Обязательным этапом рассмотрения коллективного трудового спора является

Схема. Трудовой кодекс. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

Схема. Трудовой кодекс. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

Разработчик — ООО «КОНСЭКО Пресс»

Компания «КОНСЭКО Пресс» с 1990 года ведет консультационную деятельность и издает пособия по российскому хозяйственному законодательству. «КОНСЭКО Пресс» активно работает с российскими и зарубежными компаниями, федеральными органами власти, с 1995 года является ведущим исполнителем нескольких проектов в области правового образования, реализуемых в рамках межправительственных соглашений и международных программ технической помощи.

Другое направление работы компании — разработка учебных и справочных материалов для предпринимателей, высших учебных заведений юридического и экономического профиля.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/5521325/

Конспекты юриста

Понятие, признаки и этапы коллективного трудового спора

Коллективный трудовой спор — правоотношение в рамках социального сотрудничества, которое возникает между сторонами и работодателями и связана с установлением или изменением правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ним отношений.

Специфические признаки коллективного спора

1. Стороны ? всегда стороной остаются работники в целом, а не представители, и работодатели.

2. Предметом выступают отношения, которые подпадают под действие норм трудового права, по которым стороны хотят установить или изменить регулирование, это экономические условия. Вопросы правоприменения или реализации права никогда не могут быть предметом трудового спора. В этом отличие от индивидуального спора.

3. Содержание ? разногласия по предмету спора.


4. Юридический факт:

  • — день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей);
  • — несообщение работодателем (его представителем) своего решения в течение 2 дней , либо 3 недель в зависимости от уровня социального партнерства;
  • — подписание протокола разногласий при заключении коллективного договора или соглашения;
  • — отказ от учета мнения выборного представительного органа при принятии локального нормативно-правового акта с момента подписания протокола разногласий.

Этапы коллективного трудового спора

1. Рассмотрение спора примирительной комиссией (обязательный этап). Примирительная комиссия – это не орган в собственном смысле. Это правовое средство, при помощи которого стороны самостоятельно пытаются разрешить возникшие разногласия. Как только выясняются момент возникновения спора, то заинтересованные лица могут инициировать создание примирительной комиссии. Важно, чтобы требование было оформлено и направлено другой стороне. Такая комиссия создается на паритетных началах. Работники сами выбирают своих представителей и приказом назначаются представители работодателя. В рамках примирительной комиссии стороны должны решить спор. Рассмотрение происходит в течение 3 (локальный уровень) и 5 (иной уровень: федеральный, межрегиональный, региональный, отраслевой, территориальный) дней. Есть 2 варианта:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

  • — стороны подписали соглашение;
  • — часть или все требования не согласованы — подписывается протокол разногласий.

Если сторона уклоняется (административная ответственность), то спор сразу же должен быть переведен на 3 этап – в трудовой арбитраж.

2. Рассмотрение спора с участием посредника (факультативный этап). Посредник – всегда третье лицо, которое:

  • — имеет опыт рассмотрения коллективных трудовых споров (наличие высшего экономического или юридического, социологического образования);
  • — незаинтересованность в исходе спора.

Он может быть выбран самими сторонами, либо когда стороны не договорились относительно посредника, то тогда кандидатуру посредника предлагает РосТрудИнспекция. Но она не во всех субъектах есть, она создается в федеральных округах. Данный орган и ведет базу посредников. Также существуют органы субъектов, если они созданы. Эти функции обычно выполняют министерства, департаменты, управления. Эти органы ведут уведомительную регистрацию споров.

В результате стороны:

  • — подписывают соглашение;
  • — все оканчивается протоколом разногласий (тогда 3 этап).

3. Рассмотрение спора в трудовом арбитраже. Существует «временный» и «постоянный» арбитраж – образуются в рамках коллективных соглашения или постояннодействующей коллективной комиссии.

Трудовой арбитраж – орган, который создается для содействия к примирительному решению коллективного трудового спора. Речь идет не о третейском разбирательстве (имеет место при индивидуальных спорах), а о разрешении спора в порядке примирительных процедур. Задача его в том, чтобы содействовать решению спора (а третейский суд – обязательно к применению). Это орган, который состоит из трудовых арбитров, которых может быть несколько (коллегиально) либо один (единолично). В отношении этих арбитров стороны могут также высказаться (определить – подходит или нет). Если стороны не находят компромисса, то им предлагают Роструд. Трудовые арбитры – третьи лица, не заинтересованные в исходе спора, и имеющие опыт в решении таких споров. Если стороны пришли к соглашению относительно того, что такой арбитраж должен рассмотреть спор, то решается в арбитраже, иначе возможен 4 этап. В случае, если для сторон рассмотрение спора в трудовом арбитраже обязательно, то все функции по формированию арбитража, его регламента берет на себя Роструд, т.е. стороны оказываются ни при чем (это один лишь случай – когда проведение забастовки запрещено – при этом решение органа должно быть обязательным для сторон (но это противоречит природе этого органа).

В течение установленного срока арбитраж должен рассмотреть спор по существу и принять решение, которое применяется к сторонам и с этого момента оно должно быть исполнено.

4. Объявление о проведении забастовки. Если в трудовом арбитраже спор не разрешен, т.е. стороны не пришли к соглашению, то работники имеют право приступить к организации забастовки, но только в случае, если она не запрещена законом. Если запрещена – то решение принимается службой по разрешению коллективных трудовых споров.

Какие забастовки запрещены:

  • — когда это предусмотрено в специальном административным законодательством и может повлечь негативные последствия для обороноспособности государства (в период военного времени и прочее)
  • — когда в силу закона в определенных сферах в экономике не допускает проведение забастовки (энергоснабжение, теплоснабжение, скорая помощь, водоснабжение и прочее)
  • — забастовка, которая объявлена или проведена с нарушением процедур, установленных трудовым кодексом.
Читайте так же:  Основания увольнения работника по инициативе администрации

Забастовка – временный добровольный отказ от работы работников в целях разрешения коллективного трудового спора. Такое определение исключает возможность забастовки одним работником.

Объявлению забастовки предшествует несколько обязательных процедур. Прежде всего это порядок ее объявления (включает несколько стадий).

Объявление забастовки начинается с общего собрания или конференции. Правомочным будет считаться собрание с половиной работников и 2/3 делегатов. В рамках этого собрания ставится вопрос о начале процедуры объявления забастовки:

  • — определяется орган, управляющего забастовкой (как правило, это профком)
  • — определение даты и срока (примерного срока)
  • — предложение по минимуму необходимых работ (всегда возникает проблема при его определении), обычно такой минимум определяется соглашения после направления обращения о забастовке, но существуют специальные акты уполномоченных федеральных органов, где закрепляется для отдельных отраслей такой минимум; tсли это частная сфера – таких органов нет, они сами определяют;
  • — конкретные требования, которые должны быть удовлетворены работодателем.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров (Федеральная служба по труду и занятости России):

  • — производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров содействует урегулированию указанных коллективных трудовых споров;
  • — ведет базу данных по учету трудовых арбитров;
  • — организует подготовку трудовых арбитров.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

  • — производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;
  • — содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Источник: http://www.law-student.ru/798-ponyatie-priznaki-i-etapy-kollektivnogo-trudovogo-spora.html

Этапы рассмотрения коллективного спора

Выделяют четыре этапа рассмотрения коллективного спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией. Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании комиссии оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.

Стороны коллективного трудового спора не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

Работодатель создает необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа (распоряжения) о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон, что оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора продолжают примирительные процедуры с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием
посредника. После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к созданию трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.

Посредник имеет право запрашивать у сторон коллективного трудового спора и получать от них необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрении) коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и указанной Службы.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; разрабатывает рекомендации по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работники или их представители вправе приступить к организации забастовки.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и
принимать в ней участие.

Вопросы и задания самоконтроля:

1. Раскройте особенности предмета и метода правового регулирования Трудового права.

2. Перечислите источники Трудового права, рассмотрите их виды.

3. Охарактеризуйте правовой статус сторон трудового договора.

4. Раскройте понятие коллективного договора и соглашения, проанализируйте разницу между ними.

5. Дайте определение трудового договора, раскройте его содержание.

6. Определите порядок заключения трудового договора.

7. Рассмотрите, какие гарантии устанавливает закон при приеме граждан на работу.

8. Чем отличается перевод на другую работу от перемещения?

9. Рассмотрите виды переводов на другую работу.

10. Рассмотрите основания расторжения трудового договор: а) по общим основаниям; б) по инициативе работника; в) по инициативе работодателя; г) по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Читайте так же:  Учет зарплатными картами

11. В каких случаях работнику при увольнении выплачивается выходное пособие? Перечислите их. Определите размер выходного пособия.

12. Дайте определение рабочего времени, рассмотрите его виды. Проанализируйте разницу между неполным и сокращенным днем рабочем временем.

13. Дайте определение времени отдыха, рассмотрите его виды. Охарактеризуйте такой вид отдыха, как ежегодный оплачиваемый отпуск.

14. Определите порядок применения дисциплинарного взыскания.

15. Проанализируйте разницу между дисциплинарной и материальной ответственностью

16. Перечислите случаи материальной ответственности работодателя и работника.

17. Проанализируйте разницу между материальной ответственностью работодателя и работника.

18. Дайте определение трудового спора, рассмотрите виды трудовых споров и порядок их рассмотрения.

ГЛАВА 6. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

Административное право – отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления. Название данной отрасли права в разных исторических и политических условиях неоднократно менялось. Например, в Германии в XIX веке Административное право называли «полицейским правом», а в Англии «правом внутреннего управления». В России Административное право первоначально именовалось «Правом законов государственного благоустройства и благочиния».

Административное право наряду с конституционным и гражданским правом является одной из профилирующих отраслей российской правовой системы. Это объясняется тем. Что административное право – это именно та отрасль права, которая регулирует общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти (иногда ее называют административной властью), которая представляет собой одну из ветвей единой государственной власти Российской Федерации. Основным источником административного права является Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ).

Мы регулярно вступаем в административные правоотношения в таких сферах как: дорожное движение; общественный правопорядок; охрана природы, памятников и истории и культуры; взаимоотношения с работниками милиции и др.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9606 — | 7389 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/7_47352_etapi-rassmotreniya-kollektivnogo-spora.html

Рассмотрение коллективных трудовых споров

«Кадровик. Кадровое делопроизводство», 2008, N 7

Рассмотрение коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор — с момента возникновения до своего завершения — сопровождается оформлением ряда документов. Процедуры здесь довольно сложные, включающие в себя несколько этапов, поэтому грамотное документоведение имеет большое значение. Предлагаемые ниже рекомендации должны помочь заинтересованным сторонам.

Требования выдвигаются и. отклоняются

Днем начала коллективного трудового спора согласно Трудовому кодексу считается день сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей) или несообщение им своего решения.

Порядок выдвижения требований регламентируется ст. 399 ТК РФ.

Порядок выдвижения требований

│ Выдвижение требований работниками или представительным органом. Созыв │

│ Формулирование и утверждение требований на собрании (конференции). │

│ Полномочность собрания (конференции) │

│ Вручение требований работодателю (на рассмотрение до 3-х рабочих дней) │

│ Работодатель │ │ Работодатель │ │ Работодатель │

│удовлетворил требования│ │ не сообщил решения │ │ отклонил требования │

│ Коллективный трудовой спор │

Правом выдвижения требований обладают работники и (или) их представители, уполномоченные на представительство. Например, требования могут быть выдвинуты на заседании профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации, что оформляется соответствующим протоколом. Требования работников организации, филиала, представительства могут выдвигаться и на собрании (конференции) работников большинством голосов. Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

Выдвинутые и утвержденные на соответствующем собрании (конференции) работников требования в письменной форме направляются работодателю. Дата вручения требований работодателю должна быть зафиксирована в журнале исходящей корреспонденции либо в форме подписи работодателя или его уполномоченного представителя на втором экземпляре, остающемся у представителя работников. Копия требований может быть направлена в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по урегулированию коллективных трудовых споров.

К документам о выдвижении работниками требований прилагаются документы и материалы по существу спора (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т.д.).

Работодатель обязан принять, рассмотреть требования работников и о своем решении сообщить в письменной форме представительному органу работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения) в течение трех рабочих дней со дня получения требований (для представителей работодателей на отраслевом, территориальном, региональном, федеральном уровнях срок рассмотрения требований профсоюзов (их объединений) — один месяц).

Если работодатель отклонил все или часть требований работников, одновременно с письменным уведомлением об этом он направляет предложение об образовании примирительной комиссии.

Если же работодатель в установленный законом срок не сообщил своего решения, в этом случае представителю работников необходимо направить предложение об образовании примирительной комиссии, ее количественном и персональном составе со стороны работников.

Примирительная комиссия — обязательный этап

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом примирительных процедур. И обязательное требование к составу примирительной комиссии с каждой стороны — полномочность представительства.

Словарь кадрового делопроизводства. Примирительные процедуры — рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (ч. 2 ст. 398 ТК РФ).

Постановлением Минтруда России от 14.08.2002 N 57 утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией.

Примирительная комиссия создается сторонами коллективного трудового спора в срок до трех рабочих дней с момента начала спора и оформляется письменно приказом работодателя и решением представительного органа работников. Возможно принятие совместного документа о создании примирительной комиссии, количестве ее членов и конкретных представителей. В зависимости от масштаба коллективного трудового спора и сложности выдвигаемых требований в состав примирительной комиссии могут входить от двух до пяти представителей от каждой стороны.

│Пример оформления решения представительного органа работников: │

│ «[. ] 1. Создать примирительную комиссию по трудовому спору,│

│направив от работников председателя профкома Иванову Е.А., члена профкома│

│ 2. Наделить вышеуказанных лиц правом принимать решение по вопросам,│

│связанным с проведением примирительных процедур для урегулирования│

Читайте так же:  Военная ипотека перепланировка квартиры

│коллективного трудового спора. │

│ 3. Предоставить им право принимать решение о передаче коллективного│

│трудового спора на рассмотрение с участием посредника и/или в трудовом│

│арбитраже, а также принимать решения в письменной форме по существу спора│

│и подписывать их [. ]». │

Срок рассмотрения спора примирительной комиссией — до 5 рабочих дней с момента ее создания. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Данное решение оформляется протоколом.

Решение примирительной комиссии оформляется в виде протокола, где фиксируются конкретные договоренности и указывается, например, что спор считается урегулированным. Протокол для сторон коллективного трудового спора имеет обязательную силу и исполняется в установленном сторонами порядке и сроки.

Если при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией соглашение достигнуто лишь по некоторым вопросам или не достигнуто вовсе, составляется протокол разногласий совместного заседания примирительной комиссии. В протоколе должны быть отражены дальнейшие намерения сторон: например, приглашение посредника и (или) создание трудового арбитража.

Посредник и (или) арбитраж

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора могут пригласить посредника и (или) создать временно действующий орган — трудовой арбитраж. На этой стадии стороны могут обратиться за содействием в учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров». Также при необходимости стороны могут обратиться в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.

Минтрудом России утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника (Постановление от 14.08.2002 N 58) и Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (Постановление от 14.08.2002 N 59).

Посредника стороны могут пригласить в течение трех рабочих дней. Соглашение об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора, порядок рассмотрения спора с участием посредника, обязательность исполнения принятого решения оформляется протоколом заседания сторон.

Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога.

Видео (кликните для воспроизведения).

│ Начальнику В. Исетского │

│ от Карелиной Татьяны Юрьевны│

│ ул. Титова 17б, кв. 10 │

│ Уведомляю Вас о том, что моя дочь Карелина Анна Сергеевна 30.06.1986│

│г. р. в настоящее время с моего согласия проживает по адресу моего│

│бывшего мужа Кузнецова Сергея Владимировича г. Екатеринбург,│

│ул. Заводская, 20 — 93. │

│ Прошу Вас не вмешиваться в эту ситуацию и не травмировать мою│

│несовершеннолетнюю дочь. Со слов моей дочери, она не против проживания со│

│своим родным отцом. │

Если соглашение все-таки не достигнуто или достигнуто лишь по некоторым вопросам, составляется протокол разногласий, в котором отражены намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража).

Трудовой арбитраж — временно действующий орган, который создается не позднее трех рабочих дней решением сторон и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров. Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются совместным решением сторон. Дата подписания сторонами протокола о рассмотрении коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является днем создания трудового арбитража. Создание арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются совместным решением сторон коллективного трудового спора. Срок рассмотрения сора в трудовом арбитраже — до пяти рабочих дней. Порядок рассмотрения спора состоит из нескольких этапов:

— изучение документов и материалов, представленных сторонами;

— заслушивание представителей сторон;

— заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость, разработка решения по существу спора.

Решение трудового арбитража составляется в письменной форме, которое подписывается трудовыми арбитрами и передается сторонам.

Примирительные процедуры при конфликте

│ Стороны создают примирительную комиссию (до 3-х дней) │

│Работа комиссии (до 5 дней)├────┐ │ Уклонение от создания или │

│ Конфликт не урегулирован │ │ │/

│ │ │ Трудовой арбитраж (создание │

│ │Посредник (выбор до 3 дней).│ │ Обязательно для ряда │

│ │ Работа (до 7 дней) │ │ организаций │

│ │ Уклонение от создания или │

│ │ выполнения решений трудового │

│ забастовки (предупреждение │ │ Забастовка (предупреждение │

Источник: http://hr-portal.ru/article/rassmotrenie-kollektivnyh-trudovyh-sporov

Приложение. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

от 14 августа 2002 г. N 59

Рекомендации
об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

ГАРАНТ:

См. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 58

См. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 14 августа 2002 г. N 57

1. Трудовые арбитры в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуются Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, настоящими Рекомендациями.

2. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является одним из этапов примирительных процедур. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган, который создается в случае, если стороны коллективного трудового спора (далее — стороны) заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

3. При рассмотрении коллективного трудового спора трудовой арбитраж создается в случаях:

уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;

недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника в течение трех рабочих дней;

рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством Российской Федерации запрещено или ограничено проведение забастовок;

недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

4. Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров (далее — Служба) в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

Читайте так же:  Взять кредит на год без справок

5. Если работодатель (представитель работодателя) уклоняется от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, представители работников могут обратиться в Службу по вопросам формирования трудового арбитража.

6. Если представители работников уклоняются от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, представитель работодателя может обратиться в Службу по вопросам формирования трудового арбитража.

7. Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных трудовых арбитров ежегодно составляет списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров. Они должны содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров. Списки пересматриваются ежегодно. В них могут быть включены руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п.) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работники Службы, специалисты по труду органов местного самоуправления, представители профсоюзных органов.

В состав трудового арбитража не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в коллективном трудовом споре, подлежащем рассмотрению.

8. Возможная компенсация затрат лицам, привлекаемым к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве трудовых арбитров, может осуществляться по согласованию сторон коллективного трудового спора.

9. Конкретные лица могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году.

Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

10. Решение о создании трудового арбитража, его состав, регламент работы оформляются протоколом совместного заседания представителей сторон и Службы, примерная форма которого предусмотрена приложением N 1 к настоящим Рекомендациям. Протокол подписывается представителями сторон и Службы. Дата его подписания считается днем создания трудового арбитража.

В протоколе следует отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав их непосредственно с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и Службой.

11. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня создания трудового арбитража.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

12. Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и Службой при создании трудового арбитража. Регламентом могут быть установлены: продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из трудовых арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений лиц, представляющих стороны по существу спора; возможность и порядок отвода трудовых арбитров и т.д.

13. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

изучение документов и материалов, представленных сторонами;

заслушивание представителей сторон;

заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;

разработка рекомендаций по существу коллективного трудового спора.

14. Рекомендации трудового арбитража составляются в письменной форме с учетом всех обстоятельств дела в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам.

Рекомендации трудового арбитража оформляются протоколом заседания трудового арбитража, примерная форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящим Рекомендациям. В протоколе, подписываемом членами трудового арбитража, указываются присутствующие на заседании трудовые арбитры, представители сторон спора, перечень мер, необходимых для разрешения коллективного трудового спора.

15. Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделяется соответствующими полномочиями.

Трудовые арбитры имеют право:

запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора;

приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах рассматриваемого коллективного трудового спора;

требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;

предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

информировать в случае необходимости соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

16. Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Памятка лицам, привлекаемым в качестве трудовых арбитров к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудового арбитража, дана в приложении N 3 к настоящим Рекомендациям.

17. Организация подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, проверка их квалификации, выдача документов, удостоверяющих их статус, и утверждение списков трудовых арбитров относится к компетенции Службы.

Источник: http://base.garant.ru/12128171/b89690251be5277812a78962f6302560/

Коллективный трудовой спор: какие органы разрешают эту ситуацию?

В любом трудовом коллективе рано или поздно возникают споры с начальством. Некоторые из них решаются довольно мирно, но иногда необходимо прибегать к более серьезным методам для решения конфликтов. Одним их таких конфликтов является коллективный трудовой спор.

В соответствии со статьей 398 ТК РФ определение указанного конфликта подразумевает, что в подобных случаях имеются разногласия, касающиеся коллективных договоров, их выполнения и внесения корректировок в эти документы, плюс особенности условий труда, их корректировки и определения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Законодательное регулирование

На данный момент разногласия, касающиеся конфликтов руководящего состава и сотрудников внутри компании, решаются в соответствии со следующими государственными правовыми актами и законами:

Ст.407 ТК РФ регулирует работу Федеральной службы по труду и занятости вместе с органами исполнительной власти, непосредственно участвующих при регулировке коллективных трудовых споров.

Ст.418 ТК РФ обеспечивает право коллектива компании на забастовочные движения при выявлении спора.

Ст.29-31 ТК РФ, ч.5 ст.40 ТК РФ определяют составы сторон в случае конфликтов указанного характера.

Ч.1 ст.401 ТК РФ устанавливает схему решения подобных конфликтов, а также время их решения.

Читайте так же:  Приказ о неразглашении коммерческой тайны

Ч.1 ст.406 ТК РФ позволяет продлить время решения конфликта.

Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 года No57, No58, No591. Их желательно использовать в процессе нейтрализации спора. Это рекомендации по проведению процедуры.

Ч.1 ст.403 ТК РФ допускает приглашение стороннего лица для урегулирования конфликта.

Ст.408 ТК РФ обеспечивает контроль выполнения решения ситуации, полученного в результате урегулирования конфликта.

Может ли суд рассматривать спор?

При выявлении спорной ситуации в организации участники конфликта не передают дело в государственные судебные органы.

Для решения конфликта при необходимости создается трудовой арбитражный суд, представляющий собой орган ограниченного непродолжительного действия, созданный специально для устранения имеющегося разногласия.

Он создается представителями обеих сторон конфликта и регулирующим государственным органом — Федеральной службой по труду и занятости. Также в устранении вопроса участвует орган исполнительной власти субъекта РФ.

Какой состав сторон?

В коллективном трудовом споре принимают участие предприниматели и рабочий коллектив компании.

Работодатель обладает возможностью назначить своего официального представителя, а сотрудники выдвигают свое представительство. В роли последних зачастую выступают профсоюзы или учрежденные общим собранием органы.

Работодатель лишен возможности отказываться от организации собраний, мешать в дальнейшем заседаниям комиссий.

При ином стечении обстоятельств формируется трудовой арбитраж, на чьих заседаниях работодатель обязан участвовать для нейтрализации коллективного трудового спора. Плюс он обязан выделить помещения для организации необходимых собраний.

Что понимают под предметом коллективного трудового спора?

В зависимости от причины появления конфликта формируется конкретный состав конфликтующих сторон. В виде предмета подобных разногласий может выступать одно из 3 оснований. Среди них:

    Условия труда.

Сразу стоит отметить, что рабочий коллектив компании не может оспаривать условия труда, зафиксированные федеральными законами и определенные трудовым законодательством.

Спор может возникать только в отношении тех условий труда, которые работодатель официально зафиксировал в документах организации для групп работников или всего коллектива.

К условиям труда, как установленным изначально, так и сменившимся, относится и оплата труда. Конфликт может иметь место как во всей компании, так и в ее частях или филиалах.

Какими законами регулируется заработная плата читайте в нашей статье.

Подобная документация не может приниматься работодателем без согласования с рабочим коллективом.

Коллективный спор может вырасти из спорных положений в соглашениях или коллективных договорах, которые работодатель не хочет обсуждать. Либо если есть нарушение положений, отраженных в соответствующей документации, или если не учитывается мнение того или иного представительного органа трудового коллектива.

По статье 372 ТК РФ, если имеется профсоюзная организация, то новые локальные нормативные акты должны обсуждаться с профсоюзом. Когда руководство меняет внутреннюю документацию компании без согласования с представительством сотрудников, последние имеют право открывать коллективный спор.

Образец коллективного договора скачивайте здесь бесплатно.

Порядок разрешения

Первоначально определяется предмет спора. На специальном собрании коллектив выявляет свои претензии и требования к руководству, которые фиксируются на бумаге.

Желательно также указать правовые нормы, по которым были выявлены нарушения.

После этого члены трудового коллектива идут к руководству компании для передачи составленного документа вместе с предложением какого-либо варианта решения проблемы. При хорошем развитии событий на указанном этапе конфликт имеет шанс разрешиться, и тогда именно коллективного трудового спора не будет.

Когда работодатель по истечении двух дней изучения претензий со стороны сотрудников отказал коллективу или не удостоил работников ответом, именно этот момент считается днем начала трудового спора.

Если консенсуса достигнуть не удалось, то коллектив может пройти через несколько шагов:

    Обязательным этапом рассмотрения коллективного трудового спора является примирительная комиссия.

Она формируется в течение 2-х дней с открытия спора, утверждается распоряжением, приказом или постановлением. Один документ идет от предпринимателя, а другой со стороны работников.

Затем в срок до 3 дней включительно идет рассмотрение вопроса, а на более высоком уровне период увеличивается до 5 дней.

Итоговое решение выносится после достижения соглашения, а не в результате голосования. Комиссия равноправна, следовательно, от каждой стороны присутствует одинаковое количество представителей. Срок на решение конфликта может быть продлен, но только с согласия сторон и с фиксацией данного обстоятельства в протоколе.

Если соглашение оказалось не достигнуто, есть возможность обратиться к третьему лицу, не заинтересованному в удовлетворении пожеланий и требований какого-либо участника.

Тогда коллективу и работодателю потребуется договориться, кто будет выступать в роли посредника. Если требуется, соответствующие органы могут помочь с выбором данного лица.

Когда такое лицо найдено, оно приглашается для помощи в разрешении коллективного трудового спора.

Причем позвать его следует за 3-х рабочих дня, а на заседании первичной процедуры примирения предварительно создать протокол разногласий. Третьему лицу предоставляются соответствующие бумаги, идет организация дополнительных собраний.

Конфликт потребуется решить в течение 7 рабочих дней с даты назначения третьего лица на место посредника.

  • При отрицательном результате снова оформляется протокол разногласий.
  • Если посредник не был найден, либо после его вмешательства в конфликт все равно остались разногласия, организовывается трудовой арбитраж.
  • Это орган временного характера, который формируется для окончательного закрытия коллективного трудового спора с присутствием “парламентеров” сторон конфликта и соответствующей федеральной комиссии.

    Его формирование начинается после составления участниками письменного соглашения, в котором обязуются выполнять решение, принятое трудовым арбитражным судом. На формирование последнего отводится 3 дня с даты создания протокола разногласий.

    Если же работодатель отказывается от арбитражного суда или отказывается выполнять его решения, все работники организовывают забастовку.

    Исключение составляют:

    • ситуация военного положения;
    • представители профессий, от которых зависят жизни и здоровье людей.

    За исполнением решения арбитражного суда следят лица, принимавшие участие в трудовом споре.

    Стоит помнить, что прежде чем устраивать забастовки, сотрудникам необходимо пройти через рассмотренные примирительные процедуры.

    Как разрешить коллективный трудовой спор узнайте из ролика:

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Это быстро и бесплатно !

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://bizakon.ru/yuridicheskie-lica/spory/kollektivnyj-trudovoj-eto.html

    Обязательным этапом рассмотрения коллективного трудового спора является
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here