Трудовой кодекс рф штатное расписание

Вопрос: Возможно ли указать в трудовом договоре: «должностной оклад, в соответствии со штатным расписанием» и ознакомить работника со штатным расписанием. Как в последующем вносить изменения в штатное расписание, например, при увеличении должностного оклада? (информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.)

Возможно ли указать в трудовом договоре: «должностной оклад, в соответствии со штатным расписанием» и ознакомить работника со штатным расписанием. Как в последующем вносить изменения в штатное расписание, например, при увеличении должностного оклада?

Размер должностного оклада должен быть прямо предусмотрен трудовым договором.

Изменение штатного расписания осуществляется путём утверждения нового штатного расписания на основании приказа работодателя.


Обязательными для включения в трудовой договор являются условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (п. 4 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Информационный портал Роструда «Онлайнинспекция.РФ», сентябрь 2015 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Текст материала опубликован на информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» и размещен в Системе ГАРАНТ в соответствии с письмом Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) от 02 июля 2015 г. N 2169-ТЗ.

Источник: http://base.garant.ru/57291415/

Энциклопедия решений. Штатное расписание

Штатное расписание является документом, определяющим штатную структуру и штатную численность работодателя. Оно содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц. Эта цитата из не обязательного для применения постановления Госкомстата России от 05.01.2004 N 1 повсеместно используется в качестве универсального определения штатного расписания (определение Свердловского областного суда от 29.04.2016 N 33-6981/2016, определение Санкт-Петербургского городского суда от 20.10.2015 N 33-17440/2015, определение Тульского областного суда от 14.05.2015 N 33-1207/2015, письма Роструда от 15.05.2014 N ПГ/4653-6-1 и от 03.09.2010 N 2691-6-1, консультации дежурного инспектора портала Роструда «Онлайнинспекция.РФ»).

Поскольку штатное расписание определяет перечень существующих должностей и необходимую численность работников, с помощью этого документа работодатель регулирует отношения, связанные с приемом на работу, переводами и увольнением по сокращению численности или штата. Такой акт рассчитан на неоднократное применение и конкретным работникам не адресован. Соответственно, штатное расписание является локальным нормативным актом, содержащим нормы трудового права. Такое мнение, как правило, разделяют и чиновники (письма Роструда от 15.05.2014 N ПГ/4653-6-1, от 21.01.2014 N ПГ/13229-6-1, от 23.01.2013 N ПГ/409-6-1), и судьи (постановление АС Северо-Западного округа от 12.01.2016 N Ф07-3899/15, постановление Второго ААС от 09.09.2016 N 02АП-6489/16, определение Краснодарского краевого суда от 28.04.2016 N 33-8321/2016, определение Ставропольского краевого суда от 15.09.2015 N 33-6021/2015, определение Свердловского областного суда от 04.02.2015 N 33-802/2015). Но есть и исключения (определение Амурского областного суда от 27.07.2016 N 33АП-4653/2016, консультация Роструда).

Трудовой кодекс РФ дважды упоминает штатное расписание, однако нигде прямо не закрепляет обязанность работодателей его утверждать. По общему же правилу принятие локальных нормативных актов является правом, а не обязанностью работодателя (часть первая ст. 22 ТК РФ). Некоторые судьи распространяют это правило и на штатное расписание (определение Свердловского областного суда от 02.07.2013 N 33-7589/2013). Однако важнейшей обязанностью работодателя по трудовому договору статья 56 ТК РФ называет предоставление работнику работы по обусловленной трудовой функции. В свою очередь, трудовая функция может представлять собой работу по должности в соответствии со штатным расписанием (часть первая ст. 15, часть вторая ст. 57 ТК РФ). Поэтому представляется, что из трудового законодательства все-таки следует обязанность работодателя во всех случаях, когда он нанимает персонал для работы по должностям на основании трудовых договоров, иметь штатное расписание с перечнем этих должностей.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что отсутствие у работодателя штатного расписания или отсутствие в нем должностей, по которым работники осуществляют трудовую функцию, может наряду с иными обстоятельствами рассматриваться как основание для привлечения работодателя и его виновных должностных лиц к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ (решение Брянского областного суда от 07.07.2016 N 21-191/2016, определение Ставропольского краевого суда от 03.03.2016 N 33-1297/2016, решение Астраханского областного суда от 26.02.2016 N 21-90/2016). И все же имеется подход, согласно которому из определения трудовой функции не следует обязанность работодателя составлять штатное расписание, поэтому привлекать к административной ответственности за отсутствие такого документа неправомерно (решение Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 18.09.2015 N 12-190/2015).

Претензии по поводу отсутствия штатного расписания можно исключить в отношении работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, поскольку они не вправе принимать локальные нормативные акты (часть первая ст. 8, часть первая ст. 22 ТК РФ), а также в отношении микропредприятий, поскольку они вправе отказаться от их принятия (ст. 309.2 ТК РФ).

Нужно учитывать, что штатное расписание, будучи источником информации о полном объеме имеющейся у работодателя работы, является практически не заменимым доказательством в трудовых спорах (см., например, определение Пензенского областного суда от 11.04.2017 N 33-1212/2017, определение Тульского областного суда от 01.09.2016 N 33-2910/2016, определение Свердловского областного суда от 24.05.2016 N 33-9033/2016, определение Красноярского краевого суда от 27.01.2016 N 33-1067/2016). Поэтому отказываться от утверждения штатного расписания и поддержания его в актуальном состоянии в любом случае не рекомендуется.

Источник: http://base.garant.ru/58072491/

Штатное расписание

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ в ст. 57 Трудового кодекса РФ были внесены изменения, которые заставили усомниться в обязанности всех организаций иметь штатное расписание. Обоснованны ли такие сомнения? Можно ли вносить в утвержденную форму указанного документа изменения?

В действующем законодательстве не содержится определения понятия «штатное расписание». В то же время о штатном расписании упоминается, в частности, в Трудовом кодексе РФ.

Из первоначальной редакции ст. 57 ТК РФ следовало, что в трудовом договоре указываются наименование должности, специальности, профессии в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция. Такая формулировка давала основание считать, что штатное расписание должны иметь все организации.

Читайте так же:  Уменьшение алиментов судебная практика отказ

Федеральным законом от 30.06.2006 № 90-ФЗ в ст. 57 ТК РФ были внесены изменения. Согласно действующей редакции данной статьи в трудовом договоре отражается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы). Аналогичное определение трудовой функции с упоминанием о штатном расписании содержится и в ст. 15 ТК РФ, действующей в редакции упомянутого закона.

Означают ли внесенные изменения, что в настоящее время штатное расписание не является обязательным?

Действующее законодательство не дает прямого ответа на вопрос, поэтому обратимся к официальному разъяснению компетентного ведомства.

Унифицированная форма № Т-3 «Штатное расписание» утверждена постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (далее — постановление). Согласно этому подзаконному акту названная форма применяется для составления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с ее уставом (положением). В постановлении также разъясняется, что штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц.

Федеральная служба по труду и занятости в письме от 08.07.2010 № 2016-6-6 (далее — письмо) отметила, что на основании постановления штатное расписание распространяется на организации независимо от формы собственности, осуществляющие деятельность на территории России. Далее со ссылкой на содержание ст. 57 ТК РФ Роструд разъяснил, что в организации должен быть такой документ. Отсутствие штатного расписания может затруднить проведение мероприятий по сокращению численности или штата работников. Кроме того, отсутствие данного документа государственная инспекция труда может расценить как нарушение, за которое предусмотрена ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ.

Чем обусловлена обязанность

Обратим внимание на последнее из приведенных предложений письма. Из него следует, что административная ответственность за отсутствие в организации штатного расписания применяется не во всех случаях. Наказывать можно только за невыполнение установленной каким-либо правовым актом обязанности. Из разъяснений Роструда можно сделать вывод, что не все организации обязаны иметь штатное расписание. Данное ведомство не уточняет, на какие именно юридические лица подобная обязанность распространяется.

Мы считаем, что определить эти организации можно, проанализировав положения ст. 57 Трудового кодекса РФ. Как уже отмечалось, согласно данной статье в трудовом договоре указывается трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретный вид поручаемой работнику работы).

Из примененной законодателем формулировки, по нашему мнению, следует, что обязанность иметь штатное расписание обусловливается наличием в организации работников, занимающих должности.

Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих утвержден постановлением Минтруда России от 21.06.98 № 37 (далее — Квалификационный справочник) и действует в настоящее время в редакции приказа Минздравсоцразвития России 29.04.2008 № 200. Организация, которая заключает трудовой договор хотя бы с одним лицом и указывает его трудовую функцию в виде должности, упомянутой в Квалификационном справочнике, обязана иметь штатное расписание.

Могут ли быть организации, у которых нет работников, занимающих должности? Действующее законодательство позволяет ответить на него положительно.

Прежде всего обозначим юридические лица, которые могут осуществлять деятельность, не имея единоличного исполнительного органа, именуемого обычно директором или генеральным директором, упоминаемым в Квалификационном справочнике. К ним можно отнести полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества). Это следует из положений части первой Гражданского кодекса РФ.

Так, в ст. 71 ГК РФ сказано: каждый участник полного товарищества вправе действовать от имени товарищества, если учредительным договором не установлено, что все его участники ведут дела совместно либо ведение дел поручено отдельным участникам. При этом законодательство не предусматривает наличия в указанном товариществе особого единоличного исполнительного органа, необходимого для функционирования юридического лица. Аналогичные положения содержатся в положениях Гражданского кодекса РФ, регулирующих деятельность товарищества на вере.

Однако если в названные товарищества будет принята на работу хотя бы одна секретарь-машинистка, должность которой отнесена Квалификационным справочником к должностям других служащих (технических исполнителей), они будут обязаны иметь штатное расписание.

Отметим также, что количество юридических лиц, созданных в форме вышеуказанных товариществ, невелико. Подавляющее большинство коммерческих организаций действует в форме обществ с ограниченной ответственностью и акционерных обществ.

Без директора (генерального директора), работающего по трудовому договору, могут обойтись также ООО и АО.

Так, в ст. 69 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» говорится, что по решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа АО могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Аналогичное положение содержится в Федеральном законе от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Отсутствие в организации главного бухгалтера (бухгалтера), работающего по трудовому договору, также допустимо. Это следует из ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Статья, в частности, предусматривает возможность ведения учета на договорных началах централизованной бухгалтерией, специализированной организацией или бухгалтером специалистом. При этом в данном случае имеется в виду наличие между организацией и указанными субъектами гражданско-правовых договорных отношений.

Отметим, что в обществе, передавшем полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации, функции главного бухгалтера и других руководящих работников могут исполнять сотрудники названной организации. И это допустимо, что следует, в частности, из постановления ФАС Поволжского округа от 30.10.2009 № А55-12344/2008. Поскольку указанные специалисты не состоят в трудовых отношениях с управляемым обществом, они не являются по отношению к нему работниками, занимающими в этом обществе должности. Привлечение специалистов сторонних организаций возможно и по так называемому договору аутсорсинга. Такие специалисты тоже не состоят в трудовых отношениях с организацией заказчика.

И еще раз подчеркнем, что не иметь штатное расписание вправе только организация, у которой нет ни одного работника, упомянутого в Квалификационном справочнике. Но и в этом случае при наличии значительного количества сотрудников иных категорий вести обсуждаемый документ все же целесообразно исходя прежде всего из интересов самой организации.

Допустимы ли отклонения? Обсудим другой возникающий на практике вопрос: в какой форме необходимо вести штатное расписание?

Штатное расписание является первичным учетным документом. Из пункта 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» следует, что такие документы составляются по утвержденным формам.

Форма № Т-3 «Штатное расписание» предусматривает наличие в ней таких составляющих: «Структурное подразделение», «Должность (специальность, профессия) разряд, класс (категория) квалификация», «Количество штатных единиц», «Тарифная ставка (оклад) и проч., руб.», «Надбавки, руб.», «Всего, руб.» и «Примечание». При этом некоторые составляющие подразделяются на несколько граф. Так, составляющая «Структурное подразделение» подразделяется на графу 1 «Наименование» и графу 2 «Код». Указания по применению формы № Т-3 утверждены упомянутым постановлением. В них изложен порядок заполнения отдельных граф.

Читайте так же:  Где можно рефинансирование кредита

Роструд в письме разъясняет, что порядок составления штатного расписания в действующем законодательстве не определен. Как правило, штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, должностей, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы.

Итак, штатное расписание конкретной организации может состоять из граф, наличие которых вызвано необходимостью отразить реальные сведения. Например, если в небольшой организации отсутствуют структурные подразделения, то графы 1 и 2, в которых отражаются их наименования и коды, могут отсутствовать. В то же время мы считаем, что организация исходя из специфики вправе вводить дополнительные графы. Например, если ее структурные подразделения состоят из нескольких организационных составляющих, это может быть отражено в штатном расписании с помощью дополнительных граф.

Как уже отмечалось, Роструд разъяснил, что действующее законодательство не определяет порядок составления штатного расписания. Но это совсем не означает, что организации не должны руководствоваться упомянутыми указаниями по применению формы № Т-3. По нашему мнению, в данном случае ведомство имело в виду лишь допустимость отклонений от утвержденной формы.

Во избежание конфликтов с проверяющими органами целесообразно придерживаться утвержденной формы № Т-3, соответствующим образом указывая «ненужность» граф. Например, при отсутствии структурных подразделений в графах 1 и 2 ставить прочерки.

к сведению

В статье 5.27 КоАП РФ установлено, что нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 руб., на индивидуальных предпринимателей — от 1000 до 5000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, на юридические лица — от 30 000 до 50 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Такое нарушение, совершенное должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Источник: http://www.eg-online.ru/article/112834/

Трудовой кодекс рф штатное расписание

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обязательно ли иметь в организации штатное расписание?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Штатное расписание должно иметься у работодателя в случае приема работников на работу по определенной должности.

Обоснование вывода:
Трудовое законодательство не устанавливает общей обязанности работодателя иметь штатное расписание. Принятие локальных нормативных актов, к числу которых относится и штатное расписание, по общему правилу является правом работодателя (часть первая ст. 22 ТК РФ).
Вместе с тем из содержания ст. 15 и части второй ст. 57 ТК РФ следует, на наш взгляд, что в тех случаях, когда по условиям трудового договора трудовая функция работника заключается в выполнении работы по определенной должности, эта должность должна соответствовать штатному расписанию, а сам работодатель, следовательно, должен иметь такое расписание.
Если же трудовая функция работника носит иной характер (например выполнение конкретного вида работы), утверждение штатного расписания не является обязанностью работодателя.
Унифицированная форма штатного расписания (форма N Т-3) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1.
С учетом изложенного прием на работу на должность в отсутствие штатного расписания может быть квалифицирован как нарушение законодательства о труде (ст. 5.27 КоАП РФ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Акимочкин Дмитрий

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/business/327804/

Штатное расписание: не обязательно, но желательно

Обязаны или не обязаны работодатели иметь штатное расписание?

Штатное расписание упоминается только в ст. 57 ТК РФ. Согласно этой статье в трудовом договоре указываются должность, специальность, профессия (с квалификацией) в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция работника.

Отсюда следует, что если трудовым договором определена должность, специальность или профессия (как это обычно бывает), то работодатель, заключивший такой трудовой договор с работником, обязан иметь штатное расписание. И наоборот, если во всех трудовых договорах, заключенных данным работодателем с работниками, описывается трудовая функция (т.е. описывается конкретная работа, которую обязан выполнять работник), то необходимость в штатном расписании отпадает.

Кроме того, ст. 57 ТК РФ ни в каких случаях не обязывает работодателей — физических лиц иметь штатное расписание, даже если они являются, например, индивидуальными предпринимателями. Ведь в ней прямо и недвусмысленно говорится о “штатном расписании организации”.

Отметим, что чиновники федеральной инспекции труда могут расценить отсутствие штатного расписания (даже в тех случаях, когда оно по смыслу ст. 57 ТК РФ и не требуется) как нарушение трудового законодательства и оштрафовать работодателя по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Иногда в трудовые договоры с работниками вносятся указания на определенные должности, специальности или профессии, а штатное расписание, которое закрепляло бы наличие этих должностей, специальностей и профессий в соответствующей организации, отсутствует.

Можно ли говорить, что одно из существенных условий трудового договора — условие о трудовой функции — не согласовано сторонами? На наш взгляд, нельзя.

Штатное расписание утверждается локальным нормативным актом организации. Следовательно, его наличие или отсутствие и содержание зависят от волеизъявления только работодателя. Обязанность составить и утвердить штатное расписание лежит только на работодателе.

Однако наличие или отсутствие штатного расписания, а также его несоответствие трудовому договору, который заключается по взаимному соглашению работодателя и работника, не может препятствовать осуществлению работником своих трудовых прав. Невыполнение работодателем своей обязанности по составлению и утверждению штатного расписания не влияет на условия заключенного работодателем и работником трудового договора.

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, трудовой договор, в котором указана определенная должность, специальность или профессия, не может считаться незаключенным только на том основании, что у работодателя отсутствует штатное расписание. Работник будет выполнять трудовую функцию, предусмотренную таким трудовым договором (т.е. работать по установленной в договоре должности, специальности или профессии).

Читайте так же:  Справка о доходах по форме банка тинькофф

Иногда работников принимают на работу на должности, не предусмотренные имеющимся в организации штатным расписанием. Противоречие между штатным расписанием и трудовым договором должно решаться в пользу последнего (ст. 8 ТК РФ), по крайней мере, в отношении данного работника. Работник считается принятым по установленной в трудовом договоре должности, специальности или профессии.

Отсутствие штатного расписания может повлечь некоторые проблемы. Работодатель, который не имеет штатного расписания, лишается возможности провести сокращение численности или штата работников. Точнее, провести сокращение численности или штата работников работодатель может, а вот документально подтвердить правомерность своих действий он в случае спора не сможет.

Штатное расписание является локальным нормативным актом работодателя (ст. 8 ТК РФ). Трудовым законодательством не предусмотрено, что штатное расписание утверждается с учетом мнения представительного органа работников.

Работодатель самостоятельно утверждает штатное расписание (например, приказом или распоряжением руководителя организации), самостоятельно решает вопросы его изменения и дополнения.

Изменения в штатное расписание могут вноситься работодателем сколь угодно часто. В случае спора об увольнении работников по сокращению штата целесообразность изменения штатного расписания судами не рассматривается.

Форма штатного расписания — унифицированная форма № Т-3 “Штатное расписание” — утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты”. Обычно работодатели применяют эту форму.

Некоторые эксперты в области трудового законодательства считают, что применение именно данной формы строго обязательно для работодателей, а “всякое своеволие” в данном вопросе может грозить организации неисчислимыми бедами.

Тезис об обязательности унифицированной формы № Т-3 “Штатное расписание” родился на основании ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Согласно этой статье первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. И только документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, могут составляться в произвольной форме, но обязательно должны содержать все реквизиты, указанные в ст. 9 Закона “О бухгалтерском учете”.

Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 “О первичных учетных документах” разработка и утверждение альбомов унифицированных форм первичной учетной документации были возложены на Госкомстат России (в настоящее время — Федеральная служба государственной статистики).

Отсюда делается вывод, что если Госкомстат России утвердил какую-либо унифицированную форму, то она подлежит обязательному применению.

Однако здесь упускается из виду самое главное — Госкомстат России был уполномочен Правительством РФ утверждать унифицированные формы первичных документов. А что такое первичный документ?

Первичным документом может признаваться только документ, который оформляет какую-либо хозяйственную операцию организации, подлежащую отражению в бухгалтерском учете.

Но ведь штатным расписанием не оформляются никакие хозяйственные операции организации. На основании штатного расписания не осуществляются какие-либо бухгалтерские проводки (даже зарплата работникам-повременщикам начисляется не на основании штатного расписания, а на основании табеля учета рабочего времени).

Следовательно, работодатели имеют право не применять унифицированную форму штатного расписания, а разработать свою.

Унифицированная форма № Т-3 “Штатное расписание” может рассматриваться только как рекомендательная.

Неприменение унифицированной формы штатного расписания не является нарушением трудового законодательства или законодательства о бухгалтерском учете.

Для тех работодателей, которые применяют унифицированную форму штатного расписания, мы приводим пример ее заполнения (см. ниже).

При заполнении унифицированной формы штатного расписания могут возникать вопросы относительно порядка заполнения графы 4, в которой указывается количество штатных единиц. В том случае, если организацией предусматривается содержание неполной штатной единицы, при заполнении графы 4 количество неполных штатных единиц указывается в соответствующих долях, например 0,25 (см. Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

Очень часто работодатели сталкиваются с трудностями при заполнении граф 5-9, в которых отражается заработная плата работника. Попробуем в них разобраться.

Если работодатель не имеет возможности заполнить данные графы в рублях, например, в связи с тем, что надбавки установлены работнику в процентах или коэффициентах, то в соответствующих графах допускается указывать проценты или коэффициенты.

Если размер процентов и коэффициентов изменяется, то, на наш взгляд, не будет ошибкой поставить в соответствующих графах прочерки, а в графе 10 сделать ссылку на документ, который регулирует изменение этих процентов и коэффициентов.

Например, процентная надбавка работникам Крайнего Севера меняется в зависимости от продолжительности “северного” стажа. Поэтому при заполнении унифицированной формы штатного расписания в графах 6 — 8 можно поставить прочерки (при отсутствии других надбавок), а в графе 10 сделать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт, которым регулируется установление работникам Крайнего Севера процентных надбавок к заработной плате.

Иные стимулирующие выплаты, кроме надбавок, в унифицированной форме штатного расписания не показываются. То есть, нет необходимости отражать в унифицированной форме штатного расписания премии и иные стимулирующие выплаты, не являющиеся надбавками.

Чем именно надбавки заслужили право присутствовать в унифицированной форме штатного расписания, неясно. Тем более что официального определения надбавки в трудовом законодательстве России нет.

Подсчет итога по графам 5-9 возможен только тогда, когда тарифные ставки и надбавки установлены в одинаковых единицах за одинаковый период времени.

Если в соответствующих графах кроме рублей используются проценты и коэффициенты, а в организации используется не только повременная, но и сдельная система оплаты труда, то вывести итог по графам 5 — 9 унифицированной формы штатного расписания не представляется возможным.

Наименования должностей, профессий и специальностей, которые фигурируют в штатном расписании организации, устанавливаются работодателем самостоятельно.

Если же с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление каких-либо льгот или наличие ограничений, то эти должности, специальности и профессии и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (ст. 57 ТК РФ). Квалификационные справочники утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Если в указанных справочниках такие профессии и должности отсутствуют, то в штатном расписании организации (и в трудовых договорах) наименования профессий и должностей, на наш взгляд, должны указываться в соответствии с нормативным правовым актом, предоставляющим льготы или налагающим ограничения. Трудовое законодательство России содержит довольно большое количество нормативных правовых актов, которые предоставляют льготы и ограничения для различных категорий работников. Поэтому при составлении штатного расписания работодателю лучше придерживаться соответствующих квалификационных справочников.

Источник: http://www.ippnou.ru/print/002588/

Внесение изменений в штатное расписание в 2020 году по ТК РФ

Работа отдела кадров сопровождается с ведением целого ряда документов, которые систематизируют работу персонала и упрощают кадровую ревизию со стороны руководителей и проверяющих служб. Некоторые документы являются обязательными, они обычно регламентированы нормативно правовыми актами, другие принимаются и утверждаются на усмотрение руководителей. В данной статье будет рассмотрен процесс внесения изменений в штатное расписание.

Читайте так же:  Этапы оформления трудовых отношений

Правовые аспекты ведения штатного расписания

Штатное расписание, как правовая форма распределения кадрового состава организации, упрощает ведение кадрового делопроизводства в частности, и система структурированного менеджмента в целом. Такая система учета персонала по разным департаментам и отделам, дает возможность гибко управлять всеми структурными подразделениями, а также планировать фонд оплаты труда организации. При этом в трудовом законодательстве не регламентировано обязательное применение штатного расписания, это скорее вспомогательная форма, которая опирается на следующие правовые принципы:

  • Унифицированная форма штатного расписания утверждена Постановлением Госкомстата, она применима для любой организации и достаточно проста в использовании. В данную форму включается только информация о структурных подразделениях, наименованиях должностей, количестве штатных единиц и окладах.
  • Помимо оклада (тарифной ставки), которая должна соответствовать системе оплаты труда принятой в данной организации, здесь же могут указываться сумма надбавки за специфические особенности труда, либо климатические условия, либо квалификационные надбавки и т.д.
  • Штатное расписание утверждается приказом и визируется генеральным директором. На данный документ могут ссылаться все остальные локальные акты, связанные с должностями либо заработной платой сотрудников. Так, например, в трудовой книжке должность сотрудника часто указывается со ссылкой на штатное расписание. Наименование должности во всех документах должно быть одинаковым и документом, которое устанавливает это как раз и является штатное расписание.

Целесообразность использования штатного расписания

В целях реализации системы оптимизированного управления руководители должны иметь определенные рычаги для контроля над текущей ситуацией на предприятии, а также для планового и фактического анализа возможных рисков. Для этого обычно используется система отчетов, а также сбора и консолидации информации. Штатное расписание тоже играет определенную роль в системе управления:

  • Это инструмент для создания эффективной кадровой структуры. На многих предприятия очень важна правильная структура подразделений для создания эффективных цепочек взаимодействий между отделами и департаментами. Штатное расписание дает структурное понимание (сверху) как выглядит организация.
  • Часто на основании штатного расписания проводят оценку эффективности кадрового состава, разрабатывают систему оценки персонала (KPI), эффективность взаимодействия тех или иных структурных подразделений.
  • Штатное расписание можно использовать для плановой оценки фонда оплаты труда. А также как инструмент для изменения и разработки более эффективной системы оплаты. Многие организации используют данные из данного документа для определения величины надбавок, премий, различных мотивационных поощрений для своих сотрудников.

Причины внесения изменений в штатное расписание

Все внутренние нормативные акты рано или поздно претерпевают изменения. Причин при этом может быть множество, но они обычно не настолько значительны, чтобы кардинально менять документ. Поэтому обычно приказом утверждаются внесение изменений по причине:

  • Изменений названий подразделений, отделов, департаментов. Если данные изменение не касаются слияния или наоборот разделения структурных подразделений и, по сути, никак не меняют внутреннюю кадровую политику, а меняется только формальное название, то такое изменение не считается значительным.
  • Изменение наименования должности обычно тоже не несет никаких глобальных изменений для организации. Изменения могут быть связаны с изменением наименование в классификаторе профессий, либо какое либо уточнение в соответствии с исполняемыми обязанностями и т.д.
  • Изменения, касаемые заработной платы или набавок, которые могут претерпевать изменения из года в год. Заработная плата может индексировать либо меняться в соответствии с рынком труда.
  • Сокращение вакантных должностей, это своего рода оптимизация, кода отдел кадров приводят штатное расписание, которое по своей сути является определенным планом к фактической расстановке кадрового состава. Это не должно касаться глобальных изменений структуры штатного расписания.

Все выше перечисленные основания не являются поводом для полного пересмотра штатного расписания. Обычно они утверждаются через приказ, где оговариваются все эти изменения с указанием номеров строк и столбцов, которых коснулись данные изменения. Читайте также статью ⇒ “Сокращение беременной женщины при сокращении штата по ТК РФ в 2020“.

Порядок внесения изменений в штатное расписание

Когда возникает понимание, что необходимо внести изменение в существующий документ, необходимо соблюсти всю формальную процедуру. Это обусловлено тем, что проверяющие органы всегда пристально смотрят на локальные документы, на которые обычно ссылаются все приказы и прочие акты и любая ошибка может быть основанием для материальной ответственности со стороны работодателя. Порядок внесения изменений обычно следующий:

  • Издается приказ, в котором указываются все необходимые изменения, которые должны быть учтены в новом штатном расписании. Обычно там же указывается причина таких изменений, которая не должна противоречить существующему законодательству.
  • Все изменения вносятся непосредственно в штатное расписание, а на документе указывается дата и основание (номер приказа), которое служит подтверждающим законодательным актом для принятия скорректированного штатного расписания.
  • В зависимости от того, какие были учтены изменения, вносятся коррективы во все сопутствующие локальные документы. Это может дополнительные соглашения с сотрудником, если поменялось наименование должности или департамента (отдела, подразделения), внесение изменений в карточку сотрудника, трудовую книжку, изменение оклада в программное обеспечение бухгалтерии для дальнейшего расчета заработной платы и т.д.

Источник: http://rabotniky.com/vnesenie-izmenenij-v-shtatnoe-raspisanie/

Штатное расписание: не обязательно, но желательно

Обязаны или не обязаны работодатели иметь штатное расписание?

Штатное расписание упоминается только в ст. 57 ТК РФ. Согласно этой статье в трудовом договоре указываются должность, специальность, профессия (с квалификацией) в соответствии со штатным расписанием организации или конкретная трудовая функция работника.

Отсюда следует, что если трудовым договором определена должность, специальность или профессия (как это обычно бывает), то работодатель, заключивший такой трудовой договор с работником, обязан иметь штатное расписание. И наоборот, если во всех трудовых договорах, заключенных данным работодателем с работниками, описывается трудовая функция (т.е. описывается конкретная работа, которую обязан выполнять работник), то необходимость в штатном расписании отпадает.

Кроме того, ст. 57 ТК РФ ни в каких случаях не обязывает работодателей — физических лиц иметь штатное расписание, даже если они являются, например, индивидуальными предпринимателями. Ведь в ней прямо и недвусмысленно говорится о “штатном расписании организации”.

Отметим, что чиновники федеральной инспекции труда могут расценить отсутствие штатного расписания (даже в тех случаях, когда оно по смыслу ст. 57 ТК РФ и не требуется) как нарушение трудового законодательства и оштрафовать работодателя по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Иногда в трудовые договоры с работниками вносятся указания на определенные должности, специальности или профессии, а штатное расписание, которое закрепляло бы наличие этих должностей, специальностей и профессий в соответствующей организации, отсутствует.

Можно ли говорить, что одно из существенных условий трудового договора — условие о трудовой функции — не согласовано сторонами? На наш взгляд, нельзя.

Штатное расписание утверждается локальным нормативным актом организации. Следовательно, его наличие или отсутствие и содержание зависят от волеизъявления только работодателя. Обязанность составить и утвердить штатное расписание лежит только на работодателе.

Однако наличие или отсутствие штатного расписания, а также его несоответствие трудовому договору, который заключается по взаимному соглашению работодателя и работника, не может препятствовать осуществлению работником своих трудовых прав. Невыполнение работодателем своей обязанности по составлению и утверждению штатного расписания не влияет на условия заключенного работодателем и работником трудового договора.

Читайте так же:  Какие банки предлагают рефинансирование кредитов

Таким образом, трудовой договор, в котором указана определенная должность, специальность или профессия, не может считаться незаключенным только на том основании, что у работодателя отсутствует штатное расписание. Работник будет выполнять трудовую функцию, предусмотренную таким трудовым договором (т.е. работать по установленной в договоре должности, специальности или профессии).

Иногда работников принимают на работу на должности, не предусмотренные имеющимся в организации штатным расписанием. Противоречие между штатным расписанием и трудовым договором должно решаться в пользу последнего (ст. 8 ТК РФ), по крайней мере, в отношении данного работника. Работник считается принятым по установленной в трудовом договоре должности, специальности или профессии.

Отсутствие штатного расписания может повлечь некоторые проблемы. Работодатель, который не имеет штатного расписания, лишается возможности провести сокращение численности или штата работников. Точнее, провести сокращение численности или штата работников работодатель может, а вот документально подтвердить правомерность своих действий он в случае спора не сможет.

Штатное расписание является локальным нормативным актом работодателя (ст. 8 ТК РФ). Трудовым законодательством не предусмотрено, что штатное расписание утверждается с учетом мнения представительного органа работников.

Работодатель самостоятельно утверждает штатное расписание (например, приказом или распоряжением руководителя организации), самостоятельно решает вопросы его изменения и дополнения.

Изменения в штатное расписание могут вноситься работодателем сколь угодно часто. В случае спора об увольнении работников по сокращению штата целесообразность изменения штатного расписания судами не рассматривается.

Форма штатного расписания — унифицированная форма № Т-3 “Штатное расписание” — утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 “Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты”. Обычно работодатели применяют эту форму.

Некоторые эксперты в области трудового законодательства считают, что применение именно данной формы строго обязательно для работодателей, а “всякое своеволие” в данном вопросе может грозить организации неисчислимыми бедами.

Тезис об обязательности унифицированной формы № Т-3 “Штатное расписание” родился на основании ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Согласно этой статье первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. И только документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, могут составляться в произвольной форме, но обязательно должны содержать все реквизиты, указанные в ст. 9 Закона “О бухгалтерском учете”.

Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 835 “О первичных учетных документах” разработка и утверждение альбомов унифицированных форм первичной учетной документации были возложены на Госкомстат России (в настоящее время — Федеральная служба государственной статистики).

Отсюда делается вывод, что если Госкомстат России утвердил какую-либо унифицированную форму, то она подлежит обязательному применению.

Однако здесь упускается из виду самое главное — Госкомстат России был уполномочен Правительством РФ утверждать унифицированные формы первичных документов. А что такое первичный документ?

Первичным документом может признаваться только документ, который оформляет какую-либо хозяйственную операцию организации, подлежащую отражению в бухгалтерском учете.

Но ведь штатным расписанием не оформляются никакие хозяйственные операции организации. На основании штатного расписания не осуществляются какие-либо бухгалтерские проводки (даже зарплата работникам-повременщикам начисляется не на основании штатного расписания, а на основании табеля учета рабочего времени).

Следовательно, работодатели имеют право не применять унифицированную форму штатного расписания, а разработать свою.

Унифицированная форма № Т-3 “Штатное расписание” может рассматриваться только как рекомендательная.

Неприменение унифицированной формы штатного расписания не является нарушением трудового законодательства или законодательства о бухгалтерском учете.

Для тех работодателей, которые применяют унифицированную форму штатного расписания, мы приводим пример ее заполнения (см. ниже).

При заполнении унифицированной формы штатного расписания могут возникать вопросы относительно порядка заполнения графы 4, в которой указывается количество штатных единиц. В том случае, если организацией предусматривается содержание неполной штатной единицы, при заполнении графы 4 количество неполных штатных единиц указывается в соответствующих долях, например 0,25 (см. Указания по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1).

Очень часто работодатели сталкиваются с трудностями при заполнении граф 5-9, в которых отражается заработная плата работника. Попробуем в них разобраться.

Если работодатель не имеет возможности заполнить данные графы в рублях, например, в связи с тем, что надбавки установлены работнику в процентах или коэффициентах, то в соответствующих графах допускается указывать проценты или коэффициенты.

Если размер процентов и коэффициентов изменяется, то, на наш взгляд, не будет ошибкой поставить в соответствующих графах прочерки, а в графе 10 сделать ссылку на документ, который регулирует изменение этих процентов и коэффициентов.

Например, процентная надбавка работникам Крайнего Севера меняется в зависимости от продолжительности “северного” стажа. Поэтому при заполнении унифицированной формы штатного расписания в графах 6 — 8 можно поставить прочерки (при отсутствии других надбавок), а в графе 10 сделать ссылку на соответствующий нормативный правовой акт, которым регулируется установление работникам Крайнего Севера процентных надбавок к заработной плате.

Иные стимулирующие выплаты, кроме надбавок, в унифицированной форме штатного расписания не показываются. То есть, нет необходимости отражать в унифицированной форме штатного расписания премии и иные стимулирующие выплаты, не являющиеся надбавками.

Чем именно надбавки заслужили право присутствовать в унифицированной форме штатного расписания, неясно. Тем более что официального определения надбавки в трудовом законодательстве России нет.

Подсчет итога по графам 5-9 возможен только тогда, когда тарифные ставки и надбавки установлены в одинаковых единицах за одинаковый период времени.

Если в соответствующих графах кроме рублей используются проценты и коэффициенты, а в организации используется не только повременная, но и сдельная система оплаты труда, то вывести итог по графам 5 — 9 унифицированной формы штатного расписания не представляется возможным.

Наименования должностей, профессий и специальностей, которые фигурируют в штатном расписании организации, устанавливаются работодателем самостоятельно.

Если же с выполнением работ по определенным должностям, специальностям или профессиям связано предоставление каких-либо льгот или наличие ограничений, то эти должности, специальности и профессии и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках (ст. 57 ТК РФ). Квалификационные справочники утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Если в указанных справочниках такие профессии и должности отсутствуют, то в штатном расписании организации (и в трудовых договорах) наименования профессий и должностей, на наш взгляд, должны указываться в соответствии с нормативным правовым актом, предоставляющим льготы или налагающим ограничения. Трудовое законодательство России содержит довольно большое количество нормативных правовых актов, которые предоставляют льготы и ограничения для различных категорий работников. Поэтому при составлении штатного расписания работодателю лучше придерживаться соответствующих квалификационных справочников.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=002588

Трудовой кодекс рф штатное расписание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here