Не относится к принципам разрешения трудовых споров

Понятие, виды, и порядок разрешения трудовых споров

Трудовыми спорами называются поступившие в соответствии с законом на разрешение юрисдикционного органа неурегулированные разногласия работников и работодателей по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в социально-партнерском либо индивидуальном порядке новых условий труда.

Основными нормативными правовыми актами о порядке рассмотрения трудовых споров являются: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.

Трудовые споры бывают индивидуальными и коллективными.

Согласно статье 381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа представителей работников и работодателя. Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в комиссию своих представителей.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Заявление работника, поступившее в комиссию по трудовым спорам, подлежит обязательной регистрации указанной комиссией.

Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть индивидуальный трудовой спор в течение десяти календарных дней со дня подачи работником заявления.

Спор рассматривается в присутствии работника, подавшего заявление, или уполномоченного им представителя.

Заседание комиссии по трудовым спорам считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

На заседании комиссии по трудовым спорам ведется протокол, который подписывается председателем комиссии или его заместителем и заверяется печатью комиссии.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией по трудовым спорам в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд.

В соответствии со статьей 398 ТК РФ, коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.

Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Правом выдвижения требований обладают работники и их представители. Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения 4 ), утверждаются на соответствующем собрании(конференции работников). Собрание правомочно, если присутствует более половины работающих, конференция правомочна, если присутствуют не менее 2/3 избранных делегатов.

Требования работников излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

Работодатели обязаны принять к рассмотрению направленные им требования работников.

Работодатель сообщает о принятом решении представительному органу работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме течение трех рабочих дней со дня получения требования работников.

Порядок разрешения коллективного трудового спорасостоит из следующих этапов:

— рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией ;

— рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника;

— в трудовом арбитраже.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не вправе уклоняться от участия в примирительных процедурах.

Примирительные процедуры – это рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией с участием посредника или в трудовом арбитраже.

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ход разрешения коллективного трудового спора, то работники или и: представители вправе приступить к организации забастовки.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/7_162689_ponyatie-vidi-i-poryadok-razresheniya-trudovih-sporov.html

Принципы рассмотрения трудовых споров

Принципы рассмотрения трудовых споров – это основные положения, отражающие суть норм данного института трудового права, определяющие существенные характерные черты порядка рассмотрения споров и направленность развития системы норм, регулирующих этот порядок. Порядок рассмотрения трудовых споров демократичен, прост, гласен, удобен и доступен для каждого работника. Он позволяет полно, быстро, бесплатно разрешить до конца любой возникший трудовой спор и восстановить нарушенные трудовые права, законные интересы трудящихся.

Принципами рассмотрения трудовых споров являются:

— демократизм – участие трудящихся через профсоюзы, трудовые коллективы, своих представителей в разрешении споров. Коллективные трудовые споры рассматриваются в примирительной комиссии с участием представителей трудового коллектива или профсоюза. Состав трудового арбитража комплектуется по согласованию представителей работников или профсоюза с представителями работодателей. Представители профсоюзов могут выступать в суде в защиту интересов трудящихся (ст. 42, 44 ГПК РФ), а также в вышестоящем органе и в трудовом арбитраже. В суде рабочие и служащие участвуют в рассмотрении споров через своих народных заседателей, которые выбираются на собраниях трудовых коллективов;

Читайте так же:  Дисциплинарная ответственность работника курсовая

— бесплатность, доступность и удобство обращениятрудящихся в юрисдикционный орган с трудовым спором – работники для разрешения трудовых споров не теряют много времени и не несут никаких материальных затрат, все юрисдикционные органы доступны для трудящихся, в них удобно обратиться;

— гласность, объективность и полнота исследования доказательствпо трудовому спору, а, следовательно, законность его разрешения – заседания КТС и суда по трудовым спорам проводятся открыто, публично, спорящая сторона может заявить в начале заседания мотивированный отвод любому из его членов. Все органы, рассматривающие трудовые споры, обязаны решать спор в соответствии с законом, объективно и полно исследовать материалы по делу, запрашивать при необходимости дополнительные доказательства, вызывать свидетелей, а если надо, то приглашать и экспертов.

Быстрота разрешения трудовых споровобеспечивается более краткими процессуальными и исковыми сроками.

Процессуальный срок – это установленный законом отрезок времени для процессуальных действий по начатому процессу:

– сроки рассмотрения в КТС – не более 10 дней, в суде – до 10 дней (и 7 дней дается для подготовки дела к рассмотрению), в вышестоящих органах – не более месяца со дня принятия заявления, в примирительной комиссии и в трудовом арбитраже – до 5 рабочих дней со дня их создания, а с участием посредника – до 7 календарных дней с момента его приглашения (назначения);

– сроки выдачи копий, выписок из решений, а также подачи замечаний на протокол заседания везде трехдневные со дня вынесения решения по трудовому спору;

– сроки обжалования решений по трудовому спору КТС в суд, а суда в вышестоящий суд – 10 дней со дня получения копии решения.

Некоторые сроки может устанавливать и изменять сам орган, рассматривающий спор, например срок исправления искового заявления или представления дополнительных доказательств по делу. Установленные же законом процессуальные сроки он менять не может, но вправе восстановить или продлить пропущенный по уважительной причине срок по ходатайству спорящей стороны.

Исковой, или давностный, срок –это установленный законом отрезок времени для обращения в юрисдикционный орган за защитой нарушенного трудового права или законного интереса. Поскольку пропуск срока давности для обращения влечет за собой потерю права на защиту в данном органе, исковые сроки рассматриваются как материальные сроки по осуществлению защиты материального права. Сроки давности – одна из предпосылок реализации права на защиту законных требований. Последствием истечения давностного срока по трудовому спору является утрата права на иск, а если иск уже предъявлен, то может быть вынесено решение об отказе в иске из-за пропуска срока исковой давности. Течение срока исковой давности начинается со дня, когда заинтересованное лицо узнало о нарушении его права или должно было узнать об этом.

Иск по трудовому спору – это обращение в соответствующий орган (КТС, суд) за защитой нарушенного и оспариваемого права или охраняемого трудовым законодательством интереса субъекта трудового права. Все споры о применении установленных условий труда являются исковыми. Споры об установлении новых условий труда по своему характеру являются неисковыми, так как здесь требование не о восстановлении нарушенного права (как это имеет место в исковых спорах), а об установлении нового права, новых условий труда и права на них. И законом не устанавливалось для них ранее давностных и процессуальных сроков. Трудовой же кодекс их никак не выделил. Следовательно, они теперь рассматриваются и в КТС.

Исковые сроки по трудовым спорам следующие:

– для обращения работника с заявлением в КТС – 3 месяца; при пропуске его по уважительным причинам КТС на своем заседании может восстановить этот срок, а при пропуске без уважительных причин – отказать в иске за пропуском давностного срока;

– для обращения работника с иском непосредственно в суд – 3 месяца, а по делам об увольнении – месяц со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;

– для обращения работника в вышестоящий орган со спором – 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а об увольнении – месяц;

– для обращения администрации в суд с иском работнику о возмещении ущерба, причиненного предприятию,– годичный исковый срок со дня обнаружения ущерба.

Исковых сроков по делам о возмещении работнику вреда на производстве не установлено.

Принцип обеспечения реального восстановления нарушенных прав выражается в том, что если администрация добровольно не выполняет решение органа, рассмотревшего индивидуальный трудовой спор, то это решение исполняется в принудительном порядке через судебного пристава по соответствующим исполнительным документам.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10054 — | 7823 — или читать все.

Источник: http://studopedia.ru/7_161871_printsipi-rassmotreniya-trudovih-sporov.html

Принципы рассмотрения трудовых споров

Принципы рассмотрения трудовых споров представляют собой базовые положения института трудового права. Они характеризуют сам порядок, т.е. процесс рассмотрения трудовых споров, его организацию и деятельность субъектов процессуальных правоотношений.

Принципы порядка рассмотрения трудовых споров – это основные положения, определяющие единство и комплексность данного института трудового права, существенные черты его содержания и направленность развития системы норм, регулирующих этот порядок.

Выделяются следующие принципы рассмотрения трудовых споров.

1. Принцип обеспечения защиты трудовых прав сторон трудового договораозначает, что государство в лице своих уполномоченных органов должно предусмотреть создание такой системы рассмотрения трудовых споров, которая гарантировала бы участникам трудовых отношений возможность обращения в юрисдикционные органы в максимально удобном варианте. Данные органы обязаны рассмотреть поступившие споры и вынести по ним законные и обоснованные решения. Выносимое решение – это средство защиты прав и законных интересов сторон спора.

Читайте так же:  Подать алименты на женатого

2. Принцип обеспечения законности при разрешении трудовых споров предполагает обязанность сторон спора и органа, рассматривающего данный спор, неуклонно соблюдать в процессе рассмотрения и разрешения трудового спора нормы материального и процессуального законодательства. Кроме того, каждая из сторон трудового спора не должна нарушать права и законные интересы другой стороны указанного спора.

3. Принцип равенства сторон при рассмотрении трудовых споровоснован на том, что стороны трудовых отношений обязаны строго выполнять требования трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и взаимные обязательства. В случае возникновения трудового спора его стороны не имеют никаких особых преимуществ на любой его стадии. Стороны трудового спора обязаны подчиниться законно вынесенному решению по конкретному спору.

4. Принцип доступности обращения в органы, рассматривающие трудовые споры, является продолжением и отражением системы разрешения этих споров. Как правило, трудовые споры сначала должны рассматриваться непосредственно в организациях, что значительно упрощает процедуру сбора доказательств и рассмотрения споров, сокращает сроки их рассмотрения. Если стороны не могут найти взаимоприемлемое решение в рамках организации, рассмотрение трудового спора переносится в суды, наиболее близкие по своему расположению к организации, к которой предъявляется требование.

5. Принцип обеспечения гласности при рассмотрении и разрешении трудовых споровподразумевает открытость заседаний юрисдикционных органов, на которых рассматриваются трудовые споры, возможность присутствия на них всех заинтересованных и желающих лиц. В закрытом порядке рассматриваются только споры, в процессе которых затрагиваются вопросы, связанные с необходимостью соблюдения охраняемой законом тайны. В комиссии по трудовым спорам и суде любая из спорящих сторон вправе заявить мотивированный отвод любому из их членов.

6. Принцип обеспечения объективности и полноты исследования материалов и доказательствбазируется на том, что трудовые споры должны рассматриваться с учетом общих принципов гражданского судопроизводства, в частности, на основе всестороннего изучения всех предоставленных сторонами материалов и доказательств, проверки соответствия юридических фактов законодательству, исключения субъективного подхода.

7. Принцип бесплатности рассмотрения трудовых споровобусловлен тем, что нельзя ставить защиту трудовых прав работника в зависимость от возможности и способности уплатить определенную денежную сумму. При предъявлении требования по трудовому спору истцы-работники во всех юрисдикционных органах освобождены от государственной пошлины и других расходов, связанных с ведением трудового дела (стр. 393 ТК РФ).

8. Принцип быстроты рассмотрения трудовых споров обеспечивается сокращенными сроками по сравнению с другими гражданско-правовыми спорами. Сроки могут быть исковыми и процессуальными.

Исковой (давностный) срок – установленный законом период времени для обращения в юрисдикционный орган с целью защиты нарушенного права или законного интереса.

Исковые сроки по трудовым делам следующие:

а) для обращения работника в комиссию по трудовым спорам – трехмесячный со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права;

б) для обращения работника по иску в суд – трехмесячный, а по делам об увольнении – месячный со дня вручения приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки;

в) для обращения работника в вышестоящий орган – трехмесячный со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по делам об увольнении – месячный;

г) для обращения работодателя в суд с иском к работнику о возмещении вреда, причиненного работодателю, – годичный со дня обнаружения причиненного вреда.

Пропуск срока обращения в суд не может служить основанием для отказа в принятии и рассмотрении искового заявления. Кроме того, не является препятствием к возбуждению трудового дела в суде и решение комиссии по трудовым спорам об отказе в удовлетворении требования работника в связи с пропуском срока на его предъявление 1 . Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, вопрос о пропуске срока обращения в суд разрешается судом в судебном заседании, в том числе предварительном, и лишь при условии, если об этом заявлено ответчиком. В случае признания причин пропуска срока уважительными суд вправе восстановить данный срок и рассмотреть спор.

Источник: http://studopedia.org/1-129323.html

Трудовое право

Трудовое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное.Сост. — Н. А. Бриллиантова, И. Я. Киселев, В. Г. Малов, О. В. Смирнов, И. О. Снигирева.— М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.—448 с.
3. Виды (классификация) трудовых споров.
Трудовые споры подразделяются на виды по двум основаниям (признакам).

Первый — по субъектам, в них участвующим (сторонам спора), на индивидуальные и коллективные.

Видео (кликните для воспроизведения).

В индивидуальных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, работник, с другой — администрация.

В коллективных трудовых спорах участвуют, с одной стороны, работники организации (организаций), филиала, представительства, с другой — работодатель или несколько работодателей.

Второй признак подразделения трудовых споров на виды — их содержание. По содержанию трудовые споры подразделяются на споры об установлении условий труда или их изменении, споры о применении установленных условий труда, споры о заключении, изменении и выполнении коллективных договоров, соглашений по социальнотрудовым вопросам.

Под установлением условий труда понимается их определение с помощью законов, иных нормативных правовых актов (в том числе соглашений, коллективных договоров, других локальных актов). Установленные таким образом условия труда носят общий характер и распространяются на всех или на определенные категории работников (например, установленные законом размеры минимальной заработной платы и минимального ежегодного отпуска). Индивидуальные условия труда определяются (устанавливаются) трудовым договором (контрактом) работника с организацией (например, конкретный размер заработной платы).

Применение установленных условий труда — это использование общих условий в индивидуальных трудовых отношениях на основании приказа (распоряжения) администрации (например, порядка производства сверхурочных работ и привлечения к ним работников; порядка наложения дисциплинарных взысканий, порядка уволь- нения).

Читайте так же:  Обозначение вус в военном билете

Споры о применении установленных условий труда (норм трудового законодательства) носят исковой характер, поскольку это споры о восстановлении нарушенного права или законного интереса, рассматриваемые на основании соответствующего заявления (иска) юрисдикционными органами.

Споры об установлении условий труда — споры неискового характера, так как здесь речь идет не о восстановлении нарушенного права (законного интереса), а об установлении нового права.

4. Право на трудовые споры.

Конституцией РФ (п. 4 ст. 37) закреплено право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

Это право было и ранее. Оно предусмотрено соответствующими законами. Конституция РФ 1993 г. впервые придала ему уровень одного из основных конституционных прав граждан.

Право на трудовые споры реализуется субъектом (индивидуальным или коллективным) в порядке, установленном для их разрешения.

Для разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров установлен различный порядок.

Общее право граждан на защиту своих прав предусмотрено ст. 45 и 46 Конституции РФ.

В соответствии со ст. 45 Конституции в РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46 Конституции каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод.

Трудовое законодательство обеспечивает защиту прав работников и работодателей (их представителей) как с помощью суда, так и особых (досудебных) органов, создаваемых исключительно с целью разрешения трудовых споров.

5. Принципы рассмотрения трудовых споров.

Принципы рассмотрения трудовых споров — это основные положения, лежащие в основе установления и применения процедуры их разрешения.

К ним относятся: — обеспечение защиты трудовых прав работников; — равенство сторон спора перед законом; — участие представителей работников (демократизм) ; — доступность обращения в органы, рассматривающие трудовые споры; — обеспечение законности при разрешении трудовых споров; — обеспечение гласности при разрешении трудовых споров; — обеспечение объективности и полноты исследования материалов и доказательств; — бесплатность; — быстрота рассмотрения; — обеспечение реального исполнения решений по трудовым спорам; — ответственность должностных лиц за неисполнение таких решений.

Перечисленные принципы сформулированы преимущественно на основе анализа законодательства и деятельности юрисдикционных органов .

Принцип обеспечения защиты трудовых прав работников означает право и обязанность уполномоченных на разрешение трудовых споров органов (юрисдикционных органов) на основе закона прекратить нарушение этих прав, восстановить их (например, при отказе администрации выплатить полагающуюся работнику заработную плату — обязать ее это сделать; при незаконном увольнении — восстановить работника на работе).

Принцип равенства сторон перед законом означает, что и работник (работники) и администрация в равной мере обязаны соблюдать трудовое законодательство, подчиняться ему и воле юрисдикционного органа при разрешении трудовых споров. Решение юрисдикционного органа обязательно для сторон спора.

Принцип демократизма (участия представителей работников) при разрешении трудовых споров выражается, во-первых, в том, что органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в организациях (комиссии по трудовым спорам — КТО формируются трудовым коллективом из его состава; во-вторых, в участии профсоюзов как представителей работников на их стороне в процессе разрешения трудовых споров; в-третьих, в органах по рассмотрению коллективных споров (примирительные комиссии, трудовой арбитраж) участвуют представители работников организации (трудового коллектива) или профсоюза; они участвуют также в выборе посредника. В соответствии с ГПК РФ (ст. 42, 44) представители профсоюзов могут выступать в суде в защиту интересов работников. Они могут представлять интересы работников в трудовом арбитраже, а также в органах, 1 Сходные принципы сформулированы В.Н.Толкуновой и К.Н.Гусовым. См.: Толкунова . Гусов . Трудовое право России: Учебное пособие.

Доступность обращения в органы по рассмотрению трудовых споров обеспечивается созданием таких органов непосредственно в организациях (например, КТС, примирительных комиссий), близостью расположения судов к месту работы обращающегося туда работника.

Принцип обеспечения законности при разрешении трудовых споров выражается в использовании юрисдикционными органами законов, иных нормативных правовых актов и вынесении только на их основе решений по спорам. Руководствоваться соображениями целесообразности (нецелесообразности), иными соображениями и мотивами, кроме нормативной правовой основы, юрисдикционные органы не вправе.

Принцип обеспечения гласности означает открытость заседаний всех рассматривающих трудовые споры органов, возможность присутствия на них всех желающих.

Так называемые «закрытые» заседания возможны, только если при разрешении трудового спора встает вопрос о сохранении государственной или коммерческой тайны.

Принцип обеспечения объективности и полноты исследуемых материалов и доказательств требует от юрисдикционных органов рассматривать дело исключительно на основе всестороннего рассмотрения и в полном объеме всех имеющихся материалов и доказательств, соотносить их только с законодательством, не допускать субъективного подхода к делу и его сторонам.

Принцип бесплатности прямо закреплен в законе. При подаче заявлений в органы, рассматривающие трудовые споры непосредственно в организациях, в другие органы по индивидуальным и коллективным трудовым спорам закон не предусматривает какой-либо оплаты их услуг. При обращении с исковым заявлением в суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, работники освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства (ст. 212 КЗоТ). Члены профсоюза не платят за услуги, оказываемые профсоюзами (службами правовой защиты, профсоюзными юридическими консультациями и др.) при защите их трудовых прав и интересов в процессе разрешения трудовых споров. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут получить от них помощь на условиях, определяемых по договоренности (как правило, такие услуги носят платный характер) .

Принцип быстроты рассмотрения требует от органов, разрешающих трудовые споры, соблюдения тех сжатых сроков, которые предусмотрены законодательством для совершения всех действий, связанных с рассмотрением таких дел (как правило, трудовой спор должен быть рассмотрен в течение 10 дней). Законом установлены и сроки обращения (подачи заявления) в юрисдикционные органы.

Пропуск сроков подачи заявлений по трудовым спорам не лишает работников права искать защиты в юрисдикционных органах. Они могут быть восстановлены этими органами (см. ст. 205 и 211 КЗоТ).

Читайте так же:  Увольнение работника пошагово

Источник: http://lawbook.online/page/trudpravo/ist/ist-3—idz-ax314—nf-155.html

Принципы рассмотрения трудовых споров

Принципы трудового права (или его институтов) — это закрепленные в законодательстве основополагающие начала (идеи), выражающие сущность норм трудового права и главные направления политики государства в области правового регулирования отношений, связанных с функционированием рынка труда, применением и организацией наемного труда. Можно сформулировать ряд принципов и для такого института трудового права, как трудовые споры. К ним относятся:

§ обеспечение защиты трудовых прав работников;

§ равенство сторон спора перед законом;

§ участие представителей работников (демократизм);

§ доступность обращения в органы, рассматривающие трудовые споры;

§ обеспечение законности при разрешении трудовых споров;

§ обеспечение объективности и полноты исследования материалов и доказательств;

§ обеспечение реального исполнения решений по трудовым спорам;

§ ответственность должностных лиц за неисполнение таких решений.

Используя в качестве основы законодательство Российской Федерации, попытаюсь подробнее описать каждый из перечисленных выше принципов:

Принцип обеспечения защиты трудовых прав работников означает право и обязанность юрисдикционных (уполномоченных на разрешение трудовых споров) органов на основе закона прекратить нарушение этих прав, восстановить их. (Например, при отказе администрации выплатить полагающуюся работнику заработную плату — обязать ее это сделать; при незаконном увольнении — восстановить работника на работе). Касательно темы настоящей работы этот принцип будет звучать как “обеспечение судебной защиты трудовых прав работников”. Право на судебную защиту не подлежит никаким ограничениям. Поэтому нормы трудового и гражданско-процессуального законодательства, допускающие исключение некоторых категорий дел о защите права на труд и других социальных прав из подведомственности суда, не применяются в настоящее время. Закрепленное в Конституции Российской Федерации положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции Российской Федерации означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных дел должны руководствоваться Конституцией Российской Федерации, если нормы отраслевого законодательства содержат изъятия из этого принципа.

Принцип равенства сторон перед законом означает, что и работник (работники) и администрация в равной мере обязаны соблюдать трудовое законодательство, подчиняться ему и воле юрисдикционного органа при разрешении трудовых споров. Решение юрисдикционного органа обязательно для сторон спора.удовойпор работа индивидуальный

Принцип демократизма (участия представителей работников) при разрешении трудовых споров выражается, во-первых, в том, что органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров в организациях (комиссии по трудовым спорам — КТС) формируются трудовым коллективом из его состава; во-вторых, в участии профсоюзов как представителей работников на их стороне в процессе разрешения трудовых споров; в-третьих, в органах по рассмотрению коллективных споров (примирительные комиссии, трудовой арбитраж) участвуют представители работников организации (трудового коллектива) или профсоюза. В соответствии с ГПК РФ РФ представители профсоюзов могут выступать свидетелями в защиту интересов работников. Они могут представлять интересы работников в трудовом арбитраже, а также в органах, вышестоящих по отношению к организации, с которой работник состоит или состоял в трудовых отношениях.

Доступность обращения в органы по рассмотрению трудовых споров обеспечивается созданием таких органов непосредственно в организациях (например, КТС, примирительных комиссией), близостью расположения судов к месту работы обращающегося туда работника.

Принцип обеспечения законности при разрешении трудовых споров выражается в использовании юрисдикционными органами законов, иных нормативных правовых актов и вынесении только на их основе решений по спорам. Руководствоваться соображениями целесообразности (нецелесообразности), иными соображениями и мотивами, кроме нормативной правовой основы, юрисдикционные органы не вправе.

Принцип обеспечения гласности означает открытость заседаний всех рассматривающих трудовые споры органов, возможность присутствия на них всех желающих. Так называемые «закрытые» заседания возможны только, если при разрешении трудового спора встает вопрос о сохранении государственной или коммерческой тайны.

Принцип обеспечения объективности и полноты исследуемых материалов и доказательств требует от юрисдикционных органов рассматривать дело исключительно на основе всестороннего рассмотрения и в полном объеме всех имеющихся материалов и доказательств, соотносить их только с законодательством, не допускать субъективного подхода к делу и его сторонам.

Принцип бесплатности прямо закреплен в законе. При подаче заявлений в органы, рассматривающие трудовые споры непосредственно в организациях, в другие органы по индивидуальным и коллективным трудовым спорам закон не предусматривает какой-либо оплаты их услуг. При обращении с исковым заявлением в суд по требованиям, вытекающим из трудовых правоотношений, работники освобождаются от уплаты судебных расходов в доход государства. Члены профсоюза не платят за услуги, оказываемые профсоюзами (службами правовой защиты, профсоюзными юридическими консультациями и др.) при защите их трудовых прав и интересов в процессе разрешения трудовых споров. Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут получить от них помощь на условиях, определяемых по договоренности (как правило, такие услуги носят платный характер).

Принцип быстроты рассмотрения требует от органов, разрешающих трудовые споры, соблюдения тех сжатых сроков, которые предусмотрены законодательством для совершения всех действий, связанных с рассмотрением таких дел (как правило, трудовой спор должен быть рассмотрен в течение 10 дней). Законом установлены и сроки обращения (подачи заявления) в юрисдикционные органы. Пропуск сроков подачи заявлений по трудовым спорам не лишает работников права искать защиты в юрисдикционных органах. Они могут быть восстановлены этими органами.

Принцип обеспечения реального исполнения решений по трудовым спорам реализуется с помощью закрепленного в законе специального механизма принудительного воздействия на администрацию, если она добровольно не выполняет решение по трудовому спору, а также привлечения виновных в том руководителей, должностных лиц к ответственности. Принудительное исполнение решений юрисдикционных органов обеспечивается выдачей ими особых удостоверений и приведением их в исполнение с помощью судебных исполнителей.

Ответственность должностных лиц за неисполнение решений органов, рассматривающих трудовые споры, как принцип рассмотрения трудовых споров проявляется в возможности привлечения виновных должностных лиц

Читайте так же:  Минимальные алименты в россии

к различным видам юридической ответственности (дисциплинарной, материальной, административной).

Необходимо отметить и тот факт, что при рассмотрении любого трудового спора важно придерживать всех принципов. Тем самым обеспечивается наиболее полное обеспечение законности и равенства работников и работодателей перед лицом закона.

Источник: http://megaobuchalka.ru/9/28891.html

Принципы разрешения трудовых споров.

Принципы порядка рассмотрения трудовых споров – это основные положения, отражающие суть норм данного института трудового права, существенные характерные черты этого порядка и направленность развития системы норм, регулирующих этот прядок.

В нашей стране порядок рассмотрения трудовых споров демократичен, прост, гласен, удобен и доступен для каждого работника. Он позволяет полно, быстро, бесплатно разрешить до конца любой возникший трудовой спор и восстановить нарушенные трудовые права, законные интересы работников.

Принципами порядка рассмотрения трудовых споров являются следующие:

1. демократизм, т.е. участие широких масс работников в разрешении споров.

2.бесплатность, доступность и удобство обращения в юрисдикционные органы с трудовым спором.

3.законность, гласность, объективность и полнота исследования доказательств по трудовым спорам.

4. быстрота разрешения трудового спора.

5.обеспечение реального исполнения решения по трудовому спору, восстановления нарушенных трудовых прав.

Рассмотрим подробнее каждую из этих характерных черт.

1.Демократизм, участие работников через КТС, профсоюзы, своих представителей в разрешении споров. Данный демократический принцип проявляется в активном участии работников как в создании юрисдикционных органов по разрешению трудовых споров, так и участии через своих представителей в этих органах, в применении норм трудового права при разрешении споров. Так в КТС трудовые споры решают избранные и назначенные члены трудового коллектива. Коллективные трудовые споры рассматриваются в примирительной комиссии с участием представителей трудового коллектива или профсоюза. В суде работники участвуют в рассмотрении споров о восстановлении на работе и через своих представителей.

2.Бесплатность доступность и удобство обращения работников в юрисдикционный орган с трудовым спором. Работники для разрешения трудовых споров не теряют много времени не несут никаких материальных затрат. Спор может быть решен КТС на том же предприятии, где работает работник, и в нерабочее для него время. Примирительная комиссия находится непосредственно на производстве и состоит из работников данного производства. Поэтому все эти органы доступны для работников в них удобно обратиться. Они хорошо знают обстановку данного производства, условия спора и могут правильно его решить. Суд, рассматривающий трудовой спор, находится в том же районе, где работает работник.

При предъявлении иска по трудовому спору истцы работники во всех юрисдикционных органах освобождены от государственных пошлин.

Все это создает удобство и доступность защиты трудовых прав.

3.Гласность, объективность и полнота исследования доказательств по трудовому спору, а следовательно законность его разрешения. Заседания КТС и суда по трудовым спорам проводятся открыто, публично. В КТС и суде спорящая сторона может заявить в начале заседания мотивированный отвод любому из их членов.

Все органы, рассматривающие трудовые споры, обязаны решать спор в соответствии с законом, объективно и полно исследовать материалы по делу, запрашивать при необходимости дополнительные доказательства, вызывать свидетелей, а если надо, то приглашать и экспертов. Гласность, демократия и законность – эти понятия взаимосвязаны в порядке рассмотрения трудовых споров.

Но, как показывает судебная практика, многие решения судов по трудовым спорам отменяются вышестоящим судом из-за неполноты исследования материалов по делу (неистребования судом важных документов по делу, невыяснения значимых обстоятельств по делу или неправильное применение норм права). А это значительно затягивает разрешение спора и восстановление нарушенного трудового права, чем нарушается принцип быстроты разрешения спора.

4.Быстрота разрешения трудовых споров. Она обеспечивается более краткими процессуальными и исковыми сроками.

Процессуальным сроком называется установленный законом отрезок времени для совершения процессуальных действий по начатому процессу.

5.Принцип обеспечения реального восстановления нарушенных прав выражается в том, что если администрация добровольно не выполняет решение органа рассмотревшего индивидуальный трудовой спор о применении установленных законом условий труда, то это решение исполняется в принудительном порядке через судебного пристава – исполнителя.

Вопрос о подведомственности трудовых споров – это определенные формы защиты данного трудового права или интереса.

Правильное и быстрое разрешение трудовых споров способствует охране трудовых прав граждан и их трудовых коллективов, восстановлению нарушенных прав и укреплению законности, правопорядка в области труда. НА это направлено и верное определение подведомственности трудовых споров, которую надо обязательно проверить при принятии заявления по спору.

Подведомственность трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры — это два тесно связанных понятия, но не идентичные и не равнозначные.

Компетенция органа – это правовая сфера деятельности, определяемая различными его функциями в области трудовых споров. В компетенцию включается как правомочие по принятию спора к рассмотрению, так и правомочие рассматривать споры с соблюдением определенного процессуального порядка и выносить решение по спорам. Компетенция характеризуется комплексом трех ее элементов: правами, обязанностями, ответственностью. Подведомственность же споров затрагивает лишь первое из указанных правомочий органа, т.е. правомочие принять спор к рассмотрению, и именно подведомственный данному органу спор. Подведомственность спора определяется законом.

Подведомственность – это определение по свойствам и содержанию трудового спора, в каком органе первоначально должен решаться данный спор.

Поэтому, определяя подведомственность каждого конкретного индивидуального трудового спора, надо сначала выяснить, какого вида спор, т.е. индивидуальный или коллективный, а если индивидуальный, то определить его характер: о применении трудового законодательства или об установлении новых условий труда, и далее установить, из какого правоотношения он вытекает. Если индивидуальный спор об установлении условий труда, то он теперь также подведомствен КТС и суду. Споры из правоотношений, тесно связанных с трудовым правоотношением, КТС не подведомственны.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://megalektsii.ru/s36299t8.html

Не относится к принципам разрешения трудовых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here