Назначение устройство и работа стартера

Cистема запуска двигателя. Стартер

Система запуска двигателя предназначена для создания первичного крутящего момента коленвала двигателя с оборотами, необходимыми для образования нужной степени сжатия, для воспламенения горючей смеси. Управление системой запуска может быть ручным, автоматическим и дистанционным.

Система пуска двигателя состоит из основных функциональных устройств:

  1. Аккумуляторная батарея
  2. Стартер
  3. Механизмы управления запуска (замок зажигания, блок управления автоматическим пуском, система дистанционного управления)
  4. Соединительные провода большого сечения (многопроволочные медные).

Предъявляемые требования к системе запуска:

  • надежность работы стартера (отсутствие поломок в 45-50 тыс. км. пробега)
  • возможность уверенного запуска в условиях пониженных температур
  • способность системы к многоразовым пускам в течение короткого времени.

Устройство стартера автомобиля

Основным узлом системы запуска двигателя является стартер. Представляет собой электродвигатель постоянного тока напряжением 12 вольт и, развивающий на холостом ходу примерно 5000 обмин.

Стартер состоит из пяти основных элементов:

Принцип работы пусковой системы и стартера

Этапы работы стартера следующие: стыковка с зубчатым венцом маховика, пуск стартера, расстыковка стартера.

На деле это выглядит следующим образом: при включении замка зажигания и повороте ключа в положение «запуск», по цепи «+» АКБ — замок зажигания — обмотка тягового реле — «+» выхода стартера — плюсовая щетка — обмотка якоря — минусовая щетка, срабатывает тяговое реле . Под действием сердечника реле подвижный контакт замыкает силовые пятаки , через которые подается ток от АКБ на плюсовой провод стартера. Плюс стартера соединен с плюсовой полюсной пластиной и плюсовыми щётками. Минус по умолчанию подключен постоянно.

После подачи тока вокруг обмоток якоря и обмоток возбуждения возникают магнитные потоки, которые направлены в одну сторону а, как известно, одинаковые полюса магнита отталкиваются друг от друга, так возникает круговое движение якоря .

В момент срабатывания втягивающего реле, «коромысло» приходит в движение вместе сердечником реле и выталкивает бендикс на шлицах якоря, в сторону венца маховика. Якорь в этот момент начинает вращаться и приводит в действие маховик. Если двигатель автомобиля завелся, а ключ зажигания еще не отпущен, наступает момент, когда обороты двигателя превышают обороты стартера, в этом случае срабатывает обгонный механизм бендикса .

Для дизельных двигателей или двигателей большой мощности, применяется другой механизм подачи вращения на бендикс. Применяется редуктор, встроенный в корпус стартера. Редуктор представляет собой механизм привода трансмиссии, т.е. по внутренней зубчатой обойме вращаются три сателлита, которые и приводят в действие вал, на котором подвижно находится бендикс. Достоинство таких стартеров в малых габаритах и большой мощности.

РЕКОМЕНДУЕМ ТАКЖЕ ПРОЧИТАТЬ:

Источник: http://autoustroistvo.ru/elektrooborudovanie/starter/

Новости

Получите скидку на обслуживание в любом из наших филиалов

На работу требуется Инженер по ремонту Стартеров и Генераторов.

Все самые актуальные новости нашей компании

Стартер. Строение, устройство и назначение.

Предназначение стартера

Стартер – устройство, преобразующее электрическую энергию в механическую для запуска двигателя. По сути – стартер это электромотор постоянного тока с механическим приводом. Работает стартер следующим образом, при повороте ключа зажигания, либо нажатия кнопки START питание от аккумулятора поступит на клемму втягивающего реле (обычно она обозначается «50»), замыкаются втягивающая и удерживающая катушки реле перемещая сердечник, который через рычаг («вилку») выталкивает бендикс и последний входит в зацепление с маховиком двигателя, когда бендикс доходит до конца, — сердечник замыкает накоротко втягивающую обмотку реле, и фиксируется только удерживающей обмоткой, в то же время замыкаются контакты электромотора, и якорь вращаясь через бендикс начинает раскручивать маховик двигателя.

Устройство стартера

По закону магнитной индукции если через рамку из токопроводящего материала, находящуюся в магнитном поле пропустить ток, — рамка начинает вращаться. В случае со стартером «рамкой» является якорь (ротор), который вращается в магнитном поле, образованном статорной обмоткой или постоянными магнитами, ток к якорю подводится через скользящий контакт исполненный в виде щеточного узла и коллектора. Одна пара щеток крепится к массе стартера, вторая пара к «+» АКБ через втягивающее реле. Втягивающее реле состоит из 2-х катушек, втягивающей и удерживающей. Для втягивания сердечника необходимо относительно большое усилие, поэтому задействуются обе катушки, в то же время в статическом состоянии достаточной одной удерживающей обмотки, которая соответственно потребляет меньше тока.

Бендикс в стартере необходим для зацепления вала якоря и маховика, жесткая сцепка невозможна, по причине того, что маховик в момент пуска начинает превышать обороты стартера, и при жесткой сцепке якорь будет вращаться со скоростью двигателя, что неминуемо приведет к его повреждению под воздействием центробежной силы. Конструкцию бендиксов можно условно разделить на 3 группы. Роликовые муфты – наиболее часто встречающаяся конструкция бендикса. Принцип действия основан на заклинивании зубчатки относительно обоймы при вращении в одном направлении и свободном ходе при противоположном вращении.

Вторая группа бендиксов – это так называемые «трещетки», принцип действия построен на храповом механизме, наиболее часто такие бендиксы применяются на стартерах производства DELCO REMY USA серий 42-50МТ. Стартера этих серий имеют мощность 7-11КВТ, поэтому применение более прочных конструкций подобных бендиксов наиболее оправдано. Третья группа бендиксов – приводы, зацепление которых основано на фрикционном сцеплении пакета пластин. Применяются в стартерах BOSCH серий 0001 410…, 0001 416 …, 0001 417 … и т.д. от грузовых автомобилей.

Конструкции стартеров

Основное различие в конструкции стартеров – тип передачи крутящего момента с вала якоря на бендикс. Здесь подразделяются прямоточные «классические» стартера, где бендикс установлен непосредственно на валу якоря, и редукторные стартера, где между якорем и бендиксом находится зубчатая передача. Редукторные стартера позволяют при тех же массо-габаритных показателяхи при том же потреблении тока развивать больший крутящий момент по отношению к прямоточным. Чаше встречаются стартера с планетарными редукторами, что позволяет не увеличивать габаритов стартера, по сравнению со смещенным редуктором. В планетарных редукторах стартеров малой мощности применяются пластмассовые планетарные кольца, что в некоторой степени снижает ресурс стартера. В то же время стартера с планетарным редуктором относительно дешевы в производстве и ремонте.

Читайте так же:  Банк траст подал в суд

Источник: http://eksin-retail.ru/tekhnicheskaya-informaciya/starter-stroenie-ustrojjstvo-i-naznachenie

Назначение устройство и работа стартера

Как следует из самого названия, автомобильный стартер применяется для запуска двигателя внутреннего сгорания. Для этого он обеспечивает первичное вращение коленчатого вала с необходимой частотой. Стартер является неотъемлемой частью электрооборудования любого современного автомобиля. Конструктивно он представляет собой четырехполюсный электродвигатель постоянного тока, получающий питание от аккумуляторной батареи. Мощность его бывает разной, в зависимости от конкретной модификации автомобиля, однако для запуска большинства бензиновых моторов достаточно стартера мощностью 3 кВт.

В этой статье будет подробно рассмотрено устройство и принцип работы «классического» стартера.

Автомобильный стартер: устройство и основные функции.
Как известно, ДВС вырабатывает энергию, необходимую для движения автомобиля, за счет оборотов коленвала. От этой же энергии работает все электрооборудование автомобиля. В неподвижном состоянии мотор не способен выдавать ни крутящего момента, ни электрической энергии. В связи с этим приходится его «раскручивать» при помощи специального электродвигателя (стартера) и внешнего источника питания (АКБ).

Устройство стартера включает в себя следующие основные составляющие:

  • Корпус (электродвигатель). Стальная деталь цилиндрической формы. В нем размещаются обмотки возбуждения и сердечники.
  • Якорь. Выполнен в виде оси из легированной стали. На якоре запрессовывается сердечник и коллекторные пластины.
  • Втягивающее реле. Предназначено для подачи питания на электродвигатель стартера от замка зажигания. При этом оно выполняет еще одну немаловажную функцию — выталкивает обгонную муфту. Реле имеет в своей конструкции силовые контракты и подвижную перемычку.
  • Обгонная муфта (бендикс) и приводная шестерня. Роликовый механизм, передающий крутящий момент на венец маховика через специальную шестерню зацепления. После запуска мотора рассоединяет приводную шестерню и венец маховика, обеспечивая тем самым сохранность стартера.
  • Щеткодержатели и щетки. Предназначены для подачи рабочего напряжения на коллекторные пластины якоря. Повышают мощность электродвигателя, при осуществлении основного рабочего цикла стартера.

Устройство большинства стартеров аналогично между собой и непременно включает в себя «классические» компоненты приведенные выше. Отличия могут быть лишь незначительные. Чаще всего они затрагивают механизм автоматического рассоединения шестеренок. Помимо этого, на автомобилях с автоматическими трансмиссиями, стартер комплектуется дополнительными удерживающими обмотками. Они предназначены для предотвращения пуска двигателя, если селектор «автомата» установлен в любое ходовое положение (L, 1, 2, 3, D, R).

Принцип работы автомобильного стартера.
Рабочий процесс электростартера можно условно разделить на три этапа: соединение приводной шестерни с венцом маховика, пуск стартера, рассоединение маховика и приводной шестерни. Рабочий цикл стартера является кратковременным, т.к. он не участвует в последующем движении автомобиля — его основная задача запустить мотор. Если рассмотреть подробнее, то принцип работы стартера выглядит следующим образом:
1) Поворот ключа в замке зажигания в положение «запуск». Ток передается по цепи от АКБ на замок зажигания и далее на тяговое реле;
2) Приводная шестерня обгонной муфты (бендикса) входит в зацепление с маховиком;
3) Одновременно с перемещением и зацеплением шестерни замыкается цепь и напряжение подается на электродвигатель;
4) Осуществляется запуск мотора и после того, как его обороты превысят обороты стартера, обгонная муфта рассоединяет приводную шестерню и вал электродвигателя.

Что еще нужно знать про стартер?
Помимо перечисленных, существует еще два классификатора автомобильного стартера. По типу своей конструкции он может быть:

На моторах с дизельной системой питания, а также на двигателях повышенной мощности устанавливается стартер с редуктором. Планетарный редуктор, состоящий из нескольких шестерен, монтируется в корпусе стартера. Он в несколько раз усиливает проходящее напряжение, увеличивая тем самым крутящий момент. Стартер с редуктором обладает следующими преимуществами:

  • он более эффективен, обладает высоким КПД;
  • потребляет гораздо меньший ток при холодном пуске двигателя;
  • редукторный стартер имеет более компактные габаритные размеры;
  • сохраняет высокую эффективность и превосходные эксплуатационные характеристики при падении силы пускового тока аккумулятора.

Принцип действия безредукторных стартеров заключается в непосредственном контакте с вращающейся шестерней. Среди преимуществ такого устройства можно отметить:

  1. простоту устройства и более высокую ремонтопригодность;
  2. более быстрый запуск мотора, за счет моментального соединение с венцом маховика после подачи тока;
  3. стойкость в к высоким нагрузкам.

Источник: http://yamotorist.ru/kontent/starter-ustrojstvo-i-printsip-raboty

Устройство стартера

Стартер состоит из корпуса с полюсами и обмотки возбуждения, якоря, щёток дистанционного привода, состоящего из реле включения, тяговое реле, рычага привода с вилкой и шестерни привода, вал якоря — вращается в бронзовых втулках, в его пазы уложены несколько секций обмотки из толстой медной ленты. Концы лент каждой секции присоединены к пластинам коллектора, к которому пружинами прижаты щётки, две которые присоединены к массе, а две другие — с концом обмотки возбуждения, а другой конец обмотки возбуждения к зажиму тягового реле.

Тяговое реле состоит из сердечника с втягивающей и удерживающей обмоткой и подвижного сердечника, соединённого с рычагом шестерни привода (рисунок 1.1)[4, С.58].

Муфта свободного хода состоит из ведущей обоймы, перемещающей на шлицах вала, и ведомой обоймы шестерней и четырьмя клинообразными выемками. В клинообразных выемках помещены ролики с пружинами, вращения ведущей обоймы вызывает перемещение роликов в узкую часть выемки и заклинивание ведомой обоймы на ведущей. А если вращать по ходу ведомую обойму относительно ведущей, то ролики перемещаются в более широкую часть выемок, и ведомая обойма будет свободно вращаться на ведущей обойме.

Рисунок 1.1 — Устройство стартера автомобиля (схема устройства)

Основные части стартера:

  • — втягивающее реле стартера;
  • — щеткодержатель (держатель щеток) стартера;
  • — вилка стартера;
  • — маска стартера;
  • — втулка стартера;
  • — подшипник стартера;
  • — задняя крышка стартера;
  • — статор стартера;
  • — якорь стартера;
  • — бендикс стартера.
Читайте так же:  Вообще не плачу кредит

Источник: http://studwood.ru/1990061/tehnika/ustroystvo_startera

Назначение, расположение, общее устройство и работа привода стартера-генератора.

Привод стартера-генератора: 1-стартер-генератор; 2-буфера резиновые; 3-валик соединительный; 4-водило планетарного ряда; 5-пружина возвратная; 6-муфта зубчатая; 7-подшипник; 8-бустер; 9-кран-распределитель; 10-шестерня приводная; 11-картер гитары; 12-вал ведущий; 13-муфта упругая; 14-вал ведомый; 15-гидромуфта; 16-корпус; 17-втулка переходная; 18- крышка корпуса; 19-ряд планетарный; 20-зубчатки соединительные; а-канал

Привод стартера-генератора предназначен для передачи крутящего момента от стартера-генератора к двигателю при работе в стартерном режиме и от двигателя к стартеру-генератору при работе в генераторном режиме.

Кран-распределитель 3Б — СГ

Привод расположен на гитаре и смонтирован в двух корпусах.

— приводная шестерня (10), насаженная на шлицы ведущего вала (12);

— упругая муфта (13), ведущие части которой связаны шлицами с ведущим валом (12), а ведомые – шлицами с насосными колёсами гидромуфты (15);

— ведомый вал (14), на шлицах которого сидят турбинные колёса гидромуфты и солнечная шестерня планетарного ряда (19);

— соединительный валик (3).

Работа привода в стартерном режиме осуществляется при нажатии кнопки «стартер» и до момента запуска двигателя. После запуска двигателя привод автоматически подготавливается для работы в генераторном режиме.

При работающем двигателе нагнетающий насос создаёт давление в гидросистеме трансмиссии, и масло по трубопроводам поступает в крышку корпуса гидромуфты, а затем через переходную втулку в полость ведомого вала для заполнения гидромуфты и смазки всего привода. Гидромуфта передаёт вращение на вал стартера-генератора за счет кинетической энергии масла, циркулирующего по каналам, образуемым лопатками насосного и турбинного колёс.

Дата добавления: 2015-08-21 ; просмотров: 1134 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: http://helpiks.org/4-94663.html

Устройство и работа стартера

Стартер предназначен для преобразования электрической энергии аккумуляторных батарей в механическую и передачи ее на маховик с целью прокручивания коленчатого вала двигателя.

Стартер вместе с аккумуляторными батареями, реле включения, выключателем приборов и стартера (или зажигания и стартера) образуют систему электропуска двигателя. Для обеспечения необходимых условий смесеобразования, воспламенения и горения рабочей смеси пусковая частота вращения коленчатого вала должна быть у дизеля 150. 250 мин и 50. 100 мин у карбюраторного двигателя.

На автомобилях КамАЗ-4310 и Урал-4320 установлен стартер марки СТ-142-Б мощность 7,7 кВт, расположен на картере маховика с левой стороны двигателя.

На автомобиле ЗиЛ-131 устанавливается стартер марки СТ2 мощностью 1,2 кВт, закреплен на картере сцепления.

Рис. 77. Стартер СТ — 142Б: 1, 5,16- крышки; 2 — обмотка; 3 — якорь; 5 — корпус; 6 — коллектор; 7 — щетка; 8 — контактный болт; 9 — контактный диск; 10 -обмотка тягового реле; 11 — корпус реле; 12 — сердечник; 13 — рычаг; 14 -ось; 15 — механизм привода; 17 — упорная шайба; 18 -фланец эксцентрика; 19 -ведомый храповик с шестерней; 20-сухарь; 21 — штифт; 22 — конус; 23 — ведущая полумуфта; 24 — пружина; 25 — корпус механизма привода; 26 — направляющая втулка; 27 -пружинное кольцо

Видео (кликните для воспроизведения).

Стартеры современных автомобилей имеют дистанционное управление. Стартер СТ142-Б (рис.77) состоит из электродвигателя постоянного тока последовательного возбуждения, электромагнитного тягового роле и механизма привода.

Основными частями электродвигателя являются: корпус 4 с крышка­ми 1,5, 16, обмотка возбуждения 2, якорь 3 с валом и коллектором 6, щетки 7. Корпус имеет четыре полюсных наконечника, на которых размещена обмотка возбуждения. Якорь содержит обмотку, выполненную из толстого медного провода прямоугольного сечения. Вал якоря вращается на трех подшипниках скольжения, размешенных в крышках 1,5, 16. Щетки попарно но размещены в щеткодержателе, укрепленном на траверсе передней крыш­ки, и прижимаются к коллектору пружинами.

Стартер герметизирован резиновыми кольцами, устанавливаемыми между корпусом и крышками, выводные болты уплотнены резиновыми кольцами.

Принцип действия электродвигателя основан на взаимодействии магнитного поля якоря с магнитным полем полюсных сердечников корпуса при прохождении по их обмоткам электрического тока. В результате такого взаимодействия обмотка якоря выталкивается из магнитного поля полюсных сердечников, что приводит к вращению якоря.

Электромагнитное тяговое реле служит для удержания шестерни при­вода в зацеплении с маховиком и для включения цепи питания электродвигателя. Реле состоит из корпуса 11 с крышкой, обмотки 10 с сердечником 12, пружиной и контактным диском 9. Корпус реле закреплен на задней крышке электродвигателя через уплотнительную прокладку. Между корпусом и крышкой реле также установлено уплотнение.

Сердечник 12 свободно перемещается в катушке, его конец соеди­нен с рычагом 13 механизма привода. Пружина сердечника, удерживает его в исходном положении. Выход сердечника уплотняется резиновым сильфоном.

При поступлении электрического тока в обмотку реле сердечник втягивается и через рычаг 13 перемещает механизм привода 15, одновременно контактный диск 9 замыкает контакты на крышке реле, что обеспечивает, поступление тока от аккумуляторных батарей в обмотку электродвигателя.

Механизм привода служит для ввода шестерни стартера в зацепление с зубчатым венцом маховика передачи крутящего момента от вала якоря на венец маховика и предохранения стартера от повреждений после пуска двигателя.

Механизм привода размещен на валу якоря и состоит из корпуса 25, направляющей втулки 26, ведущей полумуфты 23, ведомой полумуфты 19, пружины 24 со стальной и резиновой шайбами и механизма блокировки.

Направляющая втулка имеет прямые внутренние шлицы и многозаходную ленточную наружную резьбу. Втулка вместе с приводом может перемещаться по шлицам вала. Кольцо 27 удерживает корпус от перемещения во втулке. Ведущая полумуфта размещена на наружной ленточной резьбе втулки 26. Ведомая полумуфта выполнена заодно целое с шестерней и может свободно вращаться на втулке 26 в бронзовых графитизированных подшипниках. Торцы полумуфт имеют зубья и прижимаются один к другому пружиной. Ведомая полумуфта удерживается в корпусе замковым кольцом. Стальная и резиновая шайбы, подложенные под пружину полумуфт, служат для амортизации ударов при включении стартера.

Читайте так же:  В случае признания увольнения незаконным

Для предотвращения износа зубьев храповой муфты и снижения шума в момент, когда двигатель пущен, а стартер еще не выключен, предусмотрен механизм блокировки. Он состоит из трех, пластмассовых сухарей 20, стального конусного кольца 22 и направляющих штифтов 21, входящих в радиальные отверстия сухарей. Кольцо 22 прижимает штифты к направляющей втулке 26.

При включении тягового реле рычаг 14 перемешает механизм привода по шлицам вала и вводит в зацепление шестерню 19 с венцом махови­ка. Крутящий момент передается с вала якоря через шлицевое соединение на направляющую втулку 26, далее через ленточную резьбу на ведущую полумуфту 23 и через торцевые зубья на ведомую полумуфту.

При передаче крутящего момента венцу маховика возникает осевое усилие, прижимающее ведущую полумуфту к ведомой, как только двигатель будет пущен, произойдет пробуксовка между ведущей и ведомой полумуфты, при этом ведущая полумуфта отодвигается от ведомой, сжимая пружину 24. Вместе с ведущей полумуфтой отодвигается кольцо 22, освобождая сухари 20, которые под действием центробежных сил перемешаются вдоль штифтов и удерживают полумуфты в разъединенном состоянии. После выключения стартера ведущая полумуфта под действием пружины прижимается к ведомой полумуфте и кольцо 20 устанавливает сухари в исходное положение.

В случае упора шестерни стартера, в зубья маховика корпус 25 вместе с направляющей втулкой 26 продолжает перемещаться вдоль шлицев вала якоря, сжимая пружину. При этом ленточная резьба втулки 26 поворачивает ведущую полумуфту и шестерня (до 30°), что обеспечивает ее зацепление с венцом маховика.

Дистанционное управление стартером заключается в том, что ток в обмотку тягового реле подается через реле включения РС350 и выключатель стартера ВК853, установленные в кабине водителя.

Рис. 78. Стартер СТ-2: 1 — неподвижный контакт; 2 — подвижный, контакт; 3 — обмотка тягового реле; 4 -сердечник; 5 — рычаг; 6. 16 — крышки; 7 -упорное кольцо; 8 — шестерня привода: 9 — муфта свободного хода; 10 — буферная пружина; 11 — поводковая муфта; 12 корпус; 13 — стяжная шпилька; 14 — якорь; 15 — коллектор; 17 — щетка; 18 — защитный колпак.

Стартер СТ2 (рис.78) имеет в основном аналогичное устройство. Отличие состоит в механизме привода, который состоит из шестерни 8, муфты свободного хода 9 роликового типа, буферной пружины, разрез ной поводковой муфты 11. Перемещение привода осуществляется по ленточной резьбе вала якоря. Муфта свободного хода обеспечивает передачу крутящего момента от вала якоря на маховик и исключает вращение якоря от маховика после пуска двигателя.

Рис. 79. Муфта свободного хода: 1 — шлицевая втулка; 2 — обойма: 3 — роли; 4 — кожух; 5 — ступица шестерни: 6 -шестерня; 7 -плунжер; 8 — пружина.

Муфта включает в себя шлицевую втулку 1 (рис.79) с обоймой 2, в которой выполнено четыре клиновидных паза; ролики 3 с плунжерами 7 и пружинами 8; ступицу 5, выполненную заодно с шестерней 6. При пуске двигателя ролики заклинивают муфту свободного хода, т.е. жестко соединяют обойму со ступицей. После пуска шестерня стартера вращается с большой угловой скоростью от маховика, вследствие чего происходит расклинивание роликов и крутящий момент от маховика на вал якоря не передается.

Буферная пружина 10 (см. рис. 78) дает возможность ввести шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика при утыкании зуба в зуб. Винтообразная нарезка вала якоря способствует быстрое выходу шестерни из зацепления, так как муфта свободного хода, вращаясь после пуска двигателя быстрее якоря, навертывается на вал, подобно гайке.

Тяговое реле стартера СТ2 снабжено дополнительным контактом «КЗ», замыкающим накоротко добавочное сопротивление катушки зажи­гания во время работы стартера.

Основные правила пользования стартером:

  • перед пуском двигателя после длительной стоянки необходимо провернуть коленчатый вал вручную;
  • продолжительность непрерывной работы стартера при пуске двига­теля не должна превышать 5. 10 с;
  • если двигатель после первой попытки не пустился, то повторно пускать его можно через 15. 20 с;
  • после двух-трех попыток пуска нужно проверить исправность системы питания, а на автомобиле ЗиЛ-131 и системы зажигания:
  • после пуска двигателя нужно быстро отпустить ключ выключателя приборов и стартера (выключателя зажигания);
  • запрещается включать стартер при работающем двигателе.

Только качественная недорогая мебель производства России. Вся мебель проверена специалистами.

Источник: http://xn—-7sbfkccucpkracijq8iofobm.xn--p1ai/%D0%B2%D0%BE%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-%D1%83%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D1%83-%D0%B2%D0%B0%D1%82/%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE-%D0%B8-%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%B0-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0

Stalkersha2116 › Блог › Стартер автомобиля: схема, принцип работы и виды

Стартер и его функции

Автомобильный стартер представляет собой маленький 4-х полосный электродвигатель, который обеспечивает первичное вращение коленчатого вала. Это необходимо для того, чтобы обеспечить необходимую частоту его вращения для запуска двигателя внутреннего сгорания. Как правило, для запуска бензинового двигателя среднего объёма цилиндров необходимо иметь стартер, который обладает в среднем 3 кВт энергии. Стартер является двигателем постоянного тока и питает энергию от аккумуляторной батареи. Забирая напряжения от аккумулятора, электродвигатель увеличивает свою мощность с помощью 4 щёток, которые являются неотъемлемой частью любого автомобильного стартера.

Среди большого количества подобных электромагнитных двигателей различают всего 2 основных вида: стартеры с редуктором и без него.
С редуктором

Многие специалисты советуют использовать стартер с редуктором. Это обусловлено тем, что подобное устройство обладает сниженной потребностью тока для эффективной работы. Такие устройства будут обеспечивать кручение коленчатого вала даже при низком заряде аккумулятора. Также одним из самых важных плюсов такого устройства является наличие постоянных магнитов, которые сводят проблемы с обмоткой статора к минимуму. С другой стороны при длительном использовании такого устройства есть вероятность поломки вращающей шестерни. Но к этому, как правило, приводит заводской брак или попросту некачественное производство.

Стартеры, которые не имеют устройство редуктора обладают непосредственно прямым действием на вращение шестерни. В данной ситуации владельцы автомобилей, которые имеют без редукторные стартеры выигрывают в то, что такие устройства имеют более простую конструкцию и легко поддаются ремонту (читайте про ремонт стартера своими руками). Также стоит отметить, что после подачи тока на электромагнитный включатель происходит моментальное сцепление шестерни с маховиком. Это позволяет обеспечить весьма быстрое зажигание. Стоит отметить тот факт, что подобные стартеры обладают высокой выносливостью, а вероятность поломки из-за воздействия электричества сведена к минимуму. Но устройства без редуктора имеют вероятность плохой работы при низких температурах.

Принципы работы стартера с редуктором

Читайте так же:  Куда подавать на алименты в браке

При подачи тока от аккумуляторной батареи автомобиля, приводимого с помощью замыкания зажигания, на редукторный стартер происходит процесс подачи тока на якорь стартера через редуктор, который увеличивает мощность проходящего напряжения в разы. Далее происходит передача крутящего момента с якоря на шестерню. Всё это также происходит при помощи редуктора, который наделён постоянно работающими магнитами, а специальные щётки, которые способны вырабатывать большее сопротивление чем щётки обычного стартера позволяют обеспечить его постоянную и эффективную работу.

Схема стартера ВАЗ 2110 (5702.3708)
1 – вал привода; 20 – контактные болты;
2 – втулка передней крышки; 21 – вывод «положительных» щеток;
3 – ограничительное кольцо; 22 – скоба;
4 – шестерня с внутренним кольцом обгонной муфты; 23 – щеткодержатель;
5 – ролик обгонной муфты; 24 – «положительная» щетка;
6 – опора вала привода с вкладышем; 25 – вал якоря;
7 – ось планетарной шестерни; 26 – стяжная шпилька;
8 – прокладка; 27 – задняя крышка с втулкой;
9 – кронштейн рычага; 28 – коллектор;
10 – рычаг привода; 29 – корпус;
11 – передняя крышка; 30 – постоянный магнит;
12 – якорь реле; 31 – сердечник якоря;
13 – удерживающая обмотка; 32 – опора вала якоря с вкладышем;
14 – втягивающая обмотка; 33 – планетарная шестерня;
15 – тяговое реле; 34 – центральная (ведущая) шестерня;
16 – шток тягового реле; 35 – водило;
17 – сердечник тягового реле; 36 – шестерня с внутренними зубьями;
18 – контактная пластина; 37 – кольцо отводки;
19 – крышка тягового реле; 38 – ступица с наружным кольцом обгонной муфты.

Источник: http://www.drive2.ru/b/2154158/

Устройство автомобилей

Механизм привода стартера

Общие сведения о механизмах привода стартеров

Приводом статера считается устройство или совокупность устройств, предназначенных для соединения электродвигателя стартера с коленчатым валом двигателя в момент пуска, и разъединяющих соединение после пуска. К приводу стартера относят и механическую часть, непосредственно учавствующую в передаче вращающего момента, и электрическую часть, которая относится к управляющему звену привода.

К приводу стартера относится и механический редуктор, предназначенный для изменения вращающего момента, передаваемого венцу маховика. Такие редукторы могут использоваться в конструкции стартеров с целью уменьшения общих габаритов стартера. Как известно, мощность любого двигателя (в т. ч. электрического) пропорциональна частоте вращения выходного вала и величине вращающего момента на этом валу. При этом электродвигатели с высокой частотой вращения и малым вращающим моментом имеют меньшие габариты по сравнению с электродвигателями такой же мощности, развивающими большой вращающий момент.
Поскольку для стартера величина вращающего момента стоит на первом месте, конструкторы решили вопрос с габаритами стартеров некоторых легковых автомобилей достаточно просто — электродвигатель стартера применили высокооборотистый малогабаритный, а для увеличения вращающего момента использовали зубчатую передачу (обычно планетарного типа).

Автомобильные стартера, имея одинаковые по конструкции электродвигатели, могут существенно отличаться конструкциями приводных механизмов, передающих крутящий момент от вала якоря стартера к маховику двигателя в момент пуска.

По типу и принципу работы механизма привода стартеры можно разделить на следующие группы:

  • с принудительным механическим или электромеханическим перемещением шестерни привода;
  • с принудительным электромеханическим вводом шестерни в зацепление с венцом маховика и самовыключением шестерни после пуска двигателя;
  • с инерционным перемещением шестерни;
  • с электромагнитным вводом шестерни в зацепление путем перемещения якоря;
  • с использованием механического редуктора планетарного типа для увеличения передаваемого вращающего момента.

На отечественных автомобилях применяются стартеры с принудительным вводом шестерни в зацепление. Для предотвращения «разноса» якоря после пуска двигателя на валу стартера устанавливают муфту свободного хода, которая передает усилие от якоря к шестерне и проскальзывает, когда шестерня вращается маховиком двигателя.

Надежность работы муфт свободного хода снижается с повышением мощности стартера. Поэтому в стартерах большой мощности устанавливают комбинированные приводные механизмы с принудительным вводом шестерни в зацепление и ее автоматическим инерционным выключением.

Преимуществами инерционных приводов являются относительная простота конструкции, малые размеры и невысокая стоимость. Однако выключение шестерни сопровождается значительными ударными нагрузками, что ограничивает область их применение в стартерах мощностью до 1 кВт.

Зацепление шестерни при осевом перемещении якоря за счет магнитодвижущей силы полюсов стартерного электродвигателя используется зарубежными фирмами на стартерах мощностью 3…5 кВт. Такие стартеры имеют компактную конструкцию, хорошо размещаются на двигателях, но имеют повышенный расход меди и работают ненадежно при стоянке автомобиля на уклоне.

Приводные механизмы электростартеров с принудительным перемещением шестерни имеют роликовые, фрикционные или храповые муфты свободного хода, которые передают вращающий момент от вала стартера к коленчатому валу двигателя во время пуска и, работая в режиме обгона, автоматически разъединяют стартер и двигатель после пуска.

Устройство механизма привода и электромагнитных элементов управления рассмотрим на примере стартера автомобиля ВАЗ-2109 (рис. 1).
Механизм привода стартера включает в себя пластмассовый рычаг 8 с буферной пружиной 33 и обгонную роликовую муфту 5 (муфту свободного хода) с шестерней 2.
Муфта обеспечивает передачу крутящего момента от стартера к маховику при пуске двигателя и автоматическое отсоединение шестерни стартера от венца маховика после пуска двигателя.

Шестерня стартера (часто называемая «бендиксом») должна находиться в зацеплении с зубчатым венцом маховика только во время пуска двигателя. Для этого шестерня снабжена внутренними, а вал якоря электродвигателя – внешними шлицами, которые допускают осевое перемещение шестерни по валу для сцепления и расцепления ее с зубчатым венцом маховика.
Перемещение шестерни в современных стартерах осуществляется электромагнитным реле, подвижный сердечник (якорь) которого через рычаг передает на шестерню осевое усилие. Работой электромагнитного реле управляет водитель посредством выключателя, который обычно совмещается с выключателем зажигания (замком зажигания).

Читайте так же:  Отсрочка от армии многодетным семьям

После пуска двигателя частота вращения коленчатого вала достигает номинального значения. если при этом вращение будет передаваться через шестерню обратно на якорь стартера, его частота вращения повысится до 10…15 тыс. об/мин. Даже при кратковременном увеличении частоты вращения якоря до такого значения (если водитель своевременно не выключит стартер) возможен «разнос» якоря. Поэтому для предохранения якоря стартера усилие от вала якоря к шестерне привода у большинства стартеров передается через муфту свободного хода.
Муфта обеспечивает передачу вращения только в одном направлении – от вала якоря к маховику, но не наоборот. В современных стартерах наиболее широкое применение получили роликовые и храповые муфты свободного хода.

Плунжерная муфта свободного хода

Плунжерная муфта свободного хода (рис. 2, а) устроена следующим образом.
Втулка 1, имеющая на внутренней поверхности шлицы для перемещения по валу якоря и одновременно передачи крутящего момента от вала к шестерне, жестко соединена с обоймой 4. Цилиндрическая поверхность ступицы шестерни 7 и фигурные углубления обоймы 4 (см. разрез А-А) образуют четыре клинообразных паза, в которых размещены ролики 3. Ролики 3 посредством плунжеров 9 слегка прижаты пружинами 10 к суженным концам пазов. С противоположной от плунжеров стороны в пружины вставлены упоры 11. Шайбы 5 и 6 ограничивают осевое перемещение роликов 3.
При передаче вращающего момента от стартера к коленчатому валу двигателя ролики заклинивают ступицу муфты и ее обойму, заставляя вращаться, как одно целое. После пуска двигателя обойма начинает вращаться быстрее ступицы, ролики перемещаются к расширенной части пазов, преодолевая усилие пружин, и расклинивают муфту. При этом вращающий момент от двигателя к стартеру не передается, чем предотвращается «разнос» якоря.
Весь механизм защищен кожухом 2. Бронзовые втулки 8 установлены для уменьшения трения при вращении шестерни привода на валу якоря.

Бесплунжерная муфта свободного хода

В конструкции муфты бесплунжерного типа (рис. 2, б) в качестве прижимного устройства использованы специальные Г-образные стальные толкатели 2, подпирающие ролики 1 посредством пружин 3. При передаче момента от обоймы к ступице шестерни ролики, сильно прижимаясь к поверхностям клиновидных пазов, заклинивают муфту.
После пуска двигателя, в тот момент, когда окружная скорость венца маховика превысит окружную скорость шестерни привода, ролики, увлекаемые ступицей шестерни, преодолевают силу сопротивления пружин и расклинивают муфту, и вращение двигателя не будет передаваться на якорь стартера.

Храповая муфта

Преимуществом храповой муфты свободного хода по сравнению с роликовыми муфтами является высокая надежность, ремонтопригодность и возможность передачи большого вращающего момента при сравнительно небольших габаритах.
Механизм привода стартера с храповой муфтой свободного хода обеспечивает более полное разъединение вала электродвигателя стартера и коленчатого вала двигателя при значительно меньших нагрузках на силовые элементы муфты. Кроме того, храповые муфты, как правило, выполняются разборными, и допускают ремонт и замену отдельных элементов конструкции. Роликовые муфты обычно выполняют неразборными, поэтому их разборка и сборка при ремонте экономически и технически нецелесообразны – проще заменить отказавшую муфту на исправную целиком.

Храповая муфта (рис. 2, в) состоит из корпуса 11, ведущего 8 и ведомого 6 храповиков, шестерни 2 привода, пружины 10, шлицевой направляющей втулки 12 и центробежного механизма с конической втулкой 7, текстолитовыми сегментами (сухариками) 9 и направляющими штифтами 4 для разъединения ведущего и ведомого храповиков.

При подключении обмотки тягового реле к источнику питания якорь реле через рычаг привода и корпус 11 муфты перемещает направляющую втулку 12 вместе с храповиками 6 и 8 по шлицам вала и вводит шестерню 2 в зацепление с венцом маховика. Перемещение шестерни привода 2 продолжается до упора в ограничительную шайбу на валу якоря.
В конце хода шестерни 2 замыкаются силовые контакты тягового реле, вал якоря электродвигателя приводится во вращение, а вращающий момент через шлицевую втулку 12 и храповики 6 и 8 передается шестерней 2 венцу маховика.
При передаче вращающего момента в винтовых шлицах втулки 12 и ведущего храповика 8 возникает осевое усилие, которое воспринимается буферным кольцом 14.

Если шестерня привода упирается в венец маховика (зубья не совпадают с впадинами), сжимается пружина 10 и ведущий храповик 8, перемещаясь по винтовым шлицам втулки 12, своими торцовыми зубьями поворачивает ведомый храповик 6 и шестерню 2 на угол, обеспечивающий ввод шестерни в зацепление и замыкание контактов тягового реле.

После пуска двигателя частота вращения шестерни и ведомого храповика становится больше частоты вращения вала якоря и направляющей втулки 12. Поэтому ведущий храповик перемещается по винтовым шлицам втулки, отходит от ведомого храповика и шестерня привода 2 вращается вхолостую – передача вращающего момента между двигателем и валом стартера прерывается. Коническая втулка 7 отодвигается вместе с ведущим храповиком и освобождает текстолитовые сегменты (сухарики) 3, соединенные с быстровращающимся ведомым храповиком 6 и направляющими штифтами 4.
Под действием центробежных сил сегменты перемещаются в радиальном направлении вдоль штифтов и блокируют муфту в расцепленном состоянии, предохраняя зубья храповиков от повреждения и изнашивания. В этом состоянии храповой механизм будет находиться до тех пор, пока осевая составляющая от центробежных сил, действующих на сухарики, превышает усилие пружины.
Шестерня привода выходит из зацепления с венцом маховика только после выключения тягового реле стартера.

Во время отдельных вспышек в цилиндрах двигателя шестерня остается в зацеплении, что позволяет стартеру вращать коленчатый вал до тех пор, пока двигатель не начнет устойчиво работать.

Еще один вариант конструкции храповой муфты, используемой в приводе стартера, представлен на рис. 3.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://k-a-t.ru/mdk.01.01_elektro/27-pusk_3/index.shtml

Назначение устройство и работа стартера
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here