Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется

Статья 383. Порядок рассмотрения трудовых споров

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к Ст. 383 ТК РФ

1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством РФ, прежде всего ГПК.

2. На правильное и единообразное применение на всей территории РФ всеми судами законодательства РФ при рассмотрении индивидуальных трудовых споров направлено принятие Верховным Судом РФ руководящих разъяснений, среди которых особое место занимает ППВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2.

См. также ППВС РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» (БВС РФ. 1996. N 1).

3. При рассмотрении индивидуальных трудовых споров в суде необходимо иметь в виду и соответствующие решения Конституционного Суда РФ (см., например, комментарий к ст. 374 ТК РФ).

4. В отношении отдельных категорий работников федеральными законами установлены некоторые особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров (см. комментарий к ст. 382 ТК РФ).

Второй комментарий к Статье 383 Трудового кодекса

1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров — это процедура их разбирательства, т.е. последовательные действия юрисдикционных органов, наделенных государством властными полномочиями решать трудовые споры с принятием к рассмотрению подведомственного данному органу спора, подготовка его к рассмотрению, действия в процессе рассмотрения, вынесение решения по спору и если оно не выполняется добровольно, то проведение действий по его принудительному исполнению.

2. Каждый юрисдикционный орган (КТС, суд, вышестоящий орган для споров с альтернативной подведомственностью — см. о ней комментарий к ст. 385 ТК РФ) является самостоятельным органом со своим порядком рассмотрения трудовых споров. Хотя возможность последовательного рассмотрения спора сначала в КТС, затем в суде и называется общим порядком, но порядок у каждого из этих двух органов свой, по-разному законодательно регулируемый.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Порядок рассмотрения трудовых споров в КТС регулируется нормами главы 60 ТК РФ (ст. 383 — 390).

Порядок рассмотрения трудовых споров в суде регулируется ст. 390 — 397 главы 60 ТК РФ и иными федеральными законами, а также гражданским процессуальным законодательством. Под иными федеральными законами имеются в виду законы, которые устанавливают альтернативную подведомственность некоторых трудовых споров, когда работнику предоставлено право обратиться в вышестоящий орган или в суд либо после обращения в вышестоящий орган, и не получив удовлетворяющего его решения, подать иск в суд. Такой спор не подведомствен КТС.

3. Часть 2 ст. 383 ТК РФ предусматривает, что особенности рассмотрения трудовых споров некоторых категорий работников устанавливаются федеральными законами.

Так, особенности порядка разрешения индивидуальных служебных (а по сути — трудовых) споров установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3215).

Исходной базой для него послужила глава 60 ТК РФ. В этом Законе сформулировано понятие индивидуального служебного спора (в основу которого положено понятие индивидуального трудового спора, данное в ст. 381 ТК РФ), определены органы, которым предоставлено право такие споры рассматривать, порядок обращения, рассмотрения, принятия решений по спорам и исполнения решений, принятых специально для этого создаваемыми комиссиями.

Названный Закон признает органами, полномочными рассматривать индивидуальные служебные споры, комиссию государственного органа по служебным спорам и суд (см. гл. 16). Тем самым рассмотрение трудовых (служебных) споров государственных гражданских служащих вышестоящими органами отменено.

Закон РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации» (Ведомости РФ. 1992. N 30. Ст. 1792) установил особенности порядка рассмотрения трудовых споров для судей РФ. Для прокурорских работников эти особенности (с точки зрения подведомственности их трудовых споров) установлены Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472).

4. В соответствии со ст. 6 ТК РФ порядок разрешения индивидуальных трудовых споров (как и коллективных) относится к предмету ведения федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Статья 383 ТК РФ уточняет, что порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется этим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются также только федеральными законами.

Источник: http://sttkrf.ru/383

Нормативные акты, регулирующие порядок рассмотрения трудовых споров

Конституция РФ в ст. 6, 7, 15, 17-19, 32, 37, 45, 46, 48, 128 содержит основы порядка рассмотрения трудовых споров, которые конкретизированы в других законах.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется гл. 60 (ст. 381-397) ТК.

Порядок разрешения коллективных споров регулируется гл. 61 (ст. 398—418) Кодекса и Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров»[1].

Установленный Трудовым кодексом (гл. 60) порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не распространяется на споры о досрочном освобождении от выборной платной должности работников общественных организаций и других объединений граждан по решению их органов, на споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей

прокуратуры и государственных служащих по вопросам перевода, увольнения (в том числе изменения даты и формулировки причин увольнения), оплаты вынужденного прогула при восстановлении на работе и наложения на них дисциплинарных взысканий. Особенности рассмотрения споров этих категорий работников устанавливаются иными законодательными актами, в частности специальными законами. Но государственные служащие могут обратиться за разрешением спора не только в соответствующие государственные организации, но и в суд, так как ст. 9 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» установлена альтернативная подведомственность споров по их выбору.

При рассмотрении трудовых споров суд применяет соответствующие нормы не только трудового, но и гражданского процессуального права (ст. 3-7, 16, 22, 131, 148, 155, 198 и 211 ГПК РФ).

Для применения норм трудового права при разрешении трудовых споров определенное значение имеют соответствующие решения Конституционного Суда РФ, а также обобщения судебной практики по трудовым делам.

Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, являются комиссии по трудовым спорам (КТС) и суды.

Читайте так же:  Как подать о неуплате алиментов

КТС образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя.Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании. Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации (ст. 384 ТК). По решению общего собрания КТС могут быть образованы в отдельных подразделениях организации. Эти КТС избираются трудовыми коллективами структурных подразделений и действуют на тех же основаниях, что и КТС организации.

В зависимости от органа различаются следующие виды разбирательства индивидуальных трудовых споров:

Ø КТС — органом трудового коллектива;

Ø вышестоящими органами для отдельных категорий работников (судьи и др.) и федеральной инспекцией труда.

Каждый из видов разбирательства трудового спора является самостоятельным. Один и тот же спор может пройти последовательно два вида разбирательства: в КТС и суде (если пожелает спорящая сторона, не удовлетворенная решением КТС). Такой последовательный порядок (начиная с КТС как первичного обязательного органа) принято называть общим в отличие от иных случаев, когда спор решается либо непосредственно в суде, либо в вышестоящем органе.

Все органы по рассмотрению трудовых споров наделены государством властными полномочиями. Поэтому их решения обязательны для исполнения и в специальном утверждении не нуждаются, т. е. они окончательны (если не обжалованы).

Согласно Федеральному закону «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» и гл. 61 ТК органами, рассматривающими данные споры, являются: примирительные комиссии, создаваемые для каждого такого спора; посредник; трудовой арбитраж.

Процессуальные и процедурные правоотношения по рассмотрению трудовых споров — это юридическая связь соответствующего юрисдикционного органа с участниками данного спора. Процедурные правоотношения предшествуют, как правило, процессуальным (по приему заявления в юрисдикционный орган, процедурные действия судьи по подготовке судебного заседания по разрешению спора и т. д.). Они возникают при всех видах разбирательства индивидуальных трудовых споров с момента обращения заинтересованной стороны в данный юрисдикционный орган. Основанием их возникновения являются подача заявления, принятие к производству данного дела. Рассмотрение самого спора — это процессуальные отношения.

Процессуальное правоотношение возникает между данным органом, с одной стороны, и участником спора — с другой. Каждое лицо, участвующее в деле по рассмотрению спора (спорящие стороны или их представители, свидетели, эксперты), находится в процессуальном правоотношении только с органом, рассматривающим данный спор, т. е. это лицо обладает процессуальными правами и несет процессуальные обязанности только по отношению к данному юрисдикционному органу. Для разных органов, которые рассматривают спор, характер процессуального правоотношения зависит от того, каким законом регулируется процесс рассмотрения.

При различных видах разбирательства трудовых споров возникают три вида процессуальных правоотношений: трудовые процессуальные, гражданско-процессуальные и административно-процессуальные. Каждый определяется по тому юрисдикциоиному органу, который рассматривает трудовой спор. И один спор может быть связан с двумя видами процессуальных правоотношений при последовательном его рассмотрении в КТС, когда возникают трудовые процессуальные правоотношения, а при перенесении спора в суд — гражданские процессуальные правоотношения.

Трудовые процессуальные правоотношения — это урегулированные нормами трудового права отношения по рассмотрению трудовых споров в КТС, примирительной комиссией, с участием посредника, в трудовом арбитраже, т. е. это юридическая связь юрисдикционного органа со спорящими сторонами и другими участниками спора, урегулированная нормами трудового права.

Содержанием процессуальных правоотношенийявляется юридическая связь данного юрисдикционного органа с участниками спора, в которой субъекты правоотношения обладают определенными взаимными процессуальными правами и обязанностями. В реализации этих прав и обязанностей проходит и весь процесс рассмотрения трудового спора, когда юрисдикционный орган применяет при решении спора по существу нормы материального трудового права, осуществляя свои властные полномочия по вынесению решения по спору; после этого данные процессуальные правоотношения прекращаются. Но затем могут возникнуть другие правоотношения тоже процессуального характера — по принудительному исполнительному производству решений по индивидуальному спору, если они не выполнены добровольно. По своему характеру все они являются охранительными правоотношениями, а не регулятивными.

Но спор в этих всех процессуальных отношениях разрешается на основе норм материального трудового права.

Все виды разбирательства трудовых споров — это процесс, т. е. особая форма применения норм трудового права уполномоченным на то юрисдикционным органом при рассмотрении им трудовых споров, когда он может к обязанному спорящему субъекту, виновному в нарушении законодательства, применить и принудительную силу государства для выполнения этой обязанности. Таким образом, юрисдикционный орган в процессе рассмотрения спора, имея юридическую связь с его участниками через процессуальные правоотношения, устанавливает трудовое правонарушение и выносит по уполномочию государства властные акты (решения, постановления, соглашения) индивидуального или коллективного значения. Каждый из трех видов процессуальных правоотношений по рассмотрению трудовых споров (трудовое, гражданское и административное) определяется по тому юрисдикционному органу, который рассматривает спор.

Таким образом, вид процессуальных правоотношений зависит от органа, рассматривающего трудовой спор, а не от спора.1

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/9_216901_normativnie-akti-reguliruyushchie-poryadok-rassmotreniya-trudovih-sporov.html

Статья ТКРФ 383. Порядок рассмотрения трудовых споров

Комментарий к статье 383

1. Основными нормативными актами, регулирующими порядок рассмотрения трудовых споров, являются федеральные законы.

2. В первую очередь это Конституция РФ, закрепляющая основные права в сфере труда и среди них право граждан на защиту своих прав (в том числе право на судебную защиту).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» было отмечено, что закрепленное в Конституции РФ положение о высшей юридической силе и прямом действии Конституции означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

3. К числу важнейших нормативных актов, регулирующих рассмотрение трудовых споров, относится ТК, в который включен специальный раздел, посвященный защите трудовых прав и свобод, рассмотрению и разрешению трудовых споров.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в комиссии по трудовым спорам (КТС) определен ст. ст. 384 — 389 ТК.

4. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах регулируется также процессуальным законодательством — Гражданским процессуальным кодексом РФ (ГПК).

5. Для отдельных категорий работников федеральными законами устанавливаются особенности рассмотрения их индивидуальных трудовых споров. Например, споры государственных служащих, судей, работников прокуратуры рассматриваются соответствующими органами государственной власти и управления. Однако статус этих работников не является препятствием для судебного разрешения любого спора, связанного с применением труда.

6. Особый порядок предусмотрен для рассмотрения коллективных трудовых споров (гл. 61 ТК).

7. Важное значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют постановления Пленума Верховного Суда РФ. В первую очередь, это Постановление Пленума от 17 марта 2004 г. N 2 (в ред. от 28 декабря 2006 г.), а также соответствующие постановления, касающиеся вопросов применения законодательства о материальной ответственности, о компенсации морального вреда.

Читайте так же:  Заявление на увольнение с 1 января

При разрешении трудовых споров судам необходимо учитывать разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в Постановлении от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

Комментарии к Трудовому кодексу Российской Федерации

Источник: http://hr-portal.ru/article/statya-tkrf-383-poryadok-rassmotreniya-trudovyh-sporov

Статья 383 ТК РФ. Порядок рассмотрения трудовых споров

Ст 383 ТК РФ с комментариями и изменениями 2018-2019 года.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется настоящим Кодексом и иными федеральными законами, а порядок рассмотрения дел по трудовым спорам в судах определяется, кроме того, гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.

Особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров отдельных категорий работников устанавливаются настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Комментарий к статье 383 ТК РФ:

1. Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС регулируется ст. ст. 385, 387 — 389 ТК.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде определяется ст. ст. 391 — 397 ТК.

2. О разрешении индивидуальных трудовых споров работников, работающих у работодателей — физических лиц, см. коммент. к ст. 308 ТК, о рассмотрении индивидуальных трудовых споров работников религиозных организаций — коммент. к ст. 348 ТК.

3. Согласно п. п. 8, 9 ст. 5 Закона о статусе судей решение квалификационной коллегии судей о рекомендации кандидатом на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке, если коллегией нарушен установленный названным Законом порядок отбора претендентов на должность судьи. Решение квалификационной коллегии судей об отказе в рекомендации на должность судьи может быть обжаловано в судебном порядке как в связи с нарушением установленного порядка отбора претендентов на должность судьи, так и по существу решения. В случае несогласия председателя соответствующего суда с решением квалификационной коллегии судей о рекомендации гражданина на должность судьи он возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей. Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей 2/3 голосов членов коллегии подтверждает первоначальное решение, то председатель суда обязан внести представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи в течение 10 дней со дня получения указанного решения.

4. Порядок рассмотрения трудовых споров в суде определяется нормами ГПК. Ряд норм ГПК ориентирован исключительно на рассмотрение трудовых споров. Так, ч. 3 ст. 45 ГПК закрепляет, что прокурор вступает в процесс и дает заключение по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью. Неявка прокурора, извещенного о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела.

Приказом Генпрокуратуры от 2 декабря 2003 г. N 51 «Об обеспечении участия прокуроров в гражданском судопроизводстве» установлено считать обязательным участие прокурора в первую очередь в рассмотрении дел: о восстановлении на работе в связи с прекращением трудового договора; о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина при исполнении трудовых и служебных обязанностей, а также в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В иных случаях вступать в процесс и давать заключения по делам о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, если истец или ответчик по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы либо спор приобрел особое общественное значение в субъекте РФ или муниципальном образовании (Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры России. Тула: Издательский дом «Автограф», 2004. Т. 1).

Статья 122 ГПК устанавливает, что судебный приказ выдается, если заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы. Согласно ч. 2 ст. 154 ГПК дела о восстановлении на работе рассматриваются и разрешаются судом до истечения месяца со дня поступления заявления. На основании ст. 211 ГПК немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о выплате работнику заработной платы в течение 3 месяцев; о восстановлении на работе и др.

5. Большое значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума Верховного Суда РФ. К ним относятся:

  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. N 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» (Сборник постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации. 1961 — 1996. М., 1997);
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20 ноября 2003 г. N 17 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел по трудовым спорам с участием акционерных обществ, иных хозяйственных товариществ и обществ» (БВС РФ. 2004. N 1);
  • Постановление Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2; Постановление Пленума ВС РФ от 16 ноября 2006 г. N 52.
Видео (кликните для воспроизведения).

Согласно п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» (БВС РФ. 2008. N 9), если дело возбуждено по заявлению несовершеннолетнего лица в возрасте от 14 до 18 лет, в случаях, предусмотренных федеральным законом, по делам, возникающим из трудовых правоотношений, судье следует обсудить вопрос о необходимости привлечения к участию в деле законных представителей несовершеннолетнего: родителей, усыновителей, попечителей (ч. 4 ст. 37 ГПК).

6. При рассмотрении трудовых дел суд учитывает, что в силу ч. ч. 1 и 4 ст. 15, ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК, ч. 1 ст. 11 ГПК суд обязан разрешать дела на основании Конституции РФ, ТК, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также на основании общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ, являющихся составной частью ее правовой системы (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

Если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК, ст. 5 ТК). При этом если международным договором РФ, регулирующим трудовые отношения, установлены иные правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащие нормы трудового права, то суд применяет правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ, ч. 2 ст. 10 ТК, ч. 4 ст. 11 ГПК) (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

При разрешении трудовых споров суд учитывает разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, данные в Постановлениях от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» и от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» (п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 г. N 2).

Читайте так же:  Какая статья если не платишь кредит

Источник: http://trud-kodeks.ru/statya-383-tk-rf

ТК РФ Глава 60. РАССМОТРЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРУДОВЫХ СПОРОВ

Что это такое

Тем, кто сталкивался с рассмотрением трудовых споров знает, что это достаточно разностороннее многогранное понятие. Рассмотрение трудовых споров сам собой обозначает процесс разрешения, какого либо разногласия или же конфликта между двумя сторонами .

Как правило, споры могут быть совершенно разного характера, начиная от оскорблений одной стороны другую и заканчивая невыплатой заработной платы. Согласитесь, и тот и другой случай малопривлекателен для работников, а комиссия по трудовым спорам берет на себя обязанность по восстановлению справедливости

Рассмотрение трудовых споров происходит в несколько этапов и поэтому является процедурой остаточно долгой. Так, например, рассматривая трудовой спор по тому или иному пункту сложно сразу сориентироваться в ситуации, принять на себя роль того или иного участника спора.

Нужно сказать, что такая комиссия не является постоянно действующий органом. Ее собирают как раз в том случае если в организации или на предприятии возник случай, требующий ее срочного вмешательства. Таким образом, можно сказать, что комиссия создается только в случае какого либо курьезного случая. Кстати, члены комиссии – это обычные работники. Они не освобождаются от своих должностей, они лишь на некоторое время отлучаются от рабочего процесса для того, чтобы вершить правосудие.

Порядок рассмотрения трудовых споров

Порядок урегулирования трудовых индивидуальных споров устанавливается для каждого юрисдикционного органа отдельно. Отличается не только процедура рассмотрения, но и порядок принятия заявления, издания решения и его реализации. Поэтому при обращении в конкретный орган нужно учитывать специфику его работы.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется отраслевыми и федеральными нормативными актами. Кроме того, при урегулировании конфликта в КТС и вышестоящих органах могут также учитываться локальные акты, если их положения не противоречат действующему законодательству.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в ктс достаточно удобен для сотрудника, так как позволяет ему урегулировать спорные вопросы в удобное ему нерабочее время. Кроме того, решение принимается только в присутствии служащего, который подал заявление. Заочное рассмотрение может быть проведено только при наличии письменного согласия заявителя на это. Такая мера необходима, если лицо не может лично явиться на заседание по объективным причинам.

Если трудящийся не направил такое согласие и не явился на рассмотрение дела, то его рассмотрение откладывается и гражданин приглашается вторично. В случае повторной неявки на заседание без уважительных оснований члены комиссии могут принять решение о снятии дела с рассмотрения. В данном случае сотрудник лишается возможности на повторное обращение в КТС по данному факту.

В процессе рассмотрения заявления комиссия имеет право истребовать необходимую документацию, провести техническую, административную или бухгалтерскую проверку, пригласить свидетелей для дачи показаний, использовать иные меры для принятия полного и объективного решения. Оно определяется путем тайного голосования. Согласно ст.388 ТК РФ принимается то решение, за которое проголосовало большинство членов КТС.

Касательно процедуры рассмотрения трудовых индивидуальных споров в судах общей юрисдикции, то она урегулирована ст.391-397 ТК РФ и положениями ГПК РФ. Основное отличие данного способа решения конфликтов заключается в том, что суд не только восстанавливает нарушенные права работника, но и определяет причину возникновения разногласий и может выдать рекомендации касательно мер профилактического характера для недопущения таких ситуаций в будущем.

После принятия искового заявления к рассмотрению суд изучает представленные сторонами материалы и может истребовать дополнительные документы у работодателя или госучреждений, если это необходимо для решения спора по существу.

Истец со своей стороны может в процессе рассмотрения дела изменить исковые требования, предмет спора, его основания, а также полностью отказаться от него. Кроме того, стороны согласно ст.39 ГПК РФ могут завершить судебное рассмотрение до принятия решения путем подписания мирового соглашения.

Если стороны не достигли согласия, то суд принимает решение исходя из представленных доказательств и на основании норм действующего законодательство. Оно может быть обжаловано, согласно ст.338 ГПК РФ, в суде вышестоящей инстанции в течение 10-ти дней.

Рассмотрение трудовых споров

Разногласия, которые возникли между сторонами и не смогли быть урегулированы в досудебном порядке, решаются путем обращения в компетентный орган. При этом трудящийся имеет право подать заявление или жалобу одновременно в несколько структур. К примеру, при невыплате заработной платы работник может обратиться и в Трудовую инспекцию, и в суд. Так как сроки обжалования незаконных действий работодателя достаточно коротки, последовательное обращение сначала в один орган, а потом в другой, зачастую, невозможно произвести. Поэтому документы направляются одновременно.

Госинспекция имеет возможность выдать руководству предприятия предписание о прекращении нарушения норм трудового законодательства и привлечь его к административной ответственности. Суд со своей стороны принимает решение по существу спора. То есть издает постановление, в котором обязует работодателя восстановить нарушенные права работника (к примеру, выплатить заработную плату). Все финансовые претензии работника могут быть удовлетворены только в судебном порядке. Это касается и возмещения морального вреда, который получил сотрудник вследствие незаконных действий работодателя.

Что касается сроков обжалования, то по трудовым спорам они составляют три месяца при обращении в суд и КТС, а в случае незаконного увольнения – месяц со дня вручения соответствующего приказа или выдачи трудовой книжки. Относительно имущественных споров, касающихся возмещения нанесенного вреда здоровью трудящегося на производстве, то никаких ограничений по исковым срокам не установлено.

С целью недопущения затягивания рассмотрения заявлений по трудовым спорам законодательством установлены и процессуальные сроки, в течение которых уполномоченными лицами должно быть принято объективное и полное решение:

  • При обращении в КТС – рассмотрение вопроса по существу производится в течение 10-ти дней;
  • В судебном порядке – на принятие решения дается до 10-ти дней, а также 7 дней на подготовку к рассмотрению дела;
  • Обращение в вышестоящую инстанцию – рассматривается не более месяца со дня поступления заявления;
  • В трудовом арбитраже и примирительных комиссиях – до 5-ти дней, а при участии посредника – до 7-ми суток.

В случае пропуска установленных сроков по уважительным причинам (к примеру, по болезни) гражданин имеет право обратиться с заявлением об их восстановлении и принятии жалобы к рассмотрению. При этом необходимо представить документы, подтверждающие наличие уважительных обстоятельств или причин повлекших пропуск срока обжалования.

При рассмотрении дела по существу уполномоченным органом, его сотрудник имеет право истребовать необходимые документы, приглашать свидетелей и экспертов, если это требуется. После принятия окончательного решения, оно должно быть предано заявителю в течение 3-х дней.

Если одну из сторон не удовлетворило принятое решение, и она считает его неполным или несоответствующим действующему законодательству, то оно может быть обжаловано в судебном порядке не позднее 10-ти дней с момента получения соответствующего документа.

Читайте так же:  Техники устройства на работу

Кем рассматриваются споры, или куда обращаться

Существует несколько органов, в которой работник может отстоять свои права и интересы. Первичный, это конечно же, комиссия по трудовым спорам. Именно она является начальным этапом судебного разбирательства. Комиссия по трудовым спорам собирается тут же после того, как работодатель издал приказ о ее созыве. Отказать в этом действии работодатель не может.

О том, как формируется комиссия по трудовым спорам мы уже рассказывали в предыдущем пункте. Далее, комиссия начинает разбирать спор. Кстати, комиссия состоит из незаинтересованных в исходе дела работниках.

Второй по значимости орган называется трудовой инспекцией. В трудовую инспекцию поступает обращение от работника или от целого у коллектива трудящихся. Информация тщательно рассматривается, затем возможно несколько путей решения. Во-первых, в организацию может быть направлена проверка. Во-вторых, организация может быть оштрафована.

В зависимости от жалобы работника происходит проверка по всем пунктами только после выявления, каких либо нарушений следуют санкции.

Конечно, обращение в инспекцию по охране труда и комиссию по трудовым спорам является процессом быстрым, однако результат не всегда может удовлетворить ни ту, ни другую сторону.

Именно поэтому необходимо рассматривать такой вариант, как обращение в суд. Рассмотрение дела в судебной инстанции происходит на порядок дольше, чем в двух вышеперечисленных. Исковое заявление от имени работника или от коллектива трудящихся отправляется в суд и рассматривается судьей около тридцати дней.

Только по прошествии этого срока суд решает, принимать дело к производству или же нет. И только после всех этих действий будет назначена дата судебного заседания, где сторону смогут встретиться для разрешения трудового спора .

Какой орган является первичным?

Конечно же, среди всех перечисленных выше органов первичной является комиссия по трудовым спорам. Ее быстрее всего созвать, а значит – можно быстрее прийти к разрешению.

Однако часты случаи, когда работодатель, являясь стороной к которой предъявляют претензии отказывается от созыва комиссии по трудовым спорам. Он просто напросто не издает приказ по организации, несмотря на просьбы работников. В этом случаи у работника не остается другого выбора, как обратиться в инспекцию по трудовым спорам.

Инспекция (служба)

Что же такое трудовой комитет? Прежде всего, это государственный орган. На него ложится функция по проведению мероприятий направленных на регулирование трудовых отношений.

Помимо проведения мероприятий важной функции сотрудников инспекции является проверка соблюдения законодательства в сфере руда и связанных с ним отношений. Проверки могут осуществляться планово, обычно раз в год или внепланово

в случае, когда в инспекцию поступает сообщение о нарушении, чьих либо прав

Проверки могут осуществляться планово, обычно раз в год или внепланово. в случае, когда в инспекцию поступает сообщение о нарушении, чьих либо прав.

Реакция инспекции такова. Сначала рассматривается обращение гражданина, так называемая жалоба. А потом, в зависимости от конкретного случая решается вопрос о том, чтобы проводить или не проводить проверку.

Где рассматриваются?

В зависимости от того, какой характер имеет спор, а также в зависимости от реакции на него администрации организации, рассматриваться они могут в разных местах. Так, например, индивидуальные споры, в общем и целом рассматриваются в комиссии по трудовым спорам, а уже остальные категории или же нерассмотренный трудовой индивидуальный спор отправляется на рассмотрение в районный суд. Читайте о том, в каком суде рассматриваются трудовые споры.

Таким образом, суд и комиссия являются вторичным и первичным органом по рассмотрению трудовых споров.

Однако между ними существует более существенное различие и связано оно в первую очередь со сроками. Так, в комиссию по трудовым спором вы обязаны обратиться в течение трех месяцев после того, как ваши права были нарушены, а вот в судебном разбирательстве, в соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации действует срок исковой давности равный трем годам .

Источник: http://laudit.ru/poradok-rassmotrenia-trudovyh-sporov.html

Порядок рассмотрения трудовых споров

Применение общего порядка рассмотрения индивидуальных трудовых споров не зависит от формы собственности или организационно-правовой формы юридических лиц. Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются (ст. 382 ТК РФ): 1. Комиссии по трудовым спорам и 2. Суд.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в КТС

Комиссия по трудовым спорам (КТС) представляет собой орган, формируемый на паритетных началах. В соответствии со ст. 384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа их представителей.

Работодатель и представительный орган работников, получившие предложение в письменной форме о создании комиссии по трудовым спорам, обязаны в десятидневный срок направить в КТС своих представителей. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании работников организации. Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации, работодателем – индивидуальным предпринимателем.

Комиссии по трудовым спорам рассматривают индивидуальные трудовые споры, возникающие в организации или у индивидуального предпринимателя, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен иной порядок их рассмотрения. На практике непосредственно в организации разрешаются споры о переводе на другую работу, об условиях труда и отдыха, по вопросам дисциплинарной и материальной ответственности и др.

Работник может обратиться в КТС в течение 3 месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ст. 386 ТК РФ). Комиссия по трудовым спорам обязана рассмотреть спор в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления.

Заседание КТС считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины членов, представляющих работников, и не менее половины членов, представляющих работодателя.

Рассмотрение спора происходит в присутствии заявителя и представителей работодателя. По письменному заявлению работника спор может быть рассмотрен в его отсутствие. Для объективного и всестороннего рассмотрения дела на заседание КТС могут быть вызваны свидетели, приглашены специалисты, затребованы необходимые документы и расчеты.

Решение принимается тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов КТС. Решение комиссии по трудовым спорам должно быть оформлено в письменном виде. Как правило, решение имеет мотивировочную и резолютивную части (ч. 2 ст. 388 ТК РФ).

Заверенные копии решения КТС вручаются работнику и работодателю (представителю) в течение 3 дней со дня принятия решения. Решение комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником в суд в течение 10 дней со дня вручения ему копии решения.

Решение по трудовым спорам подлежит немедленному исполнению в течение 3 дней по истечении 10 дней, предусмотренных на обжалование. В случае неисполнения решения в установленный срок комиссия по трудовым спорам выдает работнику удостоверение. Удостоверение является исполнительным документом, на основании которого судебный пристав-исполнитель приводит решение комиссии по трудовым спорам в исполнение в принудительном порядке, руководствуясь при этом положениями Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Читайте так же:  Код дохода 2750 в справке

Работник может обратиться за удостоверением в течение 1 месяца со дня принятия решения комиссией по трудовым спорам. В случае пропуска работником указанного срока по уважительным причинам комиссия по трудовым спорам может восстановить этот срок. Удостоверение не выдается работнику, если он или работодатель обратился в установленный срок с заявлением о перенесении трудового спора в суд.

Рассмотрение индивидуальных трудовых споров в суде

В соответствии с действующим законодательством индивидуальные трудовые споры рассматривают районные суды. В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры:

  • когда стороны не согласны с решением КТС;
  • когда работник обращается в суд, минуя КТС;
  • по заявлению прокурора, если решение КТС не соответствует трудовому законодательству.

Кроме того, непосредственно в судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям:

  • работника – о восстановлении на работе, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы, о неправомерных действиях (бездействии) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • работодателя – о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю.

Непосредственно в судах также рассматриваются трудовые споры:

  • об отказе в приеме на работу;
  • лиц, работающих по трудовому договору у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, и работников религиозных организаций;
  • лиц, считающих, что они подверглись дискриминации, также рассматриваются.

Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 17.03.2004 N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснил, что лицо, считающее, что его права нарушены, может по собственному усмотрению выбрать способ разрешения индивидуального трудового спора. Он вправе либо первоначально обратиться в комиссию по трудовым спорам (кроме дел, которые непосредственно рассматриваются судом), а в случае несогласия с ее решением – в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии, либо сразу обратиться в суд.

Судебное рассмотрение трудовых споров в целом подчиняется общим требованиям гражданского судопроизводства. Процедура рассмотрения трудовых споров в суде регулируется трудовым и гражданским процессуальным законодательством.

За разрешением индивидуального трудового спора работник имеет право обратиться в суд в течение 3 месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении – в течение 1 месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. В случае пропуска по уважительным причинам установленных сроков (например, болезнь, переезд в другую местность) они могут быть восстановлены судом. Днем увольнения считается последний день работы. Однако срок для обжалования увольнения начинает свое течение в соответствии с ч. 2 ст. 14 ТК РФ на следующий после вручения работнику приказа об увольнении день.

Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение 1 года со дня обнаружения причиненного ущерба (ст. 392 ТК РФ).

Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ в ст. 392 ТК РФ внесена часть вторая, которая предусматривает срок обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Так, работник имеет право обратиться в суд в течение 1 года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Согласно ст. 28 ГПК РФ иск предъявляется в суд по месту жительства ответчика. Иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации. Статья 29 ГПК РФ закрепляет правила подсудности по выбору истца: иски о восстановлении трудовых прав могут предъявляться также в суд по месту жительства истца, а иски, вытекающие из договоров, в том числе трудовых, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.

При рассмотрении спора в суде сторонами являются работник и работодатель. Работодатель в основном выступает в качестве ответчика, и лишь в случае предъявления иска к работнику о возмещении причиненного им материального ущерба он выступает в качестве истца. Представители прокуратуры и профессионального союза выступают как участники процесса. По ходатайству сторон по инициативе суда могут быть вызваны свидетели, приглашены специалисты, эксперты, затребованы необходимые для правильного разрешения дела документы.

В соответствии со ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от уплаты пошлин и судебных расходов. Работник освобождается от судебных расходов, если даже решение вынесено не в его пользу.

На основании всестороннего изучения всех материалов, показаний сторон и других участников процесса судом выносится решение. В решении формулируется вывод суда об удовлетворении иска или об отказе в иске. При удовлетворении исковых требований суд четко формулирует, какие действия следует произвести ответчику во исполнение решения. Решение районного суда может быть обжаловано сторонами спора в вышестоящую судебную инстанцию.

В ст. 397 ТК РФ закреплена особенность, касающаяся ограничения обратного взыскания сумм, выплаченных по решению суда. Так, обратное взыскание с работника сумм, выплаченных ему в соответствии с решением органа по рассмотрению индивидуального трудового спора, при отмене решения в порядке надзора допускается только в тех случаях, когда отмененное решение было основано на сообщенных работником ложных сведениях или представленных подложных документах.

Индивидуальный трудовой спор, рассмотренный в суде, прекращается исполнением судебного решения. Исполнение судебного решения – это реальное осуществление содержащихся в нем предписаний. Непосредственное исполнение решений судебных органов по трудовым спорам возлагается на судебных приставов-исполнителей.

Решения судов по трудовым спорам подлежат исполнению по вступлении их в законную силу, кроме случаев немедленного исполнения. Статья 396 ТК РФ предусматривает, что решение о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного на другую работу работника подлежит немедленному исполнению. В случае несогласия с решением суда работодатель имеет право обжаловать решение суда, однако это не влияет на исполнение решения о восстановлении на работе. Работник должен приступить к исполнению своих обязанностей. При задержке работодателем исполнения такого решения (например, неиздание работодателем приказа о восстановлении работника на работе) орган, принявший решение, выносит определение о выплате работнику за все время задержки исполнения решения среднего заработка или разницы в заработке.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.zaconoved.com/%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%8F%D0%B4%D0%BE%D0%BA-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85-%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2/

Порядок рассмотрения трудовых споров регулируется
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here