Разрешение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Лекция №6. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Эффективность данной стадии.
Соглашение сторон о намерении рассмотреть спор в трудовом арбитраже
Что такое трудовой арбитраж, кем и как он формируется.
Кто может рекомендовать сторонам кандидатур трудовых арбитров?
Механизм работы трудового арбитража.
Форма принимаемых решений и их обеспечение.

Нормативно- правовые акты.

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже – один из этапов разрешения коллективного трудового спора.

При недостижении согласия в примирительной комиссии и (или) с участием посредника стороны коллективного трудового спора стороны могут приступить к созданию трудового арбитража.

В случаях, предусмотренных статьей 413 Трудового кодекса РФ, когда не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным.

Эффективность рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже в том, что если стороны сами не могут придти к соглашению, то решение принимается независимым органом, который создается не позднее трех рабочих дней решением сторон коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров. Участие трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора должно предоставлять сторонам коллективного трудового спора дополнительные возможности для его мирного разрешения.

При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора.

Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соглашением сторон коллективного трудового спора.

Решение о создании трудового арбитража, его состав, регламент работы оформляются протоколом совместного заседания предста­вителей сторон и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров.

Регла­ментом могут быть установлены: продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из трудовых арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений лиц, представляющие стороны по существу спора; возможность и порядок отвода трудовых арбитров и т.д.

Дата подписания протокола считается днем создания трудового арбитража.

В протоколе следует отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав их непосредственно с трудовыми арбитрами, руководителями орга­низаций, где они работают и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров.

В Москве стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров».

Учреждение окажет помощь сторонам спора в создании временного трудового арбитража с предоставлением помещения для проведения его заседаний, обеспечит трудовых арбитров необходимой оргтехникой и правовой документацией, окажет сторонам необходимую консультационную помощь, а также помощь в подготовке регламента.

Срок рассмотрения спора в трудовом арбитраже до трех рабочих дней.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделяется соответствующими полномочиями.

Трудовые арбитры имеют право:

запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

  • избрание председателя трудового арбитража,
  • изучение документов и материалов, представленных сторонами;
  • заслушивание представителей сторон;
  • заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;
  • разработка решений по существу коллективного трудового спора;

Решение трудового арбитража составляются в письмен­ной форме с учетом всех обстоятельств дела в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, под­писывается трудовыми арбитрами и передаются сторонам. Решение трудового арбитража оформляются протоколом заседания трудового арбитража. В протоколе, подписываемом членами трудового арбитража, указываются присутствующие на заседании трудовые арбитры, представители сторон спора, перечень мер, необходимых для разрешения коллективного трудового спора.

Источник: http://study.trudsud.ru/programs/3/6/

Разрешение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Трудовой арбитраж представляет собой временно действую­щий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, ко­торый создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудо­вого спора и соответствующим государственным органом по уре­гулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Со­здание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, предста­вителя работников и указанного органа.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом ар­битраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

1) рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора;

2) получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора;

3) информирует в случае необходимости органы государствен­ной власти и органы местного самоуправления о возможных со­циальных последствиях коллективного трудового спора;

4) принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решения трудового арбитража по урегулированию коллектив­ного трудового спора передаются сторонам этого спора в пись­менной форме.

В случае уклонения работодателя от создания трудового арбит­ража, а также в случае отказа от выполнения его рекомендаций работники могут приступить к проведению забастовки.

Создание трудового арбитража обязательно в организациях, в которых законом запрещено или ограничено проведение забасто­вок.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель уклоняется от примирительных процедур, не выполняет соглашение, достигну­тое в ходе разрешения коллективного трудового спора, то работ­ники или их представители вправе приступить к организации за­бастовки.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте так же:  Приказ о выплате компенсации дополнительного отпуска

Лучшие изречения: Для студентов недели бывают четные, нечетные и зачетные. 9720 — | 7565 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/11_160931_razreshenie-kollektivnogo-trudovogo-spora-v-trudovom-arbitrazhe.html

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Коллективный трудовой спор — это неурегулированные раз­ногласия между работниками (их представителями) и работода­телями (их представителями) по поводу установления и изме­нения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглаше­ний, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение вы­борного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).

Специфическими признаками коллективного трудового спора являются особый субъектный состав (его коллективный харак­тер) и особый предмет разногласий.

Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определённым организационным единством (члены профсоюза, работники организации, её обособленного структурного подразделения) и объединённые общими профессиональными (социально-трудо­выми) интересами. Другим субъектом спора является или рабо­тодатель или объединение работодателей, т.е. данная сторона спора также может быть представлена своеобразным коллекти­вом — работодателями данной отрасли, территории и т. п.

Предметом коллективного трудового спора являются закон­ные интересы и права объединённых в трудовые коллективы работников.

Такой спор может возникнуть по поводу:

— установления и изменения условий труда;

— заключения, изменения и выполнения коллективных дого­воров, соглашений;

— отказа работодателя учесть мнение выборного представи­тельного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организации.

Таким образом, для того, чтобы неурегулированные разно­гласия между работниками и работодателями были квалифици­рованы как коллективный трудовой спор, необходимо наличие обоих указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них, его нельзя признать коллективным.

Коллективные трудовые споры традиционно рассматрива­ются в качестве споров об интересах , к которым можно отнести, в частности, споры, возникшие на стадии коллективных пере­говоров. Но наиболее распространёнными в настоящее время являются споры о праве о выполнении условий заключённого коллективного договора или соглашения.

Таким образом, коллективные трудовые споры по их харак­теру можно разделить на два вида:

— по поводу установления или изменения социально-эконо­мических условий труда и быта работников, заключения или изменения коллективных договоров и других социально-парт­нёрских соглашений;

— по поводу выполнения коллективных договоров и соглаше­ний, отдельных норм трудового законодательства.

В коллективном трудовом споре от имени спорящих сторон выступают их представители. Представителями работников яв­ляются органы профсоюзов и их объединений, уполномочен­ные на представительство в соответствии с их уставами, иные представительные органы, образованные на собраниях (конфе­ренциях) работников и уполномоченные ими. Представители работодателей — это руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, индивидуальные предприниматели (лично), полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

В разрешении коллективных трудовых споров принимают участие государственные органы по урегулированию коллек­тивных трудовых споров . В качестве таких органов выступают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегули­рования коллективных трудовых споров (в настоящее время — Федеральная служба по труду и занятости ), и органы исполни­тельной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров. Их задачи и полномочия опре­делены ст. 407 ТК РФ .

Днём начала коллективного трудового спора является день со­общения решения работодателя (его представителя) об откло­нении всех или части требований работников (их представите­лей), либо несообщение работодателем (его представителем) в установленный срок своего решения. С этого момента стороны могут начать примирительные процедуры рассмотрения кол­лективного трудового спора.

Все действия сторон коллективного трудового спора, согла­шения и решения, принимаемые в связи с разрешением этого спора, должны оформляться протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, а также органом, возглавляющим забастовку, если она будет иметь место ( ст. 418 ТК РФ ).

Порядок урегулирования разногласий самими спорящими сто­ронами начинается с формулирования и утверждения общим собранием (конференцией) работников требований, которые излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных тру­довых споров. Правом выдвижения требований обладают работ­ники и их представители, определённые в соответствии со ст. 29-31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ .

Эти требования утверждаются большинством голосов при­сутствующих на собрании (конференции) ( ст. 399 ТК РФ ). При этом собрание работников считается правомочным, если на нём присутствует более половины работающих, а конферен­ция — если на ней присутствует не менее двух третей избран­ных делегатов. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требова­ний и не вправе препятствовать его (её) проведению.

Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и в течение трёх рабочих дней со дня их получения сообщить в письменной форме о своем ре­шении представительному органу работников организации, (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя. Представителям работодателей (объединений работодателей) на федеральном, межрегиональном, региональном, территориаль­ном, отраслевом уровнях на ответ профсоюзам (их объединени­ям) отведен один месяц (ст. 400 ТК РФ).

Если все требования удовлетворяются, то разногласия сто­рон погашаются и спора не возникает. Если работодатель пол­ностью или частично отклоняет эти требования или не даёт на них ответа, возникает коллективный трудовой спор.

В соответствии с ч. 1 ст. 401 ТК РФ порядок разрешения кол­лективного трудового спора состоит из следующих этапов: рас­смотрение коллективного трудового спора примирительной ко­миссией; рассмотрение коллективного трудового спора с уча­стием посредника и (или) в трудовом арбитраже. При этом рассмотрение спора примирительной комиссией является обя­зательным этапом, а в случае недостижения согласия в прими­рительной комиссии стороны спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбит­ража. Спор также передается на рассмотрение в трудовой ар­битраж в случае уклонения одной из сторон от участия в созда­нии или работе примирительной комиссии (ч. 1 ст. 406 ТКРФ).

Таким образом, существуют три возможные схемы исполь­зования примирительных процедур:

Читайте так же:  Запрос о тяжести производственной травмы образец

— примирительная комиссия — посредничество;

— примирительная комиссия — трудовой арбитраж;

— примирительная комиссия — посредничество — трудовой арбитраж.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Кроме того, каждая из сторон спора в любой момент после его начала вправе обратиться в соответствующий государственный орган для уведомительной регистрации спора.

Каждая примирительная процедура проводится в предусмот­ренные ТК РФ сроки, которые в случае необходимости могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудо­вого спора.

В период рассмотрения и разрешения коллективного трудово­го спора на всех этапах примирительных процедур работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, шест­вия и пикетирования в поддержку своих требований в порядке, установленном Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пике­тированиях».

Примирительная комиссия — это паритетный орган спорящих сторон. Она создается в срок до трёх рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании ко­миссии на локальном уровне социального партнерства оформ­ляется соответствующим приказом (распоряжением) работода­теля и решением представителя работников. Решения о созда­нии примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоря­жением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников. Примирительная комиссия форми­руется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. При этом стороны не вправе укло­няться от создания комиссии и участия в её работе, а работода­тель обязан создать необходимые условия для работы комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен при­мирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момен­та издания приказа (распоряжения) о её создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон , что оформляется протоколом. Решение комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформля­ется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены данным решением.

Рекомендуемый порядок организации работы примиритель­ной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора определен постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 57.

После пяти календарных дней работы примирительной ко­миссии может быть однократно объявлена часовая предупреди­тельная забастовка , о которой работодатель должен быть преду­преждён в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

Вторым этапом примирительных процедур является рассмот­рение коллективного трудового спора с участием посредника. Согласно ч. 1 ст. 403 ТК РФ стороны могут пригласить его в те­чение трёх рабочих дней после составления примирительной ко­миссией протокола разногласий. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответст­вующий государственный орган по урегулированию коллектив­ных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредни­ка. Если в течение трёх рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандида­туры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с уча­стием посредника. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием по­средника утверждены постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 58.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием по­средника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторо­нами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Если соглашение сторон по спору не достигнуто и составлен протокол разногласий , то с этого момента стороны обращаются к третьему этапу примирительных процедур — трудовому арбит­ражу. Трудовой арбитраж представляет собой временно дейст­вующий орган по рассмотрению коллективного трудового спо­ра, который создаётся в случае, если стороны этого спора за­ключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений ( ст. 404 ТК РФ ).

Трудовой арбитраж создаётся сторонами коллективного тру­дового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позд­нее трёх рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником.

В случаях уклонения работодателей (их представителей) от создания трудового арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастов­ки, за исключением случаев, когда в соответствии с Трудовым кодексом (ч. 1 и 2 ст. 413) в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена. В этих случаях создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, пол­номочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. При этом сто­роны могут принимать во внимание Рекомендации об органи­зации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже , утверждённые постановлением Минтру­да России от 14 августа 2002 г. № 591. Если стороны не прихо­дят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, когда создание арбитража является обязательным, то решение по этим вопросам принимает соот­ветствующий государственный орган по урегулированию кол­лективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти ра­бочих дней со дня его создания. Рекомендации трудового ар­битража по урегулированию коллективного трудового спора пе­редаются сторонам этого спора в письменной форме.

Соглашение , достигнутое сторонами в ходе разрешения кол­лективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его выпол­нением осуществляется сторонами коллективного трудового спора ( ст. 408 ТК РФ ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/2_58352_kollektivnie-trudovie-spori-i-poryadok-ih-razresheniya.html

Статья 408. Соглашение в ходе разрешения коллективного трудового спора

Соглашение между сторонами коллективного трудового спора может быть достигнуто на любом этапе его разрешения.

Так, решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон этого спора и оформляется протоколом (ч. 7 ст. 402 ТК РФ), разрешение коллективного трудового спора с участием посредника завершается принятием сторонами этого спора согласованного решения (ч. 4 ст. 403 ТК РФ), при создании трудового арбитража стороны заключают соглашение об обязательном выполнении его решений (ч. 1 ст. 404 ТК РФ). 2.

Все соглашения, достигнутые между сторонами коллективного трудового спора, в силу комментируемой статьи, а также ст. 402-404 и 418 ТК РФ оформляются в письменной форме и имеют для сторон этого спора обязательную силу.

Читайте так же:  При увольнении пенсионера будет ли индексация пенсии

Отсутствие письменной формы соглашений влечет за собой недействительность их.

В соответствии с ч. 6 ст. 402 ТК РФ решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора и оформляется протоколом.

Примерные формы соответствующих протоколов содержатся в приложениях 1, 2 к Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией, утв. постановлением Минтруда России от 14.08.2002 № 57 (подробнее см. комментарий к ст. 402 ТК РФ).

Согласно ч. 4 ст. 403 ТК РФ разрешение коллективного трудового спора с участием посредника завершается принятием сторонами этого спора согласованного решения. Примерные формы соответствующих протоколов содержатся в приложениях 1,2, 3 к Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника, утв. постановлением Минтруда России от 14.08.2002 № 58 (подробнее см. комментарий к ст. 403 ТК РФ).

При создании трудового арбитража стороны коллективного трудового спора заключают соглашение об обязательном выполнении решений (ч. 1 ст. 404 ТК РФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Примерные формы соответствующих протоколов содержатся в приложениях 1,2 к Рекомендациям об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже, утв. постановлением Минтруда России от 14.08.2002 № 59 (подробнее см. комментарий к ст. 404 ТК РФ).

Контроль за надлежащим исполнением соглашений осуществляется сторонами коллективного трудового спора.

Необходимо отметить особое значение соглашения, достигнутого в результате примирительной комиссии (обязательного этапа разрешения коллективного трудового спора).

Так, если работодатель (его представители) на локальном уровне или представители работодателей на иных уровнях социального партнерства не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора в примирительной комиссии, то работники (их представители) на соответствующих уровнях социального партнерства не позднее трех рабочих дней со дня окончания разрешения спора примирительной комиссией могут совместно с уполномоченными государственными органами по урегулированию трудовых споров перейти к созданию трудового арбитража, минуя стадию разрешения спора с участием посредника (ч.

ч. 1 ст. 406, ч. 2 ст. 409 ТК РФ).

При этом в случае, если стороны такого спора не смогут заключить соглашение в письменной форме об обязательном выполнении решений трудового арбитража, то второй этап разрешения коллективного трудового спора не состоится, а работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Законодатель установил административную ответственность (ст. 5.33 КоАП РФ) для работодателя и его представителя за невыполнение обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст. 416 ТК РФ).

Статья 409. Право на забастовку

В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации признается право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах, не выполняютсоглашение, достигнутое входе разрешения коллективного трудового спора, или не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу, то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена.

Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие. КОММЕНТАРИЙ 1.

Право работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора Конституция РФ относит к одному из основных прав и свобод человека и гражданина. В части 4 ст. 37 Конституции РФ провозглашено: “. признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку”.

Этот конституционный принцип нашел свое отражение прежде всего в нормах ч. I ТК РФ. Так, одним из основных принципов правового урегулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является обеспечение права на забастовку в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами (ст. 2 ТК РФ). Одним из основных прав работника, закрепленных в ст. 21 ТК РФ, является право на разрешение коллективного трудового спора, включая право на забастовку, в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами.

Забастовка как способ разрешения коллективного трудового спора является особым методом урегулирования такого спора.

В отличие от примирительных процедур разрешения коллективного трудового спора, имеющих в своей основе метод коллективных переговоров и консультаций, в наибольшей мере отвечающий целям и задачам трудового законодательства, забастовка представляет собой коллективное действие в форме временного добровольного отказа работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично).

Законодатель увязывает право на забастовку с рядом ограничений, указанных в ч. 1 и 2 ст. 413 ТК РФ. При этом необходимо отметить, что коллективные трудовые споры могут иметь место в таких случаях только в форме примирительных процедур, а трудовой арбитраж наряду с примирительной комиссией является обязательным, и его решение имеет для сторон обязательную силу (ч. 7 ст. 404 ТК РФ).

Данное положение соответствует рекомендациям Комитета по свободе объединения Административного совета МОТ, который, в частности, указывает: “. использование принудительного арбитража в случаях, когда стороны не достигают договоренности через коллективные переговоры, допустимо только для жизненно важных служб в строгом значении этого термина (то есть служб, прекращение деятельности которых может вызвать опасность для жизни людей, составить угрозу личной безопасности или здоровью всего населения или его части)” (см.: Сборник решений, принятых Комитетом экспертов по свободе объединения Административного совета МОТ, и выработанных им принципов. Женева: МБТ, 1977. П. 860).

Условия реализации права на забастовку указаны в ч. 2 комментируемой статьи, а именно:

а) если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора;

б) работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах;

Читайте так же:  Программное обеспечение режим коммерческой тайны

в) работодатель (его представители) или представители работодателей не выполняют соглашения, достигнутого в ходе разрешения коллективного трудового спора;

г) работодатель (его представители) или представители работодателей не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу.

При наличии любого из этих условий работники (их представители) имеют право приступить к организации забастовки.

Необходимо при этом обратить внимание на то обстоятельство, что в ч. 6 ст. 410 ТК РФ предусмотрено еще одно условие для проведения предупредительной забастовки, в соответствии с которым после пяти календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка. 4.

Право на забастовку реализуется работниками в добровольном порядке. Никто не может быть принужден к участию в забастовке или к отказу от участия в ней.

Лицо, принуждающее работников к участию в забастовке или отказу от участия в ней, несет дисциплинарную (ст. 195 ТК РФ), административную (ст. 5.40 КоАП РФ) ответственность.

Представители работодателя не вправе как организовывать забастовку, так и принимать в ней участие.

Источник: http://lawbook.online/kniga-trudovoe-pravo-rossii/statya-408-soglashenie-hode-razresheniya-22840.html

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Если стороны спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном исполнении решений трудового арбитража, то сторонами коллективного спора и государственными органом по урегулированию коллективных трудовых споров создается трудовой арбитраж. Трудовой арбитраж создается в течение 3 рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Состав трудового арбитража, его регламент и полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до 5 рабочих дней со дня его создания.

Трудовой арбитраж рассматривает обращения сторон коллективного трудового спора; получает необходимые документы и сведения, касающиеся этого спора; информирует в случае необходимости органы государственной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора; принимает решение по существу коллективного трудового спора.

Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме. (Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже утверждены постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. N 59.)

Последствия уклонения сторон от участия в примирительных процедурах

В случае уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии коллективный трудовой спор передается на рассмотрение в трудовой арбитраж.

В случае уклонения работодателя от создания трудового арбитража, а также в случае отказа от выполнения его решений работники могут приступить к проведению забастовки (за исключение случаев, когда забастовка не может быть проведена).

Забастовка как крайняя мера разрешения коллективных трудовых споров

Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора.

Решение об участии работников данного работодателя в забастовке, объявленной профессиональным союзом (объединением профессиональных союзов), принимается собранием (конференцией) работников данного работодателя без проведения примирительных процедур.

Собрание работников данного работодателя считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа работников. Конференция работников данного работодателя считается правомочной, если на ней присутствует не менее 2/3 делегатов конференции.

Работодатель обязан предоставить помещение и создать необходимые условия для проведения собрания (конференции) работников и не имеет права препятствовать его (ее) проведению.

Решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины работников, присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников представительный орган работников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку проведения забастовки.

После 5 календарных дней работы примирительной комиссии может быть однократно объявлена часовая предупредительная забастовка, о которой работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня.

При проведении предупредительной забастовки орган, ее возглавляющий, обеспечивает минимум необходимых работ (услуг) в соответствии с настоящим Кодексом.

О начале предстоящей забастовки работодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 10 календарных дней.

В решении об объявлении забастовки указываются:

— перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;

— дата и время начала забастовки, ее предполагаемая продолжительность и предполагаемое количество участников. При этом забастовка не может быть начата позднее 2 месяцев со дня принятия решения об объявлении забастовки;

— наименование органа, возглавляющего забастовку, состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;

— предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя.

Работодатель предупреждает о предстоящей забастовке соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

В случае, когда забастовка не была начата в срок, определенный решением об объявлении забастовки, дальнейшее разрешение коллективного трудового спора осуществляется в порядке, установленном ст. 401 ТК РФ.

Источник: http://studfile.net/preview/3651053/page:100/

Разрешение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 14 августа 2002 года N 59

Об утверждении Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

В связи с приведением нормативных правовых актов в соответствие с Трудовым кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ч.1, ст.3) Министерство труда и социального развития Российской Федерации

1. Утвердить Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже согласно приложению.

Министр
труда и социального развития
Российской Федерации
А.Починок

Приложение. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

Приложение
к постановлению Минтруда России
от 14 августа 2002 года N 59

1. Трудовые арбитры в своей деятельности по урегулированию коллективных трудовых споров руководствуются Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, настоящими Рекомендациями.

2. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже является одним из этапов примирительных процедур. Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган, который создается в случае, если стороны коллективного трудового спора (далее — стороны) заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

Читайте так же:  Как подтвердить что карта зарплатная

3. При рассмотрении коллективного трудового спора трудовой арбитраж создается в случаях:

уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;

недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника в течение трех рабочих дней;

рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством Российской Федерации запрещено или ограничено проведение забастовок;

недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

4. Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров (далее — Служба) в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

5. Если работодатель (представитель работодателя) уклоняется от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, представители работников могут обратиться в Службу по вопросам формирования трудового арбитража.

6. Если представители работников уклоняются от создания примирительной комиссии или участия в ее работе, представитель работодателя может обратиться в Службу по вопросам формирования трудового арбитража.

7. Служба в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных трудовых арбитров ежегодно составляет списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров. Списки составляются с учетом предложений представителей работников и работодателей по согласованию с лицами, рекомендуемыми в качестве трудовых арбитров. Они должны содержать следующие сведения: фамилию, имя, отчество, год рождения, образование, место работы, специальность, занимаемую должность, другие сведения, отражающие практический опыт работы в области социально-трудовых отношений и урегулирования трудовых споров. Списки пересматриваются ежегодно. В них могут быть включены руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п.) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работники Службы, специалисты по труду органов местного самоуправления, представители профсоюзных органов.

В состав трудового арбитража не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в коллективном трудовом споре, подлежащем рассмотрению.

8. Возможная компенсация затрат лицам, привлекаемым к рассмотрению коллективного трудового спора в качестве трудовых арбитров, может осуществляться по соглашению сторон коллективного трудового спора.

9. Конкретные лица могут неоднократно привлекаться к рассмотрению коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей. При этом общая продолжительность их участия в разрешении коллективных трудовых споров не может быть более трех месяцев в году.

Это положение не распространяется на работников, для которых участие в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудовых арбитражей входит в их должностные обязанности, и на лиц, не имеющих постоянного места работы.

10. Решение о создании трудового арбитража, его состав, регламент работы оформляются протоколом совместного заседания представителей сторон и Службы, примерная форма которого предусмотрена приложением N 1 к настоящим Рекомендациям. Протокол подписывается представителями сторон и Службы. Дата его подписания считается днем создания трудового арбитража.

В протоколе следует отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав их непосредственно с трудовыми арбитрами, руководителями организаций, где они работают, и Службой.

11. Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня создания трудового арбитража.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

12. Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и Службой при создании трудового арбитража. Регламентом могут быть установлены: продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из трудовых арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений лиц, представляющих стороны по существу спора; возможность и порядок отвода трудовых арбитров и т.д.

13. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

изучение документов и материалов, представленных сторонами;

заслушивание представителей сторон;

заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;

разработка рекомендаций по существу коллективного трудового спора.

14. Рекомендации трудового арбитража составляются в письменной форме с учетом всех обстоятельств дела в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, подписываются трудовыми арбитрами и передаются сторонам.

Рекомендации трудового арбитража оформляются протоколом заседания трудового арбитража, примерная форма которого предусмотрена приложением N 2 к настоящим Рекомендациям. В протоколе, подписываемом членами трудового арбитража, указываются присутствующие на заседании трудовые арбитры, представители сторон спора, перечень мер, необходимых для разрешения коллективного трудового спора.

15. Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделяется соответствующими полномочиями.

Трудовые арбитры имеют право:

запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора;

приглашать на заседания специалистов, компетентных в вопросах рассматриваемого коллективного трудового спора;

требовать от представителей сторон доведения решений трудового арбитража до сведения трудового коллектива;

предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора.

информировать в случае необходимости соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления о возможных социальных последствиях коллективного трудового спора.

16. Трудовые арбитры обязаны сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осуществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Памятка лицам, привлекаемым в качестве трудовых арбитров к участию в рассмотрении коллективных трудовых споров в составе трудового арбитража, дана в приложении N 3 к настоящим Рекомендациям.

17. Организация подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров, проверка их квалификации, выдача документов, удостоверяющих их статус, и утверждение списков трудовых арбитров относятся к компетенции Службы.

Приложение N 1 к Рекомендациям. Протокол заседания представителей

Приложение N 1
к Рекомендациям об организации
работы по рассмотрению коллективного
трудового спора в трудовом арбитраже,
утвержденным постановлением
Минтруда России
от 14 августа 2002 года N 59

(наименование сторон коллективного трудового спора)

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901826839

Разрешение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here