Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров в России

— система государственных органов, формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Основные задачи и функции Службы:

• осуществление уведомительной регистрации коллективных трудовых споров;

• проверка в случае необходимости полномочий представителей сторон коллективного трудового спора;

• формирование списка трудовых арбитров;

• проведение подготовки трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

• выявление и обобщение причины и условий возникновения коллективных трудовых споров, подготовка предложений по их устранению;

• оказание методической помощи сторонам коллективного трудового спора на всех этапах разрешения этих споров;

• организация в установленном порядке финансирования примирительных процедур;

• организация работы по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Работники Службы могут в установленном порядке привлекаться к выполнению работы в качестве эксперта, посредника или трудового арбитра при проведении примирительных процедур.

Источник: Постановление Правительства от 15.04.1996 г. № 4Θ6 (с изм. от 21.03.98 г.) «Об утверждении Положения «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров» [219] .

Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем своего решения в течение трех рабочих дней со дня получения требования от работников.

Если работодатель удовлетворяет требования работников, то разногласия считаются урегулированными и коллективного спора не возникает. Если работодатель отклоняет требования работников (полностью, или частично) или не сообщает о своем решении, а также, если работники не будут удовлетворены ответом работодателя, то начинается коллективный трудовой спор.

Учитывая возможную тяжесть социальных последствий коллективных споров для общества и необходимость защиты интересов работников, акцент в регулировании коллективных трудовых отношений сделан на недопущении социальной напряженности, на достижении согласия между работниками и работодателями, на создание социально-партнерских отношений между ними.

Разрешение коллективных трудовых споров по их подведомственности обычно подразделяются следующим образом:

• споры, рассматриваемые с участием примирительной комиссии;

• споры, рассматриваемые с участием посредника;

• споры, рассматриваемые в трудовом арбитраже.

Поэтапное рассмотрение коллективных трудовых споров в примирительных органах, процедура и сроки их рассмотрения в совокупности составляют порядок разрешения коллективных трудовых споров.

Примирительная комиссия создается непосредственно в организации, где возник спор. При этом работодатель не вправе уклоняться от ее создания и участия в ее работе.

Основная цель привлечения посредника — разрешение сторонами коллективного трудового спора разногласий, возникших между ними по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений, в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. Главная функция посредника — оказание помощи сторонам в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога. При этом посредник имеет право запрашивать и получать от работодателя необходимые документы и сведения, касающиеся коллективного спора; проводить как совместные, так и раздельные заседания представителей сторон; предлагать собственные возможные варианты разрешения спора.

Посредник приглашается по соглашению представителей работников и работодателей самостоятельно, либо через Службу по урегулированию коллективных трудовых споров. Соглашение об участии посредника в разрешении трудового спора оформляется протоколом. Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника регулируется в соответствии с Рекомендациями об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием посредника [220] и сторонами спора.

Если спорные вопросы не урегулированы, то составляется протокол разногласий и разрешение спора продолжается в трудовом арбитраже. К трудовому арбитражу можно прибегнуть, минуя приглашения посредника, если стороны в срок до трех рабочих дней не достигли соглашения относительно его кандидатуры.

Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и Службой по урегулированию коллективных трудовых споров в определенный срок. Служба по вопросам формирования трудового арбитража в целях обеспечения оперативного подбора квалифицированных трудовых арбитров ежегодно составляет списки лиц, рекомендуемых к привлечению в качестве трудовых арбитров при рассмотрении коллективных трудовых споров. Ими могут быть руководители, специалисты (экономисты, юристы и т.п.) организаций, научные работники, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, работники Службы, специалисты по труду органов местного самоуправления, представители профсоюзных органов.

В состав трудового арбитража не могут входить представители работников и работодателей, участвующих в коллективном трудовом споре, подлежащем рассмотрению.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

• изучение документов и материалов, представленных сторонами;

• заслушивание представителей сторон;

• заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;

• разработка рекомендаций по существу коллективного трудового спора.

Рекомендации трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передаются сторонам этого спора в письменной форме.

Если урегулирование коллективных трудовых споров через примирительную комиссию, посредника и арбитраж не привели к разрешению спора, либо работодатель уклоняется от выполнения соглашения, достигнутого в ходе разрешения этого спора, то работники вправе прибегнуть к митингу, демонстрации, пикетированию, вплоть до забастовки.

Читайте так же:  Работник оспаривает увольнение

Забастовка — полная остановка производства с выдвижением требований экономического, а иногда и политического характера.

Забастовка является этапом коллективного трудового спора и одновременно крайней мерой его разрешения. Она нередко становится одним из единственных активных способов давления работников на работодателей после неэффективности других способов защиты трудовых прав работников.

По мнению специалистов, право на забастовку — важнейшая предпосылка здорового развития системы коллективных переговоров и разумного разрешения трудовых споров на предприятиях. Такие известные теоретики, как Л. Коузер, Р. Дарендорф, Т. Гайгер, утверждают, что допущение в известных пределах права на стачку после полного исчерпания примирительной процедуры абсолютно необходимо для направления недовольства в юридическое, легитимное русло. При условии умелого социального управления и установления разумно допустимых рамок забастовочного движения право на забастовку не только не ослабляет, а наоборот, придает существующей системе трудовых отношений демократичность и социальную справедливость. Правда, такие закономерные

теоретические выводы не всегда согласуются с их практическим применением. К примеру, в России забастовочное движение 90-х гг. XX в. имеют предпосылки осложнения положения предприятий на российском рынке.


Источник: http://scicenter.online/osnovy-ekonomiki-scicenter/slujba-uregulirovaniyu-kollektivnyih-trudovyih-145112.html

Комментарии к СТ 407 ТК РФ

Статья 407 ТК РФ. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

1. Система государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров состоит из федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органов исполнительной власти субъектов РФ, участвующих в урегулировании коллективных трудовых споров.

В соответствии с действующим законодательством государственные услуги в сфере урегулирования коллективных трудовых споров оказывает Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) (п. 1 Постановления Правительства РФ от 06.04.2004 N 156 «Вопросы Федеральной службы по труду и занятости»). Она осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы на основе Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324.

Для реализации возложенных на нее задач Роструд имеет право:

— давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к его компетенции;

— запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к компетенции Роструда;

— привлекать в установленном порядке для проработки вопросов установленной сферы деятельности научные и иные организации, ученых и специалистов;

— применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности.

Территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости (Службы), оказывающими государственные услуги в сфере урегулирования коллективных трудовых споров являются: Центрально-Черноземное, Северо-Западное, Северо-Кавказское, Поволжское, Волго-Вятское, Уральское, Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское и Дальневосточное управления по урегулированию коллективных трудовых споров (Приказ Роструда от 02.03.2005 N 30).

2. Служба и ее территориальные органы не являются органами, рассматривающими коллективные трудовые споры и выносящими обязательные для сторон решения. Она призвана оказывать содействие их разрешению путем организации примирительных процедур. Это ее основная задача.

Трудовой кодекс прямо указывает, на каких стадиях спора и путем проведения каких мероприятий Служба участвует в разрешении коллективного трудового спора.

Уже при выдвижении требований представители работников могут обратиться в соответствующий орган по урегулированию коллективных трудовых споров. На этом этапе коллективного трудового спора еще нет, и указанный орган лишь проверяет получение требований другой стороной (ст. 399 ТК РФ). В случае необходимости работники Службы или управления Службы могут разъяснить представителям сторон порядок разрешения спора, их права и обязанности в соответствии с законодательством.

После начала коллективного трудового спора и работники, и работодатели могут обратиться в Службу или управление Службы для уведомительной регистрации спора (ст. 401 ТК РФ). Роструд производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне, коллективных трудовых споров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, а также коллективных трудовых споров, возникающих при наличии обстоятельств, исключающих в силу положений ч. ч. 1 и 2 ст. 413 ТК проведение забастовки (п. 5.3.3 Положения о Федеральной службе по труду и занятости, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 324). Иные коллективные трудовые споры подлежат регистрации в управлениях по урегулированию коллективных трудовых споров.

Сама по себе уведомительная регистрация не влечет правовых последствий для сторон и не изменяет ни срока, ни порядка рассмотрения спора. Однако, пройдя эту процедуру, представители сторон получают возможность обращаться в соответствующий государственный орган за разъяснениями, получать консультации и т.п.

Государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров может рекомендовать посредника для участия в примирительных процедурах (ст. 403 ТК РФ). В создании временного трудового арбитража он принимает непосредственное участие (см. коммент. к ст. 404).

Дальнейшее разрешение коллективного трудового спора, связанное с организацией и проведением забастовки, также проходит под наблюдением указанного государственного органа.

Работодатель обязан предупредить Службу (управление Службы) о предстоящей забастовке (ст. 410 ТК РФ). В случае приостановки забастовки соответствующий орган должен быть предупрежден о ее возобновлении (ст. 411 ТК РФ).

3. Закон определяет функции Службы и ее территориальных управлений, которые включают в себя не только организацию примирительных процедур, но и подготовку к ним, их финансирование, выявление причин и условий возникновения коллективных трудовых споров.

Читайте так же:  Сбербанк военная ипотека отзывы

4. Служба и ее территориальные органы осуществляют уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров. Правовое значение такой регистрации заключается в том, что она позволяет определить количество коллективных трудовых споров, причины их возникновения и прогнозировать объявление забастовок. Эта информация, в свою очередь, делает возможными проведение аналитической работы и подготовку предложений по смягчению социальной напряженности в сфере труда.

5. В том случае, когда возникают сомнения в легитимности представительного органа работников или работодателей, государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров проверяют полномочия представителей. Для этого они могут истребовать для ознакомления соответствующие документы: устав профсоюза, органа общественной самодеятельности или объединения работодателей; локальные нормативные акты, определяющие положение представителей сторон; приказы и распоряжения руководителя; протоколы собраний (конференций) и др. Служба может проверить полномочия не только представительных органов, но и конкретных лиц, например, в том случае, когда руководитель организации своим приказом возложил полномочия по представительству интересов работодателя на своего заместителя или руководителя структурного подразделения.

6. Одной из важнейших функций Службы является формирование списка трудовых арбитров и осуществление их подготовки. В соответствии с Положением Служба организует подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров (п. 5.4.13 Положения).

К сожалению, ни Кодекс, ни Положение не упоминают о посредниках, хотя ранее действовавшая Служба по урегулированию коллективных трудовых споров составляла список посредников, что нашло отражение в Рекомендациях Минтруда России от 14.08.2002 N 58.

7. В целях содействия разрешению коллективных трудовых споров Служба и ее территориальные органы оказывают работникам и работодателям методическую помощь. Прежде всего, это консультации и подготовка разъяснений о порядке и сроках рассмотрения спора, правах и обязанностях сторон. Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров обобщают и распространяют отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров.

За соответствующей помощью стороны имеют право обратиться на любом этапе коллективного трудового спора.

8. Функции государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров не исчерпываются участием в создании и деятельности примирительных органов. Они изучают и обобщают причины и условия возникновения коллективных трудовых споров.

На основании анализа имеющейся информации они подготавливают предложения по совершенствованию действующего законодательства о труде и изменению (корректировке) социально-экономической политики, в т.ч. разработке специальных программ по устранению причин возникновения коллективных трудовых споров.

Для осуществления этой функции указанные органы анализируют статистическую отчетность, данные уведомительной регистрации и другие сведения, подготавливают оперативную информацию о коллективных трудовых спорах, вносят предложения о проведении научно-исследовательских работ.

9. Основным принципом деятельности государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров является взаимодействие с представителями работников и работодателей.

В процессе организации примирительных процедур, реализации иных возложенных на них задач эти органы предоставляют имеющуюся информацию, оказывают помощь представителям сторон по созданию примирительных органов, проводят консультации и разъяснения.

При составлении списка трудовых арбитров могут учитываться предложения профессиональных союзов и объединений работодателей.

В ходе проведения забастовки взаимодействие представителей сторон и управлений Службы приобретает особое значение, поскольку от этого зависит и обеспечение реализации конституционного права работников, и защита законных интересов других граждан. Согласованные действия сторон и указанных органов должны обеспечить продолжение переговорного процесса (и в конечном счете разрешение коллективного трудового спора) и выполнение минимума необходимых работ (услуг), с тем чтобы осуществление права на забастовку не нарушало прав и свобод других лиц.

Источник: http://www.trudkod.ru/kommentarii/chast-5/razdel-13/glava-61/st-407-tk-rf

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

— ляется государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них.

Систему службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства труда Российской Федерации и территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров этого Министерства, а также подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Положение, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 N 468, п.1

Источник: http://determiner.ru/termin/sluzhba-po-uregulirovaniyu-kollektivnyh-trudovyh-sporov.html

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров

Энциклопедия права . 2015 .

Смотреть что такое «Служба по урегулированию коллективных трудовых споров» в других словарях:

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров — (англ. service on regulation of collective labour disputes) в РФ гос ный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. С. по у.к.т.с: а) осуществляет уведомительную… … Большой юридический словарь

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров — ляется государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Систему службы составляют Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров Министерства… … Словарь юридических понятий

ПРАВО НА ЗАБАСТОВКУ — право, предусмотренное в ст. 37 Конституции РФ в связи с закреплением права на свободный труд. В ч. 4 ст. 37 говорится: признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов… … Энциклопедический словарь конституционного права

Процедуры Примирительные — способ разрешения коллективного трудового спора с помощью достижения согласованного решения. Статья 2 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. О порядке разрешения коллективных трудовых споров определяет примирительные процедуры как рассмотрение… … Словарь бизнес-терминов

Читайте так же:  Увольнение после декретного отпуска выплаты

ТРУДОВОЙ АРБИТРАЖ — временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора; создается сторонами последнего в срок не позднее 3 рабочих дней с момента окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником. Т.а … Энциклопедия юриста

Нигерия — Федеративная Республика Нигерия, гос во в Зап. Африке. Название образовано от гидронима Нигер с обычным для названий стран окончанием ия. Топоним Нигерия, как элемент политико адм. названий, встречается с 1900 г., название Нигерия с 1914 г. См.… … Географическая энциклопедия

Россия — 1) пик, Памир, Таджикистан. Открыт в 1932 1933 гг. сотрудниками Таджикско Памирской экспедиции Академии наук СССР и назван пиком Молотова, по фамилии сов. деятеля В. М. Молотова (1890 1986). В 1957г. переименован в пик России. 2) Российская… … Географическая энциклопедия

Российская федерация — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

РФ — • Россия • Российская Федерация • РФ самая большая по площади страна мира (17075,4 тыс. км2), демократическое федеративное государство с республиканской формой правления. Первые упоминания об этой стране датируются примерно 10 в., в древнерусских … Географическая энциклопедия

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://encyclopediya_prava.academic.ru/5324/%D0%A1%D0%BB%D1%83%D0%B6%D0%B1%D0%B0_%D0%BF%D0%BE_%D1%83%D1%80%D0%B5%D0%B3%D1%83%D0%BB%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8E_%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D1%85_%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D1%85_%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2

Структура и функции Службы по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба по урегулирования коллективных трудовых споров — это государственный орган, содействующий разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и частая в них. Служба действует на основании Федерального закона «О разрешении коллективных трудовых споров» и Положения «О службе по урегулированию коллективных трудовых споров». Систему Службы составляют:

— Департамент по урегулированию коллективных трудовых споров и развитию социального партнерства Министерства труда и соц. развития РФ

— территориальные органы по урегулированию коллективных трудовых споров этого министерства

— подразделения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на которые возложены функции по урегулированию коллективных трудовых споров.

Читайте также:
  1. Cущноcть, функции и клаccификация cоциальных технологий в cоциально-культурном cервиcе
  2. Funcio laesa (нарушение функции).
  3. I. Общая теория и функции систематической теории
  4. I. Функционалы , зависящие от одной функции
  5. II. СТРУКТУРА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНА
  6. II.1. Функции специального федерального государственного образовательного Стандарта для детей с нарушениями речи
  7. IV. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ.
  8. IV. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
  9. Swot-анализ и формулировка стратегии развития службы приема и размещения в гостинице Радуга
  10. VI. Графическая структура темы занятия
Видео (кликните для воспроизведения).

Основными задачами службы являются:

— содействие в урегулировании коллективных трудовых споров;

— организация примирительных процедур и участие в них;

— осуществление мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.

В соответствии с изложенными задачами Служба:

— осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

— формирует списки посредников и трудовых арбитров, определяет порядок приглашения посредника или назначения его службой, организует их подготовку и повышение квалификации;

— участвует в формировании трудового арбитража, в определении его регламента и полномочий, утверждает состав трудового арбитража;

— организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

— выявляет причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

— подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах (забастовках) и принимаемых мерах по их разрешению.

Помимо вышеперечисленных задач, Служба выполняет массу функций, основная цель которых — исследование причин, порождающих коллективные трудовые споры, изучение, обобщение и распространение отечественного и зарубежного опыта организации работ по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров при проведении примирительных процедур, издание информационного бюллетеня и др.

35. Система коллективных соглашений и договоров в РФ; Федеральный закон «О коллективных договорах и соглашениях».

Колл. договоры и соглашения — институты ведения переговоров и сглаживания разногласий между работодателями и наемными раб..

В соответствии с законом «О колл. договорах и соглашениях», в России введена система соглашений СП, представленная несколькими уровнями и видами.

Колл.договор — правовой акт, регулирующий СТО в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей.

Колл. договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях. При заключении колл. договора представителем работодателя явл. рук-ль соответствующ. подразделения, уполномоченный на это работодателем.

Соглашение — правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования СТО и связанных с ними эк. отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на фед., рег., отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых СТО могут заключаться соглашения: генеральное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные.

Ген. соглашение устанавливает общие принципы регулирования СТО на фед. уровне. Фед. соглашения оформляются, утверждаются и реализуются как трехсторонние. В них участвуют общероссийские объединения профсоюзов; общероссийское объединение работодателей; Правительство РФ.

Рег. соглашение устанавливает общие принципы регулирования СТО на уровне субъекта РФ.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, труд. гарантии и льготы работникам на территории соответствующ. мун. образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на фед., рег., территор. уровнях СП.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, м.б. двусторонними и трехсторонними.

Соглашениями могут предусматриваться положения:

— об оплате, условиях и охране труда, режиме труда и отдыха;

— о механизме рег-я оплаты труда исходя из роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных соглашением;

— о доплатах компенсационного характера, мин. размер кот. предусмотрен законодательством;

— о содействии занятости, переобучении работников;

— об обеспечении экол. безопасности и охране здоровья работников на производстве;

— о спец. мероприятиях по соц. защите работников и членов их семей;

— о соблюдении интересов работников при приватизации гос. и мун. предприятий;

— о льготах предприятиям, создающим доп. рабочие места с использованием труда инвалидов, молодежи (в том числе подростков);

— о развитии СП и трехстороннего сотрудничества, порядке внесения изменений и дополнений в соглашение, присоединения к нему, содействии заключению колл. договоров, предотвращении труд.конфликтов и забастовок, об укреплении труд.дисциплины.

Соглашения, заключаемые на различных уровнях системы СП, являются добровольными. Стороны не могут быть принуждены выполнять принятые обязательства в судебном порядке в случае неисполнения условий соглашения.

Ген. соглашение, заключаемое общероссийскими объединениями работодателей, общероссийскими объединениями профсоюзов и Правительством РФ носит такой же характер. Обязательства, принятые на себя сторонами в рамках Ген. соглашения, сформулированы как основные направления работы.

Колл. договоры регулируют СТО на уровне предприятий. Они двусторонние – между работниками и работодателями, но м.б. и трехсторонними, при участии органов местного самоуправления или представителей отраслевых структур и объединений.

Содержание и структура колл. договора определяются сторонами.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

— формы, системы и размеры оплаты труда;

— выплата пособий, компенсаций;

— механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;

— занятость, переобучение, условия высвобождения работников;

— рабочее время и время отдыха, включ. вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

— улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

— соблюдение интересов работников при приватизации орг-ции, ведомственного жилья;

— экологическая безопасность и охрана здоровья работников на пр-ве;

— гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;

— оздоровление и отдых работников и членов их семей;

— контроль за выполнением колл. договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников;

— отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий колл. договора;

— другие вопросы, определенные сторонами.

В колл. договоре с учетом фин.-эк. положения работодателя мог. устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (дополнительные отпуска, надбавки к пенсиям, досрочный уход на пенсию, компенсация транспортных и командировочных расходов и т.д).

Условия коллективных договоров или соглашений, ухудшающие по сравнению с законодательством положение работников, недействительны.

Запрещается включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями.

Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав

Источник: http://lektsii.net/4-92533.html

Как урегулируются коллективные трудовые споры?

В некоторых компаниях случаются ситуации, когда большая часть сотрудников недовольна работодателем. В редких случаях руководство принимает во внимание конструктивные предложения сотрудников. Но что делать тем работникам, руководство которых непреклонно?

Конечно, разрушать годами формировавшиеся рабочие отношения не хочется ни сотрудникам, ни работодателю. Поэтому приходится искать пути разрешения коллективных трудовых споров.

В данной статье речь пойдёт о том, что такое трудовой спор, причины его возникновения, пути решения, а также другие моменты, которые будут рассмотрены подробно.

Что такое коллективный трудовой спор?

Коллективные трудовые споры согласно статье 398 Трудового кодекса РФ – это конфликт между сотрудниками и работодателями. Причинами коллективного трудового спора являются:

  • Изменение трудовых условий, в которые входит и заработная плата;
  • Заключение и изменение условий правового акта, который регулирует социально-трудовые отношения в компании;
  • Когда работодатель отказывается принимать во внимание мнение профсоюза компании (выборный представительный орган сотрудников) при установке внутренних нормативных актов.

Также существует такое понятие как «индивидуальные трудовые споры», о котором более подробно можно прочитать в этой статье.

Требования сотрудников

Перед тем, как недовольство сотрудников перерастает в коллективный спор, работники проводят собрание или конференцию, на которых составляется список требований в письменной форме и затем отправляется работодателю.

При этом работодатель обязан предоставить сотрудникам условия для проведения собрания и конференции. Кроме этого, он не должен создавать препятствия для их проведения.

Отличие собрания от конференции в следующем:

  • Собрание проводится для того, чтобы предварительно узнать мнение сотрудников, а также для предоставления им информации по конкретным вопросам;
  • Конференция собирается, если необходимо голосование по определённым вопросам. Представители для участия в конференции выбираются на собраниях сотрудников.

Собрание считается состоявшимся и обретает правовую силу, если в нём участвовало больше половины сотрудников компании. Конференция наделяется правовой силой, если в ней принимали участие не меньше 2/3 выбранных на собрании представителей.

Коллективный трудовой спор не возникает, если требования сотрудников удовлетворяются. В противном же случае неурегулированный вопрос перерастает в трудовой спор.

О примирительной комиссии

Для разрешения коллективных трудовых споров создаётся примирительная комиссия. Каждая из сторон: сотрудники и работодатель, выдвигают одинаковое количество представителей, из которых и формируется примирительная комиссия.

Время создания комиссии – до 3 рабочих дней с даты начала конфликта. Датой начала конфликта может считаться один из следующих моментов:

  • День, когда работодатель объявил сотрудникам о том, что он отклоняет их требования;
  • Когда в течение 3 рабочих дней работодатель не объявляет сотрудникам о своём решении.

Примирительные процедуры

Порядок решения коллективного трудового спора представляет собой:

  1. Примирительная комиссия разбирает трудовой спор для того, чтобы его урегулировать;
  2. Спор разбирается при участии посредника;
  3. Разбор спора в трудовом арбитраже. Трудовой арбитраж – орган по изучению коллективного трудового спора. Время действия этого органа ограничено.

Разбирательство спора примирительной комиссией

Первый этап примирительных процедур обязателен. Ни одна из сторон не имеет права избегать участия в нём. За уклонение от участия предусмотрено административное взыскание в размере от 1 000 до 3 000 рублей в соответствии со статьёй 5.32 КоАП РФ.

Рассмотрение спора комиссией происходит в течение 5 рабочих дней с того момента, как вышел приказ об её основании. В некоторых случаях требуется увеличить срок рассмотрения. Для этого нужно согласие обеих сторон и составление соответствующего протокола.

Разбирательство спора при участии посредника

После того, как члены комиссии не смогли принять решение, которое бы удовлетворило обе стороны, они составляют протокол разногласий. В течение 3 дней после этого приглашают посредника.

Посредник может быть избран посредством договорённости обеих сторон или может быть рекомендован Службой по урегулированию коллективных трудовых споров.

Работодатель должен предоставлять посреднику запрашиваемые им документы и информацию, которая относится к коллективному трудовому спору.

Второй этап длится в течение 7 рабочих дней с момента назначения посредника. Окончание разбирательства может быть следующим:

  • Письменное вынесение общего решения;
  • Оформление протокола разногласий.

Разбирательство спора в трудовом арбитраже

Орган по изучению коллективного трудового спора основывается работниками и работодателем, а также Службой по урегулированию споров. Срок основания – три рабочих дня с того момента, как примирительная комиссия или посредник закончили разбор трудового спора.

Для создания арбитража нужны следующие основания:

  • Если одна из сторон спора уклоняется от создания и участия в примирительной комиссии;
  • Если стороны не пришли к договорённости о кандидатуре посредника в течение 3 рабочих дней;
  • Если в компании законодательством РФ запрещены забастовки;
  • Если ни примирительная комиссия, ни посредник конфликт не урегулировали.

В арбитраже занимаются разработкой рекомендаций для разрешения общих споров. Эти рекомендации оформляются в письменной форме и предоставляются сотрудникам и работодателю. В целях наделения рекомендаций обязательной силой, Служба по урегулированию споров заключает договор с сотрудниками и работодателем. Контролировать соблюдение пунктов заключённого договора между сторонами должны сотрудники и работодатель.

Если работодатель будет выступать против создания арбитража или будет отказываться выполнять разработанные им рекомендации (если был заключён договор об обязательном принятии), сотрудники вправе провести забастовку.

Права сотрудников на время урегулирования коллективных трудовых споров

Существует две группы сотрудников, для которых предусмотрены определённые права в период разрешения коллективного трудового спора:

  • Сотрудники, обладающие рядом полномочий по разрешению коллективного трудового спора: члены комиссии, посредники, арбитры. Они не должны выполнять свои непосредственные должностные обязанности. При этом их средняя заработная плата сохраняется 3 месяца в течение одного года;
  • Сотрудники, которые принимают участие в урегулировании коллективного трудового спора и являются членами профсоюзов. Их нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности, перевести на другое место работы или уволить без согласия уполномоченного лица.

Разрешить вопросы, связанные с трудовым законодательством, может квалифицированный юрист по трудовому праву.

О забастовках на предприятии

Согласно статье 398 Трудового кодекса РФ, забастовкой является временный отказ сотрудников выполнять свои должностные обязанности для разрешения коллективного трудового спора.

Забастовку сотрудники вправе устроить в том случае, когда:

  • Ни один из этапов примирения не привёл к урегулированию конфликта;
  • Если работодатель не желает принимать участие в примирительных процедурах;
  • Если работодателем не выполняются условия достигнутого соглашения.

Забастовкой считаются такие мероприятия как: собрания, митинги, демонстрации, пикетирование.

Прежде чем начать забастовку, за 10 дней до её начала сотрудники должны письменно уведомить об этом работодателя.

В уведомлении о проведении забастовки указывается:

  • Разногласия сторон, послужившие поводом для того, чтобы начать забастовку;
  • День и время начала, длительность и участники;
  • Название органа, который руководит забастовкой, его состав. Орган выбирается на собрании или конференции сотрудников;
  • План минимальных работ, выполнение которых необходимо для нормального функционирования компании на время забастовки.

О работе Службы по урегулированию коллективных трудовых споров

Предприятиям на помощь в решении коллективного трудового спора приходит государственный орган по урегулированию подобных конфликтов. В его задачи входит следующее:

  • Регистрация трудовых споров;
  • Проверка полномочий представителей сторон спора;
  • Ведение списка посредников и арбитров;
  • Подготовка посредников и арбитров к разрешению коллективных трудовых споров;
  • Определение оснований для возникновения коллективного трудового спора;
  • Разработка рекомендаций по урегулированию конфликта;
  • Финансирование примирительных процедур.

Окончил Российский государственный университет правосудия (РГУП). Аспирант Московского института государственного управления и права (МГИУП). С начала 2007 года судебная практика, специализация Трудовое право и трудовые споры.

Источник: http://trudinsp.ru/kak-ureguliruyutsya-kollektivnye-trudovye-spory.html

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров
Оценка 5 проголосовавших: 1