Реструктуризация долга при банкротстве юридического лица

Одно лечим – другое калечим. Критический обзор законопроекта о реструктуризации долгов юридических лиц

Генеральный директор юридического агентства «Михаил Архангел»

специально для ГАРАНТ.РУ

Финансовое оздоровление предприятий – один из трендов развития законодательства о банкротстве в последнее время. Многие выражают недовольство по поводу введения конкурсного производства в отношении абсолютного большинства должников-юрлиц. Правительственный законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации в делах о банкротстве юридических лиц» (далее – законопроект) [есть в распоряжении редакции. – Ред.] призван данную ситуацию исправить. Первая его редакция 1 была воспринята в штыки банковским сообществом, после чего законопроект был в значительной мере переработан.

В целом 200-страничный текст оставляет приятные впечатления. Однако наибольшее внимание привлекает не сама по себе процедура реструктуризации долгов, относительно перспектив которой имеются серьезные сомнения, а изменения в общие правила проведения процедуры банкротства – они, так или иначе, затронут все процедуры.

В законопроекте реализовано немало прогрессивных идей, например:

введение запрета для заинтересованных по отношению к должнику лицам голосовать на собраниях кредиторов (подп. «а» п. 11 ст. 1 законопроекта);

новый порядок ознакомления конкурсных кредиторов со сведениями и документами по должнику, разграничивающий объем предоставляемой информации в зависимости от размера требований кредитора в реестре и степени заинтересованности по отношению к должнику (п. 17 ст. 1 законопроекта) – впрочем, есть мнение, что предлагаемые поправки в данной части недостаточно конкретизированы, что может привести к неопределенности и злоупотреблениям со стороны кредиторов;

введение упрощенного порядка установления требований кредиторов: при отсутствии спора о наличии и сумме задолженности требования включаются в реестр самим арбитражным управляющим, с возможностью пересмотра решения о включении требования в реестр в течение одного года со дня включения требования в реестр, оптимизация порядка предъявления возражений на требования кредиторов (п. 52 ст. 1 законопроекта);

уточнение нормы о последствиях введения конкурсного производства в части арестов имущества должника: аресты накладываются исключительно в рамках дела о банкротстве, все остальные не подлежат исполнению (подп. «а» п. 65 ст. 1 законопроекта);

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

появление возможности установления залоговых требований в силу ареста (п. 70 ст. 1 законопроекта).

Законопроект с такими нововведениями можно только приветствовать. Однако не обошлось и без ложки дегтя – причем, ложки довольно-таки увесистой.

Во-первых, предложено полностью заменить систему отстранения арбитражного управляющего: вместо четкой и развитой системы объективных критериев, где основным способом является удовлетворение жалобы конкурсного кредитора и доказанность как минимум вероятности причинения убытков (п. 1 ст. 20.4 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», далее – закон о банкротстве), предложено ввести набор критериев субъективных – грубое нарушение процессуальных обязанностей, утрата доверия суда (п. 18 ст. 1 законопроекта). Критерии, надо сказать, крайне размытые, абстрактные и субъективные – стандарт доказывания при таких нововведениях будет сильно снижен по сравнению с ныне действующим. Процедура отстранения управляющего может быть запущена лишь по инициативе суда, что отнюдь не способствует развитию состязательности в арбитражном процессе в целом и в деле о банкротстве в частности.

Таким образом, судебная дискреция в данном вопросе расширяется до максимума. Суд может сохранять доверие к арбитражному управляющему даже при злостных нарушениях со стороны последнего либо наоборот – посчитать незначительное нарекание грубым. Простор для кумовства и коррупции открывается широчайший. Чем же действующая система не устроила авторов законопроекта – решительно неясно.

При этом отстранение может последовать и за уклонение управляющего от явки в суд, хотя такой обязанности действующее законодательство не содержит, а ст. 59 АПК РФ позволяет вести дела в суде лично или через представителя. Неявка арбитражного управляющего в процесс может быть вызвана необходимостью проведения собрания кредиторов в ином населенном пункте, болезнью, направлением в судебное заседание представителя, наиболее полно владеющего темой конкретного судебного разбирательства, и другими уважительными причинами – например, в Арбитражном суде города Москвы можно провести полдня в ожидании судебного заседания, которое необязательно является насколько существенным, чтобы управляющий приходил туда лично – достаточно и представителя. К тому же арбитражный процесс в значительной мере носит письменный характер. Поэтому столь трепетное отношение авторов законопроекта к явке управляющего в суд представляется совершенно необоснованным.

Но на этом законотворцы не остановились. После закрытия реестра и рассмотрения судом всех требований кредиторов, кредитору мажоритарному предоставляется право немотивированно заменить конкурсного управляющего (п. 66 ст. 1 законопроекта). Все иные кредиторы могут сильно и не пытаться утвердить добросовестного арбитражного управляющего, а последний не будет иметь стимула эффективно стартовать в конкурсном производстве – какой в этом смысл, если придет другой арбитражный управляющий и неизвестно, что натворит? К тому же передача дел, документов, инвентаризация имущества – все это трудозатратные мероприятия, отнюдь не ускоряющие процедуру банкротства.

Во-вторых, достаточно странные поправки предложены в части расходов и вознаграждения арбитражного управляющего. Предлагается прямо-таки запретить превышать лимиты, но вместе с тем – оставить возможность признания судом обоснованными и утверждения сверхлимитых расходов (подп. «б», «в», «е» п. 19 ст. 1 законопроекта).

Совсем недавно Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» разграничил расходы на процедуру и текущую деятельность должника – теперь данную норму предложено отменить, что последовательностью законотворцев не характеризует (подп. «а» п. 19 ст. 1 законопроекта). А учитывая, что лимиты достаточно смехотворны, фактически потребуется утверждать в суде каждую хозяйственную операцию – независимо от того, есть спор по данному поводу или нет. Чем законотворцам не угодила нынешняя система – проверять текущие расходы лишь при наличии спора по данному поводу, совершенно неясно – тем более, что в части установления требований бесспорные ситуации как раз таки исключают из ведения суда, снижая нагрузку на судебную систему, а здесь же наоборот – повышают.

Читайте так же:  Пути снижения дебиторской задолженности

Более того, подп. «г» п. 19 ст. 1 законопроекта предложено ограничить расходы суммой в размере 50 тыс. руб, если должник вправе не вести бухучет в соответствии с п. 2 ст. 6 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», хотя как связан бухучет и перечень мероприятий в процедурах банкротства – доподлинно неизвестно. Фактически данная норма применима лишь к индивидуальным предпринимателям, которые сегодня проходят процедуру банкротства по правилам, предусмотренным для физических лиц, в связи с чем не исключена коллизия предложенной нормы с ныне действующим п. 6 ст. 213.9 Закона о банкротстве.

В довершение данной темы предлагается отменить процентное вознаграждение временного управляющего от слова «совсем». Если раньше сложность проведения процедуры наблюдения как-никак увязывалась с размером вознаграждения, теперь же и вознаграждение за банкротство ларька и за банкротство сталелитейного завода идентичны. В условиях повышения сложности процедур, организационной и финансовой нагрузки на арбитражного управляющего такого рода предложения способствуют лишь вымыванию профессионалов из сферы банкротства.

В-третьих, предлагается передать полномочия арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятий или организаций организациям, соответствующим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации – то есть неким структурам по типу Агентства по страхованию вкладов (АСВ) (п. 97 ст. 1 законопроекта). Между тем, принятие такого стратегического решения едва ли возможно без анализа эффективности деятельности АСВ как первой такого рода организации.

Напомню, что организации подобного рода не являются субъектом ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ. Судебные акты о привлечении, например, АСВ к административной ответственности мною не были обнаружены, тогда как деятельность арбитражных управляющих подвергается детальному анализу со стороны проверяющих органов с возможным наступлением санкций в виде штрафов и дисквалификации. Таким образом, вопрос эффективности государственного контроля за деятельностью такого рода организаций, равно как и возможности взыскания убытков за неправомерные действия, весьма и весьма актуален.

Таким образом, считаю, что принятие решения о передаче полномочий арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятий или организаций специализированным организациям явно преждевременно.

В целом необходимо отметить, что законопроект весьма неплох, однако все еще требует значительной доработки.

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/docenko/708986/

В банкротстве юрлиц может появиться новая процедура – реструктуризация долгов

Creativa Images / Shutterstock.com

На состоявшемся вчера заседании правительства был рассмотрен и одобрен 1 подготовленный Минэкономразвития России законопроект, предусматривающий введение новой реабилитационной процедуры в делах о банкротстве юрлиц. Соответствующее решение опубликовано на официальном сайте кабмина.

Так, сообщается, что в случае одобрения инициативы у должников – юрлица и кредитора появится возможность ходатайствовать перед судом не только о признании должника банкротом, но и о введении специальной процедуры, которая не предусматривает конкурсного производства – процедуры реструктуризации долгов. Сейчас Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» такая процедура не предусмотрена.

Изменения предполагают, что должник в течение четырех месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов будет обязан предложить план мероприятий по устранению всей неурегулированной задолженности. При этом право предложить свой план также предоставляется конкурсным кредиторам или уполномоченным органам, антикризисному управляющему, учредителю должника, представителю работников должника и третьим лицам, в том числе органам государственной власти и местного самоуправления.

Планом могут быть предусмотрены различные варианты управления должником, в том числе:

  • сохранение полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и других органов управления должника, с условием их обязательного предварительного согласования с кредиторами;
  • возложение полномочий руководителя на антикризисного управляющего или переход полномочий по избранию и прекращению полномочий руководителя и других органов управления должника к собранию кредиторов или комитету кредиторов;
  • образование двух единоличных исполнительных органов должника, один из которых избирается его учредителями, а другой – собранием кредиторов, с распределением полномочий между ними.

Может ли пристав ограничить выезд за границу до истечения срока, который отведен должнику на погашение задолженности? Узнайте из материала «Запрет на выезд в связи с уклонением от исполнения судебного решения» в «Домашней правовой энциклопедии» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Срок реализации плана ограничен четырьмя годами со дня утверждения судом. Однако по решению собрания кредиторов этот срок может быть продлен, но не более чем еще на четыре года.

Правительство подчеркивает, что принятие законопроекта позволит минимизировать текущие расходы за счет конкурсной массы должника в ходе дела о банкротстве.

Также законопроектом предусматривается возможность открытия процедуры конкурсного производства, минуя процедуру наблюдения и ряд других изменений. Разработчик законопроекта отмечает, что такой подход позволит сократить сроки и издержки на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Документ будет внесен на рассмотрение нижней палаты парламента.

Источник: http://www.garant.ru/news/1125840/

Реструктуризация долга при банкротстве физического лица

После признания арбитражем обоснованности искового заявления о банкротстве, может быть введена реструктуризация долгов гражданина, как процедура банкротства. Помимо этого, судебный орган назначит финансового управленца. Для введения судом реструктуризации должны быть соблюдены следующие условия:

  • наличие источника доходов;
  • отсутствие судимости экономического плана;
  • за предыдущие 5 лет не должно быть банкротства;
  • не должно быть активного административного наказания, его срок должен истечь;
  • за предыдущие 8-мь лет не должно быть утвержденной другой реструктуризации.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа →

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Последствия реструктуризации

Как только наступает реструктуризация, в банкротстве гражданина происходят следующие моменты:

  • срок погашения задолженности банкрота считается наступившим;
  • происходит прекращение начисления пени, различных штрафных санкций и неустоек;
  • происходит прекращение начисления процентов на сумму долга;
  • останавливается исполнительное производство относительно неплательщика;
  • все требования к должнику могут быть заявленными только через суд.

Процедура реструктуризации долга при банкротстве физического лица ограничивает гражданина в распоряжении собственностью. Допускается право самостоятельно совершать мелкие сделки, все остальные, более существенные — только с разрешения финансового управленца.

Читайте так же:  Работник разгласил коммерческую тайну

В случае возникновения спорных вопросов между лицом и фин. управленцем их решает судебный орган. Если физ. лицо совершает сделки, не предупредив управленца — такие действия могут подлежать административному наказанию.

Финансовый управленец и его действия в период процедуры

  1. Финансовый управленец должен опубликовать данные о введении реструктуризации относительно должника в Едином федеральном реестре сведений о несостоятельности и в газете Коммерсантъ.
  2. Уведомление всех кредиторов о том, что иск о признании банкротства удовлетворен, и началась реструктуризация – тоже лежит на финансовом управленце.
  3. Должник и фин. управленец согласуют все сделки (кроме мелких бытовых), что совершает неплательщик.
  4. План реструктуризации должен быть составлен финансовым управляющим.
  5. Фин. управленец может рассматривать предложения изменения плана от гражданина.
  6. На финансовом управленце лежит отчет по выполнению плана реструктуризации.

Требования кредиторов

Есть 2 месяца с даты подачи сообщения о банкротстве в Комерсантъ на предъявление своих требований кредиторами должнику. Если кредитор пропустил этот срок, он может подать свои требования и позже, но их не включат в реестр. Поэтому такие требования будут удовлетворять уже после обязательств погашения долгов кредиторов первой очереди. Когда финансовый управленец внесет требования кредитора в реестр, у второго появляются права принимать участие на собрании и влиять на результаты.

Этапы реструктуризации долгов

  1. Финансовая организация предоставляет для заполнения анкету для возможности анализирования и пересмотра условий по договору.
  2. Если имеются данные о реальном ухудшении финансового состояния – все стороны подыскивают вариант его улучшения.
  3. Сбор неплательщиком всех нужных документов.
  4. Финансовая организация рассматривает все документы и делает выводы о возможности удовлетворения просьбы клиента.
  5. При положительном ответе должник подписывает новый договор.

Отрицательные моменты реструктуризации

  • процедуры банкротства и реструктуризации долгие и достаточно сложные.
  • процедура требует большое количество действий от финансового управленца, а оплата мизерная — 25 000 руб. Сама процедура может длиться продолжительный срок — около 3-х лет.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта.

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

Источник: http://gidbankrot.ru/dolzhniki/restrukturizatsiya-dolga-fizicheskogo-litsa

Как реструктуризировать долги при банкротстве

Уже большинству граждан известно, что законодательство допускает банкротство обычного гражданина. Однако и после возбуждения производства по судебному делу возможно решить вопрос с погашением денежных обязательств. В данной статье вы узнаете, как реструктуризировать долги при банкротстве.

Первые шаги для реструктуризации долгов при банкротстве

Итак, что такое реструктуризация. Данный юридический термин означает смену графика погашения накопившегося долга, снижение его размера. Первые шаги для реструктуризации долгов при банкротстве гражданина состоят в следующем. Вначале стоит обратиться с письменным обращением как к кредиторам, так и к финансовому управляющему с просьбой пересмотреть график платежей.

Все предложения будут рассмотрены арбитражным судом на предстоящих заседаниях. Но следует с помощью юриста заранее подготовить все документы. В их перечень входит:

  • доказательства наличия постоянного источника дохода;
  • справка об отсутствии судимости за корыстные преступления.

Также для реструктуризации долгов при банкротстве важно, чтобы в отношении должника ранее не существовали дела о банкротстве в отношении предыдущих долгов.

Реструктуризация долгов при банкротстве является важной, но не обязательной процедурой. Когда изначально ясно, что должник в обозримом будущем не способен поправить финансовое положение в силу отсутствия имущества, доходов, он сразу объявляется банкротом.

Что дает реструктуризация долгов при банкротстве

Вы спросите, что дает реструктуризация долгов при банкротстве? У этой процедуры имеется несколько преимуществ. Во-первых, собственность должника временно остается неприкосновенной (на срок действия нового плана погашения денежных обязательств). Во-вторых, прекращается начисление всех штрафных санкций. Если взысканием долга занимаются судебные приставы, то исполнительное производство останавливается.

Изменяется и ставка процентов (например, по кредиту). Их предельная величина ограничивается ставкой рефинансирования Центробанка РФ. За основу можно взять и ключевую банковскую ставку, поскольку эти показатели одинаковы.

Вместе с тем, реструктуризация не распространяется на алименты, выплаты в счет возмещения ущерба жизни или здоровью, задолженность перед наемными работниками.

Когда долг передан коллекторам, его реструктуризация избавит должника от общения с ними. Важно поставить вовремя в известность коллекторское агентство.

Ограничения при реструктуризации долгов в банкротстве

Должнику также важно знать ограничения при реструктуризации долгов в банкротстве. Есть несколько действий, которые разрешается совершать при письменном одобрении финансового управляющего. В их число входят любые сделки с имуществом, при условии, что цена вопроса превышает 50 тысяч рублей. Согласованию подлежат получение новых кредитов, оформление залога, уступка требования (перевод долга), предоставление поручительства.

При введении механизма реструктуризации человек не вправе приобрести корпоративные права (акции, долю в фирме), а также безвозмездно распорядиться собственным имуществом.

Как оформляется реструктуризация долгов при банкротстве

Мы подошли к вопросу, как оформляется реструктуризация долгов при банкротстве. В начале должник, кредиторы, финансовый управляющий совместными усилиями составляют письменный план погашения долгов с разбивкой по существующим обязательствам. Его впоследствии должен утвердить своим определением арбитражный суд.

Важно при подготовке плана реструктуризации воспользоваться услугами юриста. Он учтет даже мельчайшие детали соглашения, которые будут выгодны для должника. Специалист проведет и плодотворные переговоры с кредиторами.

В частности, следует прописать периодичность платежей каждому из кредиторов, а также их сумму. Кроме того, условия реструктуризации долга при банкротстве должны учесть интересы маленьких детей должника и его возможность нормально обеспечивать семью.

В рамках реструктуризации долг погашается ежемесячно, с иной периодичностью. Сроки по ситуации вправе оговорить кредитор, должник.

В соглашении о реструктуризации не должно быть противоречий, пунктов, допускающих двоякое толкование. Эти факторы усложнят выполнение должником принятых обязательств.

Если не удается реструктуризировать долги при банкротстве

Что делать, если не удается реструктуризировать долги при банкротстве. Тогда у арбитражного суда существует только один выход – объявить гражданина банкротом. Это даст толчок к описи, оценке, организации продажи собственности должника.

Читайте так же:  Справка о доходах декретнице

Если уже в самом начале производства по делу суду станет понятно, что у должника нет финансовых предпосылок для реструктуризации обязательств, сразу же выносится решение об объявлении человека банкротом. Такое право у арбитражного суда существует.

Видео (кликните для воспроизведения).

Нередко должник пишет в заявлении в арбитражный суд о том, что у него не предвидится вариантов погашения долга. Если существует вероятность реструктуризации, текст заявления на банкротство лучше согласовать с юристом.

Юристы по теме Как реструктуризировать долги при банкротстве

Видео Как реструктуризировать долги при банкротстве с презентацией

Оставьте заявку и получите скидку на услуги 5% + бесплатную консультацию

Источник: http://socuristy.ru/stati/kak-restrukturizirovat-dolgi-pri-bankrotstve/

Конкурсное производство в банкротстве юридического лица

Конкурсное производство является финалом процедуры признания юридического лица несостоятельным. После нее предприятие окончательно признается банкротом и ликвидируется.

Целью конкурсного производства является максимальное удовлетворение кредиторских требований, если реабилитационные процедуры не дали должного эффекта.

Когда вводится процедура конкурсное производство при банкротстве?

Решение о введении на фирме процедуры конкурсного производства принимается арбитражным судо, который ведет процесс банкротства юридического лица. Такое постановление суд выносит на основании ходатайства собрания кредиторов или управляющего. Нередко кредиторы заинтересованы в максимально оперативном старте данного этапа, так как для них это единственный шанс на получение назад задолженности в короткие сроки.

Если предварительно сторонам удалось урегулировать в компромиссном порядке вопрос задолженности и заключить мировое соглашение, а должник-юрлицо в конечном итоге не выполнял его условия и неоднократно срывал график платежей, то это может служить основанием для возобновления процедуры банкротства. Тогда суд сразу назначит этап конкурсного производства и не даст юридическому лицу «второй шанс» на оздоровление.

Таким образом, суд может ввести конкурсное производство в отношении должника в следующих случаях:

  1. При реабилитации предприятия не удалось полностью погасить задолженность перед кредиторами.
  2. Суд посчитал нецелесообразным введение в отношении должника этапов реабилитации при несостоятельности.
  3. Должник сорвал условия мирового соглашение.

Завершающий этап банкротства фирмы вводится по отношению к должнику в случае, если совокупная стоимость имеющихся долгов перед бюджетом и кредиторами превышает размер его активов.

Закон о конкурсном производстве

Отдельного закона, который бы регламентировал процедуру конкурсного производства, на сегодня не разработано. Данный этап и ключевые требования к нему детализированы в базовом нормативно-правовом акте, посвященном процедуре банкротства: в ФЗ-127 о несостоятельности.

Суть заключающей стадии банкротства

Стадия конкурсное производство юридического лица направлена на соразмерное удовлетворение кредиторских требований. Именно в этом состоит ее базовая задача. В качестве дополнительных можно выделить окончательную ликвидацию должника и аккумулирование его имущества.

Сущность конкурсного производства можно определить через выделение его базовых отличительных черт:

  1. Именно через этот этап банкротится большинство юрлиц, так как их отличает абсолютная невозможность исполнить свои обязательства перед кредиторами (размер долгов превышает стоимость принадлежащего имущества).
  2. Интересы кредиторов в части погашения задолженности перед ними выходят на первый план. Расчеты с ними осуществляются по принципам справедливости и пропорциональности.
  3. Задачи этапа решаются через аккумулирование имущества в конкурсную массу и ее дальнейшую распродажу.
  4. Следствие конкурсного производства – выведение должника из числа субъектов экономической деятельности, т.к. после завершения процедуры юрлицо ликвидируется.
  5. Руководство конкурсным производством занимается специально назначенное лицо, тогда как высших менеджмент юридического лица отстраняется от дел.
  6. Весь ход процедуры контролируется арбитражем и кредиторскими собранием для исключения злоупотреблений со стороны управляющего.

Как проводится процедура?

В ходе процедуры конкурсного производства юридическое лицо проходит ряд последовательных этапов:

План конкурсного производства

В ходе процедуры конкурсное производство арбитражный управляющий разрабатывает детальный план мероприятий, который ему необходимо пройти для формирования и наполнения конкурсной массы, а также погашения обязательств перед кредиторами. Данный план подлежит утверждению на кредиторском собрании.

В плане конкурсного производства прописываются порядковый номер, наименования мероприятий и сроки их исполнения. Обычно он разрабатывается в табличной форме. Какие мероприятия могут быть включены в план данного этапа банкротства:

  • направление уведомлений руководству компании об отстранении и работникам компании о сокращении;
  • направление сообщений в газету Коммерсант и ЕГРЮЛ (о старте конкурсного производства, назначении управляющего, торгах и пр.);
  • уведомление ФНС о важнейших решениях: старте конкурсного производства,
  • направление различных запросов в ФНС, БТИ, ГИБДД, ФССП, Росреестр, кредитные организации и пр. для уточнения финансового состояния;
  • инвентаризации основных средств, нематериальных активов , наличности, расходов и пр.
  • проведение кредиторских собраний;
  • подготовка отчетности и пр.

Торги в конкурсном производстве

После инвентаризации и оценки всей принадлежащей должнику собственности конкурсный управляющий формирует окончательную конкурсную массу. Именно она будет реализована на торгах. Производить оценку управляющий может самостоятельно на основании данных бухгалтерской отчетности или иной информации. Он не заинтересован в занижении стоимости имущества, так как получает процент от продаж. Но при необходимости участники процесса могут обжаловать оценку и потребовать привлечения внешних специалистов.

Торги проводятся в три этапа:

  1. Торги на повышение. В качестве стартовой выступает рыночная цена, а шага аукциона – 5-10% от первоначальной стоимости. Побеждает участник, предложивший наибольшую цену за лот.
  2. Торги со сниженной начальной ценой. Нереализованное на первом этапе имущество передается на второй этап. Первоначальная цена при этом снижается на 20-30% по отношению к рыночной.
  3. Торги на понижение. На этот этап обычно переходит только низколиквидная собственность. Выигрывает в торгах тот, кто первым сделал предложение.

Для поступления денежных средств по результатам торгов конкурсного производства и их распределения между кредиторами арбитражный управляющий открывает специальный счет. Все расчетные счета должника подлежат закрытию для сокращения затрат на банковские услуги.

Нереализованная собственность при желании может быть направлена кредиторам в счет погашения задолженности и при их отказе передается собственникам бизнеса.

Конкурсный управляющий в процедуре банкротства юридического лица

Конкурсный управляющий является ключевой фигурой в делах признания компании несостоятельной. Он наделен широкими полномочиями для обеспечения целостности имущества и его аккумулирования, а также максимального погашения обязательств юридического лица перед кредиторами при банкротстве. К его компетенции относятся такие задачи:

  • поиск активов должника;
  • контроль финансовых потоков;
  • возврат собственности должник, находящейся у третьих лиц, в конкурсную массу;
  • составление и уточнение реестра кредиторов;
  • оценка имущества и организация торгов;
  • осуществление расчетов с кредиторами и пр.
Читайте так же:  Платятся ли налоги с алиментов

Таким образом, успешный исход процесса во многом зависит от профессионализма конкурсного управляющего.

СРО для назначения управляющего может быть рекомендована суду кредиторским собранием.

Если управленец недобросовестно исполняет свои обязанности, игнорирует требования кредиторов, халатно относится к срокам, то по ходатайству участников процесса его могут отстранить от работы. Более того, если своими действиями/бездействие управляющий конкурсным производством нанес ущерб кредиторам или юридическому лицу, то меры ответственности могут быть более суровыми. Вплоть до исключения его из СРО, вынесения решения о возмещении убытков и применения норм уголовного кодекса.

Выполняет свои функции управляющий за определенное вознаграждение. Оно включает в себя фиксированную величину, а также определенный бонусный процент в зависимости от эффективности работы.

Срок процедуры

Конкурсное производство процедуры банкротства не может длиться бесконечно. Стандартные сроки составляют полгода. Но при необходимости они могут быть пролонгированы арбитражным судом. Для продления сроков арбитражный управляющий должен предоставить веские причины.

Права и обязанности участников процедуры конкурсного производства

В качестве ключевых сторон процесса банкротства выступают кредиторы, управляющий и должник.

Само юридическое лицо-банкрот обладает правом подачи заявления о признании собственной несостоятельности. Также он может отстаивать свои интересы в суде и на собраниях. В число его обязанностей входит оказание содействия в работе управляющего конкурсным производством и непротиводействие его работе.

Кредиторы в конкурсном производстве сами по себе обычно не обладают широким спектром полномочий (если только речь не идет об единственном кредиторе). Ключевые функции принадлежат кредиторскому собранию. Именно здесь решаются наиболее важные вопросы относительно должника. В частности:

  • определение порядка продажи имущества;
  • переуступка прав требования;
  • выбор кандидатуры конкурсного управляющего;
  • ходатайства об устранении управляющего;
  • заключение мирового соглашения;
  • рассмотрение и утверждение отчета управляющего;
  • обжалование решений и действий управляющего конкурсным производством и пр.

Арбитражному управляющему переходят важнейшие функции управления фирмой в ходе конкурсного производства. Он держит под контролем все вверенное ему имущество банкротящегося предприятия, контролирует кредиторские собрания.

В перечень прав конкурсного управляющего при банкротстве входит распоряжение имуществом юридического лица, кадровые перестановки, отказ от исполнения некоторых сделок, обжалование действий юрлица по отчуждению имущества и пр.

Прекращение процедуры

Конкурсное производство прекращается по решению арбитражного суда. Такое постановление выносится на основании отчетности, представленной арбитражным управляющим по результатам работы. Прекращение данного этапа подразумевает также, что процесс признания юридического лица несостоятельным признан завершенным.

Данные о прекращении процедуры банкротства передаются управляющим конкурсным производством в ФНС и регистрирующий орган выносит определение о ликвидации юрлица. После чего с компании снимаются все долговые обязательства, даже если выручки от продажи имущества оказалось недостаточно для их погашения.

Отчет конкурсного производства

Для контроля над деятельностью арбитражного управляющего в конкурсном производстве он обязан представлять обязательные отчетные формы. Отчитываться по результатам своей работы управляющему необходимо перед кредиторскими собраниями, а также судом.

Кредиторское собрание обладает правом на получение необходимой информации о ходе процесса конкурсного производства. Если управленец не предоставляет в установленные сроки отчетность ходе процедуры банкротства юридического лица, то это может служить основанием для его отстранения.

ФЗ о несостоятельности юридического лица содержит указания в отношении обязательных разделов отчетности. Здесь должны быть прописаны сведения о принадлежащей должнику собственности, размере кредиторских требований с разбивкой по очередности, информация по кадровым вопросам: сколько сотрудников было уволено, сколько из них сохранили рабочие места и пр.

В завершении процесса банкротства управляющий предоставляет итоговую отчетность в суде (предварительно она направляется для ознакомления всем кредиторам). Она должна сопровождается всем спектром подтверждающей факт расчетов с кредиторами, получения средств по результатам торгов конкурсного производства и сам кредиторский реестр. Отчет необходим для окончательной ликвидации компании.

Последствия процедуры конкурсного производства при банкротстве юридического лица

После введения в отношении юридического лица конкурсного производства начисление штрафов и неустоек прекращается; сделки по отчуждению собственности аннулируются; информация о финансовом состоянии потенциального банкрота более перестает быть коммерческой тайной; снимается с должностей высшее руководство; аннулируется арест имущества.

Главным последствием конкурсного производства и его логическим завершением является ликвидация компании и списание с нее всех долговых обязательств.

Источник: http://bankrotstvo-lite.ru/bankrotstvo-yuridicheskih-lits/konkursnoe-proizvodstvo/

Реструктуризация займов

Часто случается, что должники по кредиту не имеют возможности своевременно погашать долги. Кредиторы же заинтересованы в возвращении своих денег и, чтобы не вступать в долгие и малоэффективные тяжбы, согласны на некоторые изменения в условиях кредитного контракта. Наступление такой ситуации называется реструктуризацией долга.

Выделяют следующие наиболее распространённые виды реструктуризации:

  • Пролонгация. При таком способе сумма ежемесячных платежей по кредиту уменьшается, но общая сумма переплаты увеличивается.
  • Кредитные «каникулы». Кредитор в течение 3-12 месяцев не взимает проценты по кредиту, а только «тело» кредита. В отдельных случаях выплата долга и процентов может быть полностью заморожена до улучшения платежеспособности должника.
  • Рефинансирование кредита — для погашения существующей задолженности должник получает новый кредит на более комфортных условиях.
  • Изменение валюты кредитования. К данному виду реструктуризации чаще всего прибегают в случае непредвиденного и быстрого изменения валютных курсов.
  • Снижение ставки по займу.
  • Полное или частичное списание штрафов и неустоек.
  • Самый радикальный способ реструктуризации — списание части долга.

Нередко финансовые организации используют комбинированные методы реструктуризации.

В каких условиях возможна реструктуризация долга?

Проведение реструктуризации долга – это право банка, но не обязанность. Чтобы обезопасить себя, заёмщику необходимо в момент составления кредитного договора выяснить те условия, соблюдение которых делает возможным получение им данной услуги. Наиболее распространённые условия:

Особенности реструктуризации долгов граждан

Реструктуризация долгов гражданина проводится для того, чтобы восстановить его платежеспособность и погасить задолженность перед кредиторами. Данная процедура осуществляется в соответствии с планом реструктуризации долгов, проект которого может быть составлен должником, кредиторами или управляющим органом. Окончательный проект плана направляется сначала финансовому управляющему, а затем рассматривается собранием кредиторов. План реструктуризации содержит порядок и сроки погашения долга, он должен быть рассчитан не более чем на 3 года.

Чтобы воспользоваться возможностью реструктуризации долга, гражданин должен соответствовать ряду требований:

  • на дату представления плана иметь источник дохода;
  • не иметь непогашенной судимости, связанной с экономической деятельностью;
  • не быть признанным банкротом в течение 5 лет до составления плана.
Читайте так же:  Ответы по санминимуму для пекарей

В случае банкротства физических лиц

«Банкротство гражданина» или «банкротство физических лиц» как правовые категории возникли в российском законодательстве относительно недавно – осенью 2015 года. Важно отметить, что суд вправе выбирать между 3 процедурами урегулирования долговых разногласий: реструктуризацией, реализацией имущества и мировым соглашением. Причём, первый вариант является наиболее предпочтительным для заёмщика.

После решения суда о начале процедуры реструктуризации сумма долга замораживается: перестают начисляться проценты, неустойки и любые другие финансовые санкции, требования кредиторов не могут быть удовлетворены. Однако данные ограничения не распространяются на ряд имущественных взысканий, например, на возмещение вреда здоровью или жизни, текущим платежам, которые возникли после того, как заявление о банкротстве было принято и др.

Также должник теряет возможность свободно распоряжаться финансами или имуществом, например, открывать счета в банках, приобретать акции, заключать некоторые виды договоров и пр. Для этого ему необходимо письменное согласие финансового управляющего, задачей которого является предупреждение злоупотреблений должника во время процедуры банкротства.

Особенности реструктуризации долгов юридических лиц

Процедура реструктуризации долга для юридических лиц в целом аналогична. Фирмам данная услуга предоставляется лишь в том случае, если банк уверен в будущей эффективности, а главное платёжеспособности юридического лица.

На первых этапах реструктуризации проводится аудит фирмы. Затем разрабатывается и внедряется в жизнь стратегия выхода из кризиса.

В отличие от реструктуризации долга физических лиц, в каждом отдельном случае к каждой компании разрабатывается индивидуальный подход. Самая большая сложность заключается в урегулировании интересов кредитного учреждения или банка, а также интересов собственников предприятия. Кроме того, цели, сфера деятельности и положение на рынке у всех предприятий различны.

Реструктуризация по кредиту

Самое главное решение, которое должен принять попавший в финансовые затруднения должник, — это нужна ли ему реструктуризация. Данная процедура является «последним шансом», а не способом сэкономить, особенно если речь идёт о банковском кредите.

Обратиться в банк следует в письменном виде и до того, как возникнет просрочка по кредиту. К заявлению необходимо приложить документ, который бы объяснял, с чем связаны финансовые трудности.

После получения положительного ответа банка должник вместе с банковским сотрудником разрабатывает схему реструктуризации кредита. Банки предпочитают использовать уже готовые и знакомые для них схемы, но не исключены и индивидуальные подходы к проблеме.

Окончательное решение о начале процедуры принимает кредитный комитет банка, который помимо прочего получает документы, которые характеризуют нынешнее финансовое состояние должника. В случае одобрения плана реструктуризации комитетом, банк подписывает с должником дополнительное к уже существующему кредитному договору соглашение. На практике, при реструктуризации кредита с должника взимается комиссия за предоставление этой услуги.

По ипотеке

Реструктуризация долга по ипотеке – это то же изменение условий выплат, что и в случае с кредитом. Она даёт возможность должнику:

  • сохранить жильё;
  • поменять ипотечное жильё на более дешёвое;
  • получить льготы для погашения займа.

Данная процедура может проводиться как выдавшим кредит банком, так и риэлтерской компанией. В первом случае, процесс реструктуризации долга по ипотеке идентичен варианту с кредитом. Во втором случае, недвижимость будет оценена экспертом и продана для погашения долга перед банком. Деньги, которые останутся после сделки, будет предложено вложить в недвижимость (купить менее дорогую квартиру, возможно, с доплатой) или в первый транш новой ипотеки.

Когда должником является государство

Главной отличительной чертой реструктуризации государственного долга является то, что должником выступает не физическое или юридическое лицо, а целая страна. При проведении процедуры сумма долга увеличивается, время его выплаты растягивается, таким образом, должниками становится следующее поколение населения страны. Ведь основным источником погашения долговых обязательств государства являются налоги.

В процессе реструктуризации государственного долга могут использоваться способы, не характерные для долгов граждан и компаний, а именно:

  • Конверсия. Государству может быть предложено: погасить долг товарными поставками, выкупить долг на особых условиях или обменять на собственность и т.п.
  • Секъюритизация долга – превращение государственного долга в ценные бумаги с последующей их продажей на рынке.
  • Использование облигаций Брейди – сложный финансовый механизм для поддержки стабильности в развивающихся странах, который заключается в конвертации госдолга в особые ценные бумаги, обеспеченные казначейскими облигациями США.
  • Унификация займов заключается в объединение нескольких долгов в один путём обмена старых облигаций на новые.

Особенности реструктуризации долга по коммунальным платежам

Владение и пользование недвижимостью кроме неоспоримых преимуществ является источником обязанностей по оплате коммунальных платежей. И хотя платить за ЖКХ необходимо вовремя, в жизни случаются разные обстоятельства, которые могут привести к задолженностям. Большой неоплаченный долг по ЖКХ, в свою очередь, может привести к отключению коммуникаций или даже выселению.

Должник может оплатить всю сумму задолженности одним платежом или прибегнуть к реструктуризации. Неплатежеспособность должника должна быть подтверждена документами, а заявление о реструктуризации необходимо писать в адрес управляющей компании или другой организации, перед которой существует долг. Однако в обязанности управляющих компаний не входит проведении данной процедуры, и должнику могут отказать. Тогда единственный способ избежать наступления наказания – это суд.

Как составить заявление о реструктуризации долга?

Чтобы обратиться в банк с заявлением о реструктуризации долга, есть 3 пути:

1) личный визит в банк и составление заявления на месте;

2) можно скачать образец заявления на реструктуризацию с официального сайта банка (многие банки размещают такие шаблоны);

3) написать заявление самостоятельно.

Главные пункты, которые должны быть отражены в заявлении:

  • номер и дата кредитного договора;
  • сумма кредитного лимита;
  • дата и способ первого платежа по этому кредиту;
  • выплаченная сумма и сумма задолженности по кредиту;
  • дата последнего платежа и дата первого просроченного платежа;
  • подробное объяснение причины неплатежеспособности (подтверждающие документы обязательны);
  • приемлемый размер месячного платежа на момент составления заявления.

Реструктуризация – это сложный и дорогой финансовый механизм, который может сегодня уберечь вас от банкротства, а завтра загнать в новую долговую яму. Перед тем, как писать заявление, стоит дважды подумать.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://bankrotstvoved.ru/kreditor/restryktyrizaciya-dolga

Реструктуризация долга при банкротстве юридического лица
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here