Работа участкового уполномоченного полиции с населением

Основные обязанности участкового уполномоченного полиции

В целях обеспечения личной безопасности граждан участковый уполномоченный полиции должен: [5]

Участковый уполномоченный в целях выявления, предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений должен: [6]

Участковый уполномоченный при раскрытии преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания и отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов внутренних дел, должен:

  • — Осуществлять по поручению начальника органа дознания предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам по преступлениям, выявление и раскрытие которых отнесено к компетенции овд.
  • — При обнаружении на административном участке деяний, содержащих признаки преступлений, по делам о которых предварительное расследование производится в форме дознания органами внутренних дел, самостоятельно принимать по ним предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством меры, направленные на установление обстоятельств, подлежащих доказыванию по делу. Незамедлительно докладывать собранные материалы начальнику органа внутренних дел либо его заместителю для производства по ним дознания либо предварительного следствия.

Участковый уполномоченный при несении службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности должен:

Участковый уполномоченный в целях защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности должен:

Участковый уполномоченный при оказании содействия сотрудникам подразделений ОУР и органов предварительного следствия в исполнении возложенных на них обязанностей должен:

Участковый уполномоченный при оказании помощи гражданам, должностным лицам, организациям и общественным объединениям в защите их законных прав и интересов должен:

Участковый уполномоченный в сфере обеспечения безопасности дорожного движения должен:

  • — Контролировать в пределах своей компетенции на административном участке соблюдение водителями автомототранспорта и пешеходами правил дорожного движения.
  • — Оказывать сотрудникам ДПС помощь в обеспечении движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий, в розыске угнанных, похищенных и используемых в противоправных целях транспортных средств, а также водителей, скрывшихся с места дорожно-транспортного происшествия.
  • — Участвовать совместно с сотрудниками ДПС в обеспечении беспрепятственного проезда транспортных средств аварийно-спасательных служб в район чрезвычайной ситуации на административном участке.
  • — Проводить на административном участке мероприятия, направленные на выявление и пресечение фактов управления транспортными средствами водителями в состоянии опьянения, а также на профилактику аварийности на автомототранспорте и нарушений правил дорожного движения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Участковый уполномоченный при рассмотрении обращений и заявлений граждан должен:

  • — Осуществлять прием и регистрацию в журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным , поступивших от населения сообщений о совершенных на административном участке правонарушениях с последующей обязательной регистрацией в установленном порядке обращений о совершенных или готовящихся преступлениях в Книге учета заявлений и сообщений о преступлениях.
  • — Выявлять при рассмотрении письменных обращений граждан факты и обстоятельства, требующие проверки, а также круг лиц, от которых необходимо получить объяснения, ответы на другие вопросы, подлежащие разрешению.
  • — Принимать по письменным обращениям граждан одно из следующих решений:
    • 1. О привлечении в пределах установленных полномочий правонарушителей к административной ответственности.
    • 2. О принятии к правонарушителям мер профилактического воздействия.
    • 3. О направлении за подписью руководителя органа внутренних дел заявления гражданина по принадлежности (подследственности) с обязательным уведомлением об этом заявителя.
    • 4. Об отказе в удовлетворении просьбы с разъяснением гражданину мотивов отказа.

Участковый уполномоченный при осуществлении индивидуальной профилактики правонарушений с лицами, состоящими на профилактическом учете, должен:

Источник: http://studwood.ru/550386/pravo/osnovnye_obyazannosti_uchastkovogo_upolnomochennogo_politsii

Организация работы участковых уполномоченных полиции

Рассматривая организацию деятельности участковых уполномоченных полиции, необходимо иметь в виду те объективные и субъективные предпосылки, концепции, которые за последние 20 лет претерпевали ряд серьезных изменений, что, безусловно, влияло на качество работы, а порой дестабилизировало ее и в конечном счете отражалось на результативности.

Эти выводы подтверждаются тем, что до 1974 года участковые инспектора входили в состав службы охраны общественного порядка (именовавшейся в то время наружной службой милиции). В 1974 году они были введены во вновь созданную службу профилактики, являющуюся, в свою очередь, составной частью подразделений уголовного розыска. Предполагалось, что это укрепит организационное единство процессов профилактики и раскрытия преступлений. Через 9 лет было признано, что такая реформа не дала соответствующих положительных результатов. В этой связи в 1983 году служба профилактики была упразднена, а участковые инспектора выведены из подчинения аппаратов уголовного розыска. В горрайорганах внутренних дел руководство их деятельностью стал осуществлять начальник ГРОВД или его первый заместитель через начальника отделения или старшего инспектора по организации работы участковых инспекторов. На более высоком уровне — УВД — МВД — за работу участковых инспекторов отвечали организационно-инспекторские аппараты (в то время — инспекторские), которым вменялось в обязанность контролировать их работу и оказывать помощь начальникам ГРОВД и их первым заместителям в руководстве службой участковых инспекторов милиции.

В 1986 году участковые инспектора были вновь введены в состав службы охраны общественного порядка, что, на наш взгляд, объективно обосновано, тем более это подтверждается самим характером возложенных на участковых инспекторов обязанностей, в числе которых важное место занимает непосредственная охрана общественного порядка на обслуживаемой территории. Кроме того, эту задачу лучше участковых инспекторов никто сегодня выполнить не сможет, и она будет решаться ими и в будущем независимо от того, к какой службу они будут отнесены, да и самой практикой и жизнью это подтверждается неоднократно.

Организация работы участковых уполномоченных выражается в следующих аспектах:

  • — во-первых, в организационном обеспечении, т.е. создании условий для наиболее эффективной работы участковых уполномоченных со стороны местных органов власти и управления, руководства ОВД;
  • — во-вторых, в самоорганизации, т.е. упорядочении участковым уполномоченным своей работы, установлении им собственной “системы работы” в целях достижения ее максимальной эффективности и результативности;
  • — в-третьих, в преданности данной службе.
Читайте так же:  Освободить от алиментов

Более целесообразно рассматривать организацию работы участковых уполномоченных полиции по следующим основным элементам:

  • — подбор и назначение на должность участкового уполномоченного полиции;
  • — прием участка;
  • — изучение, анализ и оценка оперативной обстановки на административном участке;
  • — планирование работы участкового уполномоченного;
  • — взаимодействие участковых уполномоченных с другими службами ОВД;
  • — учет работы участковым уполномоченным.

Остановимся кратко на характеристике названных элементов:

  • 1. Выше упоминалось о порядке назначения и утверждения в должности участкового уполномоченного полиции. Это положение напрямую связано с проблемой кадров участковых уполномоченных полиции. Несмотря на ряд принятых в последние годы Правительством и МВД России мер по совершенствованию деятельности участковых инспекторов, их материальному стимулированию, проблема остается сложной. По-прежнему сохраняется высокой текучесть кадров, теряется профессиональный состав и образовательный уровень, вызывает озабоченность состояние служебной дисциплины, снижается результативность работы участковых уполномоченных полиции.
  • 2. Прием участка — один из важных элементов организации работы участкового уполномоченного. Определение и пересмотр размеров и границ участков осуществляется начальником ГРОВД с таким расчетом, чтобы на каждого инспектора приходился примерно равный объем работы. При этом учитываются: штатная численность участковых уполномоченных, состояние оперативной обстановки, характеристики проживающего населения, особенности территории и административного деления района, города.

В соответствии с Инструкцией штатная численность участковых уполномоченных устанавливается соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления и не может быть ниже нормативов, утвержденных МВД России.

Штатная численность участковых уполномоченных в системе органов внутренних дел на железнодорожном транспорте устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями транспорта по территориальности по согласованию с управлениями внутренних дел на транспорте, исходя из состояния правопорядка и общественной безопасности на обслуживаемых объектах.

Штатная численность участковых уполномоченных на режимных объектах и в закрытых административно — территориальных образованиях устанавливается Главным управлением внутренних дел на режимных объектах Службы общественной безопасности МВД России по решению органов местного самоуправления и администраций обслуживаемых объектов, исходя из состояния правопорядка и общественной безопасности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответствующих бюджетов устанавливать дополнительную численность участковых уполномоченных, а также помощников участковых уполномоченных.

Прием вновь назначенным участковым уполномоченным административного участка производится с участием начальника полиции или начальника отдела (отделения) по организации деятельности участковых уполномоченных полиции органа внутренних дел, старшего участкового уполномоченного по возможности в присутствии участкового уполномоченного, сдающего участок. Целью приема административного участка является ознакомление участкового уполномоченного с границами и особенностями административного участка, оперативной обстановкой на нем, представление его должностным лицам органов местного самоуправления и при необходимости — руководителям предприятий, учреждений и организаций, расположенных на участке. О приеме и сдаче административного участка делается соответствующая запись в паспорте на административный участок.

3. В целях рационального использования служебного времени, более четкой организации работы, повышения ее эффективности участковый уполномоченный должен постоянно изучать, анализировать криминогенную обстановку на обслуживаемом участке. Для этого ему необходимо хорошо знать территорию участка, его особенности, дороги, линии связи, расположение и режим работы акционерных обществ, организаций, банков, почтовых отделений, баз, складов, иных мест хранения материальных ценностей (независимо от форм собственности), а также объектов разрешительной системы, порядок и состояние их охраны, места стоянки автотранспорта, а в сельской местности, кроме того, — все населенные пункты, фермерские хозяйства, лесные массивы, места произрастания наркосодержащих растений. Помимо этого, он должен знать характер занятости населения, его этнический состав, местные обычаи, традиции, культуру и, как правило, национальный язык большинства населения на обслуживаемом участке.

Изучая и оценивая криминогенную обстановку, участковый уполномоченный в первую очередь должен обращать внимание на ее системность, а не проводить аналитическую работу от случая к случаю. При этом ему необходимо: отражать в паспорте на административный участок как количество, так и характер раскрытых и нераскрытых преступлений; анализировать обстоятельства, способствующие их совершению; лиц, поведение которых контролируется полицией; знать приметы лиц, подозреваемых в совершении преступлений, и разыскиваемых преступников, сведения о потерпевших и похищенных вещах, места концентрации антиобщественных элементов и места, где чаще всего совершаются нарушения общественного порядка и преступления, а также силы и средства, которые должны использоваться для предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, укрепления либо усиления правопорядка.

Указанные сведения о деятельности участкового уполномоченного не ограничиваются лишь названными, их круг значительно шире.

4. В отношении планирования работы участкового уполномоченного, прежде всего, следует отметить, что без четкого плана он обречен постоянно решать массу текущих второстепенных вопросов, не имея возможности сосредоточиться на главном и реально влиять на состояние криминогенной обстановки на обслуживаемом участке. В этом заключается смысл и важность планирования его работы.

  • 5. Важным элементом организации участкового уполномоченного полиции является его взаимодействие с другими службами органов внутренних дел. Роль и значение этого взаимодействия были указаны выше. Формы и методы взаимодействия с криминальной полицией мы рассмотрим в следующем вопросе. Здесь же следует обратить внимание на то, что взаимодействие с другими службами ОВД осуществляется главным образом путем обмена информацией, совместного планирования и осуществления совместных мероприятий.
  • 6. Учет и отчетность в работе участкового уполномоченного полиции — это два слагаемых, которые существенно помогают ему организовать свою работу, увидеть пробелы, а также совершенствовать свою деятельность.
Читайте так же:  Ходатайство в суд о рассрочке платежа

Следует также отметить, что важным инструментом регулирования организации деятельности являются критерии оценки его работы. Именно они позволяют задействовать человеческий фактор, сориентированный на достижение положительных конечных результатов. Поэтому сегодня необходим выбор новых оптимальных критериев и систем оценок деятельности участковых уполномоченных, в том числе и стимулирующих их работу.

В настоящее время ведомственные нормативные акты МВД России в качестве основного критерия оценки роботы участкового уполномоченного рассматривают его авторитет и уважение со стороны населения. Результаты работы участкового уполномоченного оцениваются следующим образом:

  • — участия в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на участке;
  • — предупреждение преступлений и административных правонарушений;
  • — раскрытие преступлений;
  • — оказание помощи гражданам и должностным лицам в осуществлении их прав и законных интересов;
  • — состояние законности, учетно-регистрационной и исполнительской дисциплины;
  • — складывающейся оперативной обстановке на участке и принимаемых мерах по ее нормализации;
  • — привлечение граждан к участию в охране общественного порядка и установления доверительных отношений с ними.

С учетом названных критериев начальник органа внутренних дел или его заместитель по результатам работы за год определяют лучшего участкового уполномоченного полиции.

Источник: http://studwood.ru/550385/pravo/organizatsiya_raboty_uchastkovyh_upolnomochennyh_politsii

Что входит в обязанности участкового полиции?

Участковый – одна из главных должностей в полиции, поскольку именно к нему в первую очередь должны обращаться люди, проживающие на конкретной территории, за которой закреплен определенный участковый.

Это должностное лицо является мини-начальником на своем административном участке. На него возложен очень большой круг задач.

Какие обязанности возлагаются на участкового уполномоченного полиции в 2020 году?

Служба участковых уполномоченных полиции по своей сути является многогранной. Как и участковый врач, полицейский знает, чем «болеет» отведенный ему участок.

Под его присмотром весь контингент: и благополучный и неблагополучный. Он должен отслеживать все изменения, которые происходят в жизни граждан на подведомственной ему территории.

Участковый является сотрудником полиции. Он осуществляет оперативно-служебную работу на должности старшего или среднего начальствующего состава.

Одна из главных задач участкового – заинтересовать граждан, проживающих на конкретном административном участке, оказывать помощь и содействие работе участкового, найти взаимопонимание с гражданами. Только при таких условиях работа участкового будет эффективной.

Ведь когда ему поступает своевременная информация о произошедшем или планируемом событии, происшествии, тогда он сможет своевременно помочь, среагировать, пресечь правонарушения и даже преступления.

Основные формы несения службы участковых

Обязательные полномочия участковых на вверенных им участках:

  1. Регулярный профилактический обход вверенной ему территории, участка.
  2. Прием граждан, рассмотрение обращений граждан.
  3. Работа с гражданами, закрепленными на конкретной территории, которые состоят на профилактических учетах.
  4. Отчетность перед гражданами о проделанной работе.

Полномочия участкового уполномоченного полиции

На службе участковых называют не иначе как универсальные солдаты. И правда, это должностное лицо наделено обширными полномочиями.

В Приказе МВД РФ № 1166 от 31.12.2012 года прописано, что входит в обязанности участкового полиции:

  • он должен принимать необходимые меры по защите здоровья, жизни, прав и свобод граждан, закрепленных за ним на обслуживающей территории;
  • противодействовать преступности, контролировать общественный порядок и пресекать любые попытки его нарушения;
  • обеспечивать безопасность всех людей, проживающих на доверенной ему территории;
  • выявлять, предупреждать и раскрывать административные правонарушения, а также преступления;
  • обеспечивать порядок в общественных местах;
  • принимать участие в розыске лиц, которых обвиняют или подозревают в совершении каких-либо преступлений, скрывающихся от суда и следствия;
  • принимать участие в розыске лиц, пропавших без вести, в розыске несовершеннолетних, а также лиц, которые отказываются от принудительной госпитализации, назначенной им судом при наличии психических расстройств;
  • принимать участие в распознавании неопознанных трупов;
  • контролировать соблюдение гражданами законодательства по части оборота оружия;
  • обеспечивать безопасность дорожного движения на подведомственной ему территории.
  • Как участковый проводит профилактический обход?

    Под профилактическим обходом понимается посещение участковым таких мест:

    • зданий, сооружений, которые находятся на вверенном ему участке;
    • подъездов, подвальных и чердачных помещений в жилых домах;
    • зданий, которые пустуют и подлежат сносу;
    • квартир, где живут люди, состоящие на профилактическом учете в органах внутренних дел.

    Участковый обязан проводить осмотр только в форменной одежде.

    Если этот сотрудник полиции хочет посетить квартиру, где живет интересующий его человек, тогда он должен позвонить в звонок, представиться, назвав свою должность, звание, фамилию.

    По требованию человека он обязан предъявить свое служебное удостоверение, а также сообщить цель своего визита.

    Если человека интересует, куда он может обратиться в случае возникновения каких-либо вопросов, тогда участковый должен предоставить ему свой номер телефона или дать визитную карточку, сообщить о днях и часах приема граждан.

    Прием граждан участковым полиции

    Каждый участковый обязан вести прием граждан, рассматривать поступающие от них заявления. График приема граждан у каждого участкового свой.

    Его утверждает начальник территориального МВД РФ. Обязательно должны соблюдаться такие правила приема граждан:

    • принимать людей не реже 3 раз в неделю;
    • принимать граждан в один из выходных дней;
    • принимать людей как днем, так и вечером.

    Участковый должен принимать обращения и заявления граждан в участковом пункте полиции.

    Работа участкового с людьми, проживающими на вверенной ему территории, состоящие на профилактическом учете

    В обязанности участкового входит профилактическая работа с такими категориями граждан:

  • с теми, кто был освобожден из мест лишения свободы;
  • с теми, у кого есть непогашенная или неснятая судимость;
  • с людьми, страдающими алкоголизмом или наркоманией;
  • с теми, кто состоит на учете в больнице (клинике), кто может представлять опасность для других граждан, проживающих на близлежащей территории;
  • с теми, кто совершил правонарушение в области семейно-бытовых отношений (например, муж избил жену, детей и т. п.);
  • с людьми, которые нарушают общественный порядок (шумят в запрещенные часы);
  • с молодежью-неформалами, которые своими действиями посягают на общественный порядок и безопасность или ранее уже совершали какие-либо административные правонарушения.
  • Читайте так же:  Кэшбэк от альфа банка зарплатная карта

    Какие обязанности у участкового по выявлению и раскрытию преступлений?

    Если участковому поступает информация о произошедшем преступлении на вверенной ему территории, тогда он обязан:


  • Установить обстоятельства, при которых было совершено преступление – время его совершения, место, примеры подозреваемого.
  • Выяснить состояние пострадавшего и информацию о нем, найти очевидцев.
  • Сообщить о преступлении оперативному дежурному.
  • Если участковый прибыл на место преступления раньше следователей, тогда он должен принять меры по пресечению преступления, а также по возможности задержать подозреваемого, помочь пострадавшему, сохранить следы преступления, а также незамедлительно проинформировать оперативного дежурного о злодеянии.
  • Когда на место происшествия прибывает следственно-оперативная группа, участковый обязан передать всю полученную информацию им. Далее он должен выполнять поручения начальника группы: опрашивать свидетелей, вызывать их к следователю и т. п.
  • Обязанности участкового по выявлению административных правонарушений

    Уполномоченный сотрудник полиции при обнаружении правонарушений гражданами на закрепленной за ним территории, обязан:

    1. Установить личность правонарушителя.
    2. Составить протокол об админ. правонарушении. При необходимости он задерживает нарушителя, выносит ему определение о возбуждении административного дела, выносит постановление о назначении наказания в виде штрафа или предупреждения.
    3. Доставить правонарушителя, который потребляет наркотические или психотропные вещества в территориальный орган МВД.

    Права участкового уполномоченного полиции

    При выполнении своих профессиональных обязанностей участковый пользуется правами, предусмотренными ФЗ «О полиции», а также главой V Приказа МВД РФ № 1166.

    Так, он имеет следующие права:

  • Проводить осмотр подозрительных граждан, которые пришли на массовое мероприятие. Если гражданин отказывается быть досмотренным, тогда участковый имеет право запретить ему посещать общественные места или массовые мероприятия.
  • Проводить остановку движений транспортных средств на вверенной ему территории, проверять документы у водителей, осматривать грузы, если у него есть подозрения, что товар используется в противоправных целях.
  • Запрещать дорожное движение. Он имеет право изменять организацию движения при наличии на то оснований (например, во время проведения массовых культурных мероприятий).
  • С согласия граждан, проживающих на территории, подведомственной участковому, привлекать их к сотрудничеству с ним, вознаграждать таких людей за помощь в раскрытии преступлений.
  • Задерживать лиц, которых он подозревает в совершении преступлений или административных правонарушений.
  • Проникать в жилые помещения для спасения жизни людей и в ряде других случаев.
  • Применять физическую силу, использовать специальные средства, в том числе и огнестрельное оружие в предусмотренных законом ситуациях.
  • Ответы на вопросы

    Вопрос: Могу ли я не открывать дверь участковому, если у него нет при себе удостоверения?

    Ответ: Да, можете. Ведь согласно пункту 23 Приказа МВД РФ № 1166 участковый при несении службы обязан иметь при себе не только служебное удостоверение, но и нагрудный знак, специальный жетон с личным номером, а также другие необходимые средства: свисток, огнестрельное оружие, портфель, средства ограничения подвижности, различные бланки документов и т. д.

    Вопрос: Как часто участковый должен проводить профилактический обход?

    Ответ: Согласно пункту 42 Приказа № 1166 МВД РФ он должен делать это ежедневно.

    Вопрос: Имеет ли право участковый проникать в квартиру без согласия ее жильцов?

    Ответ: Согласно п. 3 ст. 15 ФЗ «О полиции» участковый имеет право проникать в жилые помещения без согласия их жильцов в случае, если людям или их имуществу угрожает какая-либо опасность; если он знает, что в квартире находится лицо, подозреваемое в совершении преступления; если ему необходимо пресечь преступление; если ему нужно установить обстоятельства несчастного случая. Во всех остальных случаях он должен спросить разрешения у хозяев квартиры войти.

    Вопрос: Нужно ли вызывать участкового, если престарелый человек умер в квартире естественной смертью?

    Ответ: Да, обязательно. Независимо от причины кончины человека, участкового обязательно следует вызвать.

    Вопрос: Участковый вызывает в пункт милиции для беседы. Обязан ли я туда идти или могу проигнорировать его приглашение?

    Ответ: Если участковый просто приглашает человека, то тот имеет право не приходить. Но если человека вызывают, а не приглашают, в рамках административного дела или уголовного производства, тогда он обязан будет прийти. В противном случае к нему участковый примет меры по принудительному приводу в полицию.

    Вопрос: Можно ли обратиться к участковому по поводу краж люков, вскрытия замков на чердаках и в подвалах?

    Ответ: Да, можно. Вообще участковый должен регулярно проводить обход закрепленной за ним территории. Если граждане пожалуются ему, тогда он обязан пойти на место происшествия, выявить нарушение, а потом направить уведомление в эксплуатирующую организацию (например, в ЖЭК), чтобы они устранили выявленные недостатки.

    Участковый должен знать, кто из жильцов домов, закрепленных за его территорией, ранее был осужден, кто состоит на учете в ПНД, у кого есть личное оружие, кто может поднять руку на жену и т. д.

    Прием граждан, работа с материалами, профилактический обход – всем этим занимается участковый. Качественное исполнение участковым своих обязанностей – залог спокойствия граждан.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    В 2020 году уровень преступности в России снизился. Немалая заслуга в этом и участковых на местах.

    Источник: http://ugolovnyi-expert.com/obyazannosti-uchastkovogo-upolnomochennogo-policii/

    Часто задаваемые вопросы о работе участкового

    Подготовлено по материалам исследований Института проблем правоприменения (ИПП)

    Участковый уполномоченный полиции: роль в системе МВД и сфера ответственности

    Функции и задачи участкового граждане часто воспринимают как своего рода периферию правоохранительной системы. С участковыми мы сталкиваемся редко и лишь по крайней необходимости: выправить охотничий билет, пожаловаться на шумных соседей, зафиксировать царапину на машине, припаркованной во дворе. Многим памятны также поквартирные обходы: «Этот призывник ещё в девяностые съехал, а вы каждую весну трезвоните». Должность участкового порой представляется малофункциональным рудиментом советской системы, но оказывается органично вписанной в систему функционирования МВД РФ все послесоветское время.

    Читайте так же:  Каких врачей проходят на медкомиссии в военкомате

    Исследователи-социологи образно называют участкового рабочей лошадью системы МВД. Определение, возможно, грубоватое по форме, но исключительно верное по существу. Без каждодневного труда участковых деятельность высших звеньев правоохранительной системы была бы невозможной; невозможно переоценитьих вклад в дело охраны общественного порядка. Объём же бумажной работы, который приходится проделывать участковым, превосходит все ожидания.

    Практически все функции МВД, описанные в законе о полиции, дублирует на территории своего административного участка один единственный человек – участковый уполномоченный полиции.

    Чем же занимается участковый помимо выдачи справок и профилактики хулиганства?

    Этот вопрос требует длинного ответа, поскольку ведомственные приказы, регламентирующие деятельность участкового, написаны с исключительно широкими формулировками.

    После реформ и сокращений, проведённых в структуре МВДв 2012-м году, список обязанностей участкового разросся практически до бесконечности; увеличился также размер участков.

    Например, в приказе № 900, действовавшем до реформы, было чётко прописано максимальное количество жителей на административном участке, обслуживаемом участковым. В действующем приказе за номером 1166 больше не оговаривается, какое именно количество жителей должен «прикрывать» участковый.

    Размеры и границы административного участка определяются и пересматриваются начальником территориального органа МВД России с учетом численности населения….

    Выдержка из Приложения к приказу МВД России от 31.12.2012 N 1166, П.10

    То есть руководитель участкового может на свое усмотрение перекраивать участки, а также направлять подчиненных на чужие участки, если там не хватает рук. В итоге сомнительной «нормой» стали участки в 7-10 тысяч человек на участкового, в крупных городах нередко наблюдается ситуация, когда на одного участкового приходится до 20 тыс. населения

    Рассматривая перечень обязанностей участкового, мы должны понимать, что как уже было указано выше, в его обязанности входят все виды деятельности, предписанные МВД вообще. Участковый работает за целое министерство, но в границах своего конкретного административного участка (размеры которого могут быть совершенно неразумными).

    Ниже перечислены некоторые обязанности участкового, предусмотренные процитированным выше приказом.

    1. Проведение профилактического обхода административного участка.

    2. Осуществление приема граждан и рассмотрение их обращений.

    3. Проведение индивидуальной профилактической работы с гражданами, состоящими на профилактическом учете.

    4. Проведение отчетов перед населением о проделанной работе.

    Рассмотрим для примера тот вид работы участкового, который наиболее заметен гражданам, а именно обходы населения.

    Обходы населения – одна из первых обязанностей участкового. Задачи обхода могут быть разными. Все мы знаем о кампанейщине разного рода, связанной с «охотой на нелегалов», или поиском уклонистов от армии.

    Эти кампании, именуются в МВД операциями, график которых разрабатывается централизовано и спускается территориальным отделам. Привлечение участковых происходит практически по каждой из них.

    Однако участковый может прийти с визитом, даже если вы никогда «не были», «не состояли» и в вашем доме и близко нет ни мигрантов, ни квартирантов.

    То есть кампании, объявляемые в связи с каким-либо ЧП или сезонные – не единственный повод для обхода территории.

    В так называемых «паспортах» на дом и на административный участок, который составляет участковый, есть сведения обо всех гражданах, по тем или иным причинам попадавших в поле зрения полиции. И идеале в этих журналах должны быть переписаны все живущие на территории с отдельным учетом тех, кто называются «подучетными». В первую очередь, это группы риска: судимые с условным сроком наказания, бывшие заключённые, лица, страдающие от пагубных привычек (в том числе те, кто состоит на учёте в алко — и наркодиспансерах), социально-опасные психические больные, семейные дебоширы и т.д.

    Но нужно помнить, что полиция интересуется также автовладельцами, владельцами охотничьего оружия и даже собак бойцовых пород. Анекдот про «то ли он украл, то ли у него украли» хорошо иллюстрирует подход участкового к т.н. «контингенту» (то есть гражданам, проживающим на участке, не только к представителям «групп риска») и вот почему.

    Если на подведомственной территории происходит ЧП, оперативные работники и следователи в первую очередь обращаются к участковому вплоть до формата «сколько японских иномарок серебристого цвета есть в квартале» или «на вашем участке покусан гражданин, располагаете ли сведениями о псе-боксёре по кличке Рекс».

    Поэтому участковый постоянно должен «держать руку на пульсе», проверяя все категории граждан, даже самых законопослушных.

    Любопытно, что так называемый «паспорт участка», то есть сборник полезных сведений о гражданах, согласно должностным инструкциям, должен быть бумажным журналом, заполненным от руки. Закон о персональных данных формально не позволяет участковому создать удобную для работы электронную базу. (На практике участковые часто обходят этот запрет, пользуются Access и Excel ).

    И это лишь одна сторона деятельности участкового.

    Может возникнуть следующее закономерное предположение: вероятно, в оставшееся от обходов и прочей профилактики время участковый посвящает расследованию преступлений.

    Не всё так просто.

    Расследуют ли участковые преступления?

    К сожалению, картина вдумчивого расследования происшествий «местным специалистом» (а кому как не ему лучше всего знать людей в округе), которую мы помним из советских фильмов, очень далека от действительности.

    Когда по 02 в отдел полиции поступает звонок, по неочевидным случаям, где нет явного преступления, направляют именно участкового.«Пусть сходит участковый и разберется, вроде никого не убивают».

    Если же внешне «несерьёзный» случай оказывается серьёзным преступлением (например, выясняется, что это не «кошка кричала на дереве», а произошло избиение или изнасилование), участкового подключают к расследованию.

    Читайте так же:  Какие отсрочки от армии

    Однако содержательной работы на его долю приходится немного. Участковый, как правило, выполняет всевозможные поручения служб и специалистов, которые эту работу исполняют (следователей, дознавателей, оперативных работников). Суть этих поручений обычно состоит в том, чтобы «выяснить», «установить», «опросить», «уведомить» и т. д.

    Также в этом наборе, как правило, будут поручения, спущенные с регионального или федерального уровней и связанные со всякого рода проверками. «Проверить антитеррористическую защищенность объекта», «оценить доступность подъездов для пожарной техники» и т. д. В этом случае ожидается, что участковый составит рапорт или заполнит отчет по установленной форме. Наконец, участковому же отписываются все поступившие заявления и жалобы граждан, по которым не проводилось должной работы (то есть не выезжал экипаж ППС или другие сотрудники полиции).

    При таком уровне загрузки участковый не имеет возможности скрупулёзно заниматься расследованием конкретного дела. Отметим однако, что такая работа считается похвальной и поощряется руководством, но в основном только морально.

    Едва ли не единственное процессуальное действие, которое часто приходится принимать участковым – это решение об отказе в возбуждении уголовного дела, поскольку участковых фактически обязывают делать работу дознавателей по тем самым «неочевидным» делам, которыми неохотно занимаются другие подразделения МВД.

    Здесь мы рекомендуем вам обратиться к разделу, посвящённому фильтрации сообщений о преступлениях на начальном этапе.

    На моём подъезде висит объявление с мобильным телефоном участкового. Выходит, наш участковый – энтузиаст своего дела?

    С одной стороны, это требование руководства – население должно знать участкового. И объявление, и визитки дают возможность это сделать. Часто объявление и визитки им печатаются централизованно и стандартизированно.

    Но с другой стороны, это выгодно и самим участковым. Ваш участковый, скорее всего, человек добросовестный. Но в случае с мобильным телефоном им движет, в первую очередь, чувство самосохранения. Участковый старается, чтобы граждане, в том числе представители поднадзорных групп,звонили не в дежурную часть, а ему лично. Это важный механизм сокращения количества бумажной работы.

    Бывает, что по прошествии времени жертва мелкого правонарушения утрачивает интерес к заявлению. Если звонок не был зарегистрирован в дежурной части, участковому достаточно просто провести беседу с нарушителем спокойствия и ограничиться рапортом о том, что «поступил звонок, проведена такая-то работа».

    В случае, когда вызов проходит через дежурную часть, с большой вероятностью добавляется работа по подготовке постановления об отказе в возбуждении уголовного дела (см. ответ на предыдущий вопрос) и других отчетных документов, включая опросы свидетелей, сбор экспертиз и прочее.

    Тактика «личного общения» позволяет участковому снизить число зарегистрированных через дежурную часть сообщений и даёт ему свободу действий: можно спустить случай на тормозах или наоборот – вызвать оперативно-следственную группу.

    Человек вышел утром и обнаружил царапину на своей машине. Нужен документ из полиции для страховой компании — ему выдают постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

    Два выпивших приятеля подрались в баре, но не имеют друг к другу претензий — полиция пишет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

    В этом не было бы ничего страшного — в конце концов, какая разница, как называется бюрократическая бумага, которой фиксируется тот факт, что ничего серьезного не произошло.

    Однако типовой «отказной материал» — постановление с сопутствующими документами — это от 15 до 40 страниц, заполненных преимущественно вручную: объяснения участников, свидетелей, оценка стоимости имущества, рапорты сотрудников и т. д. И такие материалы совершенно обязательны для всех официальных вызовов. И все они проверяются не только непосредственным руководителем участкового, но также начальником отдела полиции, и прокурором.

    Другими словами, подготовка документа, основное содержание которого «ничего не случилось», занимает от пары часов до полного рабочего дня.

    Участковые готовят более 5 миллионов отказных материалов в год. Каждый участковый готовит за неделюдо пяти постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела.

    Выходит, что личный звонок экономит участковому время и труд. При этом «безбумажное» решение проблемы может оказаться вполне осмысленным и удовлетворительным для заинтересованных сторон.

    Как с минимальными потерями времени и сил добиться от участкового решения конкретной проблемы, если она выходит за пределы стандартных процедур?

    Готовых рецептов здесь быть не может.

    К сожалению, работа участкового в настоящее время подчиняется не соображениям общественной пользы, а чисто формальным внутриведомственным критериям. Участковый – раб статистики, а статистика формируется «сверху» вне всякой связи с реальными запросами граждан к правоохранительной системе.

    Теоретически, используя механизмы, предусмотренные ведомственной субординацией (жалобы по инстанциям и т.д.), можно добиться приоритетного решения какого-то нетривиального вопроса.

    В связи с последним важно отметить, что система требований и принципы обратной связи, существующие в системе МВД, не предусматривают оптимизации трудозатрат и компенсаторных механизмов в случае перегрузки работников. То есть, если ваш случай нестандартный и требует большой отдачи от специалиста, вы можете добиться своего, но не «вопреки системе», а за счёт перегрузки конкретного участкового: благодаря его энтузиазму и доброй воле, или по причине страха перед умелым давлением.

    Мы надеемся, что предоставленные нами сведения помогут гражданам лучше понять работу участкового и адекватнее действовать в ситуации общения с ним.

    Мы также рассчитываем, что действующие сотрудникислужбы участковых уполномоченных и её ветераны поделятся с нами своими соображениями о фактическом и желаемом положении дел на местах и дополнят наши материалы.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://www.openpolice.ru/pages/ponyatnaya-policiya/ponyatnyj-uchastkovyj/chasto-zadavaemye-voprosy/

    Работа участкового уполномоченного полиции с населением
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here