Проценты погашение займов по внешнему государственному долгу

Внешний долг РФ: размер, график выплат до 2028 года

Анализ внешнего долга России по годам показывает, что страна все меньше занимает за рубежом. Это касается, как государственного долга, так и частного. Сегодня расскажем, на каком уровне находится внешний долг страны, кому должна Россия, как будут проходить выплаты?

В нашей работе опираемся только на официальные данные ЦБ РФ и Минфина. Так, по оценкам регулятора, на 1 апреля 2018 года внешний долг государственного сектора РФ в расширенном определении составлял 255,3 млрд долларов.

В эту цифру входят не только прямые долги органов госуправления, но и задолженность Центробанка, а также банков и иных корпораций с присутствием государства в капитале в размере более 50%. По сути, именно на них и приходится существенная часть долга. Конкретно к госорганам из этой суммы относится не более 60 млрд долларов.

Внешний государственный и частный долг России (ЦБ РФ)

Дата проведения оценки Внешний долг госсектора, млрд $ Внешний долг частного сектора, млрд $
1.04.2018 255,3 264,4 1.04.2017 255,1 266,4 1.04.2016 267,7 252,4 1.04.2015 278,9 278,3 1.04.2014 375,4 340,4 1.04.2013 355,0 336,6 1.04.2012 230,9 326,5 1.04.2011 203,8 304,4 1.04.2010 178,6 284,1 1.04.2009 150,1 295,3 1.04.2008 183,5 298,9 1.04.2007 154,2 201,3 1.04.2006 155,9 117,2

Как видно из таблицы, государственный внешний долг РФ активно рост вплоть до 2014 года. Однако после изменения геополитической обстановки в мире размер задолженности стал снижаться. Это стало следствием ограничения доступа отечественных компаний к внешнему финансированию.

Если посмотреть только задолженность органов госуправления РФ без учета долгов ЦБ и госкомпаний, то также заметно, что Россия резко перестала занимать после 2014 года и вернулась на международный рынок капитала лишь в 2017 году. Как полагают специалисты, этот шаг был необходим, чтобы покрыть дефицит бюджета страны и заодно проверить, будут ли иностранные инвесторы покупать госдолг РФ в условиях санкционных ограничений в отношении РФ.

Внешний долг только органов госуправления РФ (ЦБ РФ)

Дата проведения оценки Внешний долг органов госуправления РФ, млрд $
1.04.2018 59,7 1.04.2017 45,8 1.04.2016 32 1.04.2015 33,5 1.04.2014 53,6 1.04.2013 57,4 1.04.2012 36,3 1.04.2011 35,3 1.04.2010 31,3 1.04.2009 31,1 1.04.2008 36,8 1.04.2007 43,3 1.04.2006 69,5

Надо отметить, что госдолг РФ иностранцы покупают очень охотно, спрос порой даже превышает предложение. А все потому, что пока фактического запрета на владение госдолгом нет. Но все может измениться в ближайшие месяцы после того, как в США был разработан законопроект, предлагающий ввести санкции в отношении госдолга РФ. Если законопроект будет принят, то иностранцы не смогут покупать новые выпуски гособлигаций РФ. Также новые правила могут затронуть активы крупнейших госбанков РФ на территории США.

Сравнивая внешний долг России и США, нужно принимать во внимание задолженность на душу населения. Если в РФ она составляет 3,5 тыс. долларов, то в США каждый житель, включая младенцев и пенсионеров, несет на себе бремя внешнего долга в размере 64 тыс. долларов. В 2018 году совокупный размер внешнего долга США превысил 21 трлн долларов, что составляет 106% ВВП. И это несмотря на обещания президента США сокращать госдолг. Еще один примечательный факт на эту тему. Первые 10 трлн долларов США копили 2 века, а вот вторые – набрали всего за 8 лет.

Размер внешнего долга на душу населения

Дата проведения оценки Внешний долг на душу населения, $
2018 3540 2017 3527 2016 3486 2015 3539 2014 4100 2013 5072 2012 4440 2011 3767 2010 3420 2009 3262 2008 3381 2007 3270 2006 2202

Но возвращаемся домой. Здесь нас интересуют предстоящие выплаты России по внешнему долгу. Традиционно наибольшие выплаты фиксируются в конце года. Смотрите график погашения внешнего долга по основному долгу и процентам.

График погашения внешнего долга РФ по месяцам: основной долг (ЦБ РФ)

Срок платежа Госдолг, млн $ ВСЕГО, включая госдолг, долги ЦБ, банков, прочих секторов, млн $
Сентябрь 2018 10 7 668 Октябрь 2018 25 6 335 Ноябрь 2018 40 6 953 Декабрь 2018 56 13 207 Январь 2019 279 3 093 Февраль 2019 504 2 650 Март 2019 5 937 2 квартал 2019 1 553 15 269 3 квартал 2019 30 9 730 4 квартал 2019 734 16 627 1 квартал 2020 30 9 252

Большие объемы выплат по внешнему долгу могут оказывать негативное влияние на курс рубля, именно поэтому многие специалисты, которые профессионально занимаются прогнозированием курсов валют, в обязательном порядке обращают внимание на график выплат по внешнему долгу.

График выплат по внешнему долгу РФ: проценты (ЦБ РФ)

Срок платежа Госдолг, млн $ ВСЕГО, включая госдолг, долги ЦБ, банков, прочих секторов, млн $
Сентябрь 2018 264 1 697 Октябрь 2018 521 2 147 Ноябрь 2018 151 1 378 Декабрь 2018 374 1 833 Январь 2019 262 1 287 Февраль 2019 429 1 552 Март 2019 259 1 671 2 квартал 2019 1 044 4 614 3 квартал 2019 931 3 902 4 квартал 2019 993 4 430 1 квартал 2020 925 3 845

Что касается держателей внешнего госдолга России, то еще в 2017 году Россия погасила последний долг СССР, выплатив Боснии и Герцеговине 125,2 млн долларов. За годы после развала Союза Россия последовательно гасила внешний долг, перечислив в общей сложности 100 млрд долларов. Сегодня, если смотреть с точки зрения государственных кредитов, Россия должна только Южной Корее около 0,5 млрд долларов. Как обещают чиновники, задолженность будет погашена в плановом режиме до 2025 года.

Читайте так же:  Алименты 25 процентов от каких доходов

График погашения внешнего долга РФ по видам долгов (Минфин)

Дата платежа Ценные госбумаги в валюте, млн $ Кредиты государств, международных организаций, млн $
2019 2 205 234 2020 5 078 189 2021 529 161 2022 2 529 125 2023 3 352 97 2024 352 88 2025 88 77 2026 3 088 6 2027 2 492 2 2028 2 588 1

Из графика погашения внешнего долга РФ видно, что в основном сегодня Россия обслуживает облигационные займы, держателями которых могут быть, как государственные структуры, так частные банки, корпорации, инвесторы из разных стран мира и т.д. А вот доля кредитов государств, международных организаций в общем объеме погашения уже составляет крошечную долю и продолжает неуклонно ползти вниз. Если вы хотите сравнить внешний долг РФ и внутренний, то необходимо знать, что, по данным Минфина, по состоянию на 1 августа 2018 года государственный внутренний долг страны составляет почти 7,6 трлн рублей. В переводе на валюту это примерно 111,7 млрд долларов.

Внешний долг страны находится под контролем, а вот долги россиян перед банками и МФО стремительно растут, что вынуждает некоторых экспертов строить негативные прогнозы. Граждане не могут жить без заемных средств, регулярно оформляя все новые и новые займы на карту без отказа. Хотя в некоторых случаях есть возможность взять займ на карту под 0 процентов, в общей ситуации картина не сильно меняется.

Источник: http://kubdeneg.ru/vneshniy-dolg-rf-razmer-grafik-vyplat-do-2028-goda/

Погашение внешнего государственного долга (стр. 3 из 8)

Рефинансирование использовалось и при выпуске казначейских обязательств государства. По мере их реализации выделялись дополнительные средства для погашения займов 1955-1956 годов, размещавшихся среди населения по подписке.

Активнорефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций. Безналичный порядок получения дохода предусмотрен по государственному внутреннему 5%-ному займу 1990 г., размещаемому по предприятиям, а также банкам, страховым и другим финансово-кредитным учреждениям.

Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.

Государство заботится об эффективности государственного кредита. Поверхностное представление о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита. Относительно полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:

где П – поступления по системе государственного кредита;

Р – расходы по системе государственного кредита.

Однако сумма поступлений по системе государственного кредита и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики их эффективности. Следует учитывать также положительное воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения страны, укрепление доверия населения к финансовой деятельности государственных структур и в итоге на благоприятные тенденции в экономическом развитии общества.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности значительно превышает допустимые пределы и составляет 35%.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств – с 5 до 10%.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное сих сроками. Например, в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция – уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в 1936 г., когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов – это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в 1930 г.: одновременно с выпуском займа «Пятилетка – в четыре года» на его облигации обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.

Читайте так же:  Есть задолженность по алиментам что делать

В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Например, такой обмен был проведен в послевоенный период в целях изъятия из оборота облигаций займов военного времени. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.

В 1957 г. в нашей стране было принято решение о прекращении выпуска займов, распределяемых среди населения по подписке, и об отсрочке погашения ранее выпущенных займов на 20 лет. Фактической причиной такого мероприятия явилась тупиковая ситуация в области государственного кредита, вызванная непопулярностью среди населения так называемых массовых займов, размешавшихся по подписке. Правительство сознавало, что от такой практики надо отказаться, но не могло рассчитывать на получение новых кредитов для рефинансирования государственного долга. Вот и пришлось пойти на отсрочку погашения займов. Предусматривалось начать погашение долга по отсрочиваемым займам с 1977 г. и проводить его равными частями в течение 20 лет. Фактически погашение было начато на 3 года раньше, т.е. в 1974 г., и завершено в 1990 г.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

Источник: http://mirznanii.com/a/271091-3/pogashenie-vneshnego-gosudarstvennogo-dolga-3

УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Способы управления государственным долгом

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно производятся за счет бюджетных средств. Однако в условиях значительного роста государственной задолженности и нарастающих бюджетных трудностей страна может прибегнуть и к рефинансированию государственного долга. Под рефинансированием понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов. Например, наша страна использовала рефинансирование при погашении задолженности по государственному 3%-ному внутреннему выигрышному займу 1966 г. По истечении срока действия этого займа облигации обменивались в течение одного года на облигации нового займа — внутреннего выигрышного займа 1982 г. без уплаты курсовой разницы.

Рефинансирование использовалось и при выпуске казначейских обязательств государства. По мере их реализации выделялись дополнительные средства для погашения займов 1955-1956 годов, размещавшихся среди населения по подписке.

Активно рефинансирование применяется при выплате процентов и погашений по внешней части государственного долга. Однако непременным условием предоставления новых займов является хорошая репутация страны-должника в кругах международного финансового рынка, ее экономическая и политическая стабильность.

Займы погашаются путем проведения тиражей выигрышей (когда вместе с суммой выигрыша выплачивается и нарицательная стоимость облигации), а также тиражей погашения по выигрышным и процентным займам или посредством выкупа государственных ценных бумаг у кредиторов. Выплата доходов по займам производится путем проведения тиражей выигрышей, ежегодной оплатой купонов банками или переводом суммы дохода в безналичном порядке на счета предприятий и организаций. Безналичный порядок получения дохода предусмотрен по государственному внутреннему 5%-ному займу 1990 г., размещаемому по предприятиям, а также банкам, страховым и другим финансово-кредитным учреждениям.

Выплата выигрышей, годовых процентов, сумм по погашению займов составляет основную долю расходов по управлению государственным долгом. К последним относятся также расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг государства, проведению тиражей выигрышей, тиражей погашения и некоторые другие расходы.

Государство заботится об эффективности государственного кредита. Поверхностное представление о результативности заемных операций можно получить из сопоставления сумм ежегодных поступлений по системе государственного кредита. Относительно полное представление об эффективности государственных кредитных операций дает отношение суммы превышения поступлений над расходами по системе государственного кредита к сумме расходов, выраженное в процентах. Эффективность кредита (Э) определяется по следующей формуле:

где П — поступления по системе государственного кредита;

Р — расходы по системе государственного кредита.

Однако сумма поступлений по системе государственного кредита и превышение поступлений над расходами по кредитным операциям не дают исчерпывающей характеристики их эффективности. Следует учитывать также положительное воздействие государственного кредита на состояние бюджета государства и денежного обращения страны, укрепление доверия населения к финансовой деятельности государственных структур и в итоге на благоприятные тенденции в экономическом развитии общества.

По внешнему государственному долгу определяется коэффициент его обслуживания. Он представляет отношение всех платежей по задолженности к валютным поступлениям страны от экспорта товаров и услуг, выраженное в процентах. Безопасным уровнем обслуживания государственного долга принято считать его значение до 25%. В нашей стране коэффициент обслуживания внешней задолженности значительно превышает допустимые пределы и составляет 35%.

На достижение эффективности государственного кредита направлены такие меры в области управления государственным долгом, как конверсия, консолидация, обмен облигаций по регрессивному соотношению, отсрочка погашения и аннулирования займов.

Под конверсией обычно понимается изменение доходности займов. В целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам. Однако не исключено и повышение доходности государственных ценных бумаг для кредиторов. Такая операция была проведена, например, в 1990 г., когда доходность облигаций 3%-ного выигрышного займа была увеличена до 9%, а казначейских обязательств — с 5 до 10%.

Читайте так же:  Выдача разрешение работа

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками. Например, в 1938 г. была проведена консолидация свободно обращавшихся займов с обменом старых облигаций на новые, срок действия которых был увеличен вдвое (до 20 лет). Однако возможна и обратная операция — уменьшение срока действия государственных ценных бумаг. Так, в 1990 г. срок функционирования казначейских обязательств был сокращен с 16 до 8 лет.

Возможно совмещение консолидации с конверсией. Такая операция была проведена, например, в 1936 г., когда облигации семи государственных займов, размещавшихся среди населения по подписке с рассрочкой платежа, были обменены на облигации нового займа с более низкой доходностью и с увеличением вдвое (до 20 лет) срока действия ценных бумаг.

Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее. Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита. Унификация займов была проведена в 1930 г.: одновременно с выпуском займа «Пятилетка — в четыре года» на его облигации обменивались облигации займов индустриализации и укрепления крестьянского хозяйства.

В исключительных случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации. Например, такой обмен был проведен в послевоенный период в целях изъятия из оборота облигаций займов военного времени. Обмен облигаций по регрессивному соотношению избавляет государство от необходимости выплачивать проценты и погашения в полноценных деньгах по облигациям, продававшимся государством за обесценившуюся валюту военных лет.

В 1957 г. в нашей стране было принято решение о прекращении выпуска займов, распределяемых среди населения по подписке, и об отсрочке погашения ранее выпущенных займов на 20 лет. Фактической причиной такого мероприятия явилась тупиковая ситуация в области государственного кредита, вызванная непопулярностью среди населения так называемых массовых займов, размешавшихся по подписке. Правительство сознавало, что от такой практики надо отказаться, но не могло рассчитывать на получение новых кредитов для рефинансирования государственного долга. Вот и пришлось пойти на отсрочку погашения займов. Предусматривалось начать погашение долга по отсрочиваемым займам с 1977 г. и проводить его равными частями в течение 20 лет. Фактически погашение было начато на 3 года раньше, т.е. в 1974 г., и завершено в 1990 г.

Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешних займов, как правило, проводится по согласованию с кредиторами. При этом отсрочка погашения долга может и не повлечь приостановку выплаты процентов по нему.

Изготовление, хранение и рассылка облигаций государственных займов возложены на соответствующие подразделения министерства финансов, реализация ценных бумаг государства — на банковскую систему. Банки свободно продают и покупают облигации государственных займов все рабочие дни, кроме периода со дня проведения тиражей выигрышей по день получения официальной таблицы. Накануне тиража имеющиеся облигации опечатываются, по получении официальной таблицы выигрышей они проверяются специальной комиссией. Выигравшие облигации изымаются из дальнейшего обращения, выигрыши по ним зачисляются в доход бюджета. На следующий день возобновляются операции по купле и продаже облигаций выигрышных займов. Операции с облигациями процентных займов и казначейскими обязательствами проводятся постоянно.

Внешние облигационные займы на иностранных денежных рынках от имени государства-заемщика размещаются, как правило, банковскими консорциумами. За эту услугу они взимают комиссионное вознаграждение. Межправительственные займы обычно являются безоблигационными. Все условия межправительственных займов фиксируются в специальных соглашениях (уровень процента, валюта предоставления и погашения займа, другие условия).

Источник: http://studwood.ru/1310297/finansy/upravlenie_gosudarstvennym_dolgom

Государственный долг.

Источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ государственным долгом страны являются ее долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, а также обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией. Государственные гарантии представляют собой способ обеспечения гражданскоправовых обязательств, в силу чего Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная гарантия, обязательства перед кредиторами этого лица полностью или частично.

Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну. Таким образом, количественные и качественные параметры состояния государственного долга, эффективность управления им определяют финансовое состояние страны. Это означает, что неумелое управление государственным долгом может привести к ее банкротству.

Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 97 Бюджетного кодекса РФ) в состав государственного долга включаются:

1) кредитные соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

2) государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;

3) договоры и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4) договоры о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;

Читайте так же:  Сохраняются алименты после

5) соглашения и договоры, в том числе международные, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

Внешний долг Российской Федерации — это долговые обязательства Российской Федерации в иностранной валюте. Г осударственные внешние заимствования используются для покрытия дефицита федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации.

Предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долга, пределы внешних заимствований страны на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Увеличение внешних заимствований допустимо в случае проведения реструктуризации внешнего долга, приводящей к снижению расходов на его обслуживание.

(1) для несвязанных (финансовых) заимствований:

а) источника привлечения;

б) суммы заимствования;

в) срока погашения;

(2) для целевых иностранных заимствований:

а) конечного получателя;

б) цели заимствования и направления использования;

в) источника заимствования;

г) суммы заимствования;

д) срока погашения;

е) гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации, предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

ё) оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;

ж) прогноза объема использования средств в очередном финансовом году. Целевой иностранный кредит (заимствование) — форма финансирования проектов, включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм — это форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет

средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора.

Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций представляют собой форму привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов и проектов структурных реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.

В Программе государственных внешних заимствований должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн дол. США на весь срок займа. Данные займы и государственные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе Программы государственных внешних заимствований РФ Федеральным Собранием. Объем государственных внешних заимствований, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85% общего объема внешних заимствований. Правительство имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в Программу, если они осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга, в результате которой снижаются расходы на его обслуживание. Это право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования.

В Программу государственных внешних заимствований РФ в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу.

Существуют различные методы управления государственным долгом. Управление внутренним долгом в основном базируется на методах, отражающих одностороннее участие государства в этом процессе. К ним относятся:

1) рефинансирование, т.е. погашение старой задолженности за счет средств, полученных от размещения новых займов;

2) конверсия, что означает изменение доходности займов. Увеличение доходности направлено на привлечение дополнительных финансовых ресурсов, снижение — на уменьшение расходов по обслуживанию государственного долга;

3) унификация — это процесс объединения нескольких займов в один. Этот процесс сопровождается обменом старых облигационных займов на новые, что приводит к уменьшению видов обращающихся одновременно видов ценных бумаг и сокращению расходов государства;

4) аннулирование государственного долга, что означает отказ государства от требований кредиторов по конкретной части или в целом государственного долга.

Методы управления внешней государственной задолженностью преимущественно основаны на участии в принимаемых решениях обеих заинтересованных сторон — и заемщика и кредитора. К таким методам относятся:

1) рефинансирование, т.е. погашение старой задолженности за счет средств, полученных от размещения новых займов. Для успешного применения этого метода необходима высокая финансовая репутация страны-заемщика. На мировом финансовом рынке репутация заемщиков выражается в рейтингах, присваиваемых странам специальными агентствами в соответствии с международными правилами рейтингования;

2) реструктуризация долга. Этот метод выражается, прежде всего, в отсрочке выплат по долгу на значительно более поздние сроки, например с 2 лет до 10 лет. Итогом применения этого метода является значительная отсрочка платежа для заемщика при одновременном ее росте, так как увеличение периода погашения государственного долга влечет за собой выплату дополнительных процентов.

Управление государственным долгом требует выработки научно обоснованной концепции, экономического обоснования и аналитических расчетов. В экономически успешных странах в основе управления государственным долгом лежит, прежде всего, экономическая целесообразность, именно она определяет качество государственного долга, его конечный результат — социально-экономическое развитие или непосильное бремя для будущих поколений, банкротство государства.


Источник: http://scicenter.online/osnovy-finansov-scicenter/gosudarstvennyiy-dolg-159807.html

Государственные займы: понятие, классификация. Государственный кредит и государственный долг: их виды. Управление государственным долгом

Гос. займы — форма получения кредита государством, при которой государство получает взаймы денежные средства, но становится должником. Представляют важный, значимый способ получения государственных доходов, однако приводят одновременно к образованию государственного долга. Могут быть как внутренними, размещаемыми среди банков, предприятий, граждан, так и внешними, получаемыми от внешних кредиторов.

Гос. займы можно классифицировать по ряду признаков:

  • * по субъектам заемных отношений — займы, размещаемые центральным и территориальными органами власти;
  • * по обращению на рынке — рыночные, которые свободно покупаются и продаются, и нерыночные, которые не могут менять своих владельцев;
  • * по валюте заимствований — внутренние и внешние;
  • * в зависимости от срока привлечения средств — краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные ( от 5 лет и выше);
  • * по методу определения дохода долговые обязательства государства бывают с твердым или плавающим доходом;
  • * по обеспеченности — закладные и беззакладные ;
  • * по характеру выплачиваемого дохода — выигрышные, процентные, беспроигрышные; * и др.
Читайте так же:  Сервис для кредитных брокеров

Гос. займы как форма гос. кредита характеризуется тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Гос. и муницип. займы осуществляются путем выпуска ц. б. от имени РФ, субъекта РФ или муницип. образования. Таким образом, по договору гос. и муницип. займа заемщиком и эмитентом выступает РФ, субъект РФ или муницип. образование, а инвестором — гражданин или юр. лицо-резидент или нерезидент. Гос. внутренние и внешние заимствования осуществляются в соответствии с программами, утверждаемыми на очередной финансовый год.

В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средств населения. Главным способом их получения является гос. кредит. При осуществлении гос. кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации — кредиторами. В сфере международных экономических отношений государство выступает как в роли заемщика, так и кредитора.

Особенности государственного кредита состоят в возвратности, срочности и платности предоставляемых взаймы средств. Однако эти отношения нельзя смешивать с банковским кредитом.

При государственном кредите взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества.

Государственный кредит может быть внутренним (гос.займы, вклады населения, казначейские ссуды) и внешним (международный, где государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора). Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам — все это способствует интенсивному развитию международного государственного кредита. В систему государственных кредитных отношений включается также условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Государство, широко используя свои возможности для привлечения дополнительных финансовых ресурсов в целях своевременного финансирования бюджетных расходов, постепенно накапливает задолженность как внутреннюю, так и иностранным кредиторам. Это ведет к росту государственного долга — внутреннего и внешнего.

Государственный долг является характеристикой результативности всех совершенных государственных кредитных операций. Его абсолютная величина, динамика и темпы изменений отражают состояние экономики и финансов страны, эффективность функционирования государственных структур. На состояние государственного долга существенно влияют ежегодные операции в сфере государственного кредита.

Под управлением государственным долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашение займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Методы управления государственным долгом:

Рынок ценных бумаг входит в структуру финансового рынка как составная часть, объединяя сегменты денежного рынка и рынка капиталов. Он позволяет осуществить и ускорить переход капитала от денежной к производительной форме. На рынке ценных бумаг происходит перераспределение капиталов между отраслями и сферами экономики, между территориями и странами, между различными слоями населения. РЦБ, являясь одной из составляющих рыночной экономики, имеет возможности через свои механизмы мобилизовать инвестиционные ресурсы в целях экономического роста, развития научно-технического прогресса, инновационной деятельности, освоения новых производств. Как синоним термина «рынок ценных бумаг» в современной отечественной экономической литературе используется термин «фондовый рынок».

Эффективное функционирование современной экономики невозможно без существования развитого и стабильно работающего рынка ценных бумаг, на котором происходит перераспределение свободных финансовых ресурсов от инвесторов к заемщикам. Кроме того, такое перераспределение средств с помощью фондового рынка является наилучшим из возможных, так как только рыночное распределение финансовых ресурсов наиболее эффективно. Острая потребность российской экономики в инвестициях и возможность их получения при помощи эмиссии ценных бумаг и их размещения на фондовом рынке обусловливают необходимость формирования в России современного эффективного рынка ценных бумаг.

Общепризнанными источниками финансирования экономики являются государственный бюджет, кредиты, субсидии, прибыль хозяйствующих субъектов. В этих условиях российский РЦБ приобретает важное значение как альтернативный источник финансирования экономики. Он позволяет правительствам и предприятиям расширять круг источников финансирования, не ограничиваясь самофинансированием и банковскими кредитами. Потенциальные инвесторы в свою очередь с помощью рынка ценных бумаг получают возможность вкладывать свои сбережения в более широкий круг финансовых инструментов, тем самым получая большие возможности для выбора.

Рынок ценных бумаг можно определить как совокупность экономических отношений его участников по поводу выпуска и обращения ценных бумаг.

Рынок ценных бумаг является важной составной частью финансового рынка (наряду с рынком ссудного капитала, валютным рынком и рынком золота). Основная его цель заключается в аккумулировании временно свободных денежных средств с целью их инвестирования.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studwood.ru/1380667/finansy/gosudarstvennye_zaymy_ponyatie_klassifikatsiya_gosudarstvennyy_kredit_gosudarstvennyy_dolg_vidy_upravlenie

Проценты погашение займов по внешнему государственному долгу
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here