре и составу.

5.Важной проблемой в определении цвета зубов может вызывать цветовая адаптация. При длительной концентрации внимания человеческий глаз перестает воспринимать определенные нюансы цветовой гаммы . Цветовая адаптация выражается в пониженной чувствительности глаза. В конце рабочего дня, либо при длительном напряжении внимания, цветочувствительность рецепторной системы глаза снижается и доктор не в состоянии различить не только маленькие отклонения и нюансы, но порой самые элементарные цвета.

В эстетических реставрациях определение цвета зуба, тона и естественной его прозрачности , является одним из самых сложных этапов. Связано это, прежде всего с довольно не простой структурой построения естественных зубов. По анатомической форме зуб строится из нескольких слоев дентина ( околопульпарный дентин, предентин , интерглобулярный дентин ), дентиноэмалевого пространства (протеиновый слой), нескольких слоев эмали (внутренняя, поверхностная эмаль). Цвет коронки зуба образуется не только цветовой композицией трех вышеназванных слоев, но и их оптическим свойством преломления света. Определение цвета реставрации производится по предлагаемым от производителей стоматологических материалов специальных расцветок. Одной из самых приближенных к естественному цвету зубов считается расцветка VITA.Согласно данной расцветки зубы имеют четыре основные группы цветов, каждый из которых распределяется по цвету:

-коричневые цвета ( по цветовой тональности А1,А2,А3,А3,5,А4).

-желтые цвета. (по цветовой тональности В1,В2,В3,В4.)

-серые цвета (С1,С2,С3,С4)

-тепло-серые цвета (Д2,Д3,Д4)

Если цветовую шкалу из четырех основных цветов разложить по цветовому тону, то выстроить их можно в следующей последовательности: В1,А1,В2,Д2,А2,С1,С2.Д4,А3,Д3,В3,А3.5,В4,С3,А4,С4.

В природе естественные цвета зубов приближены в основном к двум группам , это группа А (коричневые цвета), группа В (желтые цвета.). При помощи определенной толщины дентина и эмали, грамотного распределения прозрачных слоев, только из группы А и группы В, можно воссоздать максимально приближенный к природному цвет зубов. Но если реставрация будет строиться не по банальной схеме “попадания в цвет”, а с учетом тонких переходов и рефлексов естественных зубов, то реставрация будет происходить немного по другой схеме.

Рассмотрим это немного подробнее и более детально разберем два основных вопроса : 1- Структуру построения взаимодополняющих цветов и 2- оптическим характеристикам.

Структура построения взаимодополняющих цветов.

Цветовой объем коронки зуба работает по закону тепло-холодного сочетания основных и дополнительных цветов и происходит это примерно так же как это происходит в строении звукового аккорда . Еще в 17 веке знаменитый физик И. Ньютон выразил версию о соответствии структуры построения музыкальных звуков и цвета. Семь звуков и семь основных цветов цветового спектра существуют в четком соответствии. Осознание данной закономерности дает ответ на вопрос почему во время восстановления прямого винира по трем основным зонам верхней средней и нижней трети коронки возникает эффект не естественного пластмассового объема.

В звуковом аккорде Ля минор существует кроме основного звука Ля ряд дополнительных звуков, которые создают в общем звучании «живую» гармонию аккорда. На вестибулярной поверхности коронки работают те же самые законы основных и дополнительных цветов.

Многие современные производители светооттверждаемых материалов, умышлено пытаются вводить так называемый эффект «хамелеона » для создания ощущения естественной игры цвета, но чаще всего данный эффект воспринимается как полумера.

На поверхности коронки формируются пять цветовых и определенное количество (в зависимости от возраста) световых зон, которые мы рассмотрим чуть позже в разделе оптические законы преломления света. Основные и дополнительные сочетания цветов по

расцветке VITA происходит в следующем сочетании: группа В (желтые цвета) в общем сочетании цветов расцветки относится к теплым цветам и ярко проявляет себя на холодном фоне группы С (серые цвета), группа А (коричневые цвета) так же

относятся к теплым цветам и максимально проявить себя смогут на фоне холодных цветов группы С и Д. Сочетание цветов близких в тепло-холодном сочетании, например группу А и группу В, либо группу С с группой Д приведет к разрушению цветовой композиции. Если в живописи мы будем сочетать желтые цвета на фоне коричневых цветов, то последний будет оказывать угнетающее воздействие на первый, а если желтый будет изображен на фоне голубых либо серых цветов, то проявлять он себя начнет с максимальной активностью. Именно в этом и заключается не сложный, но важный закон основных и дополнительных цветов, который нам необходимо применять в стоматологии. (рис 10)

На практическом семинаре мы подробно разбираем основные алгоритмы при задаче восстановления основного цвета группы А, В, С и Д , разбираются так же и возрастные характеристики одних и тех же цветовых групп до 20 и после 40 летнего возраста.

Структура оптического преломления света.

Наиболее важным в воссоздании естественной природы зубов является возможность воспроизведения оптического преломления света. По анатомическому строению природная форма зуба образует внутреннее свечение дентина, с ярко выраженными линиями мамилонов, которая выражается на общей прозрачности коронки. Воссоздать это бывает довольно сложно, в особенности, если мы не будем обращать внимание на законы оптического преломления света.

Для построения определенных оптических эффектов в формировании коронки, мы должны не только хорошо знать основные законы оптики, но и умело ими пользоваться.

1 Угол падения равен углу преломления. Данная закономерность применима во всех слоях коронки зуба (дентин, эмаль, дентиноэмалевое соединение) и во всех материалах, которыми мы пользуемся ( композит, керамика и т.д.). Единственным отличием будет то, что в разных слоях коронки зуба мы будем пользоваться данным законом в различной степени, для поверхностных эмалей угол отражения будет от гладкой прямой линии, так как эмаль должна пропускать свет (абсорбция), а в дентинных слоях, угол отражения должен быть от фактурных (ломанных) линий, дентин концентрирует в себе источник света и в дальнейшем отражает его (отражение)

Если мы проанализируем представленные рисунки , можно понять почему в реставрациях дентинные слои необходимо делать фактурными , а эмалевые слои максимально гладкими и чем меньше нам удается попасть в истинный цвет коронки зуба, тем сильнее мы должны маскировать внутренние слои дентина, создавая фактурные объемы мамилонов.

2 Для общего представления преломления света в объеме, рассмотрим движение света в общеизвестном нам оптическом кристалле. В огранке кристалла бриллианта так же работают оптические законы преломления света . Угол падения отражает угол преломления луча в огромном количестве граней, образующих потрясающий эффект игры кристалла. Следует обратить внимание на несколько деталей . Первое- эту форму в течении долгих столетий придумывали ювелиры и второе -высота верхней, условно скажем, трапеции и нижнего треугольника — это точный математический расчет и нарушение пропорций двух вышеуказанных объемов нарушит общую композицию отражения света. К нарушению оптического преломления света может привести и другой момент — нарушение прозрачности нижней стенки. Если поверхность треугольника мы перекроем опаковым слоем, то световое отражение в кристалле прекратится (рис. 12.) .

Но возвращаясь к оптическим свойствам коронок передних зубов , следует заметить ,что пока люди в течении столетий разрабатывали экспериментальным путем пропорции огранки алмазов, природа уже давно его имела. Если мы внимательно посмотрим на структуру построения объемов передней группы зубов( вид со стороны режущего края). Мы можем обратить внимание на определенное сходство пропорций и структуре построения двух данных объемов (рис 12.4). Оптические законы преломления света в объеме коронки зуба происходят по тем же законам, что и в кристалле, за исключением отсутствия светового преломления в опаковых слоях (объем дентина) коронки (рис.12.2)

С учетом вышесказанного можно показать и объяснить основные этапы восстановления на примере реконструкции коронки центрального резца.

Изначально любую разрушенную форму коронки, которая может нас не устроить в той или иной степени необходимо восстановить. На клиническом приеме, утраченную форму режущего края мы восстанавливаем композиционным материалом, либо из моделировочного воска на гипсовых моделях, предварительно сняв оттиск с пациента. Далее после снятия оттиска из силиконовой массы мы приступаем к созданию «силиконового ключа» , который принимая форму матрицы, должен иметь контробъемную форму небной поверхности и плоскость, сформированного нами предварительно, режущего края коронки.

В реконструкции коронки центрального резца важное место занимают этапы препарирования коронки На данном этапе воссоздания вестибулярной поверхности коронки центрального резца мы должны будем решить не только проблему эстетики, но и полноценной, функциональной нагрузки будущей реставрации. На практических семинарах мы уделяем этому вопросу особое внимание, разбирая на фантомных моделях этапы препарирования различных клинических ситуаций (3,4 класс). В объеме данной статьи, этот вопрос мы не рассматриваем, но обязательно его разберем в разделе микропротезирование.

Создание «силиконового ключа» нам необходимо для двух важных моментов: 1) для формирования ранее восстановленной формы зуба и 2) создания алгоритма цветового построения коронки с эффектом оптического преломления света.

Для того чтобы объем реставрированной коронки имел способность пропускать и затем отражать световую волну, нам необходимо светопроводящими слоями материала (в данной ситуации поверхностная эмаль) при помощи силиконового ключа восстановить небную поверхность коронки (рис ).

На следующем этапе мы восстанавливаем опаковые слои дентина (формируя в данном случае объем трех мамилонов) (рис. .) .

Завершаем построение цветового объема коронки внутренними и наружными эмалями в соответствии с сочетанием основных и дополнительных цветов.

Если данный алгоритм построения прозрачных и опаковых слоев будет нарушен и вместо прозрачных слоев поверхностной эмали на небную поверхность «силиконового ключа» будут сформированы опаковые слои, то объем коронки зуба приобретет эффект «мертвого» пластмассового зуб. так как нарушится закон оптического преломления зуба. После окончательной полировки, на вестибулярная поверхность коронки мы видим все внутренние слои дентинных слоев. Коронка имеет прозрачную линию режущего края, которая более характерна для зубов молодых пациентов.(рис.) По данной методике можно воссоздать различный по своим возрастным характеристикам зуб.

В следующей публикации мы обязательно разберем возможности практического применения методики восстановления цвета, клинические примеры восстановления коронок передних зубов по 3му, 4му классу и прямого метода восстановления вестибулярной поверхности коронки в прямых винирах.

На практических семинарах, которые ведутся по данной теме, подробно разбираются этапы препарирования передней и боковой группы и алгоритмы восстановления с использованием «силиконовых ключей» и индивидуальных фантомов. Возможности восстановления как молодых ярких по цвету зубов, так и методы имитации внутренних трещин, «меловидных» включений, с использованием красителей и интенсивов.

Интересующую информацию можно узнать в студии Антона Ветчинкина

Особенности стекловолоконных штифтов

  • Высокая прочность (1000 МПа), сопоставимая с показателями титана.
  • Модуль упругости 35 Гпа приближается к показателю натурального дентина.

Благодаря естественному сочетанию с твердыми тканями и современными композитными материалами для фиксации, такие штифты отличаются продолжительным сроком службы и высокой прочностью. Еще одна причина тому – равномерное распределение жевательной нагрузки по всему корню зуба. За счет эластичности стекловолоконного штифта, сопоставимой с тканями зуба, риск механического разрушения минимален.

Преимущества стекловолоконных штифтов

Во время фиксации стекловолоконный штифт не нужно обрабатывать химически, а также нет необходимости в использовании специфических «фирменных» материалов. Фиксация возможна с помощью любой привычной адгезивной методики и композитных материалов – штифт просто фиксируют в корневом канале.

Такие штифты имеют превосходные эстетические характеристики – их цвет приближается к оттенку натуральных тканей, поэтому их используют, в том числе, для восстановления передних зубов. Материал легко поддается обработке. С помощью алмазного инструмента форму и длину изделия можно корректировать. Для моделирования культевой части конструкции используют светоотверждаемые композитные материалы.

Подготовка пациента к реставрационному лечению

Методологические принципы и последовательность работы с композитными материалами

Собрав анамнез и осмотрев пациента, врач в доступной форме должен подготовить пациента к адекватной оценке возможностей реставрационной техники. Пациент должен знать все плюсы и возможные минусы данного метода лечения. Врач обязан внимательнейшим образом отнестись ко всем пожеланиям пациента и учесть их при реставрации, если они не противоречат медицинским показаниям; ответить на все заданные пациентом вопросы. Приступать к реставрации необходимо при полном доверии друг к другу врача и пациента, находясь в статусе союзников, принимая на себя определенные обязательства.

Пациент должен отчетливо понимать, что окончательный косметический эффект будущей реставрации можно будет оценить только через 3-6 дней, таковы физиологические законы. Твердые ткани зубов должны «восстановиться» после стресса, который они испытывают от воздействия кислоты, находясь в пересушенном состоянии в течение нескольких часов.

Огромное значение придается гигиеническому состоянию полости рта перед реставрацией и особенно после нее. Мы уже говорили, что реставрацию можно относить к неотложной помощи в стоматологии, но она может и должна быть отсроченным лечебным мероприятием в случае неудовлетворительной гигиены полости рта. И пациент должен это понять, если хотите, понять свою ответственность. Поэтому в идеале реставрацию следует проводить только после удаления назубных отложений скейлером и профессиональной чистки зубов специальными щеточками с пастами, не содержащими фтора, а при необходимости, возможно, после короткого курса лечения у пародонтолога.

Как справедливо считает доктор Голуб-Эванс (цитирую по И.М.Макеевой, 1997 г.), красивая улыбка складывается из неповрежденной красной каймы губ здоровой десны и интактных правильно расположенных зубов. Следовательно, если врачу не удается скорректировать гигиеническое состояние полости рта пациента или пациент не может понять важность этого этапа лечения, врачу следует вспомнить о врачебном долге и отказаться от реставрации, хотя это бывает, прямо скажем, нелегко сделать. Непростым вопросом является и оплата реставрационных работ, так как она бывает обычно выше, чем плата за обычную пломбу. Грамотно составленный «прайс» поможет избежать всяческих недоразумений; необходимо только все финансовые вопросы оговорить до начала реставрации.

Это элемент так называемой «техники направленной полимеризации» материалов, методику которой мы разберем позже на примере пломбирования кариозных полостей I класса по Блеку.

При хорошо сохранившихся стенках зуба (толстые стенки) необходимо произвести повторную полимеризацию со стороны кариозной полости.

Последующие слои материала должны быть не толще 1,5-2 мм.

И все время помним: чем больше слоев композита — тем меньше полимеризацнонная усадка.

После взятия из шприца или унидозы порции материала необходимо немедленно закрыть их колпачком, чтобы не было контакта со светом и воздухом.

Если по какой-то причине шприц пролежал некоторое время не закрытый колпачком, то перед взятием следующей порции композита необходимо выдавить материал, «срезать» гладилкой 1,5-2 мм материала и выбросить его.

Следующее правило. Последний слой композита вносят с небольшим избытком, который впоследствии сошлифуем. Дело в том, что в момент полимеризации композит контактирует с воздухом, образуя на своей поверхности ДИСПЕРСИОННЫЙ СЛОЙ, его еще называют слой, ингибированный кислородом. Толщина этого слоя равна 15-115 микронам, он позволяет последующим слоям композита соединяться между собой без использования адгезива, поэтому его нельзя повреждать (стирать, высушивать) во время реставрации. Если мы случайно нарушили целостность этого слоя или загрязнили (попала ротовая жидкость), его необходимо воссоздать. Для этой цели следует: 1. Обработать в течение 15 с поверхность композита кондиционером. 2. Смыть кондиционер. 3. Просушить поверхность композита. 4. Нанести аппликатором адгезив тонким слоем. 5. Воздухом слегка раздуть адгезив. 6. Полимеризовать адгезив в течение 20-30 с, согласно инструкции к конкретному материалу.

В то же время слой композита, ингибированный кислородом, не является полноценным, и если его оставить после полимеризации последнего слоя в реставрации, то он до того, как сотрется — во время приема пищи и чистки зубов, успеет впитать в себя пищевые красители, которые негативным образом скажутся на эстетике реставрации. Поэтому любую реставрацию надо заканчивать шлифованием и полированием, чтобы предупредить это негативное явление.

При использовании композитных материалов и полихлорвиниловых прозрачных колпачков для восстановления коронки зуба композит полимеризуется без доступа кислорода, образуя гладкую, блестящую

поверхность, лишенную ингибированного кислородом слоя. Такая поверхность не требует шлифования и полирования, сохраняя долгое время глянец даже в композитах химического отверждения.

Рис.7. Окончательный результат

Следует помнить и тот факт, что в процессе полимеризации в светоотверждаемом композите остается 20-30% неотвержденного материала, способного оказывать токсическое воздействие на пульпу зуба.

Поэтому качество реставрации, которое складывается из многих составляющих, будет выше, если мы используем современные адгезивные системы, которые надежно защищают пульпу и мощные полимеризационные лампы, полимеризующие максимальный процент (70-80%) композита.

На полимеризацию влияют не только интенсивность светового потока и длина волны. Большое значение имеет расстояние от источника света, состав композитов и их цвет. Темный композитный материал затвердевает на меньшую глубину, чем светлый. Интенсивность света обратно пропорциональна квадрату расстояния от кончика световода до поверхности пломбы. Поэтому световой поток следует направлять как можно ближе к пломбировочному материалу.

Реставрация может занять несколько рабочих часов, поэтому пациент должен быть об этом предупрежден, а врач спланировать свой график работы так, чтобы избежать ненужного стресса из-за нехватки времени.

Работа с композитными материалами имеет основополагающие принципы и определенную последовательность, знание которых поможет уверенно себя чувствовать во всем разнообразии композитных материалов, внося незначительные коррективы, согласно инструкции к конкретному материалу.

Последовательность этапов реставрации зависит от выбранного метода Изоляции операционного поля, т.е. будет врач накладывать коффердам или ограничится ретракционными нитями и ватными валиками. Если врач работает без коффердама, а в России это скорее правило, нежели исключение, тогда первым этапом УДАЛЯЮТ ЗУБНОЙ НАЛЕТ.

2.1. УДАЛЕНИЕ ЗУБНОГО НАЛЕТА, ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦВЕТА КОМПОЗИТА

Эту процедуру проводят механическими зубными щетками и резиновыми чашечками с использованием специальных паст, не содержащих фтор и масла, например, Zirkate (Dentsply).

Очистив зуб от налета, приступаем к процедуре ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЦВЕТА КОМПОЗИТА. Цвет композита легче определить в кабинете, где весь дизайн, как мы уже говорили, выполнен в пастельных тонах. Лучшим считается время от 10.00 до 12.00 ч в ясную солнечную погоду. Конечно, в условиях наших географических поясов и климатических условий это трудно выполнимая задача, но мы должны хотя бы знать, как надо, чтобы не делать по возможности ошибок. В подборе цвета материала должны принимать участие три человека: пациент, ассистент стоматолога и сам врач. Важная роль отводится в этом процессе ассистентке. Считается, что женщины-ассистентки в возрасте до 35 лет обладают лучшей, как правило, цветовосприимчивостью. Зубы пациента в процессе определения цвета должны все время увлажняться, так как при высушивании эмаль становится светлее, а если учесть, что при полимеризации материал может как бы посветлеть на полтона, то ошибка может оказаться существенной.

При подборе цвета мы начинаем с того, что даем расцветку VITA и зеркало пациенту, и он в течение 5 мин «играет в доктора» (как правило, цвет выбирает более светлый, чем это необходимо), а затем подключаемся мы с ассистенткой. Следует помнить, что стандартная расцветка VITA отвечает только на 80 % требованиям эстетической реставрационной стоматологии.

В настоящее время разработаны электронные приборы для определения цвета, но работать с ними сложно, при этом они имеют значительные погрешности.

В клинике мы поступаем часто следующим образом. Определив подходящий цвет, берем порцию композита, наносим ее на прозрачную разделительную матрицу и полимеризуем материал. Конечно, при такой методике

увеличивается расход материала, но возможность ошибки сводится к минимуму. Теперь можно приступать к обезболиванию.

2.2. ОБЕЗБОЛИВАНИЕ, ПРЕПАРИРОВАНИЕ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБА

Используем, как правило, местную анестезию; препараты выбираем с учетом сопутствующей патологии и принадлежности зуба. Чаще других используем Ultracain DS forte, Ultracain DS (Hoechst) или Septonest 1:100000, 1:200000 (Septodont).

Слизистую оболочку предварительно обрабатываем анестетиками в виде XYLOGEL, Xylonor gel (Septodont) или аэрозоли: XYLONOR SPRAY, PERYL-SPRAY (Septodont). По показаниям используем премедикацию, как правило, аподиазепам (С.А.Рабинович, 2000 г.).

В том случае, если врач работает с коффердамом, последовательность данных этапов будет следующей: обезболивание, изоляция операционного поля (наложение коффердама), удаление налета, определение цвета композита. Следующий этап как в первом, так и во втором случае -ПРЕПАРИРОВАНИЕ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБА.

Препарирование кариозных полостей под композитные материалы имеет свои особенности, которые, в свою очередь, за последние годы претерпели некоторые изменения.

В истории стоматологии 1962 г., когда R.L.Bowen создал первый композитный материал, состоящий из БИС-ГМА и сиаланизированной кварцевой муки в качестве наполнителя (несколькими годами раньше в 1955 г. году M.G.Buonocore открыл возможность резкого увеличения силы сцепления между композитом и тканями зуба после обработки последних фосфорной кислотой), стал эпохальным, и, наконец, 1977 г. — получены первые светоот-верждаемые композитные материалы, полимеризующиеся под действием видимого спектра ультрафиолетового излучения.

Экспериментально было доказано, что срезав призмы по краю эмали под углом 40-42° (создав скос, фальц), затем обработав эту поверхность кислотой, удалив тем самым органический матрикс из межпризменных пространств, мы создаем условия для затекания в межпризменные пространства адгезивной системы, образуя своеобразные микросцепления между зубом и композитом, опосредованно через адгезивную систему. Удивительно, но факт: затекая в межпризменные пространства, адгезивная система как бы охватывает каждую эмалевую призму, увеличивая площадь сцепления до 1000-кратного размера! Увеличение площади поверхности контакта между зубом и композитом в 1000 раз за счет микросцепления делает возможным отступление от классического препарирования кариозных полостей по Блеку.

Более того, в настоящее время постулат, относящийся к созданию скоса по краю эмали, сохранился только для фронтальных зубов; в области жевательных зубов при препарировании кариозных полостей скоса делать не нужно.

Используя передовые технологии в эстетической консервативной стоматологии, ведущие стоматологи, работающие в области реставрации твердых тканей зубов, при препарировании все меньше используют турбинные наконечники и все больше механические, сохраняя максимально твердые ткани зуба. Основываясь на этом положении, собственно, и была разработана методика туннельного препарирования, которая, в свою очередь, базируется на свойстве композитов как бы дополнительно укреплять нависающие или ослабленные структуры зуба.

Заканчивать препарирование кариозных полостей следует обработкой краев и стенок финишными борами, что уменьшает возможность образования впоследствии так называемых «микропротечек» на границе эмаль-пломба. И еще одно замечание: препарированная полость не должна иметь коробчатой формы, что обусловлено напряжением при полимеризации.

Препарировав кариозную полость, с учетом выше изложенных рекомендаций, представим себе, что мы «уложились» в рамки первично поставленного диагноза — «средний кариес».

Это важный момент перед следующим шагом — кислотным протравливанием кариозной полости. Мы хотим подчеркнуть, что современные технологии с применением новейших адгезивных систем таких как: Optibond Solo Plus -Керр; Single Bond Adhesive — 3M; Gluma Comfort Bond — Heraeus Kulzer и др. не нуждаются в предварительном применении (при диагнозе «средний кариес») каких-либо изолирующих или лечебных прокладок. Это доказала сама жизнь. Все эти адгезивные системы мы используем в своей лечебной практике.

2.3. КИСЛОТНОЕ ПРОТРАВЛИВАНИЕ ИЛИ КОНДИЦИОНИРОВАНИЕ ТВЕРДЫХ ТКАНЕЙ ЗУБА

История развития кислотного протравливания сводится к следующим этапам. Вначале нам предлагали протравливать эмаль в течение минуты, не нанося кислоты на дентин, затем время протравливания эмали уменьшили до 30 с, еще позднее появилась технология так называемого тотального протравливания эмали и дентина, когда эмаль протравливали 30 с, а дентин 15с.

Наконец, появились материалы и технологии, когда кислоту (кондиционер) наносят одновременно на эмаль и дентин на 15 с, а затем смывают водой. Это, конечно, упрощает работу. Ниже мы рассмотрим подробнее методику тотального протравливания, хотим только обратить внимание на следующее обстоятельство. Нельзя при протравливании эмали слепо руководствоваться только рекомендуемым количеством секунд для протравливания.

Критерием того, что эмаль действительно протравлена полноценно, служит появление белой (матовой) полосы после смывания кислоты и высушивания эмали. Надо помнить, что эмаль может быть настолько резистентна, что 15 и даже 30 с экспозиции кислоты может оказаться недостаточно для создания условий микросцепления композита с зубом. В этом случае следует повторно нанести кислоту только на эмаль. К счастью, такие клинические случаи встречаются все реже.

Ортофосфорная кислота концентрации 30-40% обладает постоянным протравливающим действием. Если концентрация кислоты меньше 30%, то на эмали зуба откладывается труднорастворимый брушит (СаНРО4х2Н2О). Это соединение плохо удаляется водяной струей и препятствует связыванию композита с эмалью зуба.

Если концентрация кислоты превышает 40%, то происходит быстрое осаждение кальцийфосфатных соединений, препятствующих кондиционированию эмали. При протравливании 30-40% ортофосфорной кислотой тоже происходит осаждение кальцийфосфата на эмаль (но в меньшем количестве), и его следует тщательно удалить водяной струей.

Тщательно омывать зуб водяной струей необходимо и для того, чтобы не оставить на эмали остатков кислоты, которые могут препятствовать связыванию адгезива с твердыми тканями зуба.

После протравливания вследствие разной степени растворимости эмалевых призм и межпризменного вещества образуется микроудерживающий рельеф (неодинаковая пространственная ориентация).

Различают три типа протравливания эмали: I тип протравливания, если преимущественно растворяются эмалевые призмы. II тип протравливания, если преимущественно протравливается межпризменное вещество. III тип протравливания — смешанный, при котором протравливаются эмалевые призмы и межпризменное вещество. Смешанный тип протравливания обладает более слабым удерживающим действием на композит.

Таким образом, в результате кондиционирования мы увеличили площадь поверхности за счет создания микроудерживающего рельефа — микроретенции. Если измененную таким образом поверхность эмали зуба обработать адгезивной системой, то она, проникая в губчатые структуры, микромеханически сцепляется с эмалью зуба вследствие реологического эффекта.

Именно вследствие конденционирования эмали зуба и применения адгезива происходит микромеханическое сцепление, которое обеспечивает плотное краевое прилегание пломбы.

Рис. 4. После смачивания кондиционированной поверхности эмали маловязким бондингом при затвердевании происходит микромеханическое сцепление вследствие налипания адгезива на эмалевые призмы (реологический эффект): (noLutzMAp., 1976г.)

Рассмотрим методику нанесения кислоты на твердые ткани зубов. Если в инструкции написано, что эмаль необходимо протравливать 30 с, а дентин — 15, поступаем следующим образом: 1. Наносим кислоту на эмаль из шприца с игольчатой насадкой. 2. Через 15 с наносим кислоту на дентин и выжидаем еще 15 с, затем смываем кислоту сначала несильной струей воды при работающих слюноотсосе и пылесосе и, только убедившись, что вся кислота утилизирована, начинаем обработку кариозной полости аэрозольно, т.е. смесью воды и воздуха в течение 30 с. В противном случае кислота может быть распылена по всей слизистой оболочке полости рта (при отсутствии коффердама), что чревато серьезными последствиями. Реставрация — процесс долгий, и на слизистой оболочке может образоваться впоследствии кислотный некроз.

В настоящее время появились материалы, например, POINT 4 (KERR), в которых кислотное протравливание эмали и дентина осуществляется одновременно в течение 15 с, что очень удобно в работе. Хотелось бы предостеречь коллег от того, что совершенно недопустимо для удаления кислоты использовать метод полоскания полости рта из стакана. Уже с первой порцией воды белки слюны, смешавшись с водой, закроют протравленные ниши в межпризменном пространстве, и никакого микросцепления между композитом и эмалью зуба не произойдет. Более того, остатки кислоты в межпризменных пространствах, закрытые белковой пленкой, впоследствии неблагоприятным образом скажутся на состоянии твердых тканей зуба.

Что делать, если у Вас сломался пистолет вода-воздух и не работает слюноотсос с пылесосом?

Есть два пути. В первом случае после протравливания кислотой на язык положите марлевую салфетку или ватный тампон. Возьмите пятиграммовый шприц с иглой и стакан с водой. Набирая в шприц воду (лучше дистиллированную), смывайте кислоту из шприца; 0,5 стакана воды будет достаточно. За это время смените 1-2 раза мокрые марлевые салфетки. Во втором случае просто следует использовать достаточно хорошие адгезивные свойства композитных материалов, исключив этап протравливания кислотой. По крайней мере, Вы не навредите, а при классическом препарировании полости пломба простоит долго.

В нашем случае, смыв кислоту, начинаем сушить кариозную полость. Это очень ответственный этап (как, впрочем, и предыдущие), при выполнении которого мы должны высушить эмаль и оставить увлажненным дентин — не пересушить дентин. Иначе может возникнуть постоперационная боль.

После высушивания край эмали теряет блеск, поверхность приобретает матовый оттенок. При пересушивании дентина (такое случается и у нас) мы берем чистый аппликатор (бранш), смачиваем его в дистиллированной воде, слегка промокаем о чистую бумажную салфетку для удаления избытка воды и осторожно губочкой на аппликаторе смачиваем дентин. Смоченный дентин как бы заблестит при увлажнении. Следовательно, мы добились того, что у нас высушена эмаль и слегка увлажнен дентин. Можем приступать к следующему этапу.

2.4. НАНЕСЕНИЕ АДГЕЗИВНОЙ СИСТЕМЫ

Адгезивная система состоит из ПРАЙМЕРА и АДГЕЗИВА. Открывшиеся после протравливания (кондиционирования) коллагеновые волокна и дентинные трубочки взаимодействуют с праймером. Праймер по сути является дентинным герметиком. Праймер просачивается через обнаженные коллагеновые волокна и образует после затвердевания так называемый гибридный слой между композитом и поверхностью дентина. Одновременно праймер проникает в дентинные трубочки, образуя после затвердевания выступы.

Праймер герметизирует дентин, выполняя тем самым роль изолирующей прокладки, и защищает пульпу зуба от температурных раздражителей и токсического воздействия остаточного мономера в композите. Праймер вносят аппликатором или кисточкой на протравленный дентин и в течение 30 с легкими мазками в него втирают, затем слегка обдувают воздухом (но не высушивают!), помогая проникнуть в более глубокие слои. Следующий шаг — это внесение второго компонента адгезивной системы, который так и называется АДГЕЗИВ.

Адгезив вносят в полость новым аппликатором (нельзя использовать аппликатор после праймера). Адгезив вносят в небольшом количестве, достаточном для покрытия дентина и протравленной кислотой поверхности эмали. Для лучшего распределения и образования более тонкого слоя адгезива, его слегка раздувают несильной струей воздуха двумя короткими импульсными нажатиями на кнопку воздушного пистолета, предварительно убедившись в наличии только воздуха в пистолете, и полимеризуют согласно инструкции к конкретному композиту в течение 10-30 с.

Так работают с двухкомпонентной или двухшаговой адгезивной системой, состоящей из отдельного флакона, содержащего праймер, и флакончика с адгезивом.

На смену двухкомпонентным системам в настоящее время пришли однокомпонентные системы, когда в одном флакончике находится праймер и адгезив. В такие дентинные адгезивы стали вводить соединения фтора и наполнители — измельченное стекло. Получили, таким образом, наполненный, фторсодержащий, однокомпонентный адгезив, типичным представителем которого является Optibond Solo plus фирмы KERR.

Создатели адгезивных систем «два в одном» одним из достоинств такой формулы считают экономию времени и более простую технологию нанесения адгезива. Все вроде бы так, если опустить факт, что в инструкциях по методу использования однокомпонентных адгезивов некоторые фирмы предлагают наносить их дважды. Тогда получается, что экономии времени нет.

Общение с ведущими стоматологами мира, работающими в области реставрации твердых тканей, свидетельствует о том, что все мы практически едины в своем негативном отношении к одношаговым адгезивным системам. Можно сослаться на высказывания по этому вопросу проф.G.Valletta из Италии, проф. Уллы Паллесен из Дании, д-ра Хаака из Германии и проф. Нормана Фейгенбаума — президента эстетической стоматологии США.

В своих выступлениях Н.Фейгенбаум всегда подчеркивает мысль о том, что уж если приходится использовать одношаговые адгезивные системы, то они должны быть стеклонаполненными, как Optibond Solo plus или Perma Cwik.

Методика нанесения одношаговой адгезивной системы 1. На аппликатор наносят адгезивную систему. 2. 30 с легкими мазками втирают адгезив в увлажненный дентин. 3. Воздухом слегка раздувают. 4. Полимеризуют в течение 20-30 с, согласно инструкции к конкретному композиту.

2.5. ВНЕСЕНИЕ КОМПОЗИТА В КАРИОЗНУЮ ПОЛОСТЬ

Перед внесением композита в кариозную полость следует уменьшить яркость освещения операционного поля, так как светильник стоматологической установки имеет галогеновую лампочку, и композитный материал может затвердеть под действием этого света и не поддаваться моделировке. К сожалению, в стоматологической литературе (даже изданной в 2000 г.) есть утверждение известного профессора о том, что «светоотверждаемые композиты, вследствие отсутствия временного ограничения при работе с ними, имеют преимущество по сравнению с материалом химического отверждения, поскольку позволяют врачу моделировать пломбу в течение необходимого количества времени для получения желаемого результата». Конечно же, это не совсем верная трактовка возможностей светоотверждаемых композитов.

Для того, чтобы несколько увеличить время на моделирование композита, следует фокус стоматологического светильника сместить в сторону, т.е. использовать как бы рассеянный свет. Правило такое: при работе на зубах верхней челюсти фокус света должен находиться на зубах нижней челюсти или на подбородке, при этом светильник стоматологической установки должен быть расположен на расстоянии вытянутой руки врача-стоматолога.

При работе на установке PROSTYLE COMPACT (PLANMECA) мы достигаем уменьшения яркости освещения путем нажатия кнопки или на пульте управления, или на самом светильнике, не меняя его положения. Конечно, это удобно.

Хорошо, если для работы с композитным материалом в кабинете имеются специальные наборы инструментов с титановым покрытием, но это не обязательное условие. Обязательным и основополагающим является следующее положение: в целях максимального предотвращения неизбежной усадки композита при полимеризации, следует использовать только технологию с поэтапной полимеризацией материала слоями. В глубоких полостях их количество может доходить до пяти-семи слоев.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: