Судебная практика дополнительный отпуск

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ОТПУСКА: СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА (ЧАСТЬ 1)

Одним из видов времени отдыха работников организации являются отпуска (статья 107 Трудового кодекса (ТК)). Согласно статье 114 ТК ежегодные отпуска предоставляются работникам с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

Рассмотрим случаи из судебной практики, связанные с предоставлением и оплатой отпусков работникам организации.

    1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней; оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней предоставляется работникам в соответствии с ТК и иными федеральными законами (статья 115 ТК).

РЕШЕНИЕ ВС РФ от 13.07.2006 N ГКПИ06-637

Гражданин обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению абз. 4 п. 13 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2003 г. №213 (Положение), в части распространения его на работников автотранспорта. На пассажирском автотранспортном предприятии, где гражданин работает водителем автобуса, установлен суммированный учет рабочего времени

Абз. 4 данного пункта Положения предусмотрено, что средний заработок работника для оплаты отпуска определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочего времени (в часах) в неделю в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели и на количество календарных недель отпуска.

В то же время, согласно статье 139 ТК средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,4 (среднемесячное число календарных дней).

Заявителю был предоставлен очередной ежегодный основной оплачиваемый отпуск с сохранением среднего заработка, который был исчислен в соответствии с абз. 4 п. 13 Положения. Между тем при исчислении среднего заработка для оплаты отпуска на основании статьи 139 ТК заявитель получил бы за аналогичный период отпуска существенно большую сумму.

Рассмотрев материалы дела, Суд постановил следующее.

Средний заработок работника за период ежегодного отпуска, предоставляемого в календарных днях, определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество этих дней. При таком порядке исчисления сохраняется фактический средний заработок работника, производившего по инициативе работодателя работу за пределами установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочную работу).

В противоречие с установленным в законе порядком исчисления среднего заработка для оплаты отпусков в оспариваемом предписании Положения предусмотрено, что средний заработок работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, для оплаты отпуска определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочего времени (в часах) в неделю в зависимости от установленной продолжительности рабочей недели и на количество календарных недель отпуска.

Тем самым работник, которому установлен суммированный учет рабочего времени, выполнявший по инициативе работодателя сверхурочную работу, оплачиваемую в повышенном размере, лишается части среднего заработка, сохраняемого в силу закона на период ежегодного оплачиваемого отпуска. Это происходит вследствие того, что абз. 4 п. 13 Положения предусматривает определение среднего заработка работника для оплаты отпуска в зависимости от «установленной продолжительности рабочей недели», то есть во всех случаях без учета сверхурочных работ, которые работник мог выполнять в учетном периоде. В результате средний заработок за время отпуска работника оказывается ниже среднего заработка работника с поденным учетом рабочего времени при одинаковом количестве сверхурочных работ.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Поскольку оспариваемое предписание Положения касается исчисления среднего заработка для оплаты отпусков всех работников, которым установлен суммированный учет рабочего времени, а не только работников автотранспорта, оно подлежит признанию недействующим в полном объеме.

Таким образом, средний заработок работника за период ежегодного отпуска, предоставляемого в календарных днях, определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество этих дней. При таком порядке исчисления сохраняется фактический средний заработок работника, производившего по инициативе работодателя работу за пределами установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочную работу).

    2. Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях, установленных статьей 124 ТК. Если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за 2 недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ КС РФ от 02.03.2006 N 60-О

Гражданин обратился в Конституционный суд РФ с жалобой, в которой просит признать противоречащими статьям 37 (части 2, 3, 4 и 5) и 55 Конституции следующие положения ТК:

  • часть 2 статьи 124, согласно которой ежегодный оплачиваемый отпуск по соглашению между работником и работодателем переносится на другой срок, если работнику своевременно не была произведена оплата за время этого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала отпуска позднее чем за две недели до его начала;
  • часть 2 статьи 142, не допускающую приостановку работником работы в случае задержки выплаты заработной платы на срок более 15 дней в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятельности населения;
  • статью 234, устанавливающую обязанность работодателя возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться.

Конституция, предоставляя каждому работающему по трудовому договору право на отдых, гарантирует, кроме того, установленный федеральным законом оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 37, часть 5).

Конституция, провозглашая РФ демократическим правовым государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанностью государства, предоставляет каждому свободу распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и запрещает принудительный труд (статья 1; статья 2, часть 1; статья 7, часть 1; статья 37, части 1, 2 и 3).

Как выяснилось в ходе рассмотрения дела, работодатель в течение определенного срока задерживал выплату заработной платы гражданину. Впоследствии заработная плата была выплачена в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, Суд постановил следующее.

Нормы части 2 статьи 124 и части 2 статьи 142 ТК сами по себе не создают возможность для привлечения работников к принудительному труду, а потому оснований для признания этих норм противоречащими статье 37 (часть 2) Конституции, запрещающей принудительный труд, не имеется. Кроме того, представленными материалами не подтверждается, что их применение в деле гражданина повлекло какие-либо действия работодателя, принуждавшие заявителя к работе на данной предприятии и создавшие угрозу его наказания работодателем в период задержки оплаты отпуска и выплаты заработной платы.

Читайте так же:  Комиссия конкурса на замещение вакантной должности

В статье 234 ТК приведен перечень оснований, при наличии которых у работодателя возникает обязанность возместить работнику материальный ущерб, причиненный в результате незаконного лишения его возможности трудиться.

Данный перечень не предусматривает в качестве самостоятельного такое основание, как несвоевременность выплаты заработной платы либо иных причитающихся работнику сумм.

Таким образом, Суд определил, что поскольку общие и специальные правила предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков служат дополнительной гарантией реализации конституционного права работника на ежегодный оплачиваемый отпуск, постольку норма части 2 статьи 124 ТК сама по себе не может рассматриваться как нарушающая названное конституционное право.

© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на «Субсчет.ру: теория и практика бухгалтерского учета и налогообложения» при цитировании (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)

Источник: http://subschet.ru/Subschet.nsf/docs/EF5B2DF8AA490992C325735A00599F61.html

Нарушение прав работников на отпуск: способы защиты

Трудовым кодексом установлено право работника на отпуск продолжительностью 28 календарных дней (ст. 114). Кроме того, за выполнение определенных работ работнику предоставляют дополнительный оплачиваемый отпуск. Имеются в виду работы во вредных и (или) опасных условиях труда, работы в режиме ненормированного рабочего времени и др. (ч. 1 ст. 116 ТК РФ). Порядок и условия предоставления дополнительных отпусков устанавливаются коллективным договором или локальным нормативным актом (ч. 2 ст. 116 ТК РФ). Таким образом, распоряжение не предоставлять более двух недель отпуска в год незаконно. При этом не имеет значения, в каком структурном подразделении трудится работник. Но в рассматриваемом случае фактически нарушения не произошло, поскольку распоряжение генерального директора устное.

В каких случаях можно говорить о нарушении

Очередность предоставления отпуска устанавливается графиком отпусков (ст. 123 ТК РФ), предоставление отпуска оформляется соответствующим приказом.


Обязанность работодателя заключается в своевременном предоставлении отпуска, а обязанность работника — в «уходе» в отпуск.

Отпуск может быть разделен на части, но по соглашению работника и работодателя, причем хотя бы одна из частей отпуска не должна быть менее 14 календарных дней (ст. 125 ТК РФ).

Таким образом, возможны следующие варианты предоставления отпуска:

  • один отпуск продолжительностью 28 календарных дней;
  • две части отпуска, то есть 14 + 14 календарных дней;
  • три части отпуска, то есть 14 +7+7 календарных дней.

В графике отпусков должны быть указаны даты начала и окончания отпуска. Если было решено разделить отпуск, например, на три части, то для каждой из них определяются даты начала и окончания. В график отпусков включаются и все накопленные за предыдущие годы дни отпуска.

О нарушении законодательства можно говорить, если в графике отпусков:

  • запланировано предоставить работнику не более двух недель отпуска в год (прямое нарушение ст. 115 ТК РФ);
  • определены даты отпуска (частей отпуска), но фактически отпуск не был предоставлен и не были оформлены документы о его переносе.

Обратите внимание: перенос отпуска возможен, если:

  • период временной нетрудоспособности работника совпал с отпуском;
  • работник исполнял во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственные обязанности, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы.

В названных случаях отпуск переносится на срок, определяемый работодателем, с учетом пожеланий работника (ст. 124 ТК РФ).

Если предоставление отпуска может негативно сказаться на нормальном ходе работы организации, работодатель вправе перенести отпуск на следующий год, но только при наличии письменного согласия работника (ч. 3 ст. 124 ТК РФ). В этом случае работодатель обязан предоставить работнику непрерывный отпуск не менее 14 календарных дней (п. 2 ст. 8 и п. 1 ст. 9 Конвенции № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках»).

При переносе отпуска он должен быть использован работником не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется (ч. 3 ст. 124 ТК РФ). Например, рабочий год работника с 1 февраля 2011 г. до 31 января 2012 г. У работника было перенесено 14 дней отпуска (ч. 3 ст. 124 ТК РФ). Значит, не позднее 31 января 2013 г. эти 14 дней (за указанный период) работник должен использовать. Трудовым кодексом установлен запрет на непредоставление отпуска в течение двух лет подряд (ч. 4 ст. 124 ТК РФ).

Работодатель не вправе заменить ежегодный оплачиваемый отпуск денежной компенсацией. Она возможна лишь при увольнении работника (ст. 127 ТК РФ).

К сожалению, иногда дни отпуска накапливаются. Можно предложить работодателю (отделу кадров) составить индивидуальный график использования накопленных дней отпуска, охватывающий период в несколько лет.

Возможно, распоряжение генерального директора не давать более двух недель отпуска в год вызвано стремлением обезопасить организацию от неблагоприятных последствий.

Защищая права на отпуск, остаться инкогнито вряд ли получится. Рассмотрим способы защиты прав.

Комиссия по трудовым спорам

Комиссия рассматривает индивидуальные трудовые споры. В нее входит равное число представителей работников и работодателей. Представители работников избираются общим собранием (конференцией) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников (ст. 384 ТК РФ). Чтобы комиссия рассмотрела спор, работник должен подать письменное заявление. Комиссия вправе вызвать на заседание свидетелей и пригласить специалистов (ст. 387 ТК РФ).

Обращение в суд

При обращении в суд вам следует найти представителя (адвоката), свидетелей, готовых подтвердить ваши доводы, собрать доказательства. При обращении в суд работник освобожден от уплаты госпошлины (ст. 393 ТК РФ), но оплачивает услуги представителя. В случае удовлетворения вашего иска суд может обязать работодателя возместить стоимость услуг представителя (ст. 100 ГПК РФ).

Примирительные процедуры — это рассмотрение коллективных трудовых споров (ст. 398 ТК РФ). Порядок их разрешения состоит из следующих этапов:

  • рассмотрение спора примирительной комиссией;
  • рассмотрение спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже (ст. 401 ТК РФ).

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров установлен главой 61 ТК РФ.

Если примирительные процедуры не принесли желаемого результата, работники вправе объявить забастовку (ст. 409 ТК РФ). Решение об объявлении забастовки принимается собранием (конференцией) работников, по предложению представительного органа работников, ранее уполномоченного ими на разрешение коллективного трудового спора. Собрание работников считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа работников. Конференция работников признается правомочной, если на ней присутствует не менее двух третей делегатов конференции (ст. 410 ТК РФ). Порядок объявления забастовки установлен ст. 410 ТК РФ. Например, работодатель должен быть предупрежден о начале предстоящей забастовки в письменной форме не позднее чем за пять рабочих дней. В решении об объявлении забастовки указываются:

  • перечень разногласий сторон коллективного трудового спора, являющихся основанием для объявления и проведения забастовки;
  • дата и время начала забастовки;
  • предполагаемое количество участников;
  • наименование органа, возглавляющего забастовку;
  • состав представителей работников, уполномоченных на участие в примирительных процедурах;
  • предложения по минимуму необходимых работ (услуг), выполняемых в период проведения забастовки работниками.
Читайте так же:  Полное банкротство физических лиц

Обратите внимание: если работники не обеспечат минимум необходимых работ, то забастовка может быть признана незаконной (ст. 412 ТК РФ).

В период рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, включая период организации и проведения забастовки, работники имеют право в установленном порядке (Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях») проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в поддержку своих требований (ст. 401 ТК РФ).

Обращение в государственную трудовую инспекцию

Основанием для проведения внеплановой проверки является обращение или заявление работника о нарушении работодателем его трудовых прав (ч. 7 ст. 360 ТК РФ). При обращении в государственную инспекцию необходимо подать заявление с указанием точного наименования работодателя, своей фамилии имени отчества и подробным описанием жалобы. Инспектор обязан воздерживаться от сообщения работодателю сведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы (ч. 2 ст. 358 ТК РФ). Однако установить личность заявителя можно.

Перед началом проверки трудовой инспектор обязан вручить работодателю копию приказа (распоряжения), в котором, в частности, будет указан предмет проверки (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»). В ходе проверки трудовой инспектор не вправе запрашивать документы, которые не относятся к предмету проверки, то есть он может работать с документами лица, обратившегося с заявлением (ч. 1 п. 3 ст. 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ). К плюсам этого варианта можно отнести отсутствие денежных затрат и отсутствие необходимости лично собирать доказательства.

Обращение в прокуратуру

Порядок обращений в прокуратуру урегулирован Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры РФ, утвержденной приказом Генпрокуратуры РФ от 17.12.2007 № 200 (далее — Инструкция). Обращения в прокуратуру могут быть как индивидуальные, так и коллективные (п. 1.3 Инструкции). При подготовке заявления необходимо описать сложившуюся ситуацию как можно подробнее, поскольку обращения, в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения, возвращаются заявителям с предложением восполнить недостающие данные (п. 2.9 Инструкции). Обращение, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи, может быть оставлено без ответа (п. 2.12 Инструкции). По результатам проверки прокурор возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон (ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 17.01.92 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»).

Источник: http://www.eg-online.ru/consultation/157184/

Статья 118. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы

Отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.

Комментарий к ст. 118 TК РФ

1. Пока нет единого нормативного правового акта, который бы установил перечень категорий работников, имеющих право на отпуск за особый характер труда, минимальную продолжительность и условия его предоставления.

2. К такого рода отпускам можно отнести дополнительные отпуска работникам, предоставляемые, например, за продолжительный стаж определенной работы, применяемые во многих отраслях экономики.

Судебная практика по статье 118 TК РФ

Также несостоятелен довод кассационной жалобы о том, что предусмотренный п. 6 указанного Постановления вид дополнительного оплачиваемого отпуска согласуется с требованиями ст. 118 Трудового кодекса РФ, поскольку данной нормой закона регулируются вопросы предоставления ежегодных дополнительных отпусков лишь за особый характер работы, а не за соответствующий стаж работы, на что указывается в оспоренном Постановлении.

Не может суд согласиться и с утверждением представителей Правительства РФ о том, что предусмотренный п. 6 указанного Постановления вид дополнительного оплачиваемого отпуска фактически равнозначен дополнительным отпускам за особый характер работы или за работу с ненормированным рабочим днем (ст. 116 ТК РФ), поскольку оно ни на чем не основано и не согласуется с требованиями ст. ст. 118 и 119 Трудового кодекса РФ, регулирующими предоставление и определяющими характер дополнительных отпусков за особый характер работы и за работу с ненормированным рабочим днем.

Статьей 28 этого Федерального закона определен режим работы (службы) и отдыха спасателей. В частности, установлена продолжительность основного ежегодного отпуска за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 6), т.е. за особый характер работы, что предусмотрено ст. 118 Трудового кодекса РФ.

Статьей 28 вышеуказанного Федерального закона определен режим работы (службы) и отдыха спасателей. В частности, установлена продолжительность очередного и дополнительного отпуска за участие в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций (п. 6), т.е. за особый характер работы, что предусмотрено ст. 118 Трудового кодекса РФ.

Источник: http://tkrfkod.ru/statja-118/

Статья 117. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 117. Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в части первой настоящей статьи, составляет 7 календарных дней.

Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

На основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективных договоров, а также письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору, часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, установленную частью второй настоящей статьи, может быть заменена отдельно устанавливаемой денежной компенсацией в порядке, в размерах и на условиях, которые установлены отраслевым (межотраслевым) соглашением и коллективными договорами.

Комментарий к ст. 117 TК РФ

1. Правительство РФ в Постановлении от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» поручило Минздравсоцразвития России в 6-месячный срок после вступления в силу данного документа установить по регулированию социально-трудовых отношений указанным работникам сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций (в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии).

2. До введения в действие такого акта продолжает действовать прежний порядок установления сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым в неблагоприятных условиях труда.

Читайте так же:  Денежные займы под залог недвижимости

3. Продолжительность дополнительного отпуска установлена дифференцированно (от 6 до 36 рабочих дней) по Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденному Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298-П/22 (см. также комментарий к ст. 92 ТК).

4. Для отдельных категорий работников (например, медицинских и ветеринарных работников; лиц, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.) право на дополнительный оплачиваемый отпуск возникает на основании и иных нормативных правовых актов.

Так, дополнительные отпуска предоставляются лицам, работающим на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (см. Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // ВВС РФ. 1992. N 32. Ст. 1861).

Судебная практика по статье 117 TК РФ

Право на ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, сохранено в ст. 117 Трудового кодекса Российской Федерации работникам на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов, а Перечень производств, работ, профессий и должностей, а также минимальная продолжительность и условия предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Порядок и условия предоставления дополнительных оплачиваемых отпусков работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, регулируются статьей 117 Трудового кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 117 настоящего Кодекса перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Согласно статье 117 Трудового кодекса Российской Федерации ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов.

В жалобе указано, что суд перепутал понятия «основания» и «условия» предоставления дополнительных отпусков. В ст. 117 Трудового кодекса Российской Федерации нет указания на предоставление дополнительного отпуска работникам, работающим во вредных условиях труда с учетом фактически отработанного времени, поэтому полагает, что необходим лишь сам факт работы во вредных условиях труда, а не продолжительность его рабочей смены. Считает, что в данном случае следовало руководствоваться ст. 122 Трудового кодекса РФ, так как Инструкция противоречит закону. В решении не указаны доводы, по которым суд пришел к выводу о том, что оспариваемая норма Инструкции не противоречит нормам международного права.

ОАО «Илецксоль» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими и не подлежащими применению Постановлений Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день» (с последующими изменениями) и Госкомтруда СССР от 1 марта 1991 г. N 56 «Об утверждении Списка производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный отпуск за подземные, вредные и тяжелые условия труда работникам промышленно-производственного персонала предприятий и объединений, занятым на добыче и транспортировке соли», указывая на то, что оспариваемые нормативные правовые акты не опубликованы официально и не могут применяться, возложение на основании этих актов на акционерное общество обязанности предоставлять своим работникам дополнительные оплачиваемые отпуска при отсутствии перечней, утвержденных в соответствии с правилами статьи 117 Трудового кодекса, нарушает его права.

Согласно части 2 статьи 117 Трудового кодекса РФ перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии со статьей 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов (ч. 1).

В соответствии со статьей 117 Трудового кодекса РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда: на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, на других работах, связанных с неблагоприятным воздействием на здоровье человека вредных физических, химических, биологических и иных факторов (ч. 1).

2.2. Статья 117 Трудового кодекса Российской Федерации закрепляет общие правила предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Она направлена на обеспечение гражданам, работающим в указанных условиях, социальных гарантий и сама по себе не может рассматриваться как нарушающая конституционные права и свободы граждан.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции указал, что в нарушение статей 117, 120, 127 Трудового кодекса Российской Федерации, а также без учета положений Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС N 298/П-22 от 25 октября 1974 г., истице не были предоставлены дни дополнительного отпуска в количестве 14 дней, в связи с чем она имеет право на получение денежной компенсации в счет неиспользованного дополнительного отпуска.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативных правовых актов бывшего Союза ССР противоречат статьям 10, 12, 116, 117, 209, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда» и нарушают права и законные интересы Общества как работодателя и участника предпринимательской деятельности.

Источник: http://tkrfkod.ru/statja-117/

Статья 116. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска

Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска предоставляются работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работникам, имеющим особый характер работы, работникам с ненормированным рабочим днем, работникам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Читайте так же:  Заявление на трудовую книжку при увольнении

Работодатели с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами, которые принимаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

Комментарий к ст. 116 TК РФ

1. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска могут предоставляться с учетом вредности и (или) опасности условий труда, специфики содержания труда и его условий, природно-климатических условий, а также в других случаях, предусмотренных ТК и иными федеральными законами.

2. В порядке и на условиях, которые определяются коллективно-договорным путем, работодатели за счет собственных средств могут устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено ТК и иными федеральными законами.

Судебная практика по статье 116 TК РФ

ОАО «Мурманский морской торговый порт» обратилось в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт Постановления Совета Министров СССР от 17 июня 1981 г. N 558 противоречит положениям нового Трудового кодекса по вопросу предоставления дополнительных отпусков (ст. 116 ТК РФ) и нарушает охраняемые законом имущественные права общества. Полагая при этом, что вопрос предоставления дополнительных отпусков полностью урегулирован Трудовым кодексом РФ, а поэтому в случае противоречия ранее принятых правовых актов его положениям действуют нормы названного Кодекса (ч. 1 ст. 423 ТК РФ).

Организации обязаны предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, продолжительность которого должна быть не менее установленной государством. Однако организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами (статья 116 Трудового кодекса РФ).

Как правильно указано в решении Верховного Суда РФ, в соответствии со ст. 116 ТК РФ организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если иное не предусмотрено федеральными законами; порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.

ОАО «Мурманский морской торговый порт» обратилось в Верховный Суд РФ с указанным выше требованием, сославшись на то, что оспариваемый пункт Постановления Совета Министров СССР от 17 июня 1981 г. N 558 противоречит положениям нового Трудового кодекса по вопросу предоставления дополнительных отпусков (ст. 116 ТК РФ) и нарушает охраняемые законом имущественные права общества.

Ранее президент АТПП Л. постановлением Государственной инспекции труда в Амурской области N 63 от 11 июня 2004 года был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 2000 рублей за нарушение ст. 116 Трудового кодекса РФ — непредоставление работникам ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 8 календарных дней — и за нарушение ст. 183 названного Кодекса — неоплата листков нетрудоспособности.

Согласно части второй статьи 116 ТК РФ дополнительные отпуска для работников устанавливаются организациями самостоятельно с учетом своих производственных и финансовых возможностей, если иное не предусмотрено федеральными законами. Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами.

Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативных правовых актов бывшего Союза ССР противоречат статьям 10, 12, 116, 117, 209, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительно оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда» и нарушают права и законные интересы Общества как работодателя и участника предпринимательской деятельности.

Признавая решение фонда недействительным суды, руководствуясь положениями статей 116, 166, 167 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 27, 28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, сделали вывод о том, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются упомянутые периоды, поскольку эти периоды являются периодами работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель производил отчисления в фонд.

ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пункта 1 постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 «Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», абзаца первого пункта 1 и абзаца первого пункта 4 Инструкции, утвержденной постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20. В обоснование заявленного требования указало, что оспариваемые положения нормативных правовых актов бывшего Союза ССР противоречат статьям 10, 12, 116, 117, 209, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда» и нарушают права и законные интересы заявителя как работодателя и участника предпринимательской деятельности.

ОАО «Аэрофлот» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать Правила полностью недействующими. В заявлении указано, что они противоречат статьям 116, 117 и 120 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 г. N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда» (далее — Постановление от 20 ноября 2008 г. N 870), поскольку закрепляют предоставление дополнительных отпусков в рабочих днях, ставят их продолжительность в зависимость от налета часов в рабочем году, а также предусматривают длительность отпусков от 12 до 36 рабочих дней, что значительно превышает минимум, установленный Постановлением от 20 ноября 2008 г. N 870. Оспариваемый нормативный правовой акт лишает общество права на самостоятельное решение вопроса об установлении дополнительных отпусков.

Источник: http://tkrfkod.ru/statja-116/

Решение суда о предоставлении дополнительного отпуска № 02-4445/2016

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

08 апреля 2016 года г. Москва Мещанский районный суд города Москвы в составе председательствующего судьи Горюновой О.И. при секретаре Ященко А.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское

Читайте так же:  Рефинансирование нескольких кредитов

дело по иску *** к Правлению Российско-

Сербского гуманитарного центра, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о предоставлении дополнительного отпуска, выдаче справки, перерасчете суммы компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск,

Истец *** обратился в суд с указанным иском, в котором просит обязать Правление Российско-Сербского гуманитарного центра предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуск как участнику ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1986 г., выдать справку, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от *** № ***, произвести перерасчет суммы компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск.

В обоснование заявленных требований истец указывает, что приказом от ***г. уволен из Российско-Сербского гуманитарного центра, его право на дополнительный оплачиваемый отпуск не реализовано, поскольку дополнительный отпуск ему не предоставлен.

Истец *** в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) по доверенности – *** в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

С учетом ходатайства истца о рассмотрении дела в его отсутствие и положений ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел

дело при данной явке.

Суд, выслушав представителя ответчика, проверив письменные материалы

дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В силу ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник — физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель — физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.

Согласно ст. 21 ТК РФ Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков; В соответствии со ст. 22 ТК РФ Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами; В силу ст. 114 ТК РФ Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. При прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника (статья 140 ТК РФ).

В судебном заседании установлено, что между истцом ***. и Межправительственной некоммерческой гуманитарной организацией «Российско- Сербский гуманитарный центр» заключен трудовой договор от ***. Срок действия трудового договора до *** г.

Указанный трудовой договор заключен в г. Ниш Республики Сербия, который является местом нахождения «Российско-Сербского гуманитарного центра», что также усматривается из Устава Российско-Сербского гуманитарного центра, утв. Соглашением между Правительством РФ и Правительством Республики Сербия от 25.04.2012 (статья 3 Устава).

В соответствии с данным Уставом Российско-Сербский гуманитарный центр пользуется правами юридического лица по законодательству государства его местопребывания, то есть Республики Сербия.

Правление является высшим органом управления Российско-Сербского гуманитарного центра (статьи 8, 9 Устава).

Распоряжением содиректора Российско-Сербского гуманитарного центра от ***г. за №** истец ***. — ***г. уволен по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ.

Согласно копии удостоверения *** серии * № *** истец является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 г.

В соответствии со ст. 14 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются, в том числе, использование ежегодного очередного оплачиваемого отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней.

Как указывает истец, его право на дополнительный оплачиваемый отпуск как участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС не реализовано, поскольку дополнительный отпуск ему не предоставлен, в связи с чем истец просит обязать Правление Российско-Сербского гуманитарного центра (МЧС России) предоставить ему дополнительный оплачиваемый отпуск как участнику ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС в 1986 г., выдать справку, предусмотренную Постановлением Правительства РФ от *** № ***, произвести перерасчет суммы компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск.

Согласно ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что истец в трудовые отношения с ответчиком Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий а также Правлением Российско-Сербского гуманитарного центра (МЧС России) не вступал, работодателем истца указанные ответчики не являются, а трудовой договор, на основании которого заявлены исковые требования, заключен с Межправительственной некоммерческой гуманитарной организацией «Российско-Сербский гуманитарный центр», в связи с чем обязанности по предоставлению дополнительного оплачиваемого отпуска, перерасчете сумм компенсации за неиспользованный отпуск, выдаче справок у заявленного истцом ответчика в силу приведенных норм права не имеется.

Доказательств того, что заявленным ответчиком нарушены трудовые права истца, по указанным в иске основаниям суду не представлено.

Таким образом, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о том, что в иске ***. к Правлению Российско- Сербского гуманитарного центра (Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий) о предоставлении дополнительного отпуска, выдаче справки, перерасчете суммы компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

В удовлетворении исковых требований *** к Правлению Российско-Сербского гуманитарного центра Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о предоставлении дополнительного отпуска, выдаче справки, перерасчете суммы компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск — отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд через Мещанский районный суд г. Москвы в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://advocate-service.ru/sud-praktika/trudovye-dela/prochie-trudovye-spory/reshenie-suda-o-predostavlenii-dopolnitelnogo-otpuska—02-44452016.html

Судебная практика дополнительный отпуск
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here