Надзор за охраной труда на предприятии

Перечислите органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области охраны труда, и их основные функции. Права и обязанности лиц, осуществляющих общественный контроль за охраной труда

Статья 20. Государственный надзор и контроль

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, осуществляемый Федеральной инспекцией труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекцией) и подведомственными ей государственными инспекциями труда по субъектам Российской Федерации.

Он контролирует техническую безопасность при сооружении атомных электростанций, теплоцентралей, опытных и исследовательских атомных реакторов, устройство и эксплуатацию подъемных кранов, лифтов, систем работающих под давлением (также котельные), объектов связанных с использованием природного газа, а также горных разработок.

Осуществляет контроль за соблюдением правил использования электроустановок, а также проведением мероприятий обслуживающих безопасность обслуживания электро- и теплоустановок.

Инспекторы имеют право остановить работу на любом предприятии в случае угрозы жизни людей; имеют право расследовать тяжелые, групповые и смертельные случаи; имеют право налагать штраф (до шести окладов) и передавать материалы в прокуратуру.

Осуществляет надзор за проведением санитарно-гигиенических и санитарнопротивоэпидемиологических мероприятий направленных на предупреждение загрязнения окружающей среды. Свою деятельность осуществляет через санэпидемстанции.

Осуществляет контроль за пожарной безопасностью.

Осуществляет контроль за соблюдением стандартов на предприятии.

Государственная инспекция труда.

Осуществляет контроль за соблюдением законодательства и технических норм и правил по охране труда. Внутриведомственный надзор осуществляется министерствами и ведомствами, которым подконтрольно предприятие.

Высший надзор осуществляет генеральный прокурор.

Взаимодействие государственного надзора, ведомственного и общественного контроля.

Высший надзор по соблюдению законности осуществляет ген. прокурор.

Государственный надзор в соответствии со 107 ст. КЗоТ за соблюдением норм и правил по охране труда осуществляется:

  • 1. спец. уполномоченными инспекциями, независящие в своей деятельности от деятельности предприятия (Укркомгидромет, Госгортехнадзор, Госатомнадзор и т.д.);
  • 2. профсоюзами в лице правовой и технической инспекцией труда.

Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в соответствии с подчиненностью.

Общественный контроль — ФНП в лице профсозных комитетах, находящихся на каждом предприятии.

Общественный контроль за охраной труда

Источник: http://studwood.ru/1886874/bzhd/perechislite_organy_osuschestvlyayuschie_gosudarstvennyy_nadzor_kontrol_oblasti_ohrany_truda_osnovnye_funktsii

Правила организации общественного контроля за охраной труда на предприятии

Проведение мероприятий по охране труда имеет разнообразный характер и сопряжено с различного вида инструктажами, проверками и иными контрольными мероприятиями.

Во время их проведения проверка соблюдения норм и правил безопасности осуществляется со стороны работодателя.

Однако законодательство предусмотрело возможность и общественного контроля со стороны работников и их законных представителей.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

Кроме того, в самом процессе производства представители работников могут и должны осуществлять общественный контроль за нормами и соблюдением условий охраны труда, как со стороны работодателя, так и со стороны работников.

Для этого согласно законодательству представители работников наделены определенными правами и могут выдвигать условия в части организации рабочего процесса и работы в рамках законодательства об ОТ.

Понятие

Общественный контроль представляет собой комплекс мероприятий по профилактике негативных проявлений на производстве и соблюдению норм и правил охраны труда на предприятии.

Нередки случаи, когда нарушения норм безопасности при производстве происходит при попустительстве или с санкции самого работодателя.

Органы общественного контроля призваны воспрепятствовать нарушению законодательства об охране труда и предотвратить проявление негативных последствий – несчастных случаев на производстве, нештатных и чрезвычайных ситуаций.

Законодатель наделяет такие общественные органы не только правом осуществления контроля, но и обращения в государственные органы для восстановления нарушенных прав работников.

Данное понятие закреплено в Трудовом кодексе РФ и иных федеральных нормативных актах по охране труда.

Наличие органов общественного контроля зависит от размеров предприятия и, в целом, присуще крупным и средним производствам, однако встречается и в малых организациях.

Другие виды контроля состояния ОТ на предприятии:

Цели и задачи

Целями и задачами такого контроля на предприятии выступают:

  • Защита прав и законных интересов работников перед руководством предприятия и иными контролирующими органами.
  • Принятие участия в разработке и реализации локальных нормативных актов в области безопасности в организации.
  • Принятие участия в составе комиссий по проведению инструктажей и проверок знаний по ОТ.
  • Проведение профилактических мероприятий в области охраны труда при осуществлении проверок и в соответствии с собственным графиком.
  • Издание обращения и жалобы в соответствующие государственные органы с информацией о допускаемых нарушениях.
  • При возникновении несчастного случая или внештатной ситуации на производстве и нанесении травмы и вреда жизни и здоровью сотруднику общественные органы имеют право представлять его интересы в суде, а также защищать его права и законные интересы.
  • Предъявление представителям руководства организации требования об устранении выявленных нарушений в области и безопасности производства в установленные сроки по результатам проверки или по заявлениям работников.
  • Участвовать при разрешении конфликтных ситуаций и споров между работником и работодателем.

Кто осуществляет на предприятии?

Осуществлением таких полномочий занимается профсоюзная организация рабочих.

Такой орган создается на предприятии в добровольном порядке как форма самоорганизации рабочих для отстаивания собственных прав.

Также контроль профсоюзом осуществляется, помимо положений федерального законодательства, внутренними актами организации – коллективным договором, положением о профсоюзной организации и иными актами, имеющими юридическую силу на территории предприятия.

Таким профсоюзом может выступать как отделение на одном предприятии, так и общая организация, объединяющая сотрудников определенной отрасли на территории региона или всей страны.

Главным условием является действительное и эффективное отстаивание интересов сотрудников.

Порядок организации процесса

Порядок организации общественного контроля по охране труда состоит из нескольких этапов:

  1. Проявление конфликтной ситуации или нарушения в области безопасности производства. Такая ситуация может быть как выявлена самой профсоюзной организацией в рамках проводимых мероприятий ( с санкции руководства организации и решения руководства профсоюзного органа), так и в результате внешнего воздействия (несчастный случай на производстве), а также по требованию рабочих.
  2. На основании собственных нормативных актов профсоюз инициирует проведение мероприятий по устранению или разрешению внештатной ситуации или минимизации последствий произошедшего несчастного случая на производстве.
  3. В зависимости от складывающейся ситуации профсоюз может предъявить требования к работодателю или обратиться в надзорные или судебные органы для отстаивания прав сотрудников и возмещения полученного ущерба.
  4. В рамках проводимой проверки профсоюзный орган может составить собственный акт о выявленных нарушениях и потребовать от работодателя немедленного устранения недочетов.
Читайте так же:  Асинхронный электродвигатель устройство работа

Действия профсоюзной организации во многом зависят от реакции руководства. При достижении соглашения об устранении обращения в государственные органы за восстановлением нарушенных прав не последует

Выводы

Общественный контроль выступает важнейшим способом защиты прав трудящихся на предприятии, выявления и устранения нарушений в области охраны труда и законодательства.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 938-43-28 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 467-43-31 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

8 (800) 511-52-74 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Источник: http://azbukaprav.com/ohrana-truda/kontrol/obshhestvenniy.html

Организация работы по охране труда на предприятии. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда

3.1. Организация работы по охране труда на предприятии.

Ответственность за обеспечение безопасных условий труда несет работодатель.

Специалист по охране труда обязан проверять состояние охраны труда во всех структурных подразделениях и осуществлять контроль за проведением мероприятий по созданию безопасных условий труда, а также по предупреждению производственного травматизма.

Руководители структурных подразделений обязаны обеспечивать исправное состояние оборудования, инструмента, приспособлений, транспортных и грузоподъемных средств, ограждений, предохранительных устройств и т.п., контролировать соблюдение всеми работниками правил и инструкций по охране труда, своевременно проводить инструктаж и обучение безопасным методам труда.

Работники обязаны соблюдать требования инструкций по охране труда в соответствии с характером выполняемой работы.

3.2.Обязанности работника по соблюдению требований охраны труда.

3.2.1.Обязанности работника перед началом работы:

· оценить свою теоретическую и практическую подготовку к намеченной работе;

· оценить свои знания инструкций, норм охраны труда и практические навыки применения безопасных приемов;

· определить свое психофизиологическое состояние, при недомогании следует обратиться к врачу;

· надеть положенные средства индивидуальной защиты, предварительно проверив их исправность и удобство во время пользования;

· проверить исправность и безопасность инструмента, приспособлений, которыми предстоит работать, а также состояние рабочего места.

3.2.2.Обязанности работника во время работы:

· выполнять только ту работу, которая поручена ему администрацией предприятия;

· не находиться в огражденных опасных зонах;

· соблюдать пожарную безопасность;

· курить в отведенных местах;

· не стоять и не проходить под лесами или местами, откуда возможно падение предметов;

· запрещается проходить вблизи работающего оборудования;

· не облокачиваться на временное ограждение пролетных строений, открытых люков и других предметов;

· при работе вблизи вращающихся или движущихся частей механизмов волосы убрать под головной убор;

· запрещается курить и разводить огонь на расстоянии ближе 10 м от ацетиленового аппарата, баллонов с горючими газами, склада горюче- смазочных материалов, помещений для хранения кислородных и пропановых баллонов.

· запрещается смотреть на дугу электросварки без защитных очков со светофильтрами;

· запрещается трогать нагретые части оборудования (печи, сушильные шкафы, места сварки и резки металла и т.д.);

3.2.3.Обязанности работника по окончании работы:

· выключить оборудование, применяемое в процессе работы;

· инструмент убрать в отведенное для него место;

· необходимо произвести чистку оборудования от пыли, уборку отходов вокруг рабочего места;

· вытекшее масло собрать тряпками, которые затем сложить в металлические ящики;

· о сдаче смены поставить в известность руководителя работ, сообщить ему обо всех обнаруженных во время работы недостатках;

· после сдачи смены снять спецодежду, убрать ее в индивидуальный шкаф и выполнить требования правил личной гигиены.

3.3. Ведомственный, государственный надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда.

В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права всеми работодателями на территории РФ осуществляет федеральная инспекция труда.

Распределение полномочий в области охраны труда между федеральными органами исполнительной власти осуществляется Правительством РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право, осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральными органами исполнительной власти по труду.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.

Государственный надзор и контроль, за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, во всех организациях на территории РФ осуществляют органы федеральной инспекции труда.

В субъектах РФ государственный надзор и контроль, за соблюдением требований охраны труда осуществляется государственной инспекцией труда субъектов РФ.

В соответствии со ст. 357 Трудового кодекса РФ государственные инспекторы труда при исполнении своих обязанностей имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать в целях проведения инспекции организации всех организационно – правовых форм и форм собственности. Должностные лица, осуществляющие надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда, при осуществлении своих полномочий независимы от государственных органов и руководствуются только федеральными законами и Конституцией РФ, несут в соответствии с законодательством РФ ответственность за противоправные действия или бездействие. Решение должностных лиц могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности и (или) в судебном порядке.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Федеральная инспекция труда — единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов (государственных инспекций труда).

Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере безопасности электрических и тепловых установок и сетей.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением работодателями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте так же:  Алименты больше 70 процентов

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10054 — | 7823 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно


Источник: http://studopedia.ru/10_296685_organizatsiya-raboti-po-ohrane-truda-na-predpriyatii-vedomstvenniy-gosudarstvenniy-nadzor-i-obshchestvenniy-kontrol-za-sostoyaniem-ohrani-truda.html

Надзор за охраной труда на предприятии

Государственный надзор и контроль за охраной труда.

Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового за­конодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нор­мы трудового права, включая нормы и требования охраны труда, во всех организациях на территории Российской Федерации осуществляют орга­ны федеральной инспекции труда.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на некоторых объектах промыш­ленности наряду с органами федеральной инспекции труда осуществляют специально уполномоченные органы — федеральные надзоры.

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местно­го самоуправления.

Государственный надзор за точным и единообразным исполнением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, со­держащих нормы трудового права, осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом.

Основными задачами органов федеральной инспекции труда явля­ются:

— обеспечение соблюдения работодателями трудового законода­тельства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы тру­дового права;

— обеспечение работодателей и работников информацией о наибо­лее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных трудовых нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права;

— доведение до сведения соответствующих органов государствен­ной власти фактора нарушений, действий (бездействия) или злоупотреб­лений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.

Общественный контроль за охраной труда на предприятии (организации).

Общественный контроль за охраной труда на предприятии осущест­вляют уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, имеющие право:

— осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудо­вого законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

— проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации;

— принимать участие в расследовании несчастных случаев на про­изводстве и профессиональных заболеваний;

— получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех не­счастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;

— защищать права и интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);

— предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;

— направлять работодателям представления об устранении выяв­ленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содер­жащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;

— осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, вы­полнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;

— принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в ка­честве независимых экспертов;

— принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, преду­смотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с из­менениями условий труда;

— принимать участие в разработке законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

Видео (кликните для воспроизведения).

— принимать участие в разработке проектов подзаконных норма­тивных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в по­рядке, установленном Правительством Российской Федерации;

— обращаться в соответствующие органы с требованием о привле­чении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессио­нальных союзов имеют право беспрепятственно проверять в организаци­ях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выяв­ленных нарушений требований охраны труда.

Трехступенчатый контроль в организациях.

1 этап — это ежедневный контроль на рабочем месте (за цехом контроль осуществляет мастер, за лабораторией — руководитель группой).

2 этап. Уровень цеха, лаборатории (проводится с периодичностью 1 раз в неделю).

3 этап. Уровень предприятия. Один раз в месяц один из цехов (или одно из подразделений организации) выборочно проверяется комиссией, в состав которой входят: главный инженер; начальник отдела охраны труда; представитель мед. сан. части; главный специалист (технолог или энергетик).

Источник: http://bgdstud.ru/podborka-lekczij-po-bzhd/23-lekcii-po-upravleniyu-bzhd/1130-nadzor-i-kontrol-za-oxranoj-truda.html

Как и кем проводится государственный надзор и контроль за соблюдением охраны труда – цели и порядок проведения

Осуществление мер по охране труда является приоритетным направлением организаций и предприятий для повышения эффективности работы и недопущения травматизма производства.

Как федеральное законодательство, так и локальные акты, предусматривают проведения большого количества различных видов инструктажей и проверок в этой области и безопасности производства.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

Однако данные меры носят внутренний характер, который может во многих случаях быть субъективным и не показывать полной картины происходящего.

В то же время в государственной системе по ОТ предусмотрено проведение проверок со стороны надзорных контролирующих органов, направленное на выявление и устранение недостатков в данной области.

Такие гос. проверки, направленные на выявление недочетов и нарушений, несут за собой меры ответственности (административная, гражданская, а в некоторых случаях и уголовная) в отношении ответственных лиц (инженер по охране труда), руководства предприятия или самой организации как юридического лица.

Понятие

Государственный контроль по охране труда представляет собой комплекс мероприятий по проверке уровня знаний по соблюдению норм в области безопасности производства и надзор за соблюдением норм ОТ на предприятии.

Такой надзор осуществляются уполномоченным государственным органом в области охраны труда, а также иными гос. службами по отдельным категориям соблюдения безопасности производства в организации.

Проведение гос. контроля осуществляется по нескольким основаниям:

  • Получение обращения работника о нарушениях на конкретном предприятии. В случае поступления обращения органы инспекции обязаны в 30-тидневный срок дать ответ заявителю и в случае установления фактов нарушений инициировать проведение проверки в отношении предприятия.
  • В случае возникновения нештатной или чрезвычайной ситуации в организации – несчастного случая, техногенной катастрофы, нанесения вреда здоровью работника.
  • В соответствии с плановым графиком проведения мероприятий по ОТ на предприятиях, утверждаемым руководством инспекции по труду в начале года и больший плановый период.
  • В связи с введением чрезвычайной ситуации в определенной отрасли производства государственный орган осуществляет проверку всех предприятий отрасли на определенной территории.

Другие виды контроля состояния ОТ на предприятии:

Цели и задачи

К основным целям и задачам при проведении надзора государственными органами относятся:

  • профилактика нарушений в области охраны труда и безопасности производства среди персонала;
  • выявление и протоколирование нарушений – выявление как систематических, так и разовых недочетов в работе ответственных служб;
  • недопущение проявления травматизма и нанесения вреда здоровью среди сотрудников;
  • документальное оформление выявленных нарушений, а также наложение мер административной ответственности в отношении ответственных специалистов по ОТ, руководства предприятия и самой организации как юридического лица;
  • разъяснение норм законодательства в отношении ответственных лиц и сотрудников организации в части ОТ, изменений и нововведений в нормативной и законодательной части.
Читайте так же:  Налоговая инспекция справка о доходах

Какие гос органы контролируют соблюдение законодательства по ОТ?

Организацией и проведением контроля в области охраны труда на территории России занимается специализированный государственный орган исполнительной власти – государственная инспекция труда.

Данный орган наделен полномочиями по надзору за предприятиями, разъяснению норм права в части ОТ и наложению мер ответственности в отношении организаций, нарушивших правила.

При этом при осуществлении контроля инспекция по труду проводит анализ нормативных актов организации в части соответствия нормам федерального и регионального законодательства в данной области – коллективных договоров, приказов, инструктажей, журналов по проведению инструктажей и проверок знаний.

Кроме данного органа, контролем в части пожарной безопасности занимается государственная пожарная инспекция, которая входит в состав МЧС.

Данный орган также наделен правами в области надзора за пожарным состоянием организации, готовности первичных средств пожаротушения и знаний ответственных лиц и персонала предприятия в области пожаротушения.

Также инспекция может накладывать на предприятие и ответственных лиц административные штрафы и приостанавливать деятельность организации до устранения нарушений.

Порядок проведения

Порядок проведения контроля со стороны государственных органов заключается в нескольких стадиях:

  • проявление основания для осуществления надзора в отношении определенного предприятия;
  • издание приказа руководителя государственного органа о проведении проверки с указанием основания, сроков и ответственного лица;
  • осуществление мероприятий по контролю государственными служащими;
  • составление акта проведения проверки с отражением всех выявленных недостатков, сроков на их устранение и отражением нарушений законодательства в части охраны труда;
  • наложение мер административной ответственности в случае выявления грубых нарушений норм охраны труда и безопасности производства.

Полезное видео

О государственных нормативных требованиях охраны труда, рассказано в данном видео:

Выводы

Осуществление государственными органами контроля за соблюдением норм безопасности труда является действенным способом повышения эффективности и безопасности деятельности организаций со стороны государства.

Статья описывает типовые ситуации. Чтобы решить Вашу проблему — напишите нашему консультанту или позвоните бесплатно:

+7 (499) 938-43-28 — Москва — ПОЗВОНИТЬ

+7 (812) 467-43-31 — Санкт-Петербург — ПОЗВОНИТЬ

8 (800) 511-52-74 — Другие регионы — ПОЗВОНИТЬ

Источник: http://azbukaprav.com/ohrana-truda/kontrol/gosudarstvennyj-nadzor.html

Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда

Государственный надзор и контроль в сфере охраны труда – это деятельность специальных государственных органов и их должностных лиц, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений работодателями требований охраны труда, осуществляемая посредством проведения проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений и привлечения виновных к ответственности.

В соответствии со ст. 353 Трудового кодекса РФ государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, в том числе и об охране труда, а также иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории Российской Федерации осуществляет федеральная инспекция труда.

Федеральная инспекция труда – это единая централизованная система, состоящая из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальных органов – государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

Государственный инспектор труда – должностное лицо федеральной инспекции труда, наделенное полномочиями по осуществлению надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях, наряду с Федеральной инспекцией труда, осуществляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.

К числу таких специально уполномоченных государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением законодательства по охране труда в отдельных отраслях и на некоторых объектах промышленности, относится Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор).

Внутриведомственный государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в подведомственных организациях осуществляют федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в порядке и на условиях, определяемых федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Общим надзорным государственным органом является Прокуратура РФ, осуществляющая надзор за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами. Прокуратура РФ не является специализированным органом по надзору и контролю в сфере труда. Но поскольку трудовое законодательство входит в общую систему законодательства, прокуратура уполномочена осуществлять надзор также и в этой сфере.

Источник: http://www.protrud.com/%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BD%D0%B0%D0%B4%D0%B7%D0%BE%D1%80-%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BB%D1%8C-%D0%B7%D0%B0-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/

Служба охраны труда на предприятии, надзор и контроль

Обязанность по созданию на предприятиях службы охраны труда установлена ст. 217 Трудового кодекса РФ.
В организации с численностью более 50 работников создается служба или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

На предприятии с численностью 50 и менее работников решение о создании службы или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем с учетом специфики своей производственной деятельности.
Руководитель предприятия может возложить обязанности по охране труда на другого специалиста или иное лицо (с его согласия), которое после соответствующего обучения и проверки знаний наряду с основной работой будет выполнять должностные обязанности специалиста по охране труда.

При отсутствии на предприятии службы (специалиста по охране труда) оно вправе заключить договор со специалистами или с организациями, оказывающими услуги в области охраны труда. Организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации. Перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, и правила аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
Служба охраны труда организации создается ее руководителем в форме самостоятельного структурного подразделения и подчиняется непосредственно руководителю организации или по его поручению одному из его заместителей.
Службу рекомендуется организовывать в форме самостоятельного структурного подразделения организации, состоящего из штата специалистов по охране труда во главе с руководителем службы.

Читайте так же:  Ст 3 закона о коммерческой тайне

Служба функционирует во взаимодействии с другими подразделениями предприятия, комитетом (комиссией) по охране труда, уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессиональных союзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, а также с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.
Структуру службы и численность работников службы определяет руководитель предприятия в зависимости от численности работающих, характера условий труда и других факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности работников служб охраны труда в организациях (утверждены Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10).

Ответственность за деятельность службы несет руководитель предприятия.
Работники службы несут ответственность за выполнение своих должностных обязанностей, определенных положением о службе и должностными инструкциями.
Минтрудом России было принято постановление «Об утверждении рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организациях» от 08.02.2000 № 14.
В данном постановлении определены основные задачи, функции, права работников службы охраны труда в организации: 1) организация работ по предупреждению производственного травматизма, профессиональных и производственно обусловленных заболеваний;

2) организация деятельности по аттестации рабочих мест на соответствие их требованиям условий и охраны труда в организации;

3) пропагандирование правил и норм охраны труда;

4) проведение инструктажа, обучения, проверки знаний по охране труда среди работников организации;

5) планирование мероприятий по охране труда, составление статистической отчетности по установленным формам, ведение документации по охране труда;

6) осуществление оперативного контроля за состоянием охраны труда в организации и ее структурных подразделениях;

7) участие в реконструкции производства и организации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников организации;

8) участие в расследовании и несчастных случаев в организации в составе комиссии.

Рабочие места работников службы рекомендуется организовывать в отдельном помещении, обеспечивать современной оргтехникой, техническими средствами связи и оборудовать для приема посетителей.

Для осуществления ряда функций службы (проведение обучения, инструктажа, семинаров, лекций, выставок) необходимо предусматривать организацию кабинета по охране труда, оснащенного необходимой нормативной правовой и справочной литературой.
Руководителю предприятия рекомендуется организовывать для работников службы систематическое повышение квалификации и проверку знаний требований охраны труда.

НАДЗОР — одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности. Судебный надзор — процессуальная деятельность судов по проверке законности и обоснованности приговоров, решений, определений и постановлений судов.

Источник: http://megaobuchalka.ru/7/25451.html

Организация государственного надзора и общественного контроля за охраной труда

Общий надзор и контроль за соблюдением законода­тельства Республики Беларусь, в том числе и законода­тельства по охране труда, осуществляется Генеральным прокурором и подчиненными ему прокуратурами, а также исполнительными органами власти на местах.

Государственное управление и контроль за охраной труда осуществляются Советом Министров Республики Беларусь через Министерство труда и социальной защи­ты, на которое распоряжением Правительства от 17.11.1993 г. № 1036 возложены эти вопросы.

Кроме того, в соответствии со ст. 462 ТК государствен­ный надзор и контроль за исполнением нормативных пра­вовых актов по охране труда осуществляют специально уполномоченные государственные органы.

В систему государственного надзора и контроля за охраной труда Республики Беларусь входят Департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты (МТиСЗ); Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям (Проматомнадзор); Государственный комитет по стандар­тизации, метрологии и сертификации (Белстандарт); Управление государственного энергетического надзора концерна «Белэнерго» (Госэнергонадзор); Департамент государственного строительного надзора Министерства

архитектуры и строительства (Госстройнадзор); Санитар­но-эпидемиологическая служба Министерства здраво­охранения (Саннадзор); Главное управление военизиро­ванной пожарной службы МЧС (Пожнадзор); Государ­ственная экспертиза по условиям труда; Главная государ­ственная инспекция по надзору за техническим состояни­ем машин и оборудования Минсельхозпрода (Гостехнад­зор) и др., которые осуществляют надзор и контроль за со­блюдением трудоохранного законодательства в рамках компетенций, определенных Советом Министров Респуб­лики Беларусь в положениях об этих органах.

Департамент государственной инспекции труда (да­лее — Департамент) является государственным органом надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и нормативных правовых актов по охране труда. Де­партамент возглавляет директор, который одновременно является Главным государственным инспектором труда Республики Беларусь.

В соответствии с Положением о Департаменте, утверж­денным МТиСЗ 27.12.2001 г. N° 22, и последующим дополнением от 25.08.2005 г. 108 он осуществляет контроль за организацией работы по охране труда на всех стадиях производственных процессов всех предприятий и учреждений независимо от ведомственного подчинения и форм их собственности. Департамент проверяет организацию работы по охране труда, проводит специальные рас­следования несчастных случаев на производстве, выбо­рочную экспертизу проектов строящихся, реконструируе­мых и эксплуатирующихся производственных объектов, дает заключения по проектам технических условий, стан­дартов, осуществляет предупредительный надзор за хо­дом строительства, реконструкции и технического пере­вооружения объектов хозяйственной деятельности, участ­вует в приемке законченных строительством или рекон­струкцией производств, а также в приемочных испытани­ях опытных образцов технологического оборудования, машин, механизмов и т.д.

Государственным инспекторам труда предоставлено право беспрепятственно посещать предприятия в любое время, знакомиться с технической документацией, полу­чать от должностных лиц объяснения, изымать и брать с собой для анализа образцы. В случае выявления наруше­ний государственные инспектора имеют право выдавать нанимателю обязательные для исполнения предписания; приостанавливать или запрещать работу цехов, участков, оборудования; привлекать должностных лиц и нанимате­лей к административной ответственности и др. Например, за нарушение правил по охране труда, повлекшее причи­нение телесных повреждений, инвалидность работника или несчастные случаи со смертельным исходом нанима­тель может привлекаться к уголовной ответственности или штрафу в размерах до 300 базовых величин в зависи­мости от степени виновности.

Специализированные органы государственного надзо­ра и контроля проводят специальный надзор по опреде­ленному кругу вопросов, а также за эксплуатацией от­дельных наиболее опасных объектов и устройств.

В частности, Проматомнадзор ведет надзор и контроль за безопасной эксплуатацией объектов повышенной опасности.

В соответствии с задачами Проматомнадзор осуще­ствляет надзор:

♦ за производствами и объектами, на которых возмож­но образование взрывоопасных сред, а также производ­ствами и объектами с вредными веществами;

♦ ядерными и радиационно-опасными объектами, установками и изделиями, ядерными материалами, дру­гими радиоактивными веществами и источниками иони­зирующего излучения, радиоактивными отходами;

♦ оборудованием и системами газоснабжения, магист­ральными газонефтепродуктопроводами, подземными хранилищами газа;

♦ горными работами, подземными и гидротехнически­ми сооружениями, работами по геологическому изучению недр, разработкой месторождений полезных ископаемых, в том числе добычей нефти и газа; переработкой мине­рального сырья;

♦ охраной недр и их рациональным использованием при добыче полезных ископаемых, а также в целях, не связанных с их добычей, в том числе при строительстве метрополитенов;

♦ подъемными сооружениями и машинами, паровыми и водогрейными котлами, сосудами, работающими под давлением, трубопроводами пара и горячей воды, продук­цией для потенциально опасных производств, объектов;

Читайте так же:  Неполучение военного билета

♦ перевозкой опасных грузов железнодорожным, авто­мобильным, воздушным и речным транспортом;

♦ геолого-маркшейдерским обеспечением при поис­ках, разведке и разработке месторождений полезных ис­копаемых, при строительстве тоннелей, метрополитенов и других подземных объектов;

♦ производством работ на объектах, осуществляющих утилизацию боеприпасов;

♦ промышленными взрывчатыми материалами и пиро­техническими изделиями, их разработкой, изготовлением, переработкой, использованием и утилизацией, в том чис­ле за веществами, полученными в результате утилизации боеприпасов, транспортировкой взрывчатых материалов.

Проматомнадзор в установленном порядке выдает раз-: решения и специальные разрешения (лицензии) на Осуще­ствление опасных видов деятельности, а также проводит экспертизу промышленной, технической, ядерной и ради­ационной безопасности объектов, техническое расследо­вание причин аварий, инцидентов и несчастных случаев, подлежащих специальному расследованию. Он также оп­ределяет требования к оформлению заключения эксперти­зы, в том числе деклараций промышленной безопасности.

Государственные инспектора Проматомнадзора руководствуются в своей деятельности Законом Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных Произ­водственных объектов» и Положением, утвержденным Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь 29.11.2001 г. № 17.

Права инспекторов Проматомнадзора практически аналогичны правам инспекторов Департамента государ­ственной инспекции труда.

Белстандарт проводит надзор и контроль за соблюде­нием стандартов безопасности труда при проектировании и изготовлении продукции производственного назначе­ния, а также за соблюдением установленных требований безопасности при эксплуатации оборудования и ведении технологических процессов.

Госэнергонадзор является республиканским органом государственного управления в сфере энергосбережения и государственного надзора за рациональным использова­нием топлива, электрической и тепловой энергии. Кроме того, он проводит надзор за соблюдением требований безопасности при эксплуатации электрических и теплоиспользующих установок.

Работники Госэнергонадзора в своей деятельности ру­ководствуются Положением, утвержденным Советом Ми­нистров Республики Беларусь 10.01.1998 г. № 26.

Госстройнадзор осуществляет надзор за соблюдением строительных норм и правил, строительных норм Белару­си, методических пособий и указаний, руководящих до­кументов и других нормативных технических правовых актов, как на стадии проектирования, так и при строи­тельстве объектов хозяйственной деятельности. Госстрой-надзор контролирует соблюдение установленного порядка расследования причин аварий и разрушений зданий, сооружений, а также участвует в работе комиссий по рассле­дованию причин этих происшествий.

Санэпиднадзор осуществляет государственный надзор за соблюдением нанимателями, должностными лицами и гражданами санитарно-гигиенических и санитарно-эпиде­миологических правил и норм в соответствии с Законом Рес­публики Беларусь «О санитарно-эпидемическом благополу­чии населения». Систему органов и учреждений, выполня­ющих эти функции, возглавляет заместитель Министра здравоохранения — Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь. На местах надзор проводится врачами-гигиенистами соответствующих территориальных центров гигиены и эпидемиологии и другими службами.

Система пожарной безопасности в республике состоит из комплекса социальных, организационных, научно-тех­нических и правовых мер, а также сил и средств пожар­ной службы, направленных на предупреждение и ликви­дацию пожаров.

Государственное управление в области обеспечения по­жарной безопасности осуществляется Советом Минист­ров, МЧС Республики Беларусь, местными исполнитель­ными органами власти.

Систему органов государственного пожарного надзора. возглавляет Главный государственный инспектор респуб­лики по пожарному надзору — первый заместитель Мини­стра по Чрезвычайным ситуациям..

Деятельность по обеспечению пожарной безопасности осуществляется в соответствии с Законом «О пожарной безопасности» и другими нормативными правовыми акта­ми, а также на основании требований стандартов, норм и правил пожарной безопасности, действующих на террито­рии республики.

Ведомственный контроль за состоянием пожарной безопасности на объектах осуществляют министерства, ведомства, другие органы государственного управления.

Государственная экспертиза по условиям труда конт­ролирует правильность применения Списков произ­водств, работ, профессий, должностей и показателей, даю­щих право на пенсию за работу с особыми условиями тру­да, установления доплат за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, а также качество проведения ат­тестации рабочих мест по условиям труда.

Госэкспертиза по условиям труда строит свою деятель­ность на основе Положения об органах государственной экспертизы условий труда, утвержденного Постановлени­ем Совета Министров Республики Беларусь от 29.05. 2Q02 г. №694.

Ведомственный контроль за безопасностью производ­ства проводится соответствующими министерствами, ве­домствами, концернами, в которых предусмотрены штат­ным расписанием службы (отделы) охраны труда.

Общественный контроль за соблюдением требований охраны труда на рабочих местах является важным эле­ментом функционирования государственного механизма контроля за соблюдением норм охраны труда, повышения трудовой и технологической дисциплины.

В соответствии со ст. 463 ТК и ст. 16Закона Республи­ки Беларусь «О профессиональных союзах» обществен­ный контроль за соблюдением законодательства о труде возложен на профсоюзы.

На предприятиях, в учреждениях и организациях, где отсутствуют профсоюзные организации, собранием трудо­вого коллектива могут избираться уполномоченные по вопросам охраны труда.

Полномочия представителя профсоюза на осуществле­ние общественного контроля за соблюдением законода­тельства о труде регламентируются Порядком осущес­твления профсоюзами общественного контроля за соблю­дением законодательства Республики Беларусь о труде (утвержден Постановлением Совета Министров Республи­ки Беларусь от 23.10.2000 г. № 1630).

Представители профсоюзов при осуществлении обще­ственного контроля за соблюдением нанимателем законо­дательства Республики Беларусь по охране труда имеют право:

♦ осуществлять проверки соблюдения законодатель­ства Республики Беларусь о труде по вопросам охраны труда;

♦ с ведома руководства организаций при наличии оформленных в установленном порядке полномочий соот­ветствующего профсоюзного органа посещать органи­зации любых организационно-правовых форм, в которых работают члены этого профсоюза, для проведения про­верок;

♦ осматривать рабочие места» проводить независимую экспертизу обеспечения здоровых и безопасных условий труда;

♦ принимать участие в расследовании несчастных слу­чаев на производстве и профессиональных заболеваний;

♦ заслушивать на заседаниях выборных профсоюзных органов полученные от нанимателей информацию и сооб­щения, относящиеся к предмету общественного контроля;

♦ подавать в суд по просьбе своих членов исковые заяв­ления в защиту их трудовых и социально-экономических прав;

♦ вносить в установленном порядке в органы государ­ственного управления предложения о принятии, измене­нии или отмене актов законодательства по трудовым и со­циально-экономическим вопросам;

♦ на другие действия, предусмотренные законодатель­ством, коллективными договорами, соглашениями.

Кроме того, профсоюзы в соответствии с уставами мо­гут создавать штатные и (или) внештатные территориаль­ные, отраслевые правовые инспекции труда профсоюза для организации общественного контроля за соблюдением нанимателем законодательства о труде.

. Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правила­ми, инструкциями, другими нормативными и справочны­ми материалами по охране труда за счет средств предпри­ятия. Уполномоченным выдается соответствующее удос­товерение и для выполнения возложенных на них функ­ций рекомендуется предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, определяемых коллек­тивным договором или совместным решением работодате­ля и представительных органов работников.

Дата добавления: 2014-01-06 ; Просмотров: 1377 ; Нарушение авторских прав? ;

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.su/7_39625_organizatsiya-gosudarstvennogo-nadzora-i-obshchestvennogo-kontrolya-za-ohranoy-truda.html

Надзор за охраной труда на предприятии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here