Трудовые споры за рубежом

Статьи

На сегодняшний день коллективные трудовые споры рассматриваются, более детально в гражданских судах, что нередко вызывает определенные сложности в процессе их разрешения.

Среди основных причин, которые могут послужить поводом для обращения в судебные органы, выступают существенно изменившиеся условия работы, которые коснулись либо абсолютно всех работников предприятия, либо отдельных подразделений или отделов фирм. Нередко поводом для обращения может послужить отказ работодателя от учета мнения трудового коллектива или его представителей в отношении принятия актов, которые содержат нормы трудового права.

Особенности разрешения коллективных трудовых споров за рубежом

В Европе процесс разрешения коллективных трудовых споров сегодня возможен по одному из двух сценариев. Первый из них, активно используемый в Германии, предусматривает использование системы участия трудящихся в процессе управления предприятием. Как правило, данный подход может предусматривать наличие представителей от трудового коллектива в составе комиссии, которая занимается разрешением любых спорных вопросов на совместном обсуждении с присутствием руководителей предприятия.

Избираются такие органы в большинстве случаев сотрудниками компании за счет открытого или тайного голосования. Наибольший спрос подобная система урегулирования сложной ситуации, возникшей в работе с коллективом, распространена на территории Греции, Португалии, Испании и, конечно же, Германии.

Еще один достаточно популярный и востребованный вариант участия предусматривает наличие в комиссии смешанного представительства, состоящего из наёмных работников и работодателя, в большинстве случаев на паритетных началах. Подобная система отчетливо просматривается на предприятиях Великобритании, Франции или Бельгии.

В этих странах нередко ключевая роль отводится размеру предприятия. К примеру, если речь идет о компании, в которой работает около 10 человек, весь трудовой коллектив может принимать участие в разрешении коллективных споров. А вот когда численность сотрудников фирмы превышает отметку в 50 человек, более рациональным решением становится выбор компетентного представителя рабочего коллектива.

Нередко может использоваться и организация профсоюза, который во время работы наемных работников и возникновения спорных или сложных трудовых отношений будет отстаивать их интересы за счет привлечения компетентных органов. Чаще всего подобная система используется на ирландских и итальянских предприятиях. Сегодня она стала востребованной и актуальной и на территории США, где довольно часто одним из наиболее эффективных и нередко используемых на практике инструментов отстаивания позиций сотрудников коммерческой фирмы или государственного предприятия выступает забастовка.

Насколько эффективны данные методы, говорить достаточно сложно, однако, согласно статистике, показатели текучести кадров в Америке намного меньше, чем в странах СНГ.

Полезное
– Наследственное право в РФ регулируется частью 3 Гражданского кодекса РФ, главы 61-65

– Приказ Минюста №99 Формы регистрации нотариальных действий

Источник: http://www.enasled.ru/docsc/925-sposoby-razresheniya-kollektivnyh-trudovyh-sporov-za-granicey.html

Трудовые права российских граждан за рубежом

В настоящее время российские граждане все больше стремятся к получению доходов вне пределов территории Российской Федерации.

Наряду с самостоятельным поиском работы и трудоустройством за пределами территории России есть еще два канала трудоустройства за рубежом: в рамках соответствующих международных соглашений при содействии Федеральной миграционной службы России и через посреднические организации.

Труд граждан за границей может определяться как нормами российского права, так и нормами права страны, в которой осуществляется трудовая деятельность.

Нормами российского права труд российских граждан определяется в следующих случаях, когда они:

  • направляются на работу в учреждения и организации России за границей;
  • направляются в командировку и т. д.

В соответствии с Законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 О занятости населения в Российской Федерации» «деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, осуществляется российскими юридическими лицами на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации своим постановлением от 23 декабря 2006 г. № 797 утвердило специальное Положение о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в соответствии с которым лицензирование деятельности по трудоустройству за границей осуществляется Федеральной миграционной службой (далее – лицензирующий орган).

К деятельности по трудоустройству за границей относится оказание гражданам Российской Федерации услуг по содействию в поиске оплачиваемой работы у иностранного работодателя за пределами Российской Федерации, получении разрешения на работу в иностранном государстве, заключении трудового договора с иностранным работодателем.

Лицензия на осуществление деятельности по трудоустройству за границей (далее – лицензия) выдается на 5 лет.

В данном положении прописаны определенные лицензионные требования, предъявляемые к организациям.

Грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются:

  • оказание услуг гражданину по трудоустройству без заключения лицензиатом договора с иностранным работодателем;
  • отсутствие или нарушение в договоре, заключенном между лицензиатом и гражданином, существенных условий, предусмотренных подп. «в» п. 5 настоящего Положения.

Для получения лицензии соискатель лицензии направляет в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. По итогам рассмотрения заявления лицензия либо выдается, либо нет.

При рассмотрении заявления о предоставлении лицензии лицензирующий орган проводит проверку полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, а также проверку возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий.

Проверка полноты и достоверности указанных сведений проводится путем их сопоставления со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, которые предоставляются лицензирующему органу Федеральной налоговой службой в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Читайте так же:  Если сокращенный работник заболел после сокращения

Источник: http://be5.biz/pravo/m022/73.html

Трудовые споры за рубежом

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.

  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
  • Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
  • Публикации ВШЭ
  • Статьи
  • Системы трудовых судов в зарубежных странах

Статья

Системы трудовых судов в зарубежных странах

В статье проводится сравнительный анализ систем трудовой юстиции Федеративной Республики Германии и Франции. Проводится сравнение между правовыми системами, в которых трудовые споры компетентны разрешать трудовые суды, и системами, в которых трудовые споры рассматриваются органами исполнительной власти. Нереализованный проект о создании о трудовой юстиции в Российской Федерации.

Данное авторское учебно-методическое пособие предназначено для использования при подготовке магистров по новым образовательным стандартам по программе «Правовое обеспечение и защита бизнеса».

Применение учебно-методического пособия в процессе освоения магистерской программы поможет студентам приобрести углубленные профессиональные знания в области регулирования трудовых отношений, освоить требования к кадровым документам; окажет помощь в организации высококвалифицированной работы с персоналом и в оформлении трудовых отношений, в грамотном решении задач, возникающих в трудовых (служебных) отношениях, при принятии решений в своей профессиональной деятельности; позволит овладеть проблематикой современной юриспруденции, обеспечит освоение консультативной, аналитической деятельности, состоящей в оценке законодательной и правоприменительной практики.

В издании подробно прокомментировано действующее законодательство о локальных нормативных актах, содержащих нормы трудового права, которые обязательны для принятия работодателем, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

В статье анализируются актуальные вопросы зарубежной теории трудового права: необходимость разработки новой концепции и универсальной парадигмы трудового права; проблема формирования «международного трудового права»; современные тенденции в разработке классификации отношений по труду.

В статье рассматриваются актуальные теоретические и практические вопросы расторжения трудового договора по инициативе работодателя по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ, т.е. в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.

Источник: http://publications.hse.ru/articles/71542424

Трудовые споры в международном и зарубежном праве — Курсовая работа

1. Международно-правовое регулирование разрешения трудовых споров

1.1 Понятие и классификация трудовых споров в международном праве…5

1.2 Международно-правовое регулирование трудовых отношений….8

2. Рассмотрение трудовых споров в зарубежных странах…12

2.1 Органы, уполномоченные решать трудовые споры…12

2.2 Разрешение трудовых споров в США, Великобритании, Франции и Израиле….14

Список использованной литературы….28

Актуальность исследования в курсовой работе обусловлена, в первую очередь необходимостью изучения позитивного зарубежного опыта, поскольку в настоящее время роль рассмотрения трудовых споров в судах общей юрисдикции в России принижена из-за чрезмерной загруженности судов, а также связанной с этим мотивацией судей на затягивание трудовых дел «из-за их сложности». Между тем, в настоящее время страны Запада являются основными экономическими партнерами России и инвесторами в нашу экономику. В этих странах накоплен огромный опыт в сфере регулирования труда и найма, и было бы неразумно при разработке и совершенствовании нового трудового законодательства полностью проигнорировать данный опыт.

Опыт Международной организации труда основывается на практике мирного разрешения коллективных трудовых споров, а также забастовочного движения в разных странах в течение более чем 200 лет. Между тем, в России трудовое право в течение длительного периода находилось в состоянии относительной изоляции от внешнего мира, и концепции, сложившиеся в отношении трудовых споров в нашей стране и за рубежом формировались с совершенно разных философских позиций. Начиная с 1917 г. и до момента распада Советского Союза трудовое право у нас воспринималось не как результат переговоров, социальной борьбы и взаимных уступок, а как «инструмент социального управления», регулируемый государством посредством законодательства.

Цель исследования в курсовой работе – комплексный анализ трудовых споров в международном и зарубежном праве.

Объект исследования – зарубежное законодательство в интерпретации российских правоведов.

Предмет исследования – трудовые споры в международном и зарубежном праве.

Поставленная в работе цель обусловила задачи:

— рассмотреть понятие и классификацию трудовых споров в международном праве;

— рассмотреть международно-правовое регулирование трудовых отношений;

— охарактеризовать органы, уполномоченные решать трудовые споры;

— рассмотреть разрешение трудовых споров в США, Великобритании, Франции и Израиле.

При написании работы применялись как общие методы научного познания (анализ, синтез и сравнение), так и специальные правовые методы исследования.

Положения о запрете рабства и принудительного труда содержатся в ст. 4 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Федеральным законом от 30.03.1998 N 54-ФЗ.

Конвенция о правах ребенка. Данный документ посвящен исключительно защите прав детей (несовершеннолетних), то есть лиц, не достигших возраста 18 лет (ст. 1 Конвенции). Однако в связи с тем, что законодательные акты большинства современных государств мира (включая Россию) допускают для несовершеннолетних лиц возможность вступать в трудовые отношения, права и свободы детей в данных отношениях не могли остаться в Конвенции без внимания. Конвенция также может использоваться несовершеннолетними работниками (их законными представителями) наряду с законодательными актами Российской Федерации при защите трудовых прав в судебном или административном порядке.

Филадельфийская декларация. Данная декларация вошла в качестве приложения в Устав МОТ и поныне является хартией целей и задач Международной организации труда. Декларация открывается подтверждением фундаментальных принципов МОТ, в частности, она гласит, что: труд не является товаром; свобода слова и свобода объединения являются необходимым условием постоянного прогресса; нищета в любом месте является угрозой для общего благосостояния; все люди, независимо от расы, веры или пола, имеют право на материальное благосостояние и духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей.

Читайте так же:  Работы по устройству труб

Учреждения зарубежной специализированной трудовой юстиции, функционирующие полностью оправдывают себя. Процедура разрешения дел по трудовым спорам должна быть менее формальной, более дешевой, а сроки прохождения дела и исполнения решения более короткими, чем это принято в обычных гражданских судах. В большинстве европейских стран сформирована специализированная трудовая юстиция в виде трудовых судов или административных органов. Эти структуры наделены функциями по разрешению трудовых споров. Специализированные трудовые суды существуют в Германии, Финляндии, Великобритании, Франции, Австрии, Бельгии, Дании, Люксембурге, Испании, Португалии, Швейцарии (в отдельных кантонах), Швеции и ряде других стран.

В европейских странах, таких, как Франция, проводят различие, прежде всего, между индивидуальными и коллективными спорами, причем первые всегда считаются спорами о правах, а последние спорами об интересах, хотя могут быть и спорами о правах. Помимо упомянутых видов трудовых споров, во многих странах существуют и другие категории, в отношении которых используются специальные процедуры урегулирования. К ним относятся споры о признании профсоюза и споры о недобросовестной трудовой практике, в частности, споры, касающиеся осуществления профсоюзных прав.

Основной принцип, лежащий в основе процедур разрешения споров о правах, заключается в том, что если эти споры не урегулированы с помощью переговоров, то они должны решаться в судебном порядке или арбитрами, а не с помощью забастовок, поскольку они связаны с определением содержания существующих прав и обязанностей.

Таким образом, в большинстве зарубежных стран трудовые споры делятся на подвиды, для каждого из которых установлен особый порядок рассмотрения. В других государствах принято различать две категории споров: с одной стороны, по предмету (споры о правах и споры об интересах); с другой по субъекту (индивидуальные споры и коллективные трудовые споры).

Нормативные правовые акты

1. Всеобщая декларация прав и свобод человека и гражданина от 9 декабря 1948г. // Права человека. Сб. международных договоров. Нью-Йорк, 1989

2. Декларация прав человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991 № 52

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. // Права человека. Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года) [Электронный ресурс]//un.org› ru/documents.

5. Конвенция № 118 «О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства в области социального обеспечения (1964 г.). [Электронный ресурс]// h**t://w*w.conventions.r*/view_base.php? >

6. Соглашение между государствами — участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей (Минск, 14 февраля 1992 г.) // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». – 1992. – № 2. С. 56.

7. Закон Китайской народной республики (КНР) «О медиации и арбитраже трудовых споров» от 01.05.2008г. [Электронный ресурс]// h**t://mosmediator.narod.r*/mezhdunarodnie_akti/zakon_knr_o_mediatsii_i_arbitrazhe_trudovih_sporov_/.

1. Гефтер, Ю. Правовое регулирование труда в Соединенных Штатах Америки. // Кадровик. Трудовое право для кадровика», 2009, N 9.

2. Доклад Административного совета МВТ на 262-й сессии, состоявшейся в марте-апреле 1995 г. Женева, 1995 г. С. 32-42.

3. Киселев, ИЛ. Трудовое право России. Историко-правовое исследование М, 2010. С 165-168.

4. Климов, П.В. Разрешение трудовых споров в Великобритании // Законодательство, 2001, № 6.

5. Климов, П.В. Правовое регулирование расторжения трудового договора по трудовому праву Великобритании // Законодательство, 2001, № 9.

6. Климов, П.В. Трудовой договор в Англии: Автореферат дисс… к. ю. н. М., 2002.

7. Лазарев, В.Ф. Социальные амортизаторы и судебная система. // h**t://w*w.kapr.r*/articles/2002/8/376.html.

8. Лютов, Н.Л. Международно-правовое регулирование разрешения коллективных трудовых споров: по актам ООН, МОт и др., а также законодательству отдельных стран: Автореферат дисс… к. ю. н. — М.,2001. С. 5-24.

9. Москвитина, Т. И швец, и жнец. // Газета о правах человека. // h**t://socizdat.r*/publ/vpu/22_2010_g/i_shvec_i_zhnec/47-1-0-146.

10. Некоторые аспекты регулирования трудовых отношений в зарубежных странах. // h**t://w*w.hr-portal.r*/article/nekotorye-aspekty-regulirovaniya-trudovykh-otnoshenii-v-zarubezhnykh-stranakh.

11. Семенюта, Н.Н. Ограничение прав работодателя международно-правовыми актами о труде//Вестник Омского университета. Вып. 2. 2008. С. 99.

12. Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XVI.-М., 1957. С. 351.

Источник: http://www.diplom-center.ru/121037

Лекция №5. Рассмотрение спора с участием посредника.

Рассмотрение спора с участием посредника.
Чем эффективна данная процедура?
Соглашение сторон о кандидатуре посредника.
Кто может быть посредником?
Каковы его функции?
Какими правами он наделен?
Механизм рассмотрения спора с участием посредником.
Форма принимаемых решений .

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника.

Видео (кликните для воспроизведения).

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника является одним из этапов примирительных процедур. Основная цель привлечения посредника — разрешение сторонами коллективного трудового спора разногласий, неурегулированных примирительной комиссией. После составления протокола разногласий стороны коллективного трудового спора не позднее следующего рабочего дня приступают к переговорам по урегулированию конфликта с участием посредника.

Читайте так же:  Сколько стоит пройти санитарную книжку

Данная процедура не является обязательной, и проводится только в том случае, если:

1)стороны не достигли соглашения при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией;

2)стороны приняли решение о приглашении посредника;

3) стороны заключили соглашение об его кандидатуре.

Чем эффективна данная процедура?

Эффективность данной процедуры заключается в том, что посредник оказывает помощь сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон. Его участие в рассмотрении коллективного трудового спора предоставляет сторонам дополнительные возможности для его урегулирования

Посредник предлагает сторонам спора альтернативы по процедуре и существу переговорного процесса для того, чтобы помочь успешному ходу переговоров.

Выбор посредника.

Стороны коллективного трудового спора в течение двух рабочих дней могут пригласить посредника.

Посредником может быть любой независимый специалист, приглашаемый как сторонами, так и по рекомендации соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров,

За рекомендацией кандидатуры посредника стороны могут обратиться государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров», созданного социальными партнерами г. Москвы 11 сентября 2001 г. (постановление № 840-ПП Правительства Москвы). Учреждение может предложить социальным партнерам выбрать посредника из списка трудовых арбитров, которые прошли обучение и являются квалифицированными специалистами в области рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров. В регионах при трехсторонней комиссии может быть создан постоянно действующий трудовой арбитраж, который может оказать содействие в подборе трудового арбитра и выработке регламента процедуры урегулирования спора с участием посредника.

Соглашение сторон о кандидатуре посредника.

Соглашение об участии конкретного лица в качестве посредника и условиях его участия в разрешении коллективного трудового спора, оформляется соглашением сторон коллективного трудового спора.

Возможная компенсация затрат лицу, привлекаемому к рас­смотрению коллективного трудового спора в качестве посредника, может осуществляться по соглашению сторон коллективного трудового спора.

Если в течение двух рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

Функции и права посредника.

Посредник в своей деятельности по урегулированию кол­лективных трудовых споров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и урегулирования коллективных трудовых споров, Регламентом принятым сторонами коллективного трудового спора.

Главная функция посредника — оказание помощи сторонам коллективного трудового спора в поисках взаимоприемлемого решения по урегулированию коллективного трудового спора на основе конструктивного диалога с соблюдением принципа равноправия сторон.

Посредник не должен оказывать давления на стороны при принятии того или иного решения.

Посредник имеет право:

запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения, касающиеся данного коллективного трудового спора;

в процессе рассмотрения коллективного трудового спора по необходимости проводить совместные и раздельные заседания представителей сторон;

предлагать возможные варианты разрешения коллективного трудового спора;

подписывать решения, принятые сторонами при его участии.

Посредник обязан сохранять государственную, служебную, коммерческую и иную, охраняемую законом тайну при осу­ществлении своих функций во время участия в примирительных процедурах.

Порядок рассмотрения спора с участием посредника.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до 3-х рабочих дней со дня его утверждения сторонами.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур с участием посредника, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника, обязательность исполнения принятого решения оформляется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника. «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров» разработал и утвердил типовой Регламент примирительных процедур – трудовым арбитражем и с участием посредника, который стороны могут использовать при рассмотрении коллективного трудового спора.

Форма принимаемых решений

Согласованное решение сторон оформляется протоколом сов­местного заседания сторон и посредником.

Если соглашение не достигнуто или достигнуто лишь по некоторым вопросам составляется протокол разногласий, который подписывается сторонами и посредником, в котором должны быть отражены дальнейшие намерения одной из сторон (например, создание трудового арбитража).

Позиции каждой из сторон коллективного трудового спора на переговорах, их предложения, высказанные посреднику кон­фиденциально в ходе переговоров, не должны передаваться другой.

Схема рассмотрения спора с участием посредника.

Соглашение сторон о кандидатуре посредника.

Регламент сторон о порядке рассмотрения спора с участием посредника.

Нормативно- правовые акты. Ст.403 ТК РФ

Источник: http://study.trudsud.ru/programs/3/5/

Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Коллективный трудовой спор — это неурегулированные раз­ногласия между работниками (их представителями) и работода­телями (их представителями) по поводу установления и изме­нения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглаше­ний, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение вы­борного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).

Специфическими признаками коллективного трудового спора являются особый субъектный состав (его коллективный харак­тер) и особый предмет разногласий.

Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определённым организационным единством (члены профсоюза, работники организации, её обособленного структурного подразделения) и объединённые общими профессиональными (социально-трудо­выми) интересами. Другим субъектом спора является или рабо­тодатель или объединение работодателей, т.е. данная сторона спора также может быть представлена своеобразным коллекти­вом — работодателями данной отрасли, территории и т. п.

Читайте так же:  Мед отсрочки от армии

Предметом коллективного трудового спора являются закон­ные интересы и права объединённых в трудовые коллективы работников.

Такой спор может возникнуть по поводу:

— установления и изменения условий труда;

— заключения, изменения и выполнения коллективных дого­воров, соглашений;

— отказа работодателя учесть мнение выборного представи­тельного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организации.

Таким образом, для того, чтобы неурегулированные разно­гласия между работниками и работодателями были квалифици­рованы как коллективный трудовой спор, необходимо наличие обоих указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них, его нельзя признать коллективным.

Коллективные трудовые споры традиционно рассматрива­ются в качестве споров об интересах , к которым можно отнести, в частности, споры, возникшие на стадии коллективных пере­говоров. Но наиболее распространёнными в настоящее время являются споры о праве о выполнении условий заключённого коллективного договора или соглашения.

Таким образом, коллективные трудовые споры по их харак­теру можно разделить на два вида:

— по поводу установления или изменения социально-эконо­мических условий труда и быта работников, заключения или изменения коллективных договоров и других социально-парт­нёрских соглашений;

— по поводу выполнения коллективных договоров и соглаше­ний, отдельных норм трудового законодательства.

В коллективном трудовом споре от имени спорящих сторон выступают их представители. Представителями работников яв­ляются органы профсоюзов и их объединений, уполномочен­ные на представительство в соответствии с их уставами, иные представительные органы, образованные на собраниях (конфе­ренциях) работников и уполномоченные ими. Представители работодателей — это руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, индивидуальные предприниматели (лично), полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

В разрешении коллективных трудовых споров принимают участие государственные органы по урегулированию коллек­тивных трудовых споров . В качестве таких органов выступают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегули­рования коллективных трудовых споров (в настоящее время — Федеральная служба по труду и занятости ), и органы исполни­тельной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров. Их задачи и полномочия опре­делены ст. 407 ТК РФ .

Днём начала коллективного трудового спора является день со­общения решения работодателя (его представителя) об откло­нении всех или части требований работников (их представите­лей), либо несообщение работодателем (его представителем) в установленный срок своего решения. С этого момента стороны могут начать примирительные процедуры рассмотрения кол­лективного трудового спора.

Все действия сторон коллективного трудового спора, согла­шения и решения, принимаемые в связи с разрешением этого спора, должны оформляться протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, а также органом, возглавляющим забастовку, если она будет иметь место ( ст. 418 ТК РФ ).

Порядок урегулирования разногласий самими спорящими сто­ронами начинается с формулирования и утверждения общим собранием (конференцией) работников требований, которые излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных тру­довых споров. Правом выдвижения требований обладают работ­ники и их представители, определённые в соответствии со ст. 29-31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ .

Эти требования утверждаются большинством голосов при­сутствующих на собрании (конференции) ( ст. 399 ТК РФ ). При этом собрание работников считается правомочным, если на нём присутствует более половины работающих, а конферен­ция — если на ней присутствует не менее двух третей избран­ных делегатов. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требова­ний и не вправе препятствовать его (её) проведению.

Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и в течение трёх рабочих дней со дня их получения сообщить в письменной форме о своем ре­шении представительному органу работников организации, (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя. Представителям работодателей (объединений работодателей) на федеральном, межрегиональном, региональном, территориаль­ном, отраслевом уровнях на ответ профсоюзам (их объединени­ям) отведен один месяц (ст. 400 ТК РФ).

Если все требования удовлетворяются, то разногласия сто­рон погашаются и спора не возникает. Если работодатель пол­ностью или частично отклоняет эти требования или не даёт на них ответа, возникает коллективный трудовой спор.

В соответствии с ч. 1 ст. 401 ТК РФ порядок разрешения кол­лективного трудового спора состоит из следующих этапов: рас­смотрение коллективного трудового спора примирительной ко­миссией; рассмотрение коллективного трудового спора с уча­стием посредника и (или) в трудовом арбитраже. При этом рассмотрение спора примирительной комиссией является обя­зательным этапом, а в случае недостижения согласия в прими­рительной комиссии стороны спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбит­ража. Спор также передается на рассмотрение в трудовой ар­битраж в случае уклонения одной из сторон от участия в созда­нии или работе примирительной комиссии (ч. 1 ст. 406 ТКРФ).

Таким образом, существуют три возможные схемы исполь­зования примирительных процедур:

— примирительная комиссия — посредничество;

— примирительная комиссия — трудовой арбитраж;

— примирительная комиссия — посредничество — трудовой арбитраж.

Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Кроме того, каждая из сторон спора в любой момент после его начала вправе обратиться в соответствующий государственный орган для уведомительной регистрации спора.

Читайте так же:  Что нужно чтобы взять кредит

Каждая примирительная процедура проводится в предусмот­ренные ТК РФ сроки, которые в случае необходимости могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудо­вого спора.

В период рассмотрения и разрешения коллективного трудово­го спора на всех этапах примирительных процедур работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, шест­вия и пикетирования в поддержку своих требований в порядке, установленном Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пике­тированиях».

Примирительная комиссия — это паритетный орган спорящих сторон. Она создается в срок до трёх рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании ко­миссии на локальном уровне социального партнерства оформ­ляется соответствующим приказом (распоряжением) работода­теля и решением представителя работников. Решения о созда­нии примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоря­жением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников. Примирительная комиссия форми­руется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. При этом стороны не вправе укло­няться от создания комиссии и участия в её работе, а работода­тель обязан создать необходимые условия для работы комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен при­мирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момен­та издания приказа (распоряжения) о её создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон , что оформляется протоколом. Решение комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформля­ется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены данным решением.

Рекомендуемый порядок организации работы примиритель­ной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора определен постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 57.

После пяти календарных дней работы примирительной ко­миссии может быть однократно объявлена часовая предупреди­тельная забастовка , о которой работодатель должен быть преду­преждён в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

Вторым этапом примирительных процедур является рассмот­рение коллективного трудового спора с участием посредника. Согласно ч. 1 ст. 403 ТК РФ стороны могут пригласить его в те­чение трёх рабочих дней после составления примирительной ко­миссией протокола разногласий. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответст­вующий государственный орган по урегулированию коллектив­ных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредни­ка. Если в течение трёх рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандида­туры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с уча­стием посредника. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием по­средника утверждены постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 58.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием по­средника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторо­нами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Если соглашение сторон по спору не достигнуто и составлен протокол разногласий , то с этого момента стороны обращаются к третьему этапу примирительных процедур — трудовому арбит­ражу. Трудовой арбитраж представляет собой временно дейст­вующий орган по рассмотрению коллективного трудового спо­ра, который создаётся в случае, если стороны этого спора за­ключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений ( ст. 404 ТК РФ ).

Трудовой арбитраж создаётся сторонами коллективного тру­дового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позд­нее трёх рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником.

В случаях уклонения работодателей (их представителей) от создания трудового арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастов­ки, за исключением случаев, когда в соответствии с Трудовым кодексом (ч. 1 и 2 ст. 413) в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена. В этих случаях создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, пол­номочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. При этом сто­роны могут принимать во внимание Рекомендации об органи­зации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже , утверждённые постановлением Минтру­да России от 14 августа 2002 г. № 591. Если стороны не прихо­дят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, когда создание арбитража является обязательным, то решение по этим вопросам принимает соот­ветствующий государственный орган по урегулированию кол­лективных трудовых споров.

Коллективный трудовой спор рассматривается в арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти ра­бочих дней со дня его создания. Рекомендации трудового ар­битража по урегулированию коллективного трудового спора пе­редаются сторонам этого спора в письменной форме.

Соглашение , достигнутое сторонами в ходе разрешения кол­лективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его выпол­нением осуществляется сторонами коллективного трудового спора ( ст. 408 ТК РФ ).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studopedia.ru/2_58352_kollektivnie-trudovie-spori-i-poryadok-ih-razresheniya.html

Трудовые споры за рубежом
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here